Похожие презентации:
Александр III (1881 – 1894)
1. Александр III
1881 – 18942.
3. Образование
• Воспитателями был генерал-адъютант, граф В.А. Перовский• Образованием будущего императора заведовал известный
экономист, профессор Московского университета А.И. Чивилев.
• Академик Я.К. Грот преподавал историю, географию, русский и
немецкий языки; М.И. Драгомиров – тактику и военную историю,
С.М. Соловьев – русскую историю. Политические и юридические
науки и законодательство изучал у К.П. Победоносцева
• Он неоднократно путешествовал по России
4. Образование
• Будучи наследником, участвовал в военных компаниях, чтооткрыло для него ясную мысль: у России есть только два друга –
армия и её флот
• Но во время царствования он старался избегать военных
конфликтов, за что получил наименование «Царь-Миротворец»
• Он интересовался музыкой, изобразительным искусством и
историей, был одним из инициаторов создания Русского
исторического общества и его председателем, занимался
собиранием коллекций предметов старины и реставрацией
исторических памятников
5. (Не) предназначен царствовать
В годовщину смерти брата 12 апреля 1866 года он записал в своемдневнике: «Никогда я не забуду этот день…первую панихиду над
телом милого друга… Я думал в те минуты, что я не переживу брата,
что я буду постоянно плакать только при одной мысли, что нет
больше у меня брата и друга. Но Бог подкрепил меня и дал силы
приняться за новое мое назначение. Может быть, я часто забывал в
глазах других мое назначение, но в душе моей всегда было это
чувство, что я не для себя должен жить, а для других; тяжелая и
трудная обязанность. Но: «да будет воля Твоя, Боже». Эти слова я
твержу постоянно, и они меня утешают и поддерживают всегда,
потому что все, что с нами ни случается, все это воля Божия, и
поэтому я спокоен и уповаю на Господа!».
6. Личные религиозные убеждения и отношение к церковной жизни
• Был, несомненно, человеком искренне верующим, укорененным в православии,радел о Церкви, церковных интересах, чистоте православия.
• В русском обществе — по крайней мере, высшем — постепенно стала заметна
перемена, большее внимание к православию и к церковной жизни; примером
служил сам император, регулярно участвовавший в литургической жизни,
церковных Таинствах, совершавший паломничества по монастырям, почитавший
современных им подвижников благочестия.
• Накануне коронации в мае 1883 г. царская семья переехала из Кремля в
Александровский дворец в Нескучном саду и три дня провела там в самом
строгом посте и молитвах.
• Официальным духовником императорской семьи стал протоиерей Иоанн Янышев.
• Кроме этого, духовником императора стал святой праведный Иоанн
Кронштадтский
7.
8.
9.
Несмотря на многочисленныечеловеческие жертвы и сильные
повреждения подвижного состава, в том
числе царского вагона, сам император и
его семья не пострадали
10.
• Император Александр царствовал 13 лет и 7 месяцев. Постоянныезаботы и усиленные занятия рано надломили его крепкую натуру: он
стал все более недомогать.
• Перед смертью Александра III исповедовал и причащал св. Иоанн
Кронштадтский. Ни на минуту сознание не покидало царя;
простившись с родными, он сказал жене: « Чувствую конец. Будь
покойна. Я совершенно покоен»
• «Около половины 3 он причастился, – записывал в своем дневнике
вечером 20 октября 1894 г. новый император Николай II, – вскоре
начались легкие судороги, … и конец быстро настал! О. Иоанн больше
часу стоял у изголовья и держал за голову. Это была смерть святого!”
• Александр III скончался в своем Ливадийском дворце (в Крыму), не
достигнув пятидесятилетия.
11. Эпоха
Уже в Манифесте о восшествии на престол, онписал: «Посреди великой Нашей скорби глас
Божий повелевает Нам стать бодро на дело
правления, в уповании на Божий Промысел, с
верою в силу и истину Самодержавной власти,
которую Мы призваны утверждать и охранять
для блага народного от всяких на нее
поползновений».
Там же он поставил себе задачу искоренять
«гнусную крамолу, позорящую русскую землю»,
утверждать веру и нравственность, прилагать
усилия «к доброму воспитанию детей» и
«истреблению неправды и хищения»,
«водворению порядка и правды в действии
учреждений, дарованных России»
предшествующим императором
12. Эпоха
• После брожений либеральнаяинтеллигенция становится консервативной
• Реакция на реформы
• Архиепископ Херсонский Никанор
(Бровкович) писал об атмосфере тех лет:
«Это что-то новое, новое веяние, какое-то
возрождение русского духа, религиозного
духа. Надолго ли, не знаю... Чувствовалось,
что это новое веяние – нового
царствования, что во всем этом... веет дух
К. П. Победоносцева»
13. Обер-прокурор К.П. Победоносцев (1880–1905) и его церковная деятельность
Обер-прокурор К.П. Победоносцев (1880–1905) и его церковная деятельность
• Он был идеологом охранительства
• Не только в церковных, но в государственных
делах он был главным советником царя,
архитектором политического курса
правительства
• Церковь для него – это прежде всего «живое
всенародное учреждение»
• У него не было отношений с духовными
подвижниками его времени (Феофан
Затворник и Иоанн Кронштадтский). В нач. XX
века он выступил против прославления
преподобного Серафима
• Но заслугой его является забота о
строительстве сельских храмов, об издании
религиозно-назидательных книг и
молитвенников для народа, материальной
помощь духовенству
14. Народная вера
• Он говорил: «Народ не понимает решительно ничего ни в словах службыцерковной, ни даже в «Отче наш...»», но это неважно, ибо истина
постигается не разумом, но верою и «самые драгоценные понятия…
находятся в самой глубине воли и в полумраке»
• Ср.: «Знает же народ Христа Бога своего, может быть, еще лучше нашего,
хоть и не учился в школе. Знает, — потому что во много веков перенес много
страданий и в горе своем всегда, с начала и до наших дней, слыхивал об
этом Боге-Христе своем от святых своих, работавших на народ и стоявших за
землю русскую до положения жизни, от тех самых святых, которых чтит
народ доселе, помнит имена их и у гробов их молится. Поверьте, что в этом
смысле даже самые темные слои народа нашего образованны гораздо
больше, чем вы в культурном вашем неведении об них предполагаете, а
может быть, даже образованнее и вас самих, хоть вы и учились катехизису».
15.
16.
Сановный блюстительДуховного здравья,
Ты, рабства, бесправья,
Гонений ревнитель,
Кощей православья!
Исполненный лести,
Коварства и злобы,
Наушник без чести,
Скопец от утробы!
***
17.
Однако:• К. П. Победоносцев был крупным
мыслителем, труды по истории Церкви
(«История Православной Церкви до
начала разделения церквей» (1891)), по
вопросам воспитания, образования.
Занимался переводом Нового Завета на
русский язык.
• Был почетным членом духовных
академий, университетов, многих
научных обществ, церковных братств;
ходатайствовал перед императором о
талантах — Достоевском; его ценили
многие мыслители и писатели, в том
числе К. Н. Леонтьев, И. С. Аксаков и др.
18.
"Мое имя служит предметом пререкания и соблазнау всех так называемых общественных деятелей,
читающих газеты, и в кружках черпающих свои
представления о людях и делах. Многие ли знают
меня? И доброе, и злое мне приписывается, и всякий
оратор всякого кружка произносит мое имя с тем, что
ему нравится или не нравится. Есть множество
людей, совсем меня не знающих, коим стоит только
намекнуть, что мое имя связано с тем или другим
именем или направлением, чтоб они, не рассуждая,
примкнули к противоположному".
19.
Развитие внешней церковной жизни• Церковные события, юбилейные «памяти» получали характер
государственных празднеств: освящение храма Христа Спасителя, 1000летие Успения свт. Мефодия, 500-летие успения прп. Сергия Радонежского.
В целом с 1881 по 1894 г. прошло 17 юбилейных торжеств.
• Забота правительства об улучшении быта духовенства, строительство
новых храмов, поощрение и финансовая поддержка основания и
строительства новых монастырей, реставрация памятников. Количество
монастырей в Российской империи возросло с 610 в 1881 г. до 774 в 1894
г.; количество храмов — от 40 596 в 1881 г. до 48 621 в 1897 г.
• Особое внимание - отечественной истории. Император -председатель
Русского Исторического общества, по его инициативе был открыт в Москве
Исторический музей, в Петербурге начато создание музея русского
национального искусства (открыт уже в 1898 г. и получил название музея
им. Александра III).
20.
21.
Внешняя благополучная сторона церковной игосударственной жизни не снимает вопроса о
внутреннем состоянии и назревавших
серьезных проблемах, о чем
свидетельствовало трагическое событие 1
марта 1881 г.
Ситуация усугублялось и сложным
положением Церкви и ее отношениями с
государством: в конце XIX — начале XX в.
вопрос о необходимости восстановления
канонической формы управления Церковью
становится вопросом не только церковным,
но гражданским и политическим.
22.
Неоднозначная оценка• Не допустили революции, расширилось просветительская деятельность,
увеличилось число церковно-приходских школ, просветительских обществ,
братств, изданий, ориентированных на поднятие благочестия в народе,
упорядочена служба в храмах, храмы обеспечены церковными хорами;
появились новые церковные издания («Вера и разум» (Харьковской
семинарии, с 1884 г.), «Богословский вестник» (МДА, с 1892));
• Доминировали консерватизм и реакция; прекратилось осуществление
церковных реформ, благочестие — показное, церковно-приходские школы
и нравственные брошюры ничего не давали; начались почти гонения на
богословскую науку, нетрадиционные точки зрения преследовались;
усилилась духовная цензура, прекратили существование многие издания
1860-х годов («Православное обозрение», «Чтения Московского Общества
любителей духовного просвещения»).
23. Духовно-учебные реформы 1884 г
24. Церковно-приходские школы
• 13 июня 1884 г. императором были утверждены «Правила оцерковно-приходских школах». Утверждая их, император на
докладе о них написал: «Надеюсь, что приходское духовенство
окажется достойным своего высокого призвания в этом важном
деле»
• Школы стали открываться во многих местах России, часто в
самых глухих и отдаленных селениях, и зачастую они являлись
единственным источником просвещения для народа
• За время царствования число школ увеличилось с 4 000 до 31
000, в которых обучалось ок. 1 млн мальчиков и девочек
25.
26. Церковно-приходские школы
• Изначально школы содержались за счёт братств и попечителей,но позже на помощь пришла государственная казна: для
заведывания всеми церковно-приходскими школами был
образован при Святейшем Синоде особый училищный совет,
издающий учебники и необходимую для образования
литературу
• При Александре III был начат отпуск из казны сумм на
обеспечение духовенства. Этим распоряжением было положено
начало улучшению быта русского приходского священника.
Когда духовенство приносило благодарность за это начинание,
он сказал: «Буду вполне рад, когда мне удастся обеспечить все
сельское духовенство».
27. Иоанн Кронштадтский
• Родился в 1829 г. в семье бедного сельского дьячка вАрхангельской губернии. В приходском училище и семинарии он
проявил способность к образованию
• Когда он учился в СПбДА, хотел посвятить себя миссионерскому
делу среди народ Сибири и Северной Америки. Но он видел
пороки в Петербурге, понимая, что здесь не меньше работы
• Кандидатом богословия он вступил в брак на «невесте с
приходом» (1855) – Андреевский собор г. Кронштадта, место
административной ссылку порочных людей
• Он шёл к людям, потерянных для общества: ежедневно посещал
их дома, беседовал, утешал, ухаживал и помогал материально
«Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре. Не
нужно смешивать человека со злом, которое в нём».
• Любовь увидела вся России: паломничества (ок. 60 тыс. чел.)
• Он находил время и для дневника: «Моя жизнь во Христе»
• «Иоанниты»
«Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира БогаВседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и
мужеству!»
28. «Святой против Льва»
• «Государь очень смеялся»: кого вы находите самым замечательными ипопулярными людьми в России?
• «Прошу Льва Толстого не трогать, я ни сколько не намерен сделать из него
мученика и обратить на себя негодование всей России»
• Однако когда царь умирал в октябре 1894, к нему позвали не Толстого, а о. Иоанна
• «Господи не допусти Льву Толстому, еретику, превзошедшему всех еретиков,
достигнуть до праздника …» (сентябрь 1908): Толстой тогда как раз болел, но
выжил
• Но в конце декабря 1908 умер сам о. Иоанн, а похоронили его с великими
почестями: ни один священник в России такого не был удостоен
• Миллионы людей верили в него, как в святого: Чехов говорил, что в каждой
сахалинской избе рядом с иконами стояла фотокарточка о. Иоанна
• Через два года (осень 1910) Толстой бежит из Ясной Поляны сначала в Оптину
пустынь, а потом в Шамордино. Оттуда он тоже убежит, но у него уже не хватит
сил. Он сойдет на станции в Астапово и умрет
29. Служитель словесности постепенно замещает служителя Слова
• К кон. XVIII в. русская литература называет себя «словесность», что есть не столько письменность,сколько высшие духовные способности человека: «Слово же Божие росло и распространялось».
Возможно, это претензии на то, чтобы в «жизни гражданской», по определению святителя Игнатия,
занять то место, которое слово занимало в жизни церковной
• С разрушением быта при Петре появилась необходимость его заполнить. С легкой руки Пушкина
русский культурный быт, перестав быть церковным, осознал себя поэтичным и в том нашел свое
оправдание
• Позже Гоголь напишет: «Обращаться со словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога
человеку... Слово гнило да не исходит из уст ваших! Если это следует применить ко всем без изъятия,
то во сколько крат более оно должно быть применено к тем, у которых поприще – слово и которым
определено говорить о прекрасном и возвышенном»
• Поэт как пророк: «...огни, а не слова, излетят от тебя как от древних пророков, если только, подобно
им, сделаешь это дело родным и кровным своим делом, если только, подобно им, посыпав пеплом
главу, раздравши ризы, рыданьем вымолишь себе у Бога на то силу и так возлюбишь спасенье земли
своей, как возлюбили они спасенье богоизбранного своего народа». Так «священнодействие слова
истины» смещается в область поэтического
• Известно, что петербургские студенты ходили на исповедь к Достоевскому, а к Чехову приезжал
священник с вопросом «Как жить?» («Будьте всегда бескорыстны и честны, и это будет большое
дело...»)
30.
31.
• Антоний (Храповицкий): «Когдаумер Достоевский, тогда
воскресли многие мёртвые
духом»
• И ещё: «Прежде всего Библия,
потом церковный устав, а на
третьем месте Достоевский»
• «Житие в Бозе почившего
старца отца Зосимы»: один из
журналов опубликовал как
подлинное житие
32.
• У Толстого было своехристианство: без благодати,
без воскресения и, можно
сказать, без Бога
• Освальд Шпенглер:
«Христианство Толстого было
недоразумением. Он говорил о
Христе, но в виду имел
Маркса»
• «Великий инквизитор»
(авторитет и власть) похож на
«Христа» Толстого
33. Достоевский и Толстой
• Символ веры Толстого:1852: “Верую во единого,
непостижимого, доброго Бога, в
бессмертие души и в вечное
возмездие за дела наши; не понимаю
тайны троицы и рождения сына
Божия, но уважаю и не отвергаю веру
отцов моих».
1854: “Верую во единого всемогущего
и доброго Бога, в бессмертие души и
в вечное возмездие по делам нашим;
желаю веровать в религию отцов
моих и уважаю ее”.
34. Достоевский и Толстой
• Символ веры Толстого:1855: “Нынче я причащался. Вчера разговор о божественном и вере
навел меня на великую громадную мысль, осуществлению которой
я чувствую себя способным посвятить жизнь. – Мыль эта –
основании новой религии, соответствующей развитию
человечества, религии Христа, но очищенной от веры и
таинственности, религии практической не обещающей будущее
блаженство, но дающей блаженство на земле. Привести эту мысль в
исполнение я понимаю, что могут только поколения, сознательно
работающие к этой цели. Одно поколение будет завещать мысль эту
следующему и когда-нибудь фанатизм или разум приведут ее в
исполнение. Действовать сознательно к соединению людей с
религией, вот основание мысли, которая, надеюсь, увлечет меня”.
35. Достоевский и Толстой
• Символ веры Достоевского:1854: «Я слышал от многих, что Вы очень религиозны, Н. Д. Не потому,
что Вы религиозны, но потому, что сам пережил и прочувствовал это,
скажу Вам, что в такие минуты жаждешь, как «трава иссохшая», веры, и
находишь ее, собственно, потому, что в несчастье яснеет истина. Я скажу
Вам про себя, что я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и
даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила
и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей,
чем более во мне доводов противных. И, однако же, Бог посылает мне
иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю
и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе
символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень
прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпачнее,
разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с
ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б
кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что
истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом,
нежели с истиной».