Похожие презентации:
Коммуникативная и диалогическая концепции права
1. Варианты интегративного правопонимания:
коммуникативная идиалогическая концепции
права
ШАРОНИНА АНАСТАСИЯ,
ЮЛАМАНОВА АСИЯ,
1 МАГ. МЭП, ГРУППА №1.
2. План
Формирование синтетической (интегративной)теории права: А. С. Ященко, П. Г. Виноградов,
Джером Холл.
2. Коммуникативная концепция права А. В.
Полякова.
3. Диалогическая
концепция права И. Л.
Честнова.
1.
3. Интегративное правопонимание
Продолжающаяся идейнаяконфронтация и новые размежевания
между позитивистским юридическим
анализом и естественно-правовым
анализом
Синтетическая
(интегративная)
теория права
А. С. Ященко: «Теория федерализма. Опыт синтетической теории государства».
П. Г. Виноградов: подход к изучению права называл синтетическим,
противопоставляя его и обособляя от аналитического метода Дж. Остина и его
последователей.
Джером Холл – автор термина «интегративная юриспруденция».
Естественно-правовая традиция может быть обновлена за счет ее
сочетания с аксиологическим (ценностным) подходом в праве.
Ценности должны при этом рассматриваться как непременный атрибут
правовой нормы, а нормы должны восприниматься как «защищенные
ценностные суждения».
4. Коммуникативная концепция права
коммуникация–
способ
человека в
существования
мире;
теория коммуникации может
быть
истолкована
как
метатеория;
в
основе
концепции
–
положение
об
интерсубъективности
социального мира.
Андрей
Васильевич
Поляков
5. Коммуникативная концепция права (прод.)
окружающий человека мир может восприниматься толькочерез сознание субъекта, как результат субъектобъектной корреляции;
как социальное существо человек не может не
взаимодействовать с другими, но такое взаимодействие,
как специфически человеческое, возможно лишь как
осмысленное
взаимодействие,
осуществляемое
в
текстуальной форме;
«социальное» всегда предстает через осознание человека
как определенная знаковая информация, как текст,
являющийся основанием для взаимодействия между
субъектами.
Это и есть коммуникация.
6. Коммуникативная концепция права (прод.)
Элементы коммуникации:любая коммуникация возможна только между
субъектами, носителями социального смысла и
социальными деятелями;
коммуникация основывается на наличие текстов,
подлежащих интерпретации;
коммуникация представляет собой не просто
усвоение какой-либо текстуальной информации
субъектами, но и последующее взаимодействие
между ними на основе полученной информации.
Коммуникация определенным образом перестраивает
сознание коммуникантов, адаптирует их друг к другу.
7. Коммуникативная концепция права (прод.)
Любая коммуникация предполагает воздействие как накогнитивную, так и на эмоциональную и волевую сферы
человеческой личности.
Три аспекта социальной коммуникации:
1) аспект
текстуальный, основанный на знаковых
комплексах, источниках социальной информации;
2) аспект
ментальный
(когнитивно-эмоциональный),
основанный на осмыслении и оценке текстов;
3) аспект праксиологический, основанный на социальном
взаимодействии субъектов.
8. Коммуникативная концепция права (прод.)
Правовая коммуникация осуществляется между субъектами,осознающими, что одни из них имеют принадлежащие им
правомочия, а другие обязаны своими действиями исполнять
правовые обязанности.
только
правовые нормы и правовые отношения составляют
структуру права, а их взаимодействие с правовыми текстами
относится к структуре иного уровня — к правовой системе;
право
представляет
собой
сложную,
многомерную
психосоциокультурную систему, которую можно редуцировать к
операционному определению права как основанного на социально
признанных и общеобязательных нормах коммуникативный порядок
отношений, субъекты которого обладают взаимообусловленными
правомочиями и обязанностями.
9. Коммуникативная концепция права (прод.)
Коммуникативная концепция права вводит правовуюдогматику в контекст социальной коммуникации.
Течения:
«закрытый»
подход,
ориентированный
на
«правиле
замыкания» системы права, – характерен для сторонников
аутопойетической концепции права (Н. Луман, В. Кравиц);
«открытый»
подход,
предполагающий
постоянную
коммуникацию правовых с «неправовыми» — экономическими,
политическими и т.п. — аспектами социальной реальности (М.
Ван Хук).
10. Коммуникативная концепция права (прод.)
Право принадлежит к миру значений и смыслов, неотделимых отвнутреннего мира человека и его отношений с другими людьми, и
конструируется сознанием на основе институционализированных
социальных практик.
Невозможно пребывание права во внешней человеку среде, вне связи
с его коммуникативными возможностями.
Смысл правовой коммуникации заключается во взаимодействии
субъектов права, с одной стороны, и субъектов коррелятивной
обязанности — с другой.
Вне и без человека коммуникация не существует. Норма права
закрепляет безличностный юридический статус человека.
Правовая коммуникация — это
• правообразование как коммуникация социума и правовой системы,
• реализация права, т.е. коммуникативный процесс согласования
поведения человека (широких слоев социума) с информацией,
сформулированной в нормах права.
11. Коммуникативная концепция права (прод.)
Выводы:А.В. Поляков подчеркивает необходимость в условиях постмодерна пересмотра классических
типов правопонимания, которые были сформулированы в эпоху модерна. Современные
подходы к праву должны носить интегральный характер, так как именно такой тип
правопонимания отвечает научным представлениям о социальной и правовой
действительности как сфере интерсубъективности.
Социальное представляет собой сферу взаимодействия субъектов, опосредованного текстами.
Взаимодействие между людьми — это осмысленное взаимодействие. Смысл формируется
самими
взаимодействующими
субъектами,
создающими
тексты
культуры,
интерпретирующими их. Это означает, что социальное интерсубъективное и коммуникативное
— понятия тождественные.
Таким образом, право — это само явление коммуникации, форма коммуникативных связей.
«Само право невозможно без социальной коммуникации. Условием
правогенеза является не возникновение государства, а появление
психосоциокультурных реалий, имеющих коммуникативную
направленность, в которых находят свою объективацию правовые тексты,
правовые нормы и правовые отношения, порождаемые интерсубъективной
(коммуникационной) деятельностью членов социума».
12. Диалогическая концепция права
Анализ состояния социума в эпоху постмодерна.Постмодерн – явление культуры, комплекс общих
представлений и установок, выражающий «дух
времени» во всех сферах жизнедеятельности.
Основополагающие принципы постклассики:
существование объективного в социальном мире
через действия и мысли отдельных индивидов;
историческая и социокультурная контекстуальность
политико-правовых институтов;
признание
неустойчивости
и
постоянной
изменчивости социальной реальности;
принцип неопределенности и релятивности.
Илья Львович
Честнов
13. Диалогическая концепция права (прод.)
Три критерия классификации типов правопонимания:философский, социологический, культурно-исторический.
Диалогический тип правопонимания:
признание многогранности правовой реальности, которая
включает субъекта права, нормы права, их отражение в
правосознании и реализацию в правопорядке;
акцент на воспроизводстве, динамике правовой реальности,
складывающейся из диалога индивидуального действия
конкретного субъекта и порождаемой им нормы, которая
понимается не только как образец юридически значимого
поведения, но и ее восприятие в общественном правосознании
и реализация в массовом юридически значимом поведении
(правопорядке).
14. Диалогическая концепция права (прод.)
Сущность права – объективная функциональная значимость некоторых норм длявыживания социума.
Право — это взаимодействие, предполагающее принятие точки зрения Другого
(обобщенного носителя юридического статуса), обеспечивающее взаимность
ожиданий, образующих содержание правопорядка.
Признаки права:
признание взаимных прав и обязанностей;
функциональность (обеспечение целостности и нормального существования
общества на основе правопорядка, его воспроизводства);
личностное начало органично сочетается с коллективистским;
формальная определенность;
реализуемость в фактических взаимодействиях;
принуждение на стадии правоприменения.
Право как диалог – такие ментальные представления и
фактические взаимодействия, которые основаны на признании и
которые обеспечивают целостность общества.
15. Диалогическая концепция права (прод.)
Правосознание–процесс познания, осознания,
оценки мыслящим субъектом всего многообразия
правовых явлений, и результат этого процесса.
Система права – деятельность человека по
формированию
правовых
норм,
включающих
правовые статусы, и их воспроизводству в действиях
и ментальных представлениях людей.
Человек как центральный элемент системы права
(творец права и объект правового воздействия).
16. Диалогическая концепция права (прод.)
Процесс воспроизводства правовой реальности —механизм внесения инновации в существующие традиции
и их превращения в многократно повторяющееся
поведение.
Реальное («живое») право – нормы позитивного
права, неразрывно связанные и соотносимые с культурой
данного общества, его ментальными установками,
стереотипами поведения, и «неформальное» право,
дополняющее позитивное право.
«Легитимность составляет содержание справедливости
сегодня».
17. Диалогическая концепция права (прод.)
Выводы:Данная
концепция разрабатывается на основе учета
кардинально изменившихся общественных условий и сознания.
Основывается на базе современной социальной философии и
специфическом методе, позволяющем ее активизировать и
применить для построения непротиворечивых представлений о
праве.
Право
предстает
перед
нами
как
многоаспектное
социокультурно
обусловленное
явление,
при
этом
правосознание выступает одним из его важнейших элементов.
Правосознание
является
процессом
и
одновременно
результатом интерпретативной, диалогической, селективной,
конструирующей деятельности субъектов, вступающих в рамках
своей жизнедеятельности в коммуникацию.
18. Список использованных источников
1. Архипов С. И. Коммуникативная теория права А. В. Полякова // Рос. юрид. журн. 2016.№ 4.
2. Ван Хук М. Право как коммуникация // Российский ежегодник теории права. 2008. № 1.
3. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под ред. В. С.
Нерсесянца. – М. : Издательская группа НОРМА–ИНФРА М, 2000. – 736 с.
4. Коммуникативная концепция права: во- просы теории. Обсуждение монографии А.В.
Полякова / отв. ред. Д.И. Луковская. — СПб.: С.- Петерб. гос. ун-т., юрид. фак., 2003. —
154 с.
5. Палеха Р. Р. Интегративные концепции правопонимания современной российской
юридической науки // Вестник Воронежского института МВД России. 2010.
6. Поляков А.В. В поисках интегрального типа правопонимания // История государства и
права. — 2003. — № 6. — С. 7—8.
7. Поляков А. В. Из отзыва на докторскую диссертацию И. Л. Честнова «Диалогическая
онтология права в эпоху постмодерна», оглашенного на заседании кафедры теории и
истории государства и права юридического факультета СПбГУ // Режим доступа:
http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1139771.
19. Список использованных источников (прод.)
8. Поляков А. В. Коммуникативное правопонимание: Избранные труды. – СПб.: ООО Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2014.
9. Поляков А.В. Общая теория права: фено- менолого-коммуникативный
подход: курс лекций. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. — 560 с.
10. Социальная антропология права современного общества / Под ред. Честнова
И. Л. – СПб., 2006.
11. Честнов И.Л. Концепт справедливости в постклассическом правопонимании.
// Правоведение. 2013 № 2. – С. 46.
12. Честнов И.Л. Постклассическая теория права. Монография. СПб. 2012.
13. Честнов И.Л. Право как диалог: к формированию новой онтологии правовой
реальности. – СПб., 2000.
14. Честнов И.Л. Правовая коммуникация в контексте постклассической
эпистемологии. Вестник вузов. Правоведение. 2014, № 5.С. 31.