Римская живопись
Помпейские стили
Инкрустационный стиль (эпоха Римской республики)
Пример первого стиля в доме Самнита в г. Геркулануме.
Вилла Арианна, г. Помпеи.
Входной портал дома Фавна.
Фрески из Дома Sallustio, г. Помпеи.
Пример из г. Помпеи.
Архитектурный или Перспективный стиль (эпоха Римской республики)
Атриум. Остатки геометрического орнамента. Вилла Мистериум.
Спальня. Вилла Мистериум.
Таблинум. Вилла Мистериум.
Вилла Мистерий.
Вилла Поппеа, Оплонтис.
Дом Серебряной Свадьбы.
Дом Grifi. Рим.
Орнаментальный или Стиль Канделябров. (эпоха Ранней Империи)
Геркуланум, Caupona.
Стены атриума. Дом Марка Лукреция Фронтона, г. Помпеи.
Стены атриума. Дом Марка Лукреция Фронтона, г. Помпеи.
Спальня. Дом Марка Лукреция Фронтона, г. Помпеи.
Спальня. Дом Марка Лукреция Фронтона, г. Помпеи.
Вилла Боскотреказе.
Вилла Боскотреказе.
 Декоративный или Иллюзорный стиль (эпоха Ранней Империи)
Спальня. Дом Веттиев, г. Помпеи.
Гостиная в юго-восточном углу дома. Дом Веттиев, г. Помпеи.
Фреска Ифигения в Таврусе. Дом Веттиев, г. Помпеи.
Фреска ребёнок Геракл. Дом Веттиев, г. Помпеи.
Дом Мелеагра, г. Помпеи.
Базилика, г. Геркуланум.
Подземный зал Золотого дома Нерона, г. Рим.
Дом Диоскура, г. Помпеи.
Римские мозаики
Дом с геометрической мозаикой, г. Помпеи.
Белые голубки, играющие с бусами. г. Помпеи.
Александр Македонский и Дарий в Битве при Иссе. Г. Помпеи.
Дарий. Фрагмент.
Собака. Дом поэта-трагика, г. Помпеи.
Дом с геометрической мозаикой, г. Помпеи.
Музыкальная репетиция. Дом поэта-трагика, г. Помпеи.
Дары моря. II век. Музей Ватикана.
Вилла с мозаичными колоннами, г. Помпеи.
Фаюмские портреты
Мумия  с портретом.
Портрет юноши. II век н. э. Собрание ГМИИ им. Пушкина в Москве.
Портрет юноши. 125-150 гг. 
Портрет мужчины, держащего растение.
Портрет мужчины с рюмкой.
Портрет молодой женщины.
Портрет седого человека.
Портрет девочки.
Портрет мальчика.
Раннехристианские изображения в римских катакомбах
Виды памятников древнехристианского искусства
Основные символические изображения в христианских катакомбах
Якорь.
Иону выбрасывают в море. Фреска римских катакомб. II в.
Добрый пастырь. Фреска в Катакомбах Святого Каллиста. III в.
Библейская история пророка Ионы. Фреска катакомбы Каллисто. II - IV вв.
Моисей, источающий воду из скалы. Фреска катакомбы Каллисто. II - IV вв.
Адам и Ева. Фрески катакомб св. Петра и Марцеллина. III–IV вв.
Катакомбы Домициллы. IV в.
Катакомбы Комодиллы. Конец IV в.
26.46M
Категория: ИскусствоИскусство

Римская живопись

1. Римская живопись

2.

В эпоху Республики в Риме 2 – 1 вв. до н.э создаются картины с
изображением битв и триумфов (известно по литературным источникам).
На картинах писались портреты триумфаторов в белых тогах с пурпурной
каймой, шествовавших во главе войска или на колесницах.
Возникают и развиваются первый и второй стили живописи.
В эпоху Империи развиваются третий и четвертый стили живописи.
Единственные примеры станковой живописи - изображения, включенные в
настенные росписи Помпеи и Геркуланума.

3. Помпейские стили

Помпейские или помпеянские стили – это условное обозначение стадий развития древнеримских
стенных росписей со II века до нашей эры до 3 четверти I века нашей эры. Такое название они
получили потому, что изучались на основе нескольких сохранившихся городов – Помпей,
Геркуланума и Стабии.
1.
2.
3.
4.
Инкрустационный (II в. до н. э. - 80-е годы 1 века до н.э.) - имитация
мраморной облицовки;
Архитектурно-перспективный (около 80 до н. э. – 20-е гг. до н. э.) иллюзионистически архитектурные изображения, пейзажи, мифологические
сцены;
Орнаментальный или стиль канделябров (c 15 гг. н. э. - начало I вв. н. э.) симметрические орнаментальные композиции, включающие мифологические
сцены и пейзажи;
Декоративный или иллюзорный (ок. 63 гг. - начало II вв.) преимущественно фантастические архитектурные построения).

4. Инкрустационный стиль (эпоха Римской республики)

Первый "стиль", называемый также "инкрустационным" или
"структурным", был распространен в Помпеях в 200 - 80 г. до н.э.
Стена расписывалась в подражание кладке стены из цветного
мрамора – темно-красного, желтого, черного, белого. То есть,
имитировала цветные мраморные панели. Все архитектурные
элементы украшения стены (пилястры, карнизы и др.)
выполнялись из стука.
Часто облицовка имитировалась лепкой архитектурных деталей из
штукатурки "под мрамор".

5. Пример первого стиля в доме Самнита в г. Геркулануме.

6. Вилла Арианна, г. Помпеи.

7.

Дом Саллюстия.
Дом Фавна.

8. Входной портал дома Фавна.

9. Фрески из Дома Sallustio, г. Помпеи.

10. Пример из г. Помпеи.

11. Архитектурный или Перспективный стиль (эпоха Римской республики)

Второй "стиль" - т.н. "архитектурный" или "архитектурно-перспективный" главенствовал в оформлении помпейских жилищ в 80 г. до н.э. - 15 г. н.э. В
отличие от первой системы здесь архитектурные элементы изображались не
лепкой, а росписью, рельеф отсутствует.
С развитием стиля художники начинают изображать пейзажи, создавая в
помещениях иллюзию пространства, вводят в композиции фигуры людей,
часто используя мифологические сюжеты.
Во многих домах Помпей сохранились фрески второго "стиля".

12. Атриум. Остатки геометрического орнамента. Вилла Мистериум.

13. Спальня. Вилла Мистериум.

14. Таблинум. Вилла Мистериум.

15. Вилла Мистерий.

16.

Богиня Аура, персонификация
воздуха и легкого ветра.
Силен и два сатира.

17. Вилла Поппеа, Оплонтис.

18. Дом Серебряной Свадьбы.

19. Дом Grifi. Рим.

20. Орнаментальный или Стиль Канделябров. (эпоха Ранней Империи)

Третий помпейский "стиль" (ок. 15 г. до н.э. - 40 г. н.э. в Риме, 62 г. н.э.
в Помпеях). Условно третий "стиль" можно разделить на две фазы.
1. Стена представляет собой панно, разделенное на три части, с
монохромным фоном, украшенных картиной-клеймом;
2. В верхнем ярусе стены появляются легкие архитектурные
построения.
Живопись третьего "стиля" попала под египетское культурное влияние
- в орнаментах появляются цветки лотоса, египетские божки и
сфинксы.

21. Геркуланум, Caupona.

22. Стены атриума. Дом Марка Лукреция Фронтона, г. Помпеи.

23. Стены атриума. Дом Марка Лукреция Фронтона, г. Помпеи.

24. Спальня. Дом Марка Лукреция Фронтона, г. Помпеи.

25. Спальня. Дом Марка Лукреция Фронтона, г. Помпеи.

26. Вилла Боскотреказе.

27. Вилла Боскотреказе.

28.  Декоративный или Иллюзорный стиль (эпоха Ранней Империи)

Четвертый помпейский "стиль" (примерно с 63-62 г.) имеет несколько
названий - "иллюзорный", "фантастический", "перспективноорнаментальный".
В некотором роде эта система - сочетание второго и третьего "стилей".
Четвёртый стиль характеризуется изобилием богатств, но в тоже время
отсутствием новых элементов. Сочетание росписи и рельефа из штукатурки
- это тоже примета четвертого "стиля”.

29. Спальня. Дом Веттиев, г. Помпеи.

30. Гостиная в юго-восточном углу дома. Дом Веттиев, г. Помпеи.

31. Фреска Ифигения в Таврусе. Дом Веттиев, г. Помпеи.

32. Фреска ребёнок Геракл. Дом Веттиев, г. Помпеи.

33. Дом Мелеагра, г. Помпеи.

34. Базилика, г. Геркуланум.

35. Подземный зал Золотого дома Нерона, г. Рим.

36. Дом Диоскура, г. Помпеи.

37. Римские мозаики

Римская мозаика — тип мозаики, набираемый из мелких кубиков камней
разных цветов либо смальты.
Виды мозаик:
1. Напольные мозаики назывались ltnostratum или tesselatum, их делали
ремесленники, которые назывались tesselarii;
2. Настенные мозаики назывались opus musivum, их делали мас- терамусиварии (musivarii).

38. Дом с геометрической мозаикой, г. Помпеи.

39. Белые голубки, играющие с бусами. г. Помпеи.

40. Александр Македонский и Дарий в Битве при Иссе. Г. Помпеи.

41. Дарий. Фрагмент.

42. Собака. Дом поэта-трагика, г. Помпеи.

43. Дом с геометрической мозаикой, г. Помпеи.

44. Музыкальная репетиция. Дом поэта-трагика, г. Помпеи.

45. Дары моря. II век. Музей Ватикана.

46. Вилла с мозаичными колоннами, г. Помпеи.

47. Фаюмские портреты

Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском
оазисе в 1887 году.
Фаюмские портреты - созданы в технике энкаустики погребальные
портреты.
Энкаустика - техника живописи, в которой связующим веществом
красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном
виде.
Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием
местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную
погребальную маску на мумии.

48. Мумия  с портретом.

49. Портрет юноши. II век н. э. Собрание ГМИИ им. Пушкина в Москве.

50. Портрет юноши. 125-150 гг. 

51. Портрет мужчины, держащего растение.

52. Портрет мужчины с рюмкой.

53. Портрет молодой женщины.

54. Портрет седого человека.

55. Портрет девочки.

56. Портрет мальчика.

57. Раннехристианские изображения в римских катакомбах

Древние памятники христианского искусства и иконографии находятся в
катакомбах или подземельях, вырытых древними христианами для
погребения мертвых и отправления богослужения во время гонений.
Наиболее известны из них катакомбы Каллиста и Севастиана на Аппиевой
дороге, Св. Агнии и Острианские на Номентанской дороге, Прискиллы на
Новой Соляной дороге, и катакомбы Домитиллы неподалеку от катакомб
Каллиста.

58. Виды памятников древнехристианского искусства

Вся совокупность дошедших до нас памятников древнехристианской
иконографии и искусства может быть сведена к следующим главным
группам:
1. Фресковая живопись;
2. Скульптура;
3. Стеклянные сосуды с золотыми фигурами;
4. Мозаика.
Наряду с прямыми изображениями в первохристианской Церкви имел
особое распространение и играл особую роль язык символов.

59. Основные символические изображения в христианских катакомбах

1. Якорь – символ христианской
2.
3.
4.
5.
6.
надежды;
Голубь - символ Святого Духа;
Феникс, павлин- символ
бессмертия. В христианстве
феникс служил символом
Воскресения.
Петух – символ Воскресения;
Крест;
Рыба, агнец - Христос;
7. Орёл - символ юности;
8. Лев - символ силы и
могущества;
9. Оливковая ветвь - символ
вечного мира;
10. Лилия - символ чистоты;
11. Виноградная лоза и корзина с
хлебом - символы евхаристии.
English     Русский Правила