3.61M
Категория: ИсторияИстория

От Азбуки Ивана Федорова до современного букваря: выставка одной книги

1.

От Азбуки Ивана Федорова
до современного букваря
выставка одной книги

2.

От Азбуки Ивана Федорова до
современного букваря: (Книгаальбом)/В. Богданов, Г. Карпюк,
В. Горецкий.- М.: Просвещение,
1974.- 236 с.: ил.

3.

История одной книги, которую знают и читали все.
Какую же книгу читали все люди, умеющие читать? Сразу
приходит на ум Библия, но ведь далеко не все грамотные
люди - христиане. Такой книгой является букварь!
Независимо от вариаций названия - букварь, азбука или
как-то ещё - в жизни каждого человека есть первая учебная
книга, с которой начинается путь познания родного языка,
окружающего мира, природы, общества. Букварь - это
начало грамоты, овладения письменной речью, развития
речи и логического мышления.

4.

Букварь – первая книга для обучения
грамоте.
На Руси обучаться читать и писать стали
гораздо раньше, чем появилась первая
книга, предназначенная для этого. Если
обратиться к энциклопедиям и словарям, то
со статьи "Букварь" многие из них отсылают
к статьям "Азбука" и "Алфавит", а со статьи
"Азбука" обратно к букварю. Попробуем в
этом разобраться

5.

Итак, азбука (по названию славянских
букв аз, буки) имеет два взаимосвязанных
значения:
1. Система расположения графических знаков –
букв в порядке алфавита (по названию греческих
букв альфа, бета[в другом произношении вита]) с
их полным названием.
2. Начальное учебное пособие по обучению
грамоте. Здесь название "азбука" указывает на сам
прием обучения – заучивание букв в азбучном
порядке.
Алфавит – совокупность букв, которыми
пользуются при письме на том или другом языке.

6.

Первоначально под азбукой понимали алфавит,
приспособленный для обучения грамоте. Древнейшие
славянские азбуки в виде надписей, нацарапанных на
стенах сооружений, относятся к IX в. Например,
азбука, записанная глаголицей, на стене Круглой
церкви в г. Преслав (Болгария), и кириллическая
азбука XI в. на стене церкви Св. Софии в Киеве. Самая
древняя русская учебная азбука относится к XI в. и
записана на берестяной грамоте. К более позднему
времени относятся находки кириллических азбук,
выполненных на дощечках.

7.

К XVI в. на Руси появились рукописные
учебные пособия (грамматики), в
которых азбука уже была выделена в
отдельный раздел. Эти азбуки
предлагали несколько начертаний
каждой буквы, давали их славянское
название и греческий аналог, толкование
слов, начинающихся на данную букву.

8.

Очевидно, что азбука древнее букваря.
Букварем стали называть
преимущественно печатные азбуки. Под
азбукой же в составе букваря, повидимому, понимали элементарное
пособие объемом не свыше тетради ( 8
листов), которая включала только
алфавит и слоги. Причем, к моменту
появления первого печатного букваря
форма его построения практически
сложилась. Это было сочетание азбуки и
материала для чтения.

9.

Самый первый букварь напечатан Иваном
Федоровым, основателем книгопечатания на
Руси, во Львове в 1574 г.
Сегодня в мире существует единственный
экземпляр этой книги, который на счастье
прекрасно сохранился. Он принадлежит
библиотеке Гарвардского университета США.
Приобретен был в 1950 г., и только в 1955 г.
мир увидел полную фотокопию неизвестного
до этого учебного пособия. Любопытно, что в
Гарвард букварь попал из Парижского
собрания С.П. Дягилева.

10.

Иван Федоров сам тщательно подбирал материал для включения в
свой первый букварь. Некоторые исследователи сравнивают труд
по созданию этого букваря с научным подвигом. Ведь Иван
Федоров проявил себя не только как выдающийся мастер книжного
дела, но и как талантливый педагог. Впервые азбука пыталась
внести в процесс обучения чтению элементы грамматики и счета
(часть текста была поделена на мелкие нумерованные параграфы).
Кроме того, в детском учебнике изложены поучения о воспитании,
которое совершать нужно "в милости, в благоразумии, в
смиренномудрии, в кротости, долготерпении, приемлющи друг
друга и прощение дарующе". Первые ростки гуманистической
педагогики были для средневековой Руси безусловным
новаторством. А скромная книжечка для начального обучения
грамоте вышла далеко за рамки обычной азбуки, и явилась
началом целой эпохи, которую изучает букваристика.

11.

Первое московское пособие для
обучения грамоте – Букварь
Василия Бурцова.
Выпущен Московским печатным
двором 20 августа 1634 года.
Василий Федорович БурцовПротопопов – известный русский
издатель XVII в. – работал на
Московском печатном дворе на
особых условиях. В 1633 -1642 гг.
он ведал всей технической частью
двора и имел свою "печатную
избу".

12.

Составлен букварь по образцу федоровских азбук. Есть и
алфавит в прямом и обратном порядках, а также в разбивку;
есть и двух- и трехбуквенные слоги, числа и знаки препинания.
Есть разделы по грамматике с формами спряжения глаголов, и
по орфографии с примерами склонения имен
существительных и прилагательных, и даже сказание
Черноризца Храбра. В материал для чтения также включены
молитвы, притчи, наставления. И все же это не простая
перепечатка. Это творчески переработанное пособие с
усовершенствованиями, уточнениями содержания и особой
любовью к его внешнему виду. Букварь В. Бурцова имел
большую популярность в России того времени.

13.

"Букварь
языка славенска, сиречь
начало учения детем хотящим
учитися чтению писаний" издан в
Москве Симеоном Полоцким в 1679 г.
Семен Емельянович ПетровскийСитнианович (после пострижения в
монахи Симеон Полоцкий) известен как
выдающийся деятель русского
просвещения. Более всего в истории
остался его литературный и
педагогический талант. После приезда в
Москву из Полоцка в 1664 г. он был взят
воспитателем детей царя Алексея
Михайловича

14.

Букварь Кариона Истомина. Издан в
Москве в 1694 г.
Карион Истомин, монах Московского
Чудова монастыря, вместе с тем
известный просветитель, поэт,
художник, книжных дел мастер,
служил на Московском печатном
дворе сначала "справщиком"
(редактором), а затем, с 1698 г., и его
начальником.

15.

Букварь Федора Поликарпова. Издан в Москве в 1701 г.
Федор Поликарпов был широко образованным человеком своего
времени. Он известен как поэт, литератор, переводчик, редактор
первой русской газеты "Ведомости". Был он и самым
квалифицированным справщиком Московского печатного двора,
а в 1701 г. стал его начальником, сменив на этом посту Кариона
Истомина. Педагогический же талант, направленный его
учителями братьями Лихурдами (Поликарпов преподавал в
Славяно-греко-латинской академии), проявился в создании
учебного пособия, полностью соответствующего духу эпохи
просвещения Петра I.

16.

Новая эпоха - новое содержание и
новое оформление. Впервые букварь
начинался с оглавления. Следующее
за ним предисловие наставляло
учащегося: "чтущему и пишущему
должно свойство произношения,
ударения, препинаний и
правописания в книгах знати".

17.

Перед Вами - знаменитое издание
«Подарок детям в память о событиях
1812 года», более известное как
«Теребеневская азбука». Её создатель
скульптор И. И. Теребенев (1780-1815)
завоевал поистине всенародную
славу своими графическими листами
на темы Отечественной войны 1812
года.

18.

В те далекие от нас времена печатали разные
буквари: одни для детей из богатых семей цветные, с красивыми нарядными картинками,
другие для бедных крестьянских и рабочих
детей. Для простого народа, делали маленькие,
плохо отпечатанные, книжки без иллюстраций.
Но жили в нашей стране и хорошие добрые
люди, которые заботились о детях. Например,
Лев Николаевич Толстой в своей усадьбе Ясная
Поляна, на свои деньги, организовал школу для
бедных крестьянских детей. Специально для
этой школы он создал «Азбуку». В нее он
включил маленькие рассказы на темы жизни
крестьян.

19.

Другой великий русский учитель
Константин Дмитриевич Ушинский создал
для детей учебник '"Родное слово". Этот
учебник выдержал 147 изданий. Он
состоял из двух книг: "Азбуки" и "Первой
после Азбуки книги". В "Азбуке"
Ушинский помещает рисунки для
изображения их по клеткам, чтобы
подготовить ребенка к письму с помощью
интересных рисунков. Затем дает
прописи, письменную и печатную азбуки.
Письменная азбука К. Д. Ушинского была
похожа на современные прописи для
обучения письму.

20.

Буквари постоянно
совершенствовались. Ваши
прабабушки и прадедушки учились
по букварю Дмитрия и Елены
Тихомировых. Этот букварь очень
похож на современные буквари. Его
издавали более 160 раз. И сейчас в
некоторых школах учатся по
букварю Тихомировых.

21.

В период ликвидации
неграмотности (1920 – 30–е гг.)
издавались буквари разных типов:
для городских и сельских школ, для
подростков и взрослых, для
различных курсов и кружков.

22.

В 1945 году был издан букварь С.
П.Редозубова. В нем было 98 страниц.
Этот букварь был классикой СССР.
Буквари тех лет учили дружбе и были
очень добрыми. В этом же году в
качестве стабильного букваря издан
и букварь А. И. Воскресенской,
опытной учительницы и видного
ученого-методиста. Букварь
выдержал 20 изданий.

23.

В 1962 году увидел свет новый букварь,
сменивший букварь Воскресенской А. И.
В создании этого букваря впервые
приняли участие Академия художеств и
советские писатели. Букварь отличался
художественными текстами,
красочными сюжетными и
предметными картинками.
Появляются портреты Владимира
Ленина и Юрия Гагарина. Автор
учебника И.Ф. Свадковский.
Этот букварь оставался практически
неизменным на протяжении 40 лет.

24.

В букварный период основная
задача была научиться различать
звуки и буквы, читать слова и
небольшие тексты. В после
букварный период - ученики читали
интересные занимательные
рассказы и стихи.

25.

В настоящее время существует
много вариантов различных книг,
по которым дети учатся читать.
Вариантов много и каждая школа
выбирает свою книгу, по которой
начинают учиться дети. А сегодня
мы c вами познакомились с
историей создания букваря в
России.

26.

Вот и закончилась наша выставка
одной книги. Спросите почему одной?
Да потому, что говорили мы с вами об
одной, самой первой книге, с которой
все началось.
English     Русский Правила