Похожие презентации:
Язык поэтического текста. Художественные средства
1. Язык поэтического текста
2.
• Фониказвук
• Ритм, размер, рифма
• Поэтический словарь
слог
слово
• Изобразительно-выразительные средства (тропы)
• Поэтический синтаксис и интонационные фигуры
• Строфическая организация текста
фраза
3. Фоника
• Звуковая организация поэтической речи• «При языковом мышлении стихотворном звуки являются
предметом внимания, обнаруживают свою самоценность,
всплывают в светлое поле сознания» Якубинский Л.П.
• Эвфония (греч. euphonia, от eu – благо и phone – звук) –
благозвучие художественной речи.
• Обращаем внимание на фонетические отклонения от
языковых норм и на повтор звуков
• Звукопись – совокупность приемов фонетической
организации текста в их возможной связи с содержанием
• Ассонанс (от франц. assonance – созвучие) – это повторение в
стихотворении однородных гласных звуков
• Аллитерация (от лат. ad – к, при и littera – буква) – это
повторение однородных согласных звуков
4. Звукопись достигается искусной фонетической организацией речи:
• подбором слов близкого звучания• виртуозным сочетанием звуков
• повторением одного и того же звука или сочетания
звуков
• употребление слов, которые своим звучанием
напоминают слуховые впечатления от изображаемого
явления
5.
С русским языком можно творить чудеса.Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком.
Звучание музыки, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского
гравия.
К. Паустовский
Вот в грозном океане
гибнет
Несчастной жертвой
катерок,
Вот гром ударил по
рябине,
Грозя скрутить её в
комок.
«гр- р- р- гр- р- р- грр»
6.
АссонансАх, быстро молодость моя
Звездой падучею
мелькнула.
Но ты, пора любви минула
Ещё быстрее; только год
Меня любила Мариула,Однажды, близ
Кагульских вод
Мы чуждый табор
повстречали.
( А. С. Пушкин)
7.
АллитерацияШипенье пенистых
бокалов
И пунша пламень голубой.
( А.С. Пушкин.)
Полночною порою в
болотной тиши
Чуть слышно, бесшумно
шуршат камыши.
(К. Бальмонт.)
8. Ритм, размер, рифма
Ритм – равномерное чередование ритмически сильных(ударных) и ритмически слабых (безударных) слогов.
Отличается гибкостью. Стихотворений без ритма не бывает.
Размер – метрическая схема, порядок чередования ударных и
безударных слогов.
Рифма – созвучие в окончаниях двух или нескольких строк
стихотворения.
9. Поэтический словарь
• Потенциальный словесный материал длялитературных произведений.
• Можно говорить о ПС определенной эпохи (например,
пушкинской), отдельного писателя, конкретного
произведения.
• Включает в себя как общеупотребительную лексику
(активный словарный фонд), так и пассивный фонд
(историзмы, архаизмы, неологизмы, варваризмы) и
лексику ограниченной сферы употребления
(диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы,
термины, просторечие).
10. Тропы
11. Поэтический синтаксис
• Необходимо уделять внимание авторскому отборутипов синтаксических конструкций.
• Нестандартная связь слов в предложении.
• Необычное взаиморасположение частей.
• Необычная интонационная композиция.
12. Строфическая организация
• Строфа – определенным образом организованноесочетание стихов (поэтических строк), объединенных
общей рифмовкой; является единым ритмикосинтаксическим целым.