Похожие презентации:
Проект «Святые мученики Борис и Глеб»
1.
ПРОЕКТна тему «Святые мученики
Борис и Глеб»
Автор проекта:
ученица 4б класса Степанишина Таня
Руководитель проекта:
Кусковская С.Ю.
г. Новая Ладога
2015 год
2. Содержание
1. Введение.2. Житие Бориса и Глеба.
3. Канонизация и почитание Бориса и Глеба на Руси.
4. Иконы Бориса и Глеба.
5. Заключение.
6. Список используемой литературы.
3. Введение
6 августа 2015 года вот уже 1000 лет церковьчтит память святых благоверных князей
Бориса и Глеба.
Благоверные князья-страстотерпцы Борис и
Глеб
—
первые
святые,
которых
канонизировала Русская Церковь. Их подвиг
открывает одну из удивительных граней
христианства. Борис и Глеб не пожелали
участвовать в междоусобной войне со своим
старшим братом Святополком — кротко
приняли мученическую смерть и простили своих
убийц.
4.
Сказание о Борисе и Глебе - самый интересный исовершенный в литературном отношении
памятник из цикла произведений, посвященных
рассказу о гибели сыновей Владимира I
Святославича Бориса и Глеба во время
междоусобной борьбы за великокняжеский
киевский стол в 1015 г. Актуальна эта история и
в наши дни. Современное мировоззрение близко к
языческому. Борьба за власть и наживу,
стремление к материальному накоплению,
популярность колдунов и ведьм, презрение к
«лузерам», «лохам». И так нужны сейчас
моральные
примеры
нестяжательства,
милосердия, доброты.
5. Цель:
Узнать больше о русских святых, понять,чем эти люди заслужили возведения в
сан, за какие выдающиеся поступки
помнят и почитают их до сих пор.
6. Задачи:
На примере святых великомучениковБориса
и
Глеба
показать
нормы
благочестивого образа жизни, донести до
детей идеалы христианского поведения.
На основе анализа заранее прочитанных
текстов помочь детям определить свое
отношение к событиям.
7. Актуальность темы:
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Н. Гумилев.
8.
9. Святой Борис Святой Глеб
10. Житие Бориса и Глеба
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб былимладшими сыновьями святого равноапостольного князя
Владимира. Они родились еще до Крещения Руси. Приняв Христа
всем сердцем, киевский великий князь Владимир Святославич
стал воспитывать младших сыновей в православной вере.
Святой Борис был хорошо образован, с радостью и усердием
читал Библию и жития святых. Святой Глеб не отставал от
брата, и тоже интересовался верой и стремился жить в
благочестии. Как известно, после принятия святого крещения
их отец князь Владимир полностью изменил свою жизнь,
оставил языческие грехи и стал для народа примером понастоящему праведного правителя. Младшие сыновья,
которым посчастливилось родиться в пору Крещения Руси,
подражали примеру отца. Например, вместе с ним помогали
бедным.
11.
Когда братья подросли, Борису достался от отца городРостов. Молодой князь правил им с мудростью. Незадолго до
своей смерти Владимир призвал Бориса в Киев, дал ему войско и
направил в поход против печенегов. Вскоре великий князь
скончался, и его старший сын Святополк самовольно объявил
себя великим князем Киевским, воспользовавшись тем, что
Борис был в походе. Святой Борис не хотел оспаривать это
решение — ему претила сама мысль о междоусобной войне.
Борис распустил свое войско со словами: «Не подниму руки на
брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует
считать за отца!»
12.
Но Святополк боялся, что брат передумает и силойотнимет у него киевский престол. Он подослал к Борису
убийц. Несмотря на то, что святой Борис узнал о
страшной угрозе, он не стал прятаться. На него напали с
копьями прямо во время молитвы. Случилось это 24 июля
1015 года (6 августа по новому стилю) на берегу реки
Альты. Князь погиб не сразу, первым убили его верного
слугу Георгия Угрина, который бросился на защиту Бориса.
Сам же святой на слабеющих ногах вышел из шатра, где
молился, и сказал убийцам: «Подходите, братия, кончите
службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам».
Тогда воины снова пронзили тело князя копьем.
Князь еще дышал, когда убийцы везли его в Киев, чтобы
показать Святополку. По пути они встретили двух
варягов, которых послал Святополк. Варяги увидели, что
Борис еще жив, и добили святого ударом меча в сердце.
Тело страстотерпца привезли в Вышгород и в тайне ото
всех положили в храме во имя святого Василия Великого.
13.
Святополк не остановился на одном убийстве. В товремя Глеб княжил в Муроме. Старший брат
отправил к нему воинов. Как и Борис, Глеб тоже
заранее знал, что к нему подосланы убийцы. Но
междоусобная война для него была страшнее
смерти. Убийцы настигли князя в устье реки
Смядыни, рядом со Смоленском.
После двойного убийства Святополк, которого в
народе прозвали Окаянным, правил недолго. Закончил
свои дни он в изгнании, ненавидимый всеми.
Междоусобные войны постепенно прекратились.
Подвиг смирения, послушания и кротости сделал
Бориса и Глеба поистине народными святыми.
.
14. Канонизация и почитание Бориса и Глеба на Руси
Борис и Глеб — первые канонизированные русские святые. Точнаядата их канонизации неизвестна, у историков на этот счет есть
разные мнения. Одни полагают, что братьев причислили к лику
святых уже тогда, когда в 1020 году перенесли мощи Глеба с
берега реки Смядыни в Вышгород и положили рядом с мощами
Бориса в храме во имя святого Василия Великого. Другие думают,
что почитание началось после того, как в 1021 году в Вышгороде
возвели первую деревянную церковь во имя святых Бориса и Глеба.
Но большинство исследователей считают, что святые
благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были
канонизировали, когда их мощи перенесли в новую каменную
церковь. Произошло это в 1072 году по инициативе сыновей
Ярослава Мудрого — князей Изяслава, Святослава и Всеволода, а
также киевского митрополита Георгия.
Эти святые прославились многими чудесами, их почитали как
заступников русской земли.
15.
Ночью черниговской с гор араратских,шерсткой ушей доставая до неба,
чад упасая от милостынь братских,
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Плачет Господь с высоты осиянной.
Церкви горят золоченой известкой,
Меч навострил Святополк Окаянный.
Дышат убийцы за каждой березкой.
Еле касаясь камений Синая,
темного бора, воздушного хлеба,
беглою рысью кормильцев спасая,
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Путают путь им лукавые черти.
Даль просыпается в россыпях солнца.
Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.
Мук не приявший вовек не спасется.
Киев поникнет, расплещется Волга,
глянет Царьград обреченно и слепо,
как от кровавых очей Святополка
скачут лошадки Бориса и Глеба.
16. Икона Бориса и Глеба
Иконы святых Бориса и Глеба начали писать сразупосле их канонизации. Нестор-летописец пишет
об их образе в своем «Чтении о святых Борисе и
Глебе» и уточняет, что повелел написать образ
Ярослав Мудрый. Но, скорее всего, как считают
исследователи, иконография святых братье
выработалась не раньше 1070-х годов, т. к. из
более раннего периода не сохранилось ни одной
иконы или фрески с их изображением. А вот в XIпервой половине XII веков мы уже видим образы
Бориса и Глеба, например, на крестах-мощевиках.
Традиционно Бориса и Глеба изображают на
иконах вместе, они стоят в полный рост,
одетые в княжеские одежды.
17. Выводы:
Святые мученики Борис и Глеб на протяжениедесяти веков считаются самыми почитаемыми и
любимыми русскими святыми.
В своей работе я попыталась обработать
собранный материал. И если мои старания
принесли кому-то свет знаний, значит, я
поработала не зря.
18. Литература
1. Сказание о Борисе и Глебе // Хрестоматия подревней русской литературе. / Под ред. Н.К. Гудзий М., 1955 г..
2. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. - М., 1990.
3. Еремин И. П. Сказание о Борисе и Глебе. В кн.: Ерёмин
И. П. Литература Древней Руси: (Этюды и
характеристики). М.; Л., 1966.
4. Воронин Н. Н. Анонимное сказание о Борисе и Глебе,
его время, стиль и автор. - ТОДРЛ, 1957.
5. Сеть Интернет.