Социология глобализации. Ульрих Бек
Ульрих Бек (1944 – 2015)
Концепция «общества риска»
Эпоха космополитизации
Что такое глобализация?
Национальное государство есть государство территориальное
Новые богатые больше не нуждаются в новых бедных
Глобальность неустранима по следующим 8 причинам
Накопление рисков – ядерного, экологического, финансового, военного, террористического, биохимического, информационного
Глобальное восприятие рисков и неопределенностей
«Космополитические сообщества риска»
Политическая динамика и трансформация неравенства
Либеральный подход
Транснациональный подход
Космополитический подход
586.25K
Категория: СоциологияСоциология

Социология глобализации. Ульрих Бек

1. Социология глобализации. Ульрих Бек

2. Ульрих Бек (1944 – 2015)


С 1966 изучал социологию,
философию, психологию и
политологию в Мюнхенском
университете
1972 – PhD там же.
1979 – доцент
1979-1981 – в Вестфальском
университете,
1981-1992 – в университете Отто
Фридриха Бамберга
С 1992 - профессор и директор
Института социологии при
Мюнхенском университете.
Профессор Лондонской школы
экономики
1996-1997 – член Комиссии по
вопросу о будущем свободных
государств Бавария и Саксония

3. Концепция «общества риска»

• Неожиданность событий
• Их глобальный охват
Новая парадигма в обществе и политике
- критика «естественности» разделения мира на
государства (territorial trap) – «методологического
национализма»
- Эта «ловушка» включает в себя порядок
сбора/производства данных, а также такие
фундаментальные понятия современной социологии,
как общество, класс, демократия, семья, воображаемое
сообщество.
- Не путать с «концом национального государства»

4. Эпоха космополитизации

• «Глобальный Другой» – среди нас: пример
глобальной трансплантологии: каждая сторона
борется за выживание: «мусульманские
почки» очищают «христианскую кровь».
• Снимаются все привычные или/или –
«Севером – Юг», «центр – периферия»,
«богатые – бедные»: человек – депозитарий
запасных частей.
• Космополитизация - стихийный, мощный и
агрессивный процесс за фасадами
национальных конструкций

5. Что такое глобализация?

• Предприятия, работающие в глобальном масштабе, в
состоянии отнимать у общества его материальные
ресурсы (капитал, налоги, рабочие места).
• Функционирующая в глобальных масштабах экономика
подрывает основы национальной экономики и
национальных государств. Старый противник по имени
«труд» отодвинут на запасной путь истории. Расторгнут
договор с государством.
• Они в состоянии сталкивать лбами национальные
государства и таким образом устраивать закулисные
торги в поисках мест с самыми низкими налогами и
самой благоприятной инфраструктурой; они могут
также «наказывать» национальные государства.

6. Национальное государство есть государство территориальное

Богатые становятся виртуальными налогоплательщиками
и подрывают благосостояние демократического общества,
возможностями которого пользуются.
Известно, что в США рост экономики обогатил только 10% населения. Эти
10% получили 96% дополнительных доходов.
В Германии доходы предприятий выросли с 1979 г. на 90%, а зарплата – на
6%. Поступления с подоходного налога за последние 10 лет удвоились;
налоги с корпораций уменьшились наполовину и составляют всего 13%.
«Они ходят в театры. Наслаждаются природой и ландшафтами, уход
за которыми требует больших денег. Околачиваются в ещё
относительно свободных от насилия и криминала метрополиях
Европы. Но своей ориентированной на прибыль политикой они вносят
существенный вклад в разрушение этих европейских форм жизни.
Позволительно спросить, где будут жить они или их дети, когда
государства и демократия в Европе лишатся финансирования?»

7.

Национальные государства могут существовать без мировых
обществ, а мировые общества не могут существовать без
национальных государств (т.е. они своеобразно «паразитируют»
на национальных государствах).
Транснациональные государства станут возможны в том случае,
если появится сознание, осознание необходимости
транснациональных государств.
Транснациональное понимание политики означает отказ от двух
принципов доктрины национального государства:
- от отождествления государства с обществом
- от положения об исключительно территориальной связи общества и
государства.

8. Новые богатые больше не нуждаются в новых бедных

• Нет средств сбалансировать ситуацию: отсутствуют
рамки общности, в которых можно было бы
локализовать конфликт, выходящий за границы
национального государства.
• Неолибералы являются ликвидаторами западной
цивилизации.
• Глобализмом называется понимание того, что
мировой рынок вытесняет или подменяет
политическую деятельность, это идеология
господства мирового рынка, идеология
неолиберализма. Она сводит многомерность
глобализации только к хозяйственному измерению

9. Глобальность неустранима по следующим 8 причинам

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Расширение географии и нарастающая плотность контактов в сфере
международной торговли, глобальное переплетение финансовых рынков,
увеличивающих мощь транснациональных концернов.
Информационная и коммуникационная революция.
Повсеместно выдвигаемые требования соблюдения прав человека т.е.
принцип демократии (на словах).
Изобразительные потоки, охватившие весь мир индустрии культуры.
Полицентрическая мировая политика – наряду с правительствами
существуют транснациональные центры, могущество и количество которых
постоянно растут.
Глобальная нищета.
Глобальное разрушение окружающей среды.
Транскультурные конфликты на местах.
Под глобализацией подразумевается в том числе отсутствие всемирного
государства. Точнее: наличие мирового общества без всемирного государства и
без всемирного правительства.

10.

• Что значит толерантность?
• Какое содержание вкладывается в понятие «права
человека»?
• Кто гарантирует права человека в пост-национальногосударственном мире?
• Как спасти перед лицом обостряющейся глобальной
нищеты и сужающегося рынка труда социальные
гарантии
• Вспыхнут ли в результате разрушения национальных
государств новые религиозные войны?

11. Накопление рисков – ядерного, экологического, финансового, военного, террористического, биохимического, информационного

• Три реакции: отрицание, апатия и трансформация.
• Риск не означает катастрофы. Это предощущение,
осознание катастрофы
• Будущие катастрофы остаются принципиально
неведомыми.
• Без техники визуализации, без символических форм,
без масс-медиа риски – вообще ничто. Поэтому
глобальные риски – это, по сути, глобальные медийно
опосредованные риски.

12.

• Будущие катастрофы
остаются принципиально
неведомыми.
• Без техники визуализации,
без символических форм,
без масс-медиа риски –
вообще ничто. Поэтому
глобальные риски – это, по
сути, глобальные медийно
опосредованные риски.
• Изменение климата,
финансовый кризис,
эпидемии, новые
химические соединения…
Фукусима

13. Глобальное восприятие рисков и неопределенностей

• делокализация. Риски
принципиально глобальны;
• некалькулируемость.
Последствия принципиально
не просчитываемы.
Утверждаемая самой наукой
невозможность знания и
пронизывающие науку
нормативные разногласия;
• некомпенсируемость.
Утопия растущего контроля
человека над опасными
последствиями своих
решений. Климат меняется
бесповоротно. Прогресс в
генетике необратим.

14. «Космополитические сообщества риска»


Динамика. Новые глобальные
взаимосвязи - интерпретация угроз и
ответственности - новое
космополитическое пространство,
трансформирующее локальные и
национальные сообщества. Переплетение
сотрудничества и конфликта.
Изменение климата трансформирует
формы социального неравенства, а также
политические антагонизмы на локальном,
национальном, региональном и
глобальном уровнях.
Усиление международного
сотрудничества становится суровой
реальностью, обусловленной
космополитическим императивом. Как
можно успешно преодолевать глобальные
риски в условиях множества
соперничающих друг с другом сообществ с
их различными нормативными моделями,
материальными интересами и
констелляциями политической власти?

15.

Космополитический реализм означает
признание законных интересов других и их
учет при определении собственных
интересов.
Нормализация чрезвычайного положения,
превращением его в норму.
Дуализм «локального/глобального» и
«национального/интернационального
размывается

16. Политическая динамика и трансформация неравенства

• Почему и при каких обстоятельствах тот или иной
вид неравенства – возникающий или исчезающий
объективно – теряет легитимацию?
• Создание равных норм и сравнимость
неравенства. Первое - через распространение,
защиту и институциализацию прав человека
(арабский Восток); второе – через космополизацию
неравенства. Гражданами. Дискурс прав человека
есть способ придать космополитизации
человеческое лицо.

17.


Коллективное увеличение доходов, увеличение шансов получить
образование, возможности путешествовать, возрастание правового,
научного обеспечения и обеспечения товарами массового спроса. В
результате уменьшаются субкультурные классовые идентичности и связи.
Приобретает большое значение собственная «индивидуальная судьба» на
рынке труда с ее рисками, шансами и противоречиями - теория
индивидуализации социальных неравенств.
В современном обществе риски, связанные с наемным трудом, сами по
себе больше не создают общностей, поскольку любые общественные
кризисы становятся индивидуальными и больше не воспринимаются в их
общественной содержательности.
Это означает, что возникло новое социальное неравенство, предстающее
в ином социально-культурном контексте, в котором притязания на
«смысл работы», социальную пользу, «полноту жизни» конкурируют с
ценностями экономической безопасности и представлениями о статусе.

18.

Информационные технологии породили смешанные формы
оплачиваемого и неоплачиваемого труда, в которых доля рыночно
опосредованного труда сокращается, но значительно возрастает
доля активного труда самого потребителя, указывая при этом на
изъятие из рынка труда огромного количества труда
оплачиваемого.
= сдвиг труда из сферы производства в сферу потребления, от
специалистов — к общности, от оплаты — к самоучастию.
Вместо «господства» и «насилия» - электронно
контролируемая «самокоординация» «носителей функций»
при заранее установленных и строго соблюдаемых
принципах производительности и интенсификации труда.

19.

Глубочайшие сомнения в продолжении сохранения человечества.
Утрата доверия к прогрессу.
Отсутствие субъекта, в интересах которого происходят данные изменения, что
позволяет увидеть отсутствие не только какого-то класса, но и любого другого
субъекта, осуществляющего такое развитие из соображений собственной пользы.
Понимание космополитизации как совокупности процессов, которые могут иметь
антигуманные последствия в случае, если они выйдут из-под влияния человека,
разумеется, не ново.
Требуется более высокая нормативная сила,
чтобы держать ее под контролем

20.

• Глобализация становится синонимом
неуправляемости планетарного масштаба.
И разве может быть иначе? Глобализация –
это замена прямого контроля над миром:
из 149 состоявших в ООН неевропейских
государств и территорий, не входивших
ранее в состав СССР, 125 хотя бы раз в своей
истории управлялись европейцами!

21.

• Либеральный подход исходит из того, что
либерализация мировой торговли и
глобализация производства способствует
всемирной институциализации
универсальных прав человека, поскольку
глобальное распространение рыночных
механизмов непременно сопровождается
распространением власти закона и
демократической культуры.

22.

• Глобализм – это мыслительный вирус, который за
последнее время поразил все институты. Всё –
политика, наука, культура – должны подчиняться
примату экономического.
• Согласно этой идеологии, люди не действуют, но
осуществляют законы мирового рынка, которые
вынуждают минимизировать социальное
государство и демократию.
• Экономическая глобализация как таковая не есть
механизм, не есть нечто самодвижущееся, это
всецело политический проект.

23. Либеральный подход

• Чем менее самостоятельными в своих решениях окажутся
национальные правительства, тем адекватнее будут они вести
себя по отношению как к другим странам, так и к собственным
экономическим субъектам и гражданам. Критерием
эффективности власти становится защита собственных граждан,
а не достижение сомнительных «национальных интересов».
• Самой тяжёлой проблемой развивающихся стран является
не их угнетение странами «Севера», а катастрофические
масштабы злоупотреблений их собственного руководства.
В мире начала XXI века существовали по меньшей мере
40 государств, где ВВП на душу населения ниже, чем
в 1965 году. Все они - рекордсмены по масштабам коррупции
и доле военных расходов в бюджетных тратах; ни в одном
из них не существует демократических порядков.

24.

• Чёрные протекционисты запутываются в особом
противоречии: они преклоняются перед
национальным государством и одновременно
демонтируют его посредством неолиберальной
идеологии свободного мирового рынка.
• С одной стороны, утверждаются ценности нации
(семья, религия, община и т.п.) а с другой – в
неолиберальном миссионерском задоре
раскручивается экономическая динамика, которая
подрывает и уничтожает эти консервативные
ценности.

25.

• Зелёные протекционисты воспринимают
национальное государство как находящийся под
угрозой вымирания политический биотоп, который
защищает экологические стандарты от
вмешательства мирового рынка, и потому – как и
находящаяся под угрозой природа – нуждается в
защите.
• Зелёный протекционизм, во-первых, противоречит
глобальности экологического кризиса, а во-вторых,
лишает себя политического рычага, позволяющего
мыслить локально, а действовать глобально

26. Транснациональный подход

Признается неравный характер глобализации,
однако считается, что она способствует
реализации универсальной человечности.
Она – суровое горнило, в котором происходит
формирование новых географических
пространств, благоприятствующих развитию
транснациональных политических институтов и
режимов прав человека, что, в свою очередь,
создает основу для всемирного гражданства
(работы Саскии Сассен).

27. Космополитический подход

ставит под вопрос принимаемую за аксиому
связь между транснациональной миграцией
и реализацией человечности, указывая
на амбивалентность процессов
космополитизации.

28.

• «В международном праве содержатся правила использования силы,
а также проведена грань между справедливой войной
и неспровоцированной агрессией. Но не учтено, имеют ли право
на существование сами государства …
• При переходе от национального государства к космополитическому
мировому порядку происходит далеко идущее изменение
в соотношении приоритетов международного права и прав человека.
Принцип международное право выше прав человека, действовавший
в условиях первой модернити, когда доминировали национальные
государства, замещается принципом права человека выше
международного права, которому подчинены глобальные отношения
во второй модернити».
• Практика «гуманитарных интервенций», как сегодня принято
называть акты вмешательства одних государств в дела других стран
или целых регионов.
English     Русский Правила