Похожие презентации:
Донецкий край в XVI-XVIII века
1.
Донецкий край в XVI - XVIII в.История родного края. 8 класс.
Урок № 5 (15)
Обустройство черкасских
беженцев в Русском
государстве в середине XVII в.
Составитель:
Ковалёва Татьяна Николаевна,
учитель методист
МОУ «Школа № 42 г. Донецка»
2.
ЭПИГРАФНе дождём земля полита –
Больше кровушкой людской.
Кони Речи Посполитой
Разливались здесь рекой.
С. Гамаюнов
3.
Содержание программы• Обустройство черкасских беженцев на
территории России.Формирование
Слобожанщины.Основание слободских
городов. Особенности административнополитического устройства Слобожанщины.
Участие в защите территории и борьбе с
татарскими нападениями. Основание
Изюмского черкасского полка. Особенности
черкасской службы в Белгородском разряде.
«Русские люди и черкасы»: условия
экономической жизни и быта.
4.
• 1. Национальный и социальный гнет в РечиПосполитой. Казацкие восстания. Б.
Хмельницкий.
• 2. Восстание Б. Хмельницкого. Битва под
Берестечком и её влияние на основание
Слободских поселений.
• 3. Обустройство слобод, строительство
городов. Организация слободских полков.
• 4. Особенности черкасской службы в
Белгородском разряде.
5.
Основные понятия• Беженцы – лица, покинувшие постоянное место своего
проживания в результате чрезвычайного ухудшения условий
жизни.
• Черкасы – в русских источниках население поднепровских
воеводств Речи Посполитой.
• Полк – боевые и административные единицы черкас.
• Сотня – часть полка.
• Слободы – правовые и экономические привилегии , позднее :
поселения переселенцев, освобожденных от налогов, но
обязанных проходить воинскую службу.
• Слобожанщина – территория размещения слободских
полков, населённая русскими людьми а также черкасами,
мигрировавшими в Россию из Поднепровья.
• Слободские полки – иррегулярные черкасские вооруженные
силы южного русского пограничья.
6.
Основные понятия ХмельнитчиныРечь Посполитая – государство, образованное после объединения Польского Королевства и
Великого княжества Литовского в 1569 г. в результате Люблинской унии.
Уния – союз государств, возглавляемый одним монархом.
Церковная уния - Берестейская (Брестская) церковная уния 1596 г. объединение православной церкви Украины и Беларуси с католической церковью в 1596 г.
при подчиненности православной церкви Папе Римскому, признании основных
католических догматов и сохранении православной обрядности. Она была провозглашена
на церковном соборе в Бресте. В результате Брестской церковной унии
образовалась Украинская греко-католическая церковь (униатская церковь).
Шляхта – родовая знать, аристократия.
Реестровое казачество – украинские казаки, находившиеся на военной службе у польского
правительства и внесенные в список – реестр.
Национально-освободительная борьба – движение угнетенных народов за свержение
иностранного господства, завоевание национальной независимости.
Голытьба – беднота, бедные люди, бедные запорожцы.
Гетманщина – автономная область, возникшае в ходе национальноосвободительной войны против польского господства на территории современной
Украины , которая после Переяславской рады в январе 1654 г.вместе с Киевом
перешла в подданство Российского царя. Занимала при Б.Х. три воеводства:
Киевское, Черниговское, Брацлавское. В России в XVIII- XIX вв. эти территории
делились на три губернии и входили в Малороссийское генералгубернаторство.
Гетман – правитель Гетманщины, первоначальное значение – польский полководец.
Генеральная старшина – ближайшее окружение гетмана, военноадминистративный аппарат у казаков.
7.
Хронология• 1569 – Люблинская уния
• 1596 – Берестейская уния церквей
• 1651 – битва под Берестечком и Белоцерковский
мир
• 1653 – второе заселение Цареборисова
• 1654 – вхождение Гетманщины в состав России.
• 1654 – основание г.Харькова, создание черкасских
полков в составе Белгородского полка
• 1685 – создание Изюмского черкасского полка
8.
Проблемный вопросКаковы причины
создания казацких
слобод на
территории нашего
края?
9.
1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИСОЦИАЛЬНЫЙ ГНЕТ В РЕЧИ
ПОСПОЛИТОЙ. КАЗАЦКИЕ
ВОССТАНИЯ.
Б. ХМЕЛЬНИЦКИЙ.
10.
О каких видах гнета в речиПосполитой
идет речь в исторических
документах?
11.
Французский инженер Гийом Левассер де Боплан, который находилсяв Украине во время службы в польской армии в течение 1630–1647 гг.,
в своей книге «Описание Украины» сообщал:
«Крестьяне здесь чрезвычайно бедны, потому что должны
трижды в неделю отбывать барщину своими лошадьми и
трудом собственных рук. Кроме того, в зависимости от
размеров надела должны давать соответствующее
количество зерна, множество каплунов, кур, гусей и уток
перед Пасхой, Троицей и на Рождество. К тому же должны
возить своему господину даром дрова и отбывать много других
работ, которых не должны были бы делать. Еще требуют от
них денежных налогов, кроме того, десятину с баранов,
поросят, меда, всевозможных плодов, – а еще три года – и
третьего вола. Словом, крестьяне вынуждены отдавать своим
господам все, что тем только заблагорассудится требовать.
Не удивительно, что этим нищим в таких тяжелых условиях
не остается ничего для себя. Но это еще не все: господа имеют
безграничную власть не только над крестьянским
имуществом, но и над их жизнью; так велика неограниченная
свобода польской шляхты (которая живет как в раю, а
крестьяне как в чистилище)…»
12.
Из речи украинского шляхтича с Волыни ЛаврентияДеревинского на Варшавском
сейме в 1620 г.:
«В крупных городах церкви запечатаны,
церковные имения разрушены, в монастырях
вместо
монахов
держат
скот...
Кто
придерживается греческой веры и не перешел
в унию, тот не может жить в городе... и быть
принят в цех; не позволяется провожать по
церковному обряду тело умершего жителя
города и открыто приходить к больному с
тайнами Божьими... Короче говоря: давно уже
неслыханные
притеснения
терпит
наш
русский народ как в Короне (Польше), так и в
Великом княжестве Литовском.»
13.
Классифицируйте видыгнета, испытываемого
украинским населением в
Речи Посполитой.
14.
??
?
А) Рост в Украине
землевладения польских
магнатов и шляхты
А) ограничение украинцев
в правах при занятии
государственных
должностей и органах
самоуправления
А) натиск католицизма на
права Украинской
Православной Церкви
Б) закрепощение крестьян
Б) пропаганда
второсортности украинцев
Б) окатоличивание населения
В) притеснения казачества и
мещан
В) введение налога для
православного населения на
содержание католической и
униатской церкви
Г) отсутствие равноправия в
правовом положении
украинской шляхты,
притеснения со стороны
польских магнатов и шляхты
Г) деятельность иезуитов
15.
СОЦИАЛЬНЫЙ ГНЕТНАЦИОНАЛЬНЫЙ ГНЕТ
РЕЛИГИОЗНЫЙ ГНЕТ
А) Рост в Украине
землевладения польских
магнатов и шляхты
А) ограничение украинцев в
правах при занятии
государственных
должностей и органах
самоуправления
А) натиск католицизма на
права Украинской
Православной Церкви
Б) закрепощение крестьян
Б) пропаганда
второсортности украинцев
Б) окатоличивание
населения
В) притеснения казачества и
мещан
В) введение налога для
православного населения
на содержание
католической и униатской
церкви
Г) отсутствие равноправия в
правовом положении
украинской шляхты,
притеснения со стороны
польских магнатов и шляхты
Г) деятельность иезуитов
16.
Казацкие восстания1625 Г. –
ВОССТАНИЕ ПОД
ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ МАРКА
ЖМАЙЛА.
17.
1630 Г. –ВОССТАНИЕ ПОД
ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ ТАРАСА
ФЕДОРОВИЧА
(ТРЯСИЛО).
18.
1635 Г. –ВОССТАНИЕ ПОД
ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ ИВАНА
СУЛИМЫ.
19.
ЯКОВ ОСТРЯНИНДМИТРИЙ ГУНЯ
1638 Г. ВОССТАНИЕ
КАЗАКОВ
20.
Б. ХмельницкийВоеначальник
1595 – 1657гг.
Дипломат
участвовал в походах в
Молдову
участвовал в составе посольства,
добивавшегося смягчения
условий «Ординации»
против турок
в 1646-1647 гг. встречался с
польским королем Владиславом
участие в Смоленской
войне
1632-1634 гг. на стороне
Польши
пытался использовать планы
польского правительства против
Турции
морские походы против
турок
февраль-март 1648г. Заключили
соглашения с крымским ханом
Ислам-Гиреем ІІІ о военной
помощи в войне против Речи
Посполитой
участие в Казацком
восстании
1637-1638 гг.
21.
2. ВОССТАНИЕБ.ХМЕЛЬНИЦКОГО. БИТВА
ПОД БЕРЕСТЕЧКОМ И ЕЁ
ВЛИЯНИЕ НА ОСНОВАНИЕ
СЛОБОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ.
22.
Битва под БерестечкомСхема битвы
Дата
18 – 30 июня 1651 г.
Место
у г. Берестечко на Волыни
Итог
Победа Речи Посполитой
Силы сторон
Ян Каземир
Б. Хмельницкий
220 – 240 тыс.
чел.
100 тыс.чел.
Ислам Гирей
100 тыс. чел.
Потери сторон
700 – 1000
30 – 40 тыс.
23.
24.
Вещи, обнаруженные на месте битвы под Берестечком25.
Белоцерковский мир• Белоцерковский мир 1651 г. – заключен под г. Белая Церковь между
украинскими казаками и польским правительством после поражения
войск Б. Хмельницкого под Берестечком (Волынь). Под властью Б.
Хмельницкого оставалось одно воеводство — Киевское, войско
сокращалось вдвое — до 20 тысяч. Восстанавливалась польскошляхетская власть на Украине.
• Условия Б. м. возвращали казаков к состоянию, в котором они
находились до 1648 г. и против которых они, собственно, и восстали.
• Мир не положил конец войне, его не собирались выполнять обе
стороны.
• Жестокость возвращающейся в свои поместья шляхты к местному
населению не знала пределов.
• Часть населения целыми семьями с имуществом и без бежала на
территорию России.
26.
3. ОБУСТРОЙСТВО СЛОБОД,СТРОИТЕЛЬСТВО ГОРОДОВ.
ОРГАНИЗАЦИЯ
СЛОБОДСКИХ ПОЛКОВ.
27.
СТРОИТЕЛЬСТВО ХАРЬКОВА28.
Изюмская черта защитила новыечеркасские поселения
Черкасы бежали с территории Речи
Посполитой (Гетманских полков) под
защиту Белгородской линии.
Они принимали присягу (целовали
крест) .
Они принимали обязательство
защищать границы Российского
государства.
Строительство городов осуществляли
переселенцы при помощи русской
армии.
В слободских поселениях жили
«русские люди и черкасы»
Черкасские полки приняли активное
участие в строительстве Изюмской
линии.
Черкасские полки с честью
принимали участие во всех войнах
России
Воеводы пограничных городов
принимали беженцев.
Местные власти запрашивали центр,
куда лучше поселить черкас и
выдавали разрешение на
строительство новых городов и
поселений.
Поселенцам давали льготы –
налоговые, льготы заниматься
промыслами, льготы на
самоуправление. Поселение,
наделённое особыми правами,
называли слободой.
В результате возникло 5 черкасских
полков в составе Белгородского
разряда.
Каждый полк получал Жалованную
грамоту на привилегии и владение
землёй.
29.
Административно-территориальноеустройство Слобожанщины
Слобожанщина
ПОЛКИ
Острогожский
Сумской
Ахтырский
Харьковский
СОТНИ
В Донбассе: сотни Маяцкая, Торская, Бахмутская
Изюмского черкасского полка
Изюмский
30.
4. ОСОБЕННОСТИЧЕРКАССКОЙ СЛУЖБЫ В
БЕЛГОРОДСКОМ РАЗРЯДЕ.
31.
Система органов властиСлобожанщины
Белгородский воевода
ПОЛКОВОЕ
Обоз- Хорун Есаул
ный -жий
ПРАВИТЕЛЬСТВО
Судья Военн Гражда
Полковник
ый
нский
писарь писарь
СОТЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
Атаман
Хорунжий
Сотник
Есаул
Писарь
32.
Русские люди и черкасы жили на одной территории (Белгородскийразряд, позже - губерния), часто в одних селениях, землёй владели
чересполосно, управлялись разными канцеляриями, но военное
управление было общим.
Русские люди
Черкасы
• Подчинялись городскому
воеводе
• Управление в приказной
избе
• Общее управление в
Белгородском полку
• Пользование землей на
общинном праве,
совместно.
• Основание для поселения –
сведѐние (переселение по
приказу или разрешению)
• Подчинялись местному
сотнику
• Управление в ратуше
• Общее управление в
Изюмском полку и в
Белгороде
• Пользование землей на
условиях слобод
• Основание для поселения –
бегство с территории Речи
Посполитой
И те и другие по сути - пограничники
33.
Напиши письмо… царюАлексею Михайловичу
Домашнее задание
34.
Лист Богдана Хмельницкого,посланный из Черкас царю Алексею Михайловичу,
с сообщением о победах над польским войском
и желании украинского народа объединиться с Россией 8 июня 1648 г.
35.
ПереводНаяснийший, велможний и преславний цару московский, а нам 33 велце милостивий пане и добродию. Подобно с презреня
божого тое ся стало, чого ми сами соби зичили и старалися о тое, абихмо часу теперишного могли чрез посланцов своих
доброго здоровья вашей царской велможности навидити и найнижший поклун свой отдати. Ажно Бог всемогущий здарив нам
от твоего царского величества посланцув, хоч не до нас, до пана Киселя посланих в потребах его, которих товариши наши
козаки в дорози натрафивши, до нас, до войска завернули. Чрез которих радостно пришло нам твою царскую велможност
видомим учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой, за которую з давних часов и за волности свои криваве
заслужоние, от королей давних надание помир[ем] и до тих час от безбожних ариян покою не маем. [Тв]орець избавитель
наш Исус Христос, ужаловавшис кривд убогих людей и кривавих слез сирот бидних, ласкою и милосердем своим святим
оглянувшися на нас, подобно, пославши слово свое святое, ратовати нас рачил. Которую яму под нами били викопали, сами в
ню ся обвалили, же дви войска з великими таборами их помог нам Господь Бог опановати и трох гетманов живцем взяти з
иншими их санаторами: перший на Жолтой Води, в полю посеред дороги запорозкои, комисар Шемберк и син пана
краковского ни з одною душею не втекли. Потом сам гетман великий пан краковский из невинним добрим чоловиком паном
Мартином Калиновским, гетманом полним коронним, под Корсуном городом попали обадва в неволю, и войско все их
квартянное до щадку ест розбито; ми их не брали, 34 але тие люди брали их, которие нам служили [в той м]ире от царя
кримского. Здалося тем нам и о том вашому [царскому] величеству ознаймити, же певная нас видомост зайш[ла от] князя
Доминика Заславского, которий до нас присилал о мир просячи, и от пана Киселя, воеводи браславского, же певне короля,
пана нашего, смерть взяла, так розумием, же с причини тих же незбожних неприятелей это и наших, которих ест много
королями в земли нашой, за чим земля тепер власне пуста. Зичили бихмо соби самодержца господаря такого в своей земли,
яко ваша царская велможност православний хрестиянский цар, азали би предвичное пророчество от Христа Бога нашего
исполнилося, што все в руках его святое милости. В чом упевняем ваше царское величество, если би била на то воля Божая, а
поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской
велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо. А меновите будет то
вашому царскому величеству слишно, если ляхи знову на нас схотят наступати, в тот же час чим боржей поспешайся и з своей
сторони на их наступати, а ми их за Божею помощу отсул возмем. И да исправит Бог з давних виков ознаймленное
пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне
отдаемо. Дат с Черкас, июня 8, 1648. Вашему царскому величеству найнизши слуги. Богдан Хмельницкий, гетман з Войском
его королевской милости Запорозким.