Похожие презентации:
Русская философия
1.
1.2.
3.
4.
Русская средневековая философия
Философская мысль в России в XVIII веке
Западники и славянофилы
Философия Серебряного века
2. 1. Русская средневековая философия
Гео́ргий Васи́льевичФлоро́вский (1893 —1979
США) — православный
священник российского
происхождения,
протоиерей; религиозный
мыслитель, богослов и
историк; один из
основателей Всемирного
совета церквей.
• Философия в России
появилась в результате
принятия христианства и
была не отделима от
богословия.
• Начало русской
философии совпадают, по
выражению
Г.В.Флоровского, с
«путями русского
богословия».
3. 1. Русская средневековая философия
• Этапы средневековой философии:• На рубеже X-XI вв. - смена языческого
типа мировоззрения христианским с
внедрением богословских и
философских представлений;
• в XII-XIII вв. раннесредневековая
русская философия выступает как
сложившееся явление. После кризиса,
вызванного падением Киевской Руси в
результате монгольского нашествия,
начинается постепенный ее подъем в
XIV-XV вв.;
• XVI в. предстает апогеем развития
средневековой мысли;
• в XVII в. начинается постепенная замена
древнерусского типа мышления
новоевропейским.
4. 1. Русская средневековая философия
• Слово философия в старославянском языке имело многозначений.
• Под философами разумели:
• античных мыслителей, писателей, ученых (Платона, Сократа,
Демосфена, Вергилия, Галена);
• представителей патристики, мучеников, исповедников
христианства (Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина,
Юстина Мученика);
• просветителей и проповедников (Константина-Кирилла,
греческого богослова, произнесшего «Речь философа» перед
князем Владимиром);
• мастеров экзегезы (Климента Смолятича, Максима Грека);
• деятелей искусства, умевших воплощать мудрость
эстетическими средствами (Феофана Грека, Андрея Рублева);
• способных к необыденному мышлению людей духовного
склада вроде князя Владимира Волынского, о котором
сообщается в Ипатьевской летописи: «Владимир же разумел
притчи и темные слова и разговаривал с епископом много о
книгах, ибо был великий книжник и философ, какого не было
по всей земле и после него не будет»;
5. 1. Русская средневековая философия
• философия связывается с образомСофии Премудрости Божией (синтез
библейской девы Мудрости из Книги
Притч и эллинской Афины Паллады).
• «Этот образ проходит сквозь всю
тысячелетнюю историю отечественной
культуры и живет в многообразных ее
творениях — от величественных
кафедральных храмов Киева,
Новгорода, Полоцка, Вологды,
Тобольска, великолепных икон и
фресок, гимнографических сочинений,
произведений пластики до
софиологических трактатов Нового
времени»1.
История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и
средневековья.- М.: Греко-латинский кабинет, 1995 - с.452
6. 1. Русская средневековая философия
Илларион - первыймитрополит из русичей,
сведения о котором
весьма скупы: точно
известна лишь дата его
поставления на
митрополитский
престол — 1051 г.
• Русская философская мысль
имеет своим источником
произведения киевского
философа - митрополита
Иллариона, поставившего
вопрос о месте русского
народа в мировой истории, об
историческом значении
принятия им христианства
(«Слово о законе и
благодати», «Молитва»,
«Исповедание веры»).
7. 1. Русская средневековая философия
• В допетровской Руси авторамибогословско-философских
сочинений были
священнослужители.
Исключением является великий
князь Владимир Мономах,
занимавший киевский престол в
1113-1125 гг., по материнской
линии внук византийского
императора Константина
Мономаха.
• На склоне лет он создал
«Поучение», сохранившееся в
единственном списке в составе
Лаврентьевской летописи
8. 1. Русская средневековая философия
• В эпоху утверждения Московского царствавозникает доктрина «Москва — Третий Рим».
К ее созданию причастны многие идеологи,
основным же считают старца Филофея,
монаха Елеазарова монастыря из-под
Пскова, который в ряде посланий великому
князю Василию III, Ивану Грозному и другим
адресатам изложил основные ее принципы:
• падение "первого Рима" от язычников и
"второго Рима" от мусульман за прегрешения
против веры;
• наступление эпохи "Третьего Рима", после
которого "четвертому" не быть;
• ответственность России за весь
православный мир;
• борьба за чистоту веры, укрепление властей
духовной и светской в их взаимной
«симфонии» как тесного сотрудничества при
разделении функций.
9. 1. Русская средневековая философия
• Основой духовного развития является идеалСвятой Руси, стремление к созданию на
Русской земле очагов царства Божьего.
• Мистическое богословие в этот период
развивается под влиянием исихазма (от
греческого «исихийя» — покой, безмолвие),
или паламизма, называемого по имени его
основателя св. Григория Паламы, афонского
подвижника и богослова XIV в. Религиознофилософское учение о «Фаворском свете»,
внутренней духовной сосредоточенности,
особых приемах медитации, просветлении
плоти и гармонии духа с тварным миром
оказало значительное влияние на русскую
культуру.
10. 1. Русская средневековая философия
• Примером интереса к философииможет служить князь Андрей
Курбский - энтузиаст изучения
наследия Иоанна Дамаскина,
автор «Сказа о логике»,
«Толкования на дщицу
кафегорий», «Сказания о древе
Порфирия» и переработки «Trivii
Erotemata» под названием «От
другие диалектики Иоанна
Спанинбергера о силогизме
вытолкована», которое стало
первой печатной русской книгой
по логике, изданной в Вильно в
1586 г.
11. 1. Русская средневековая философия
• XVII в. – это время раскола: реформы Петра Iраскололи общество в политическом и культурных
ракурсах; церковная реформа в духовном.
• В это же время возникает полемика грекофилов и
латинофилов.
• К первым относят Епифания Славинецкого (ок. 16001675), «во философии и богословии изящного
дидаскала», переводчика, гимнографа, богослова,
инока Ефимия и пиита Кариона Истомина, автора
декламации о пользе наук, училищ и мудрости
философской. Все они придерживались ориентации
на византийскую православную культуру
(А.М.Панченко).
• Главой латинского направления выступил Симеон
Полоцкий (1629-1680), в миру Самуил СитниановичПетровский.
12. 1. Русская средневековая философия
• В XVII в. открыто (1687 г.) первоероссийское высше учебное
заведение Славяно-греколатинская
академия. До основания
Московского университета эта
академия и Киево-Могилянская
представляли основную кузницу
подготовки богословов,
философов, писателей, политиков.
• Они заимствовали методику
подготовки у католических
университетов, прежде всего у
Ягеллонского в Кракове,
основанного еще в XIV в.
13. 2. Философская мысль в России в XVIII веке
• Для России XVIII столетие стало векомсекуляризации.
• Григория Саввича Сковороду (1722-1794)
нередко называют первым русским
философом. Сковорода учился в Киевской
академии, много путешествовал (побывал в
Польше, Венгрии, Австрии, Италии,
Германии), овладел несколькими языками (в
том числе греческим и древнееврейским),
знал как древнюю, так и новоевропейскую
философию. Большая часть жизни
философа прошла в странничестве.
Странствуя, он пишет свои философские и
поэтические произведения. Широко
известна эпитафия на могиле мыслителястранника, написанная им самим: «Мир
ловил меня, но не поймал».
14. 2. Философская мысль в России в XVIII веке
• Его философия характеризуется:• антропоцентризмом – «Не измерив
себя прежде всего, - писал
мыслитель, - какую пользу
извлечешь из знания меры в прочих
существах?»;
• платонизмом - каждый человек в
своем земном существовании есть
лишь «сон и тень истинного
человека»;
• пантеизмом – «Бог всю тварь
проницает и содержит... Бог есть
основание и вечный план нашей
плоти... Тайная пружина всему...»
15. 2. Философская мысль в России в XVIII веке
• Старец Паисий Величковский (1722-1794)учился в Киевской академии, но, оставшись
неудовлетворенным недостаточно
православным, на его взгляд, характером
обучения, покидает ее. Странствия приводят
Паисия на Афон. Здесь он продолжает
образование, овладевает греческим и другими
языками, становится прекрасным
переводчиком. Среди его многочисленных
учеников были и те, кто в дальнейшем приняли
участие в возрождении Оптиной пустыни.
• В жизни и мировоззрении Паисия
Величковского продолжается традиция
русского исихазма. Несомненно значение его
культурно-просветительской деятельности, и
прежде всего перевода и издания им
«Добротолюбия» (5-томного сборника
творений отцов церкви о жизни христианских
подвижников).
16. 2. Философская мысль в России в XVIII веке
• В 1755 году открылся Московскийуниверситет. Первые
университетские профессора
философии - Николай Никитич
Поповский (ок. 1730-1760),
Дмитрий Сергеевич Аничков
(1733-1788), Антон Алексеевич
Барсов (1730-1791) и другие были прежде всего
просветителями и
пропагандистами идей
новоевропейской философии.
17. 2. Философская мысль в России в XVIII веке
• Антиох Дмитриевич Кантемир(1708- 1744) - дипломат и поэтсатирик, переводчик сочинений
Ш. Монтескье и Б. Фонтенеля был автором своеобразного
натурфилософского трактата
«Письма о природе и
человеке».
18. 2. Философская мысль в России в XVIII веке
• Василий Никитич Татищев (16861750) - один из первых русскихисториков, автор «Истории
Российской с самых древнейших
времен» - известен также своими
сочинениями философского
характера: «Разговор о пользе наук
и училищ», «Духовная моему
сыну» и другими. В этих работах он
выступал прежде всего как
просветитель, сторонник светской
культуры и образования.
19. 2. Философская мысль в России в XVIII веке
• Князь Михаил Михайлович Щербатов (17331790), мыслитель консервативныхубеждений, тем не менее опирался в своих
оценках причин «повреждения нравов» (в
памфлете «О повреждении нравов в
России») на те же идеи естественного права.
В его работах «Разговор о бессмертии
души», «Рассмотрение жизни человеческой»,
«О пользе наук» заметно влияние концепции
«естественной религии».
• Щербатов не был противником просвещения,
но желал для России еще и «нравственного
просвещения». Философия и нужна, по его
убеждению, прежде всего для «исправления
нравов». Щербатов был знатоком
европейской философии, и его философский
диалог «Разговор о бессмертии души» имел
своим прообразом платоновские диалоги, в
первую очередь «Федон».
20. 2. Философская мысль в России в XVIII веке
• Масонство. Как пишет Зеньковский в«Истории русской философии», будучи
«явлением внецерковной
религиозности, свободной от всякого
церковного авторитета», масонство «с
одной стороны... уводило от
вольтерианства, с другой стороны - от
церкви».
21. 2. Философская мысль в России в XVIII веке
• Масоном был видный русскийпросветитель-гуманист Николай
Иванович Новиков (1744-1818).
Талантливый моралист, он активно
пропагандировал идеалы
естественного равенства людей,
филантропии, примата
нравственного начала над
рациональным. Сблизившись в 70е годы с масонами, Новиков в
своих изданиях (журнал «Утренний
свет» и другие) все больше
внимания стал уделять проблемам
мистического знания, единства
веры и разума, свободы духовных
(мистических) исканий и т.п.
22. 2. Философская мысль в России в XVIII веке
• Михаил Васильевич Ломоносов(1711-1765) был не только ученым,
но и глубоким мыслителем. Он
учился в Германии у X. Вольфа,
авторитет которого в то время и в
Европе, и в России был
исключительно высок. Ломоносов
знал и ценил философское
творчество Лейбница и Декарта.
М.В.Ломоносов особое значение
придавал опытному познанию: «Один
опыт я ставлю выше, чем тысячу
мыслей, рожденных только
воображением».
23. 3. Западники и славянофилы
• Российское западничество XIX века не былооднородным идейным течением. Среди
общественных и культурных деятелей,
считавших, что единственный приемлемый и
возможный для России вариант развития - это
путь западноевропейской цивилизации, были
люди самых разных убеждений: либералы,
радикалы, консерваторы. Ведущие
славянофилы Киреевский и К.С. Аксаков в
молодые годы разделяли западнические
идеалы (Аксаков был участником
«западнического» кружка Н. В. Станкевича, куда
входили будущий радикал М. А. Бакунин,
либералы К.Д.Кавелин и Т. Н.Грановский,
консерватор М.Н.Катков и другие). Многие идеи
позднего Герцена явно не вписываются в
традиционный комплекс западнических
представлений.
24. 3. Западники и славянофилы
• ЧААДАЕВ Петр Яковлевич(1794-1856).
• Сочинения:
«Философических
письмах» (1829-1831) самом значительном
произведении мыслителя, а
также в сочинении
«Апология сумасшедшего»
(1837).
25. 3. Западники и славянофилы
• Образцом эволюционного развития дляЧаадаева служит опыт
западноевропейских государств,
частная и общественная жизнь которых
основана на «идеях долга,
справедливости, права, порядка». Эти
начала покоятся на строгой
организации католической церкви.
Снятие всех антитез между Россией и
Западом, нормализация русской
действительности может
осуществиться только путем
нравственного воспитания и
образования в соответствии с
идеалами западного просвещения и
религиозного синтеза.
26. 3. Западники и славянофилы
• Мировоззрение НиколаяВладимировича Станкевича (18131840) сформировалось под влиянием
известного русского шеллингианца
профессора М.Г.Павлова. В своей
духовной эволюции Станкевич прошел
путь от Шеллинга к Гегелю.
• Станкевич был сторонником
гегелевского историзма.
«Действительность, в смысле
непосредственного, внешнего бытия есть случайность, - писал он, действительность в ее истине есть
разум, дух».
27. 3. Западники и славянофилы
• Михаил Александрович Бакунин (18141876).• В начале своего творчества Бакунин
писал о гегелевской диалектике
абсолютного духа как о процессе
революционного разрушения и
творчества. Впрочем, уже в этот
период его отношение к философии
становится все более критическим.
«Долой, - заявлял Бакунин, логическое и теоретическое
фантазирование о конечном и
бесконечном; такие вещи можно
схватить только живым делом».
28. 3. Западники и славянофилы
• Александр Иванович Герцен (18121870).• Герцен обосновывал и интерпретировал
гегелевскую диалектику как инструмент
познания и революционного
преобразования мира («алгебры
революции»).
• Оценки европейской действительности,
данные поздним Герценом, были в
целом пессимистическими. В первую
очередь это относится к его анализу
процесса формирования нового типа
массового сознания, исключительно
потребительского, основанного на
глубочайшем и вполне
материалистическом индивидуализме
(эгоизме).
29. 3. Западники и славянофилы
• Алексей Степанович Хомяков(1804-1860).
• Круг духовных интересов и
деятельности Хомякова был
исключительно широк:
религиозный философ и богослов,
историк, экономист,
разрабатывавший проекты
освобождения крестьян, автор
ряда технических изобретений,
полиглот-лингвист, поэт и
драматург, врач, живописец.
• Зимой 1838/39 года он ознакомил
друзей с работой «О старом и
новом». Эта статья-речь вместе с
последовавшим на нее откликом
Киреевского ознаменовала
возникновение славянофильства
как оригинального течения русской
общественной мысли.
30. 3. Западники и славянофилы
• Гносеологические и онтологическиевзгляды Хомякова тесно связаны с
его богословскими идеями, и в
первую очередь с экклезиологией
(учением о церкви). Под церковью
понималось духовная связь,
объединяющая множество
верующих «в любви и истине». В
истории подлинный идеал
церковной жизни сохраняет, по
убеждению Хомякова, только
православие, гармонически сочетая
единство и свободу и тем самым
реализуя центральную идею церкви
- идею соборности.
31. 3. Западники и славянофилы
• В своей гносеологии Хомяков, отвергая рационализм,обосновывает необходимость цельного знания
(«живознания»), источником которого также
выступает соборность: «совокупность мышлений,
связанных любовью».
• Славянофильская историософия представлена в
основном в «Семирамиде» Хомякова,
незавершенной работе (опубликована уже после
смерти автора). В этой работе Хомяковым была
сделана попытка целостного изложения всемирной
истории, определения ее смысла.
32. 3. Западники и славянофилы
• В «Семирамиде» становится образ историческойжизни, принципиально лишенной постоянного
культурного, географического и этнического центра.
Связь же в «истории» Хомякова поддерживается
взаимодействием двух полярных духовных начал:
«иранского» и «кушитского», действующих отчасти в
реальных, отчасти в символических культурноэтнических ареалах.
• «Иранство» - символ свободы духа.
• «Кушитство» символизирует преобладание
вещественной необходимости, отрицание духа.
33. 3. Западники и славянофилы
• Иван Васильевич Киреевский(1806-1856), так же как и
Хомяков, был склонен связывать
отрицательный опыт западного
развития прежде всего с
рационализмом. Киреевский
ориентировался на
православный теизм, и будущая
«новая», христианская
философия виделась ему в
формах православного,
«истинного» осуществления
принципа гармонии веры и
разума.
34. 4. Философия «Серебряного века»
• Владимир Сергеевич Соловьев(1853- 1900) - философ, поэт,
публицист, критик. Сын историка
С.М.Соловьева.
• Философское и поэтическое
творчество Соловьева стало
духовной основой последующей
русской религиозной метафизики,
художественного опыта русского
символизма. Влияние оказывали не
только идеи философа-поэта, но и
сама его личность обрела в культуре
«серебряного века» символические
черты.
35. 4. Философия «Серебряного века»
• В 1873 г. выходит написанная В.Соловьевым работа«Мифологический процесс в древнем язычестве». В
объяснении внутренней логики развития мифа
Соловьев ориентировался на христианские
представления об истории мира и человека и на
предшествующий философский опыт осмысления
мифологического процесса (прежде всего Ф.Шеллинг и А.С.Хомяков).
• В 1874 году Соловьев защитил в Петербурге
магистерскую диссертацию «Кризис западной
философии. Против позитивистов». Диссертация
была посвящена в первую очередь критике
популярного в то время на Западе и в России
позитивизма.
36. 4. Философия «Серебряного века»
• В1876 г. начинается мистический период в творчествеСоловьева. Мистическая философия Соловьева связана с
восприятием им «нераздельности и неслиянности» Бога и мира,
божественного и человеческого как фундаментальнейшего
принципа бытия и одновременно центрального догмата
христианства.
• В работах «Чтения о Богочеловечестве», «Философские начала
цельного знания», «Критика отвлеченных начал» Соловьева,
излогается его учение о Вечной Женственности, душе мира,
Софии.
• Отпавший от Бога тварный мир, считал Соловьев, несет в себе
цельность, сохраняя «от века воспринятую силу Божества». Это
вечно женственное начало сотворенного мира, его душа, под
влиянием божественной благодати оказывается способной к
преображению, выступая уже как подлинная София,
Премудрость Божья.
37. 4. Философия «Серебряного века»
• Зимой и весной 1878 года в Петербурге Соловьев читает цикллекций "Чтения о Богочеловечестве".
• В лекциях Соловьев обосновывал и развивал ряд
основополагающих для своего учения идей: понимание
человека как «причастного Божеству» «естественного
посредника между Богом и материальным бытием»;
• признание необходимости религиозного возрождения (религия в
ее современном положении в обществе – «есть вещь весьма
жалкая»);
• центральным моментом было утверждение реальной
возможности преображения общественно-исторической жизни,
а в конечном счете и всего бытия. «Постепенное осуществление
этого стремления, постепенная реализация идеального
всеединства составляет смысл и цель мирового процесса».
38. 4. Философия «Серебряного века»
• В 1880 году Соловьев защитил докторскуюдиссертацию – «Критика отвлеченных
начал». Она содержала принципы онтологии,
теории познания и нравственной философии.
• 28 марта 1881г. Соловьев в публичной лекции
призывает Александра III помиловать убийц
своего отца. Реакция в официальных сферах
на это выступление была резко
отрицательной, одним из последствий ее
стало временное запрещение философу
чтения публичных лекций.
39. 4. Философия «Серебряного века»
• В 80-е годы начинается борьба Соловьева за «воссоединениецерквей», за сближение православного и католического мира. Это
приводит к разрыву со многими близкими людьми, в частности с
И.С.Аксаковым.
• Обоснованию идеи «воссоединения» были посвящены труды
Соловьева «История и будущность теократии» (Загреб, 1886),
«Россия и вселенская церковь» (Париж, 1889; переведена на
русский язык в 1911).
• «Свободная вселенская теократия» мыслилась философом как
идеальная форма организации общественной и государственной
жизни человечества и должна была представлять собой
гармоническое единство власти церковной (первосвященник),
основанной «на вере и благочестии», государственной (монарх),
хранящей «закон и справедливость», и пророческой - духовного
начала, основанного на «свободе и любви».
40. 4. Философия «Серебряного века»
• В последние годы жизни Соловьев от публицистики ирелигиозной деятельности возвращается к
философии, создает такие произведения, как
«Красота в природе» (1889), «Общий смысл
искусства» (1890), «Смысл любви» (1892- 1894),
«Оправдание добра» (1897), «Жизненная драма
Платона» (1898), «Теоретическая философия» (18971899).
• В «Трех разговорах» (1899-1900) - последней книге
Соловьева - ра29.01.2017дикальнейшей критике
подвергается идея «земного рая», окончательно
преодолевается всяческий, в том числе и
собственный, утопизм.