Похожие презентации:
Русская музыкальная культура XVII века
1.
2.
Особенностиисторического
развития
3.
-Утверждение крепостного права
4.
XVII век - драматическая страницарусской истории:
- Смутное время
- Раскол русской церкви
- Движение старообрядцев
- Крестьянская война
- Бунты стрельцов.
5.
Реформы Петра 1:укрепление Русского государства
подъем национального самосознания
русского народа
возрастание мощи России
6.
Борьба старых и новыхявлений в музыкальной
жизни.
1648 г. - царь Алексей
Михайлович :"Гудебные
сосуды сжечь!"
7.
Появлениемузыкальных
инструментов из
Западной Европы:
орган, клавикорд,
флейта,
виолончель.
8.
Развитие внекультовых формдомашнего музицирования:
псальмы;
канты.
9.
авторских распевов;- песнопений местной традиции:
северные напевы: соловецкий,
тихвинский, новгородский,
усольский;
южные: киевский, болгарский,
греческий.
-
10.
Развитиемногоголосия:
Национальные
русские
традиции
Традиции
западно-европейского
многоголосия
11.
Теория знаменнойнотации
Уточнение звуковысотного
уровня знаков
Иван
Шайдур
киноварные пометы
Александр
Мезенец
признАки
12.
Первая половинаопора на традиции
средневековья,
внедрение новых
элементов.
Вторая половина
- появление пятилинейной
(киевской) нотации;
-распространение
многоголосия
гармонического
европейского типа;
- ознакомление с теорией и
практикой западноевропейской музыкальной
культуры (техникой
композиции, жанрами);
-формирование новой
эстетики искусства.
13.
Патриарх Никон –реформатор русской
православной церкви.
Оказал влияние на
установление
нового стиля культовой
музыки,
противоречившего
древнерусскому канону.
14.
XVII век – переломная эпоха,столкновение старой русской
средневековой культуры и
нового западноевропейского
искусства.
Резкое разграничение:
- продолжателей древнерусских
музыкальных традиций;
- сторонников западных влияний.
15.
Новое понятие музыки (мусикии),признание необходимости использования
органа в обучении музыкантов:
Н.Дилецкий
И.Коренев
16.
Стремление сохранить иконсервировать культуру старого
времени:
Мезенец, вводивший признАки,
упрощающие чтение крюков;
- Протопоп Аввакум.
17.
Особенность развития русского искусства –диалогичность развития культуры. 2 пути:
широких
контактов с
западноевропейской
культурой,
развитием
стилей
европейского
искусства
консервации
древней
традиции в
общинах
старообрядцев,
ограждавших
свое искусство
от внешних
воздействий
18.
«Старое»«Новое»
стиль барокко:
древняя
средневековая
партесное многоголосие (органогласное) новое,
музыкальная
объемное, полное
традиция:
энергии
звучание,
знаменное пение –
пышная
многослойная
монодическое,
воздушная фактура,
плоскостное,
передающая ощущение
одномерное.
движения и света.
19.
20.
Усиление светского начала.Стремительное развитие новых
музыкальных жанров и форм.
Возникновение нового типа
музыкального мышления.
21.
Партесные (т.е. исполняемые по партиям)концерты – композиции на 4, 8, 12 (до
48) голосов. Норма – 12 голосов.
Формирование норм гармонического и
полифонического письма.
Утверждение партесного стиля в
гармонизациях песнопений древних
распевов, авторских композициях, в
кантах, псальмах и концертах.
22.
Путь распространенияпартесного пения на
Руси:
из Германии и Италии,
через Польшу - на
Украину,
а затем в Москву.
23.
24.
Изложение теоретических основпартесного пения в ряде трактатов.
Самый известный и единственный
сохранившийся — «Грамматика
мусикийская» Николая Дилецкого.
25.
Василий Титов,Стефан Беляев,
Николай Дилецкий,
Симеон Пекалицкий.
26.
Юго-западноевлияние в
Московской
Руси
27.
Открытие новыхучебных
заведений:
славяно-греко
латинская академия
(филология, языки,
поэзия)
- Новоиерусалимский
монастырь (новые
музыкальнопоэтические жанры)
-
28.
москваПсальмы
и канты
на
польском
языке
Исполнит
ельская
эстетика
Выразител
ьные
сладкозвуч
ные
мелодии
29.
Украина XVII век –новая манера пения,новые монодические напевы.
Три напева:
-киевский
-болгарский
-греческий
30.
Болгарский распев31.
Греческий распев32.
Киевский распев33.
Ранние формырусского
многоголосия
34.
Два типахорового пения
Национальный
русский
Троестрочное
и
демественное
пение
Западноевропейский
Партесное
четырехголосные
гармонизации
35.
17 век – троестрочная«херувимская»
36.
Партесные гармонизацииТип раннего русского многоголосия,
основанный на знаменном распеве.
2 направления:
-гармонизация распевов
-свободная композиция
37.
«Евангельская стихира первого гласа»Мелодия – в партии тенора.
Красочная гармонизация: неожиданные последования, побочные
аккорды и созвучия.
Эксцелентованный (распетый, орнаментальный) бас.
38.
КАНТЫ И ПСАЛЬМЫ новые внецерковные жанры и формыискусства, распространившиеся в
народной среде («низовое», народное
барокко).
Содержание кантов:
духовные, светские, морализующие,
философские, любовные, викториальные.
Ясность, закругленность напева, близкого к
народным песням, четкость поэтического
текста.
39.
кант "Щиголь тугу мает" (близок к народнойдетской песне "Маки, маки, маковочки»)
40.
Музыка для театра XVII века41.
Спектакли отличались пышностью,типичной для стиля барокко; декорации,
костюмы, оформление сцены готовились
для каждого из них в отдельности.
42.
Музыка в театре – неотъемлемая частьоформления спектакля.
Использовалась как:
- оркестровое сопровождение,
пение,
танцы,
- звучание органа,
трубные фанфары.
43.
Песнь царя из пьесы «Иудифь»Соединение в мелодике черт знаменного
пения с «новейшими» гармоническими
оборотами из псальмов и кантов.
44.
Теория музыки во второй половинеXVII в.
Появление трактатов о:
- древнерусской монодической культуре;
- партесном пении;
- промежуточных музыкальных формах;
Обобщение певческой практики XVI века в
«Азбуке инока Христофора».
45.
Фиксация звукоряда церковныхпеснопений (обиходный звукоряд) с
помощью степенных, киноварных или
шайдуровых помет.
Создатели степенных помет:
- Иван Шайдур,
- Семен Баскаков,
- Тихон Корел,
- Лев Зуб.
46.
--
Дополнение системы помет
признАками Александра Мезенца в
«Азбуке, или Извещении о
согласнейших пометах» (1668).
Появление двоезнаменных рукописей
(с параллельной записью одной
мелодии в крюковой и пятилинейной
киевской нотацих).
47.
«Ключ разумения» и «Сказание о нотномгласобежании» Тихона Макарьевского,
объясняющие певцам новую систему
нотации.
«Букварь», «Наука всея мусикии»,
«Мусикийская грамматика» Николая
Дилецкого для певцов, руководителей
хоров, композиторов, содержащие
методику обучения пению, правила
композиции, гармонии, контрапункта
(понятия о тональности, метре, ритме,
ладах, ключах и ключевых знаках, системе
сольмизации ).
48.
Музыкально-теоретическоемышление в XVII в. прошло путь
развития от средневековой
музыкальной теории к теории
нового времени, отражающей стиль
барокко.
49.
Стиль барокко в русскойархитектуре, искусстве,
литературе и
музыке XVII в.
50.
Формы русского барокко:Архитектура: нарышкинское барокко (яркие
цвета с затейливыми формами)
Иконопись: школа царских мастеров,
ушаковская школа.
Литература: придворная поэзия Симеона
Полоцкого, Кариона Истомина, Сильвестра
Медведева.
Музыка: многоголосное пение, партесные
четырехголосные гармонизации знаменного,
киевского, греческого, болгарского
распевов.
51.
ЖизнерадостностьПраздничность
Декоративность,
предельная
орнаментальность , вплоть до
пестроты
Усиление авторского начала,
выражение авторской точки зрения.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
Орнамент курчавится поповерхности, не столько
выражает существо предмета,
сколько украшает его.
Литературные сюжеты
многопредметны.
Д. С. Лихачев.
62.
Стремительность развития русскоймногоголосной музыки в эпоху барокко
в конце XVII-первой половине XVIII вв.
Полнокровность красок.
Великолепие многохорных концертов.
63.
Появление профессиональных композиторовна Руси (около 50), которые ставят свои
подписи на сочинениях:
Николай Дилецкий,
Василий Титов,
Николай Калашников,
Николай Бавыкин,
Степан Беляев.
Федор Редриков.
Стремление к индивидуальной,
самостоятельной выразительности.
64.
Наряду с этим – наличиеанонимных произведений.
65.
духовные,светские,
посвященные царственным или
духовным лицам,
прославляющие победы Петра,
пародийные.
Использование в партесных концертах
мелодий русских, украинских, польских
песен и кантов.
66.
67.
68.
Осознание способности музыкивызывать разнообразные чувства,
глубокие эмоции — жалость,
печаль, радость (аффекты ).
Обусловленность аффектов
музыкально-риторическими
фигурами (испытанными
средствами, приемами).
69.
Отражение радостных чувствчерез:
плясовые мотивы и ритмы,
«трубные» обороты,
мажорные тональности,
консонансы,
быстрый темп,
метрическую четкость.
70.
71.
72.
Воплощение печали истрадания с помощью:
минорного
лада,
медленного темпа,
интонаций вздоха.
73.
74.
75.
Музыкально-риторическиефигуры:
звукоподражания;
восхождения (anabasis),
нисхождения (cantabasis),
вопроса,
вздоха (suspiratio),
восклицания.
76.
77.
Введение пауз в концертах,играющих эмоциональновыразительную роль, передающих
аффекты:
- вздоха;
- восклицания;
- страха;
- смятения;
- тревоги.
78.
79.
Штампованность музыкальнориторических фигур обусловилапоявление множества неярких партесных
концертов.
Но лучшие композиторы показывают
хоровое мастерство, мелодическую
изобретательность, совершенное владение
композиторской техникой.
Происходит развитие русского
музыкального тематизма, формирование
характерных интонаций, типичных для
хоровых концертов вплоть до середины
XIX века.
80.
Количество частей не регламентировано(чаще всего 3, 5, 7 разделов).
Реприза – редкое явление (только если
повторяется текст).
Использование принципа
концертности— контрастного
сопоставления ярких динамических
эпизодов tutti и групп солистов (обычно 3).
81.
Освоение жанров: канты, партесные гармонизации,хоровые концерты a cappella.
Становление композиторской техники: ладотонального
мышления, гармонического языка, полифонического
письма, кристаллизация типизированных формул.
Выдвижение плеяды первых русских композиторов:
Титов, Калашников, Бавыкин, Редриков, Дилецкий.
В их музыке – смелые динамичные контрасты,
масштабность, выразительность, мастерское чувство
хорового письма, виртуозное владение имитационнополифонической техникой.