Кейс «Колесо изменений»
Человеческий фактор в принятии решения
1. Принятие решений
На принятие решений влияют:
Принятие решений: особенности памяти.
Концепция Дж. Миллера
Принятие решения: особенности работы с информацией
Принятие решения: особенности работы с информацией
Принятие решения: личностные особенности
Принятие решения: личностные особенности
Принятие решения: личностные особенности
2. Принятие решений: анализ проблемы, постановка цели
Принятие решений: анализ проблемы, постановка цели
Принятие решений: анализ проблемы, постановка цели
Принятие решений: проблемы мышления
Принятие решений: проблемы мышления
Типы интеллекта (Модель Г. Гарднера (Gardner, 1983)
Пример с группой школьников и студентов
Типы интеллекта и принятие решения:
Личностные факторы принятия решения
Влияние ценностных ориентаций на принятие решений
Влияние ценностных ориентаций на принятие решений. Теория Поля Курта Лев'ина
Теория Поля. Курт Левин
Основные положения теории поля Курта Левина
Пример с подготовкой диплома http://psydom.ru/psy-schools/frejd-i-frejdisty/teoriya-polya-kurta-levina.html
Организационная культура: взаимосвязь личной позиции и позиции фирмы.
Система ценностей фирмы
Система ценностей фирмы
Система ценности фирмы
Личностные «ловушки» при принятии решений
Ловушка «желаемое за действительное»
Ловушка «Якорение»
Эвристика репрезентабельности
Личностные «ловушки» при принятии решений
Личностные «ловушки» при принятии решений
Модели теории игр
«Долларовый аукцион»
Долларовый аукцион в животном мире
«Дилемма заключенного»
Содержание предложения следователя было таким:
Матрица решений для данных условий Напишите ход логических рассуждений заключенных с решением
  «Дилемма заключенного» для случая игры со многими ходами
«Борьба полов»
791.00K
Категория: МенеджментМенеджмент

Кейс колесо изменений. (Лекция 6)

1. Кейс «Колесо изменений»

Определите «управленческое решение».
Сформулируйте суть управленческой проблемы кейса. Используйте при ответе понятие «противоречие».
Каковы общие критерии эффективности управленческого решения? Какие критерии эффективности решения для
данной ситуации Вы могли бы предложить? Приведите ряд показателей для критерия (одного или несколько). Какие
показатели эффективности используются в статье?
Какие риски и ограничения порождает предлагаемое решение для отечественного автопрома? Какую роль в принятии
решения играет «снятие неопределенности». Какие методы снятия неопределенности Вы могли бы предложить для этой
ситуации?
Что такое «время принятия решений»? Какие действия в логике рационального подхода должны быть реализованы ЛПР
за это время? Какие группы ЛПР присутствуют в этом кейсе.
П. Друкер полагал, что в каждой ситуации менеджер должен стремиться, прежде чем принимать решение….. Завершите
это высказывание, используя понятия: «программируемое решение», «классификация», «тенденция». К какому типу
проблем по Друкеру вы бы отнесли проблему « постоянное внедрения инноваций на фоне незавершенных процессов по
внедрению предыдущих».
Какую роль в принятии решении играют прогнозные сценарии. Какие прогнозы для фирмы предложены в данной
статье?
Каким образом позиция эксперта может повлиять на принятие решения? Представьте себя в роли эксперта, работающего в
рамках одной из известной вам концепции («обучающие организации», «всеобщее управление качеством», «бережливое
производство», «фанки-бизнес» и т.д.) Какие рекомендации вы могли бы дать на основании этой статьи (сформулируйте
проблему, обозначьте свою позицию эксперта, приведите варианты альтернатив, приведите аргументы к выбору одной
из альтернатив).

2. Человеческий фактор в принятии решения

Принятие управленческих решений
Казакова Е.И. 2009

3. 1. Принятие решений

Принятие решения — активный процесс,
начинающийся с
осознания необходимости признания
проблемы,
анализа информации,
поиска решения и формирования
альтернативных вариантов,
из которых будет производиться выбор.

4. На принятие решений влияют:

Умение воспринимать информацию.
Отбор информации.
Способ хранения информации.
Методы обработки информации.
Проблема информационных фильтров и
избирательности

5. Принятие решений: особенности памяти.

Модель Аткинсона
Три вида памяти:
сенсорная (3 сек),
Кратковременная (30 сек, при
повторении-дольше, потом
вытесняется и угасает) и
долговременная
По мнению психологов - именно в
кратковременной памяти и
происходит большинство решений.
Многие методы – сравнение,
взвешивание, оценка по группам
критериев – ради этого.
(Морфологический анализ: Практика)
Долговременная память. Лучше
работает – со структурированной
информацией.

6. Концепция Дж. Миллера

Объем. 5 – 9 чанков.
Американский психолог, одни из
создателей основ современной психологии
познания Дж. Миллер в середине 50-х гг.
прошлого века пришел к выводу, что
существует некий предел возможностей
системы переработки информации у
человека, который можно обозначить
как психологическую бесконечность.
Эта бесконечность представлена в
различных культурах от античности до
современности: семь чудес света, семь
морей, семь смертных грехов, семь дочерей
Атланта – Плеяд, семь возрастов человека,
семь уровней ада, семь основных цветов,
семь тонов музыкальной шкалы, семь дней
недели.

7.

Семь в таком понимании означает много, очень много, настолько много,
что больше не бывает. Именно поэтому, как отметил Миллер, это же
число наблюдается и в психологических исследованиях: как правило, мы
используем семь категорий абсолютной оценки какого-либо признака,
так как нам известно о пределе в семь объектов в объеме внимания. В
связи с этим Миллер предложил говорить и о семи единицах в объеме
непосредственной, т.е. кратковременной, памяти. В честь Миллера это
число, обозначающее психологическую бесконечность, стали
называть магическим числом Миллера. Иногда в определение этого
магического числа вносятся небольшие коррективы. Принято говорить о
числе 7± 2.
При физической оценке объема информации используют такие
физические величины, как биты и байты, а также производные от них
более крупные единицы.
Вместо этого Миллер предлагает говорить о структурных
единицах хранения информации в памяти – чанках (от англ. chunk –
кусок)

8. Принятие решения: особенности работы с информацией

человек имеет ограниченный объем кратковременной
памяти, не сможет уделять одновременно внимание
многим аспектам, влияющим на принимаемое
решение;
человек не является точным измерительным
устройством, он не может совершать точные
количественные измерения. Этим объясняются многие
противоречия, наблюдаемые в задачах выбора;

9. Принятие решения: особенности работы с информацией

в процессе анализа проблем, подлежащих
решению, человек время от времени
совершает ошибки, противоречит сам себе.
Эти ошибки могут быть объяснены
различными причинами: невнимательностью,
ограниченным объемом кратковременной
памяти, экономией

10. Принятие решения: личностные особенности

человек обычно не имеет готовой, точно
сформулированной политики, решающего
правила.
Он вырабатывает это правило привычным
методом проб и ошибок, т.е. человеку
необходим процесс обучения;

11. Принятие решения: личностные особенности

из-за ограниченности объема памяти человек в каждый
момент времени уделяет внимание ограниченному
подмножеству объектов.
Этим объясняется известная стратегия «поиска
доминирующей структуры».
При рассмотрении большого количества альтернатив
человек доводит число альтернатив до обозримого, а
потом проводит их сравнение;
Поучительная технология Бенджамина Франклина

12. Принятие решения: личностные особенности

человек ищет удовлетворительное, а не
оптимальное решение, достаточно
устойчивое под воздействием внешних
факторов;
человек минимизирует усилия.

13. 2. Принятие решений: анализ проблемы, постановка цели

Выработка критериев и ограничений
(увольнение сотрудника, кейс Сбербанк)
Проблема критического мышления.
Умение видеть мир в противоречиях.
Способность читать тексты различной
природы.
Способность структурировать.

14. Принятие решений: анализ проблемы, постановка цели

Выработка альтернатив - активное,
творческое мышление (ПМИ,
морфологический анализ и т.д.):
замысел
модель
план
решение
анализ +синтез

15. Принятие решений: анализ проблемы, постановка цели

Метод контрольных вопросов:
для чего еще может быть использовано, в том виде, в котором
находится сейчас;
к чему приведут изменения (сделать больше, меньше, слабее,
сильнее, легче);
что будет, если использовать с чем-то другим;
что является противоположностью;
в чем смысл, на каком принципе построено;
чем можно заменить.
(см. «Плюс, минус, интересно» Э.Де Боно, теория «латерального
мышления»)

16. Принятие решений: проблемы мышления

К. Мюллер. 1975 «тайм-менеджер» система экономит до 35%
времени на принятие решения.
https://www.youtube.com/watch?v=_9Bc39xxFD4&feature=youtu.be
«Сознательный мозг» – крайне ограниченная мощность.
На рабочем столе – только одна задача
«Полусознательный мозг» – до 9 предметов одновременно (дела
рутинные, не требующие концентрации)
«Подсознательный мозг» – всегда выполняет огромный объем
работы.
(следствие - уединится на 3—45 минут и напряженно думать,
переключится на другие дела)

17. Принятие решений: проблемы мышления

Ведущий критерий качества: ориентация на
творческое саморазвитие:
ассоциативность мышления
оперативность мышления
умение выбирать
открытость новому
ответственность
ценность культуры и традиции

18. Типы интеллекта (Модель Г. Гарднера (Gardner, 1983)

Теория множественного
интеллекта, как альтернатива
классическому взгляду на
интеллект как на
способность к логическим
рассуждениям.
Лингвистический
Музыкальный
Логико-математический
Пространственный
Телесно-кинестетический
Личностно-социальный
Пришел к выводу, что вместо единой базовой
интеллектуальной способности, или «фактора g»,
существует множество различных
интеллектуальных способностей, встречающихся
в различных сочетаниях.
Гарднер определяет интеллект как
«способность к решению задач или
созданию продуктов, обусловленную
конкретными культурными
особенностями или социальной средой».
Это не «вещь» », не некое устройство,
находящееся в голове, а «потенциал,
наличие которого позволяет
индивидууму использовать формы
мышления, адекватные конкретным
типам контекста»
Именно множественный характер интеллекта
позволяет людям принимать такие различные

19. Пример с группой школьников и студентов

Обычные тесты IQ хорошо прогнозируют оценки в колледже, но они
менее валидны в плане прогноза последующего успеха в работе или
продвижения в карьере.
Меры других способностей, например личностного интеллекта,
возможно, помогут объяснить, почему некоторые люди с
блестящими показателями в колледже становятся в последующей
жизни жалкими неудачниками, тогда как менее успешные студенты
становятся лидерами, вызывающими поклонение (Kornhaber, Krechevsky
& Gardner, 1990).
Гарднер и его коллеги призывают к «интеллектуально-объективной»
оценке способностей учащихся.
Это позволит детям продемонстрировать свои способности иными
способами, чем с помощью тестов, выполняемых на листе бумаге,
например таких, как сопоставление друг с другом различных элементов
для демонстрации навыков пространственного воображения.

20. Типы интеллекта и принятие решения:

Один из способов усовершенствовать путь
принятия решения — сформулировать
задачу различными способами.
Изменение точки зрения на проблему
может дать дополнительные варианты
решения.

21. Личностные факторы принятия решения

психические процессы;
личностные установки, опыт, образование;
ценностные ориентиры (выгода),
принципы и т.д.

22. Влияние ценностных ориентаций на принятие решений

Ценности – критерии для оценки:
Предпочтения – стремление к выбору одного типа
вещей в ущерб другим
Вербализация
Полезность – количественное измерение степени
удовлетворения наших ценностей.
Желания - ощущаемое стремление к тому, что бы чтото произошло.

23. Влияние ценностных ориентаций на принятие решений. Теория Поля Курта Лев'ина

24. Теория Поля. Курт Левин

Каждый человек обладает
своей собственной системой
ценностей.
Иерархия. Векторная
природа.
Субъективное
ранжирование ценности:
важности, качества
и блага.

25. Основные положения теории поля Курта Левина

Давайте мысленно представим себе математическое отображение личности так, как это
делал Курт Левин.
Можно также взять листочек бумаги и ручку и, следуя представленному ниже описанию,
изобразить свою собственную жизнь, используя понятия теории поля.
Около центра листочка нарисуйте небольшой круг – этот круг собственно и есть вы –
человек (персона). Левин обозначал круг, означающий целостность человека буквой P
(person). Кстати, фигура может быть любой – треугольник, квадрат – по вашему желанию,
но важны два фактора: 1) фигура замкнута, у неё есть сплошная граница (граница вашей
личности) и 2) фигура расположена на листе, то есть не существует сама по себе, а
включена в большее пространство.
Человек никогда не существует сам по себе, его окружают люди, вещи, явления, события.
Это пространство вокруг человека Левин изображал в виде эллипса (ученики забавно
прозвали эллипсы яйцами или картофелинами Левина).
Круг может помещаться в любом месте внутри эллипса, но границы эллипса не пересекают
круг и не соприкасаются с границами круга. Пространство между границами круга и
эллипса – это психологическая (окружающая среда), которую Левин обозначал как
Eenvironment). Пространство внутри эллипса, включающее круг — это жизнь, жизненное
пространство L(life). Оставшееся свободное место на листе – это весь остальной мир.

26.

Круг-в-эллипсе – главная и лучшая иллюстрация всех
понятий теории поля, карта психологической жизни
человека.
Однако эта карта требует детализации. По Левину, чем
точнее и многограннее детализирована карта, тем лучше
психолог сможет понять поведение человека, ведь поведение
(B, behavior) в терминах теории поля – это есть функция (f,
function) жизненного пространства: B = f(L).
Другими словами, поведение человека определяется не его
внутренними миром и не окружающей средой, а только и
всегда сочетанием этих двух факторов

27. Пример с подготовкой диплома http://psydom.ru/psy-schools/frejd-i-frejdisty/teoriya-polya-kurta-levina.html

Пример с подготовкой диплома
http://psydom.ru/psy-schools/frejd-i-frejdisty/teoriya-polya-kurtalevina.html
Свою теорию поля Левин создал под влиянием точных наук –
физики и математики. Психологические представления он описал на
языке топологии, рассматривающей пространственные отношения, и
годологии, науки о путях.
Левиным и его учениками было проведено немало прикладных
исследований. Так в содружестве с Липпитом и Уайтом Левин
анализировал влияние стиля лидерства на группу. В результате этих
исследований было установлено, что авторитарный стиль лидерства
приводит к индивидуализму членов группы, враждебным
отношениям внутри группы и уступчивому поведению по
отношению к лидеру. А демократический стиль руководства
порождает атмосферу сотрудничества. Причем переход от
авторитарного к демократическому стилю занимает намного больше
времени, чем наоборот – от демократического к авторитарному.
Левин так прокомментировал эти выводы: «Автократия присуща
человеку, а демократии нужно учиться».

28. Организационная культура: взаимосвязь личной позиции и позиции фирмы.

Система ценностей фирмы «Эппл»
Эмпатия по отношению к потребителям
(пользователям). Мы предлагаем изделия высшего
качества, которые удовлетворяют реальные потребности и
представляют ценность длительного пользования... Мы
искренне заинтересованы в разрешении затруднений
потребителя и не идем на компромисс с нашей этикой ради
прибыли.
Достижение целей (агрессивность). Мы ставим
агрессивные цели и заставляем себя добиваться их
осуществления. Мы признаем, что живем в уникальное
время, считая наши изделия средством изменения труда и
жизни людей. Это — приключение, и мы участвуем в нем
вместе.

29. Система ценностей фирмы

Позитивный социальный вклад. Как корпоративный гражданин,
фирма стремится быть экономическим, интеллектуальным и
социальным активом в тех сообществах, в которых мы работаем. Но
в первую очередь мы надеемся сделать этот мир местом, более
удобным для жизни. Мы создаем изделия, которые расширяют
возможности человека, освобождают людей от тяжелой, нудной
работы, и помогаем им добиваться большего, чем они могли бы
сделать в одиночку.
Индивидуальные достижения. Мы рассчитываем на увлеченность и
достижения каждого на более высоком уровне, чем по отрасли в
целом. Только таким путем мы получим прибыль, необходимую нам
для достижения других корпоративных целей.

30. Система ценностей фирмы

Дух коллективизма. Работа в командах важна для успеха фирмы
"Эппл", поскольку она неподъемна для любого отдельно взятого
человека. Мы приветствуем взаимодействие работников с
руководителями любого уровня, обмен идеями и предложениями
ради повышения эффективности фирмы и качества жизни. Мы
поддерживаем друг друга и вместе радуемся победам и
вознаграждениям.
Качество (совершенство). Мы заботимся о том, что производим.
В изделия фирмы "Эппл" мы закладываем качество, рабочие
характеристики и ценность такого уровня, который обеспечивает
нам уважение и преданность потребителей.

31. Система ценности фирмы

Вознаграждения. Мы признаем вклад каждого человека, высокие
результаты деятельности. Мы признаем также, что
вознаграждения должны быть моральными и денежными
одновременно, и стремимся создать атмосферу, в которой каждый сможет почувствовать ощущение приключения и радости,
работая для фирмы "Эппл".
Хорошее управление. Отношение менеджеров к своим работникам
имеет первостепенное значение. Работники должны иметь
основания доверять мотивам и честности своих начальников.
Руководство отвечает за создание продуктивной среды, в которой
расцветают
АВРААМ ЛИНКОЛЬН : "Можно недолго обманывать весь народ.
Можно долго обманывать часть народа. Но нельзя долго обманывать
весь народ"

32.

«Если вы хотите построить корабль, не
надо созывать людей, чтобы все
спланировать, распределить обязанности,
достать инструменты. Надо заразить их
стремлением к бесконечному морю. Тогда
они сами построят корабль».
(Сент-Экзюпери, «Маленький принц»)

33. Личностные «ловушки» при принятии решений

Личностные «ловушки»
Имеют решений
заболевание
при принятии
Заблуждение.
Медсестер попросили установить связь между
симптомами и заболеванием. Медсестры решили,
Не что связь существует.
имеют Маргинальные
Имеют симптомы
37/100 = 37%
заболевания
33/100= 33%
Не имеют симптомов
17/100 = 17%
13/100 = 13%
30/100 = 30%
Маргинальные
значения
столбцов
54/100= 54%
46/100 = 46%
100
для
значения для строк
70 /100 = 70%
А)Из всех, имеющих симптомы 52% (37/70) имеют заболевание.
Вероятность 0,5
Б) Из всех, имеющих заболевание 68% (37/54) имеют и симптомы.
Вероятность 0,69
В) Из всех, не имеющих заболевание 72% (33/46) имеют и симптомы.
Вероятность 0,72
С) Из всех, не имеющих симптомов 56% (17/30) имеют заболевание.
Вероятность 0.5
Таким образом – связи не существует.

34. Ловушка «желаемое за действительное»

Исследования в области
деятельности присяжных.
Многие выносят
приговор заранее и ищут
факты. Подтверждающие
вину.
12 Angry Men
Юношу обвиняют в убийстве собственного
отца, ему грозит электрический стул.
Двенадцать присяжных собираются чтобы
вынести вердикт: виновен или нет.
Премьера: апрель 1957 г. (США)Премия
«Оскар» за лучший фильм, ещё
Награды: Премия BAFTA в номинации
«Лучший иностранный актер»
Медицинские примеры.
Врач подозревает грипп.
И задает те вопросы,
которые связаны с
подтверждением
симптомов гриппа.

35. Ловушка «Якорение»

Вы слышали информацию о
работе мерчандазера, на
которой можно работать 3
час в день и получать 18 000
в месяц (5 дней в неделю).
Вы получили информацию,
что это предложение было –
ложным, но отказаться от
него при рассмотрении
других вариантов – не
можете.
Советы:
- рассматривать проблему с
разных точек зрения;
- изучать проблему самому
до советов специалистов;
- не создавать якорей для
сотрудников

36. Эвристика репрезентабельности

Эвристика репрезентабельности.
Бросают три монеты.
ОООРРР
ООРОРР
ОРОРОР
Постоянство памяти.
Люди часто полагаются на эвристику (или «правило большого пальца») в
надежде, что она укажет им, какое принять решение. Эвристика
наглядности или
надежда на случай часто влияют на принятие решений.
Бытует расхожее представление, что при процессе, не имеющем
закономерности, выше вероятность такой последовательности развития
событий, которая кажется нам более случайной.

37.

Необоснованный оптимизм может привести к
необоснованным решениям - мешает реальной оценке
как желательных, так и нежелательных последствий
решения.
Необоснованный пессимизм.
Эффект материализации негативных и позитивных
ожиданий.
Люди часто попадают в «капканы» из-за того, что им
трудно изменить свое решение, на которое уже
потрачено определенное количество времени или денег.

38. Личностные «ловушки» при принятии решений

Ловушка «Якорение»
Чрезмерная уверенность.
Постоянство памяти.
Эвристика репрезентабельности.
Необоснованный оптимизм.
Необоснованный пессимизм.
Ловушка «Необратимые затраты».

39.

Психология реактивности. Психология
маленького ребенка. Меня заставляют, значит – я
не буду этого делать.
Психология пристрастий. Консерватизм.
Хейли «Отель»

40.

Рискованные решения требуют особого внимания.
Людям нередко свойственно преуменьшать
вероятность катастрофического результата.
Легкомыслие. Фильм «Изображая жертву».
Чаще всего люди бывают удовлетворены принимаемыми
ими решениями -возможно, потому, что когнитивный
диссонанс работает на сохранение согласия
между их действиями и убеждениями, или потому, что
они просто не видят причин
своей неправоты. Поэтому они обычно считают, что если
уж приняли решение -но непременно самое лучшее.

41.

Ловушка «Статус КВО».
Когда принятое решение приносит результаты, у людей часто
появляется
уверенность в том, что эти результаты были очевидными и в момент
принятия решения.
Ретроспективная оценка — распространенное явление,
искажающее реальное восприятие информации в момент принятия
решения.
Принцип «Что я говорил» - следствие – необоснованная уверенность
в своих силах.
Необходимо понимать, что не всегда плохой результат говорит о
неправильности решения. Иногда нежелательные результаты
возникают из-за присущей большинству важных решений
внутренней неопределенности.

42. Личностные «ловушки» при принятии решений

Психология реактивности.
Психология пристрастий.
Консерватизм.
Неадекватность реакции на
катастрофу.
Ловушка «Статус КВО».
Ретроспективная оценка

43. Модели теории игр

Теория игр позволяет лучше понять связи между
действиями и соответствующими изменениями внешней
среды и тем самым улучшить стратегии принятия
решений.
В теории игр различают два основных вида игр: игры
против природы и игры против противника. Для
первых применяются статистические модели и методы,
основанные на теории вероятностей, при которых
случайные влияния (капризы природы) влияют на
результаты решений.

44.

Вторая группа игр предполагает осмысленную
реакцию противника, которая существенно
ограничивает поле результатов ЛПР. При этом
различают случаи с разным числом участников:
два, несколько, много и почти бесконечное
число. Концепции для случая большого числа
участников значительно сложнее, поскольку
приходится считаться с их разной реакцией,
возможностью формирования коалиций и др.

45.

Отличают игры с однозначно определенными правилами, для
которых имеется полная информация об игровых ситуациях и
правилах, и игры с неоднозначными правилами.
В первых существует стратегия, которая каждому участнику
обеспечивает принципиальную возможность успеха независимо от
поведения второго участника. Для игр с неоднозначными правилами
таких стратегий не существует. Поэтому эти игры характеризуются
определенной нестабильностью, и каждый участник пытается
заранее распознать поведение другого.

46.

Теория игр нашла применение в самых различных областях
человеческой деятельности. Теория показала, что везде, где
возникает соревнование за ограниченные ресурсы, длительное и
стабильное равновесие может установиться только в том случае,
если игроки применяют смешанные стратегии, т.е. когда в игре
применяется многообразие отдельных линий поведения, стилей
мышления и стратегий решения проблем. Использование
стратегии теории игр позволяет во многих случаях оптимизировать
решение. В 1994 г. за успехи в развитии теории игр трем ученым, J.F.
Nash, J.C. Harsanyi и R. Selten, была присуждена Нобелевская премия
по экономике.
Надо
помнить, что
теория игр
ориентируется только на
рациональность целей. Рациональность ценностей ею не
учитывается.

47. «Долларовый аукцион»

1971 г. Мартин Шубик (Martin Shubik)
предложил игру, которая может служить
моделью многих реальных ситуаций.
Сущность игры заключается в следующем.
Проводится аукцион, на котором предлагается
один доллар, с минимальной ставкой в 1 цент.
Игра проводится по обычным правилам
аукционов, за исключением одного дополнения:
платит не только предложивший максимальную
сумму и получающий доллар, но и тот, кто
платит названную им сумму, но выигрыша не

48.

Шубик предложил свою игру как модель,
демонстрирующую бессмысленность
эскалации войны во Вьетнаме, в момент,
когда она велась наиболее ожесточенно и
была в наиболее безнадежном состоянии.

49.

Ученые, которые проанализировали содержание речей
президента США Л. Джонсона в период между 1964 и
1968 годами, в которых он затрагивал тему войны во
Вьетнаме, обнаружили изменение его аргументации по
ходу войны. В начале войны президент при
формулировании ее целей использовал такие термины,
как «демократия», «свобода», «справедливость».
Впоследствии он стал говорить преимущественно о
чести, о необходимости остановить продвижение
коммунизма, о том, что США не должны выглядеть
слабыми и т.п.

50.

Рассмотренный феномен в литературе называют также «Ловушка
“Конкорд”». Связано это название со следующим.
Затраты англичан и французов на создание сверхзвукового
пассажирского самолета «Конкорд» по мере разработки резко
возрастали. Еще когда затраты были не очень высоки, стало ясно,
что это предприятие никогда не даст прибыли. Но правительства все
глубже увязали в проекте, и к его завершению плановые суммы
были многократно превышены.
Даже после окончания проекта дешевле было оставить самолет как
музейный экспонат, т.к. с этого момента он непрерывно приносил
только убытки.
Но самолет стал престижным объектом, которым англичане и
французы могли гордиться, и поэтому он продолжал летать до
недавнего времени.

51.

Ситуации, соответствующие модели долларового аукциона, встречаются на
каждом шагу и в обыденной жизни. Чем дольше мы ждем автобус, тем
труднее нам сесть на такси, даже если вначале мы были готовы поехать на
такси. Чем дольше мы смотрим плохой фильм, тем вероятнее мы досмотрим
его до конца, хотя вероятность того, что в нем еще будет что-то интересное,
становится все меньше. Это обстоятельство используют на телеканалах,
включая больше рекламы в конце фильма, поскольку вероятность того, что
зрители переключатся на другой канал, будет невелика. По этой же логике
проходят забастовки. Нередко ущерб от забастовки для обеих сторон много
больше, чем если бы сразу удовлетворить требования бастующих. В этих
случаях опытный посредник может вывести ситуацию из тупика, предложив
обсудить сначала другой вопрос, например о новой спецодежде. Этот вопрос
решается быстро, после чего противоборствующие стороны могут выйти из
противостояния без потери лица.

52. Долларовый аукцион в животном мире

Действительно, животные разрешают проблемы,
развивающиеся по логике долларового аукциона,
рациональнее, чем люди. Их, казалось бы,
иррациональное поведение в высшей степени
рационально. Образно говоря, животное никогда не
заплатит за доллар много больше, чем он стоит, а люди
потеряли один из существующих в природе
эволюционных механизмов. Как отмечает Л. Меро
(László Mérö): «Человек за способность иногда вести себя
морально заплатил высокую цену потери своей животной
рациональности»

53. «Дилемма заключенного»

Авторами «дилеммы заключенного» были Мерил Флуд
(Merill Flood) и Мелвил Дрешер (Melvin Drescher). Они
впервые представили ее в 1950 г. Но свое название она
получила от Альберта Такера (Albert W. Tucker),
американского математика, применившего это название
на семинаре по теории игр, который он проводил в 1950
г. на психологическом факультете Стэндфордского
университета.
С тех пор написаны тысячи статей математиками,
психологами, политологами и экономистами, но и
сегодня она остается такой же таинственной и
поражающей.
Художественная форма описания дилеммы у разных
авторов может отличаться, но смысл ее остается
неизменным.

54.

Полиция арестовала двух человек, подозреваемых в
грабеже и убийстве.
Хотя полиция уверена в их виновности, твердых
доказательств для предъявления суду у нее нет. Однако у
обоих подозреваемых изъяли незарегистрированное
огнестрельное оружие.
Следствию очень хотелось быстрее закончить это дело, и
поэтому обоим было предложено содействовать следствию.

55. Содержание предложения следователя было таким:

если один «раскалывается» и приводит к раскрытию преступления, а
другой отказывается сотрудничать со следствием, то первый
немедленно освобождается, а второй получает 10 лет заключения;
если оба признаются, то они получают оба по шесть лет заключения,
т.к. ценность признания первого резко снижается;
если оба отказываются сотрудничать со следствием, они получают
по три года за незаконное владение оружием.
Каждому из задержанных сообщили, что предложение сделано
обоим и действует до 10 часов утра следующего дня. Задержанные
содержались в условиях, в которых они не могли общаться. Известно
также, что каких-либо твердых обязательств друг перед другом у
задержанных нет.

56. Матрица решений для данных условий Напишите ход логических рассуждений заключенных с решением

Первый
заключенный

57.

Доминантной стратегией для обоих является
сотрудничество со следствием, поскольку оно может
привести к немедленному освобождению. Если
сотрудничает только один, то второму тоже имеет смысл
сотрудничать, поскольку срок все же на четыре года
уменьшается.
Вроде бы, для обоих имеет смысл признаваться, и это
вполне логично. Но если оба будут действовать
рационально (оба признаются), и тот и другой получат
большие сроки, чем если бы действовали кооперативно
(т.е. оба бы молчали).

58.

Таким образом, индивидуальная рациональность ведет
к коллективной нерациональности и, как следствие, к
вреду для себя самого. В общественной жизни и в
бизнесе случаев, которые сводятся к «дилемме
заключенного», сколько угодно, поэтому возникает
вопрос о том,
как с ними поступать. Призывы вести себя
кооперативно, хотя они и нужны, помогают мало.
Нужны реальные санкции, контрольные механизмы,
но также и рыночные льготы.

59.

Предательство и конкуренция в нашей жизни не
исключаются, и на каждом шагу приходится с ними
считаться. Однако это обстоятельство не исключает
существование миров (систем), в которых «дилеммы
заключенного» просто не может быть (например, в мире,
абсолютным законом которого является Золотое Правило
нравственности или Категорический императив Канта).
По нашим нынешним меркам такой мир утопичен, но в
таком мире, вероятно, было бы хорошо жить.

60.

По модели «дилеммы заключенного»
развивается и спираль гонки вооружений.
Равновесие двух противников может быть
обеспечено как в случае, когда обе
стороны вооружены до зубов, так и на
существенно более низком уровне, что
гораздо дешевле. Поэтому такой вариант
является для обеих сторон самым
выгодным.

61.

62.   «Дилемма заключенного» для случая игры со многими ходами

«Дилемма заключенного» для случая игры
со многими ходами
Американский политолог Роберт Аксельрод
теоретически исследовал вопрос о том, может ли в
индивидуалистском мире развиться кооперация.
Для этого он в 1979 г. предложил ряду известных
ученых принять участие в соревновании компьютерных
программ с решением «дилеммы заключенного» в случае
многих ходов. Каждая программа должна была сделать
200 ходов против каждой другой программы. Результаты
обрабатывались в соответствии с матрицей,
представленной в табл. 5.4.

63.

64.

Победа присуждалась программе, получившей
максимальное суммарное число очков. В турнире
участвовало 15 программ. Победила программа
известного специалиста по социальной психологии
Анатолия Рапопорта. Ее алгоритм был очень прост:
Сотрудничай в первом круге.
Делай то, что сделал твой противник в первом круге.
Рапопорт назвал свою программу «Tit for Tat» («Зуб за
зуб»). В литературе по теории игр ее обозначают TFT.

65.

Аксельрод проанализировал все программы и пришел к
выводу, что для лучших программ были характерны два
признака: дружелюбие и снисходительность. Аксельрод
называл программу дружелюбной, если она никогда не
начинала конкурировать первой.
Снисходительнойон называл программу, если она после
противостояния была готова возвратиться к
кооперированию, как только противник начинал
кооперировать.

66.

В 1982 г. Аксельрод вновь объявил конкурс программ, в
котором приняли участие 62 программы из шести стран и
восьми научных дисциплин. Все участники были
знакомы с результатами предыдущего турнира и
соответствующим анализом Аксельрода.
Анатолий Рапопорт вновь отправил свою простую
программу, и вновь неожиданно для всех она оказалась
победителем. Аксельрод проанализировал все
присланные программы и установил, что кроме двух
вышеназванных признаков еще три признака характерны
для лучших программ:

67.

степень провоцируемости,
взаимность
и простота.
Под «степенью провоцируемости» Аксельрод понимал
то, что на конкурирующее поведение противника
программа с большой вероятностью отвечает
конкурентно. Под «взаимностью» понимается то, что
реакция программы сильно зависит от стратегии
противника. Наконец, «простоту» программы Аксельрод
характеризовал длиной программы. Стратегия TFT в
наибольшей степени удовлетворяет всем пяти
признакам.

68.

Важнейшим результатом исследований Аксельрода
является то, что теоретически установление
стабильного кооперирования даже в тотально
эгоистическом окружении не исключается. Все
программы были ориентированы на выигрыш и
руководствовались исключительно эгоистическими
соображениями, а не альтруизмом или сложными
моральными принципами. Если у живого существа
разовьется ген TFT (или по крайней мере пять
вышеназванных характеристик), оно способно к
кооперации даже в условиях, когда его цели полностью
эгоистичны.

69.

Многочисленные эксперименты с «дилеммой
заключенного» дали ученым интересные данные о
поведении людей и о принятии ими решений.
При однократной игре примерно в 40 % случаев пары
ведут себя кооперативно. Л. Меро по этому поводу
пишет, что этот результат в зависимости от своих
собственных взглядов можно воспринимать двояко:
К счастью, кооперация не такая уж редкая вещь, даже
если логика диктует иное поведение.
К сожалению, слишком мало людей ведут себя в
соответствии с общим интересом.

70. «Борьба полов»

Молодая пара утром ссорится по поводу того,
как они проведут вечер. Муж предлагает пойти
на финал соревнований по боксу, в то время как
жена предлагает пойти на рок-концерт.
Поскольку они торопятся на работу, они не
успели договориться, и в течение дня у них тоже
не было возможности пообщаться. Оба
заканчивают работу незадолго до начала
соревнований и концерта. Поэтому они должны
независимо друг от друга определиться, куда
каждый из них пойдет.

71.

Чтобы эта проблема могла быть проблемой теории игр, оба игрока
должны иметь ясные предпочтения. Наша пара их имеет.
Прежде всего они хотели бы вечер провести вместе. Это имеет для
них наибольшую ценность.
На втором месте по важности у них стоит предпочтение
мероприятия.
Наихудший вариант для них, если они вечер проведут раздельно,
причем жена будет на соревнованиях, а муж на концерте. Несколько
лучше они оценивают вариант раздельного проведения вечера, когда
он идет на бокс, а она – на концерт.
С наибольшим удовольствием жена пошла бы с мужем на концерт
(4 балла), несколько хуже для нее посещение соревнования по боксу
(3 балла). Для мужа ситуация прямо противоположна.

72.

73.

Вначале рассмотрим решение в случае
применения Золотого правила нравственности в
формулировке Конфуция: «Не делай другим
того, чего не желаешь себе» или в формулировке
Иисуса Христа: «Итак, во всем, как хотите,
чтобы с вами поступали люди, так поступайте и
вы с ними…» (Матфея 7:12). В этом случае жена
должна пойти на бокс, поскольку это хорошо для
ее партнера. Ее партнер соответственно пойдет
на концерт, и в результате реализуется
наихудший вариант.

74.

Если мы применим категорический императив Канта: «Поступай
только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь
которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала
всеобщим законом», то мы придем к следующим результатам.
Асимметричные случаи здесь исключаются по определению.
Остаются две возможности, и в обоих «для меня» (как для мужа, так
и для жены) лучше следовать эгоистической стратегии.
Следовательно, категорический императив предписывает мужу
пойти на бокс, а жене – на концерт. Это действительно лучше, чем
результат, полученный за счет применения Золотого правила, но
далеко от оптимального варианта.

75.

Теория игр за счет применения смешанной стратегии
позволяет прийти к более оптимальному решению.
Максимальное суммарное количество баллов (51/8) наша
пара наберет, если он с вероятностью 5/8 пойдет на бокс
и с вероятностью 3/8 на концерт, а она с вероятностью
5/8 пойдет на концерт и с вероятностью 3/8 – на бокс:
2(5/8∙3/8∙4 + 5/8∙5/8∙2 +3/8∙5/8∙3 + 3/8∙3/8∙1) = 51/8.
Это меньше, чем то количество баллов, которое они бы
набрали, проведя вечер вместе (4 + 3 = 7 баллов), но
значительно больше, чем они бы набрали,
руководствуясь Золотым правилом (1 + 1 = 2 балла) или
Категорическим императивом (2 + 2 = 4 балла).

76.

Игра «Цыпленок» (Chicken) получила свое название от
игры молодежных банд в Лос-Анджелеса, сущность
которой сводилась к следующему. Молодые люди на
украденных автомобилях с высокой скоростью ехали
навстречу друг другу. Тот, кто первым отворачивал,
получал прозвище «цыпленок» и считался «трусливым
зайцем». Итог игры в значительной степени зависит от
того, насколько в исходном состоянии один из игроков
смог показать другому, что он ни в коем случае не будет
сворачивать. Тогда другому ничего не остается, как
отступать, чтобы избежать лобового столкновения.
Наилучшая стратегия в этой игре – кооперировать, если
второй конкурирует, и наоборот.

77.

Во время Карибского кризиса советники
президента США Джона Кеннеди,
анализируя ситуацию с позиции теории
игр, уже на ранней стадии определили ее,
как ситуацию игры «Цыпленок». Это
помогло президенту вовремя и
убедительно показать Н.С. Хрущеву, что
США готовы идти до конца, вплоть до
ядерной войны. Это позволило остановить
эскалацию конфликта.
English     Русский Правила