5.06M
Категория: ЛитератураЛитература

Символика цвета в произведении Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

«Кровь хлынула, как из опрокинутого стакана…»
«Крови между тем натекла уже целая лужа…»
«…стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с
выпуклою крышей, обитая красным сафьяном…»
«Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая
красным гарнитуром…»
«Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур
свои запачканные в крови руки. «Красное, ну а на красном
кровь неприметнее», – рассудилось было ему…»
Порфирий – по-гречески «багряный», Родион – по-гречески «розовый»

8.

«…из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяныепрепьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках…»
«Садись, все садись! – кричит один, еще молодой, с толстою такою шеей
и с мясистым, красным, как морковь, лицом, – всех довезу, садись!»
«Несколько парней, тоже красных и пьяных, схватывают что попало…»
«…с ломом в руках и с налитыми кровью глазами…»
«С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее
мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в
губы…»

9.

«Среди кладбища каменная церковь, с зеленым куполом, в
которую он раза два в год ходил с отцом и с матерью к обедне…»
«Он посмотрел: пожилая купчиха, в головке и козловых
башмаках, и с нею девушка, в шляпке и с зеленым
зонтиком, вероятно дочь…»
«Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, а взяла
только наш большой драдедамовый зеленый платок (общий
такой у нас платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем
голову и лицо и легла на кровать лицом к стенке, только плечики
да тело все вздрагивают…»

10.

«…простой тесовый стол, покрытый синенькой
скатертью…»
«Это было худенькое, совсем худенькое и бледное
личико, довольно неправильное, какое-то
востренькое, с востреньким маленьким носом и
подбородком. Ее даже нельзя было назвать и
хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие
ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее
становилось такое доброе и простодушное, что
невольно привлекало к ней»
«Лет пятидесяти…Волосы его, очень еще густые,
были совсем белокурые и чуть-чуть разве с
проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся
лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза
его были голубые и смотрели холодно, пристально и
вдумчиво; губы алые»

11.

жёлтая мебель
картинки в жёлтых рамочках в комнате у старухипроцентщицы
жёлтое от пьянства лицо Мармеладова
каморка Раскольникова с жёлтенькими пыльными обоями

12.

Описание комнаты старухи-процентщицы: «Небольшая комната, в
которую прошёл молодой человек, с жёлтыми обоями, геранями и
кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена
заходящим солнцем… Мебель, вся очень старая и из жёлтого дерева,
состояла из дивана с огромною выгнутою деревянной спинкой, круглого стола
овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев
по стенкам да двух-трёх грошовых картинок в жёлтых рамках…».
Описание каморки Раскольникова: «…Это была крошечная клетушка …
имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду
отставшими от стены обоями…».
Описание комнаты Сони Мармеладовой: «Это была большая комната,
но чрезвычайно низкая… Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои
почернели по всем углам».

13.

Образ Мармеладова: «Это был человек лет уже за
пятьдесят, среднего роста и полного сложения, с
проседью и большой лысиной, с отёкшими от
постоянного пьянства жёлтым ….лицом».
Образ старухи: «Это была крошечная, сухая
старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми
глазками, с маленьким вострым носом и
простоволосая… на плечах, несмотря на жару,
болталась вся истрёпанная и пожелтевшая меховая
кацавейка».

14.

«…ярко-жёлтые унылые домики на окраине Петербурга»,
«…жёлтое лицо самоубийцы-мещаночки», «…жёлтый
билет Сони», «…перстень Лужина с жёлтым камнем»,
«…два жёлтых кусочка сахара», «…огненное перо на
шляпках уличной певицы и Сони», «…золотая медаль
Катерины Ивановны», «…рыжая шляпа Раскольникова».

15.

«Жёлтый – желчный»:
«Тяжёлая желчная улыбка змеилась по его губам. Наконец
ему стало душно в этой жёлтой каморке…»
«Проснулся он желчный…. и с ненавистью посмотрел на
свою каморку. Это была крошечная клетушка, имевшая
самый жалкий вид со своими жёлтенькими обоями».

16.

Убогость, безысходность, нищета, болезненность героев
и помещений – всего Петербурга.
Соловьёв С.М.: «…жёлтый
цвет создает впечатление,
что Петербург болен, и
больны, кто нравственно,
кто физически, его
жители…».

17.

серебряные вещи в квартире убитой старухи
серебряная папиросочница
серая одежда, купленная Разумихиным
первый сон героя («…время серенькое…»)
сумрачный Петербург

18.

- нищета, убогость, беспросветность
рутинной жизни, болезнь,
безысходность
- угнетённость, подавленность, болезненность

19.

Жёлтый цвет с точки зрения психологического аспекта
Положительные
Отрицательные
стороны
стороны
Символика цвета
Радость, теплота,
Отчаяние, разлука,
движение, лёгкость
грусть, безумие, тление
Ассоциативный ряд Всё живое, солнце, свет,
Увядание, кожа
(данные
блеск, тепло
стариков, болезнь,
практических
умирающая листва
экспериментов)
Влияние на
Вызывает позитивные
В большом количестве
психологическое
эмоции, придаёт
приводит к
состояние человека
энергию, оптимизм,
раздражению, может
успокаивает и
вызвать чувство
расслабляет
тревоги и отчаяния
Влияние на
Способствует
Вызывает бессонницу
физиологическое
активизации мозговой
состояние человека
деятельности,
улучшению памяти,
стимулирует
творческие процессы

20.

Обухов Л.Я.: «Жёлтый
цвет активен, но при этом
способен вносить
беспокойство, возбуждая
человека, действуя нагло и
назойливо».
Эдд Клессман (немецкий
психотерапевт): «Жёлтый
цвет олицетворяет
увядание, грусть,
отчаяние, болезнь и даже
смерть».
М. Люшер: «Жёлтый
цвет – символ
активности».
Лоброзо Ц. (итальянский
психолог, психиатр):
«Жёлтый цвет
предпочитают больные
шизофренией».
Г. Фрилинг: «Цвет
создаёт веселость,
способствует
общительности,
освобождает от
проблем».

21.

Положительные стороны
Отрицательные стороны
Символика цвета
Элегантность, благородство,
мудрость, зрелость
Скука, зависть, печаль,
уныние, безысходность
Ассоциативный ряд
(данные практических
экспериментов)
Прогресс, скорость, техника
Бедность, депрессия, рутина,
паутина, пепел, пыль
заброшенного дома,
кладбище
Влияние на
психологическое
состояние человека
Помогает при сильных
утомлениях, отгораживает
человека от раздражителей
внешнего мира, успокаивает
Вызывает скуку, апатию,
иногда действует
подавляюще и угнетающе
Влияние на
физиологическое
состояние человека
Снижает мышечное
напряжение, успокаивает
пульс и дыхание, помогает
при бессоннице
Подавляет аппетит

22.

Г. Фрилинг:
«Серый цвет
бесстрастен,
формален и полон
достоинства».
Лоброзо Ц.: «Серый
цвет – цвет
замкнутости и
нежелания активно
проявлять себя».
Обухов Л.Я.: «Серый
цвет состоит с одной
стороны из
бездвижного
сопротивления, с
другой – из
неподвижности».
Эдд Клессман:
«Серый цвет – цвет
нейтральности».
М. Люшер: «Промежуточный серый не
является ни цветным, ни светлым, ни
тёмным. Он спокоен, временами скучен».

23.

24.

Грусть – печаль (словасинонимы по словарю
Абрамовой Н.) – состояния
переживания, душевной
горечи;
Отчаяние – уныние (неточные
синонимы, по словарю Абрамовой
Н.) –состояния безнадёжности,
ощущения безвыходности.

25.

(учителя/учащиеся)
«+»
«-»
Символы
Солнце, свет
Болезнь, смерть
Ассоциации природные
Солнце
Болезнь
Ассоциации
эмоциональные
Радость, оптимизм =
позитив
Скука, уныние,
безумие
Качества человека,
ассоциирующиеся с
цветом
Прилагательные,
ассоциирующиеся с
цветом
Любознательность,
бодрость =
энергичность
Тёплый, весёлый
Злость,
подавленность =
удрученность
Болезненный

26.

(учителя/учащиеся)
Символы
Ассоциации
природные
Ассоциации
эмоциональные
Качества человека,
ассоциирующиеся с
цветом
Прилагательные,
ассоциирующиеся с
цветом
«+»
Власть, статус = чин
-
«-»
Нищета, скорбь
Грязь = слякоть
Спокойствие
Грусть = тоска,
апатия =
безразличие,
безысходность
Эгоизм
Независимость =
свободолюбие,
искренность =
честность, ум =
мудрость
Ровный
Тусклый,
безжизненный

27.

«+» жёлтый: солнце – свет – радость – оптимизм – бодрость
«-» жёлтый: болезнь – скука – уныние – подавленность – безумие –
смерть
«+» серый: власть – чин – свободолюбие – спокойствие – мудрость
«-» серый: нищета – тоска – безразличие – тусклость –
безжизненность – безысходность

28.

-
жёлтый цвет «+»: солнце, свет, жизненная активность
- жёлтый цвет «-»: болезнь, безумие, смерть
-
серый цвет «+»: мудрость
- серый цвет «-»: бедность, нищета, рутинность, безысходность

29.

Авторская интерпретация: «жёлтый»/ «желчный» убогость, безысходность, нищета; болезненность, унылость,
подавленность, угнетённость, психическая неустойчивость;
духота, грязь, вонь.
Психологическая трактовка (теория): болезнь,
увядание, грусть, отчаяние, безумие, смерть.
Психологическая трактовка (практика): болезнь –
скука – уныние – подавленность – безумие – смерть.

30.

Авторская интерпретация: безысходность,
нищета, убогость, обыденность, скука, повседневная рутина
жизни.
Психологическая трактовка (теория): рутина –
бедность – скука – печаль – уныние – безысходность депрессия.
Психологическая трактовка (практика): нищета
– тоска - безразличие – тусклость – безжизненность –
безысходность.
English     Русский Правила