Кузнецов Павел Варфоломеевич – русский и советский художник-символист (1878-1968)
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Выставки
Кузнецов Павел «Девочка на солнце» 1901-1902 Холст, масло
Кузнецов Павел «Садик в Саратове» 1901-1902 Холст, масло
. Кузнецов Павел «Голубой фонтан» 1905 Темпера, холст
Кузнецов Павел «Весна в Крыму» 1910 Холст, масло
«Мираж в степи»
Награды
Память
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – выдающийся российский и советский художник, теоретик искусства.
«Купание красного коня» 1912 год
«На линии огня»
«Богоматерь умиления злых сердец»
«Черемуха в стакане»
«Фантазия»
Память
20.13M
Категория: ИскусствоИскусство

Кузнецов Павел Варфоломеевич – русский и советский художник-символист (1878-1968)

1. Кузнецов Павел Варфоломеевич – русский и советский художник-символист (1878-1968)

2. Кузнецов Павел Варфоломеевич


Павел Кузнецов родился в Саратове в семье иконописца (дед его был садоводом). Когда
художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в «Студию живописи
и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в
течение нескольких лет (1891—1896 гг.) под руководством В. В. Коновалова и Г. П. СальвиниБаракки, там же встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым оказала на него серьёзное
воздействие, как и на его одноклассника и друга, выдающегося скульптора А. Т. Матвеева,
впрочем, как и на всю саратовскую художественную молодежь.
Блестяще выдержал вступительные экзамены в Московском училище живописи, ваяния и
зодчества в 1897. Учился: сначала у А. Е. Архипова, потом у К. А. Коровина и В. А. Серова.
Учёба дала круг друзей и единомышленников, позже сформировавших художественное
объединение «Голубая роза».
В 1902 году сблизился с В. Я. Брюсовым и символистами. Сотрудничал с изданиями
символистского толка: журналами «Искусство», «Золотое руно», входил в объединение «Мир
искусства».
В 1902 году Кузнецов совместно с К. С. Петровым-Водкиным и П. С. Уткиным расписали
церкви Казанской Божьей Матери в Саратове. Находясь на острие художественной мысли
того времени (участвуя в деятельности «Мира искусства»), талантливая молодёжь и в церкви
попыталась вольно обойтись с канонами, что вызвало взрыв общественного негодования и их
росписи были уничтожены.

3. Выставки

• Париж (1906)
• «Голубая роза» (1907)
• Париж (1923)

4. Кузнецов Павел «Девочка на солнце» 1901-1902 Холст, масло

5. Кузнецов Павел «Садик в Саратове» 1901-1902 Холст, масло

6. . Кузнецов Павел «Голубой фонтан» 1905 Темпера, холст

7. Кузнецов Павел «Весна в Крыму» 1910 Холст, масло

8. «Мираж в степи»

Картина получила очень девственный и
исключительно поэтический окрас.
Праздное и некое лирическое звучание,
даже более глубокое, чем есть на самом
деле.
Зрителю становится понятно, что весь
антураж, предметы, человеческие фигуры,
будто случайно увиденные мастером,
специально выполнены немного размыто
и расплывчато, будто привиделись не
только художнику, но и впоследствии
зрителю.
Люди, изображенные на полотне, в степи
будто мираж, и их образы мимолетны, на
фоне чего-то вечного, именно поэтому,
создаются такие призрачные образы, что
упрощает их цветовой отблеск и
восприятие, до каких-то невесомых фигур,
но они-то как раз и являются центром
картины, позволяющие понять основную
задумку.
Можно обратить внимание, что изгибы и
наклоны фигур, повторяются в линиях юрт,
что на заднем плане. Мазки довольно
широкие, даже чувствуется вибрация при
их нанесении, именно они и передают дух
пространства. Мастер показывает степь,
разомкнутое пространство, что
превращается в поток гаммы цветов.
Такая техника создает особенный матовый
стиль, наполняя картину свечением

9. Награды

• В 1901–1902 годах, будучи студентом, Павел
Кузнецов дважды награждался двумя
малыми серебряными медалями. В 1929
году он был удостоен звания Заслуженного
деятеля искусств РСФСР. В 1937 году за
панно "Жизнь колхоза" художник был
награждён серебряной медалью на
Всемирной выставке в Париже.

10. Память

• В Саратове с 1988 года работает дом-музей
Павла Кузнецова, расположенный в
восстановленном особняке его родителей,
где он провёл детство и делал первые шаги
как художник.

11. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)

12. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – выдающийся российский и советский художник, теоретик искусства.


Кузьма Сергеевич родился 24 октября 1878 года в Хвалынске в семье сапожника. В детстве
обучался в четырёхклассном училище, в эти годы имел возможность наблюдать за работой
местных иконописцев, с чего началось увлечение живописью. В 1893 году после окончания
школы работал в судоремонтных мастерских, предпринял неудачную попытку поступить в
Самарское железнодорожное училище. В последующие два года учился живописи у Ф. Е.
Бурова, после чего вернулся в Хвалынск. На родине его познакомили с находившимся в
Хвалынске петербургским архитектором Р. Ф. Мельцером, который заинтересовался талантом
юного художника и увёз его в столичное Центральное училище технического рисования
Штиглица. С 1897 по 1905 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у
В. А. Серова. В дореволюционные годы путешествовал (в частности по Италии, Северной
Африке), сотрудничал с театрами, для которых оформлял декорации, писал теоретические
статьи (в основном исследование перспективы) и сочинял прозу. Раннее творчество
художника было большей частью сконцентрировано на изображении обнажённой натуры. На
этом этапе Петров-Водкин испытывал сильное влияние символизма и модерна. Визитными
карточками художника стали работы "Купание красного коня" 1912 года и автопортрет,
написанный в 1918 году. В дальнейшем после Октябрьской революции и женитьбы
основными темами были исторические мотивы, сцены из сельской жизни, портреты. В
советские годы Петров-Водкин преподавал в ряде художественных институтов и мастерских,
был одним из реорганизаторов системы художественного образования в стране. В августе
1932 года был избран первым председателем Ленинградского отделения Союза советских
художников. Умер 15 февраля 1939 года в Ленинграде, похоронен на Литераторских мостках
Волкова кладбища.

13. «Купание красного коня» 1912 год

Эта картина впечатляет размахом и
яркостью красок. Цветовой выбор
построен вокруг контраста красного и
синего. Также заметно типичное для
символизма уплощение форм вместе с
заполнением большей части холста одним
и тем же тоном.
Багровый конь на этой картине
понимается зрителем точно так же — как
аллегория с Россией, вырывающейся из
рук молодого наездника, еле
справляющегося с вожжами.
Сюжетным, цветовым и композиционным
центром картины безусловно является
конь. Он так огромен, что даже не виден в
полный рост, он просто не помещается на
полотно целиком. Он буквально излучает
мощь. Огненно-красный, кроваво-красный
конь на этой картине делает ее
совершенно нереальной. Он будто
сознательно позволяет наезднику на себе
удержатся. Его зрачок, устремленный в
сторону зрителя, создает необычное
чувство, будто животное думает о чем-то
немыслимо важном, будто знает что-то
очень существенное, но мы, людям, не в
состоянии его услышать.
Молодой парень без одежды, сидящий
верхом, подчеркивает окрас коня еще
сильнее и еле сдерживает его вольный
порыв. Эта своенравность животного
усиленна концентрическими кругами на
фоне его копыта, в то время как остальное
водное пространство находится в
состоянии спокойствия.

14. «На линии огня»

Движения военных плавные и
замедленные. А выбранный
художником композиционный
принцип позволяет рассмотреть
героев и сбоку и сверху. ПетровВодкин удачно передал образ Земли
именно как планеты. Военные будто
поднимаются к какой-то вершине,
но не могут подняться. И в целом
образ этот весьма трагичен. Второе
название этого полотна – «Первая
немецкая война». Солдаты русской
армии гибнут с полными ужаса и
отчаяния глазами. Их задача –
спасти, защитить царя и отечество.
Вот только им не удается сделать ни
то, ни другое. Складывается
впечатление, что они сейчас также
медленно упадут один за другим
замертво на землю. И каждого будет
эта паника и этот ужас в широко
раскрытых глазах.
Картина четко выражает то
трагическое время, когда страна
буквально разваливалась на глазах,
но каждый твердо верил в
счастливое светлое будущее.

15. «Богоматерь умиления злых сердец»

Весомый опыт религиозных изображений
художник получил ранее, во время
росписи стен церкви при Ортопедическом
институте в Санкт-Петербурге. Затем
мастер принимал участие в
декорировании стен собора,
расположенного в Кронштадте. Храм в
Суме также расписан его рукой. Церковная
деятельность оказала влияние на
восприятие Петрова-Водкина. В 1915 году
он закончил работу над изображением
матери Божьей в образе простой
крестьянки, кормящей ребенка грудью.
Полотно получило название «Мать».
«Богоматерь умиления злых сердец»
создавалась автором в период Первой
мировой войны в 1915 году. Ее название
перекликается с понятием иконописи
Русской Православной церкви «Умягчение
злых сердец». Полотно несет в себе
отпечаток трагических для страны и людей
событий военного времени. Несмотря на
свои относительно небольшие размеры,
картина является монументальным
образцом живописи. Божья матерь на
полотне покрыла голову красным платком.
Ее ладони несут в себе успокоение и
благословление.
В левой части картины имеется силуэт
Богородицы с младенцем. Справа – Иисус
Христос на распятье. Встревоженный,
трепетный, сострадательный образ – один
из сильнейших подобных шедевров,
воздействующих на эмоции и чувства
зрителя.

16. «Черемуха в стакане»

Что особенно уникально и ярко
проявлено в этом произведении –
особый вариант перспективы,
переданный художником. Весь
натюрморт видится как бы сверху,
создается необычная трехмерность
изображения. Все детали группы
перемежаются, прячутся друг за
другом, но, наряду с этим, находятся на
одной плоскости. Это неправильно,
ведь получается, что все, что видимо
глазу, должно скатиться вниз. Но
именно в этом противодействии
заключена особенность картины и
творчество Петрова-Водкина. Это
порождает напряженность атмосферы
и эластичность пространства, которым
он так умело жонглирует.
Многие не принимали и не понимали
это видение мастера. Но художник
оставался верен себе, постоянно
находясь в поиске так называемой
«подвижной» видимости. ПетровВодкин жаждал расширения
художественных границ своих полотен.
Уходя от сферической и классической
перспектив в творчестве, он прибегал,
фактически, к преображению
художественного мира, извлечению
нового путем искривления и
нарушения правильности
академических правил построения
перспективы.

17. «Фантазия»

Дата создания полотна – 1925 г. Художник
в расцвете творческих сил являет миру
новый шедевр. Фоном выступает пейзаж
природы с городским ландшафтом. Мазки
кисти плавные и ритмичные. Фоновые
краски спокойные, соответствуют
природным. Зеленый, синий и оттенки
коричневого разбавлены белыми
полосами.
Центральный герой картины – юноша,
сидящий на алом коне. Ярко-красный цвет
скакуна захватывает основное внимание.
Он выступает как цвет революционный,
огненный, стремительный. Фигура
животного зависла в прыжке, она кажется
парящей над землей. Красного коня
трактуют как символ самой Октябрьской
революции. Настолько значимым было это
событие для русского художника, и для
судьбы страны.
Непривычным является характер
построения композиции. В картине
практически отсутствуют строгие
горизонтальные и вертикальные линии.
Вместо них живописец взял за основу
наклонные оси. Горы, очертания равнин,
даже перья облаков расчерчены хаотично.
Эффект задает динамику изображению и
делает все пространство композиции
сферичным.
Простой и лаконичный фон сочетается на
картине с фантастической главной
фигурой. В итоге изображение кажется
поэтичным, возвышенным и таинственно
притягательным.

18. Память

• На родине в Хвалынске в честь ПетроваВодкина названа улица, возле дома
культуры установлен памятник художнику.
В городе также открыты его дом-музей и
картинная галерея. Основанное в 1973 году
Самарское художественное училище носит
имя Петрова-Водкина. К 100-летию со дня
рождения живописца в СССР были
выпущены памятные почтовые марки.
English     Русский Правила