История философии права: Древний Рим
Стоицизм – философское направление, оказавшее серьезное влияние на римлян и римских юристов и одновременно ставшее первым
Естественное право, право народов и цивильное право
Спасибо за внимание!
3.60M
Категория: ФилософияФилософия

История философии права: Древний Рим

1. История философии права: Древний Рим

Татаринцева Анастасия
Кучина Анастасия
2 академ. группа 1 Маг. МЧГП

2. Стоицизм – философское направление, оказавшее серьезное влияние на римлян и римских юристов и одновременно ставшее первым

философскоправовым учением, утвердившимся в Риме.
Стоический платонизм
Первыми стоиками в Риме в половине второго столетия до
н.э. становятся Панетий Родосский (180-110) и Посидоний
(ок. 135-51 гг. до н. э.)
Панетий: трактаты «О надлежащем», «О промысле», «О
школах», «О Сократе», «О благодушии», «Послание к
Туберону»

3.

Поздний (римский) стоицизм: I—II века н. э.
Сенека (4 — 65 гг. н. э.), Эпиктет (50—138 гг. н. э.) и Марк
Аврелий (121—180 гг. н. э.) Развивали тезисы греческих
стоиков:
1. Основное естественно-правовое требование стоицизма —
жить в согласии с природой, что означает: жить честно и
добродетельно согласно разуму, естественному (или
общему) закону мироздания.
2. Естественный закон предстает как воплощение всеобщей
и универсальной справедливости.
3. Космополитизм: все люди (по своей природе и по закону
мироздания в целом) — граждане единого мирового
государства.

4.

Лу́ций А́нней Сене́ка (лат. Lucius Annaeus Sĕnĕca minor), Сенека Младший или
просто Сенека
Философские диалоги «О счастливой жизни», «О стойкости мудреца», «О душевном покое» и
др.
В естественно-правовой концепции Сенеки неминуемый и божественный по своему
характеру "закон судьбы" (т.е. естественное право=фатальность) играет роль того
права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе —
государство и законы.
Причем само естественное право здесь выступает и как природный факт (порядок
мироустройства и причинная цепь событий), и одновременно как необходимый
императив разума.
Вселенная, согласно Сенеке, — естественное государство со своим естественным
правом, признание которых — дело необходимое и разумное.
Считал, что существуют два государства – малое или конкретное (например,
афинское), к которому каждого приписывает случайность, и большое (общемировое).
Исходя из представлений о естественном праве как общеобязательном и равном для
всех мировом законе, Сенека наиболее последовательно среди стоиков отстаивал
идею духовной свободы и равенства всех людей, включая сюда и рабов.

5.

Сходные естественно-правовые представления развивал
Эпиктет:
«чего не желаешь себе, не желай и другим»
Этот принцип он использует для критики рабства как
безнравственного и порочного явления,
противоречащего естественному праву.
Стоик Марк Авре́лий Антони́н (лат. Marcus Aurelius
Antoninus; 121 -180) — римский император (161—180)
развивал представление о «государстве с равным для
всех законом, управляемом согласно равенству и
равноправию всех, и царстве, превыше всего чтущем
свободу подданных»
Философский дневник в 12 «книгах» «К самому себе»

6.

Марк Ту́ллий Цицеро́н (лат. Marcus Tullius Cicerō; 106-43 гг. до н. э.)
o
В основе права лежит присущая природе справедливость. Духовное свойство природы
является источником естественного права.
o
"Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе,
распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к
исполнению долга…» (О государстве)
o
Справедливость "воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними" (речь идет
о правовом, формальном равенстве).
o
Государство (как "общий правопорядок") с его установлениями и законами (т. е.
положительным правом) должно по своей сущности быть воплощением того, что по
природе есть справедливость и право.
o
Человеком движут четыре стремления (они же и способности его) — стремление к
истине, порядку, величию, благопристойности.
o
Свои общие представления о справедливых законах Цицерон конкретизирует в
предлагаемых им проектах законов о религии и о магистратах (О законах).
o
Формулирует важный правовой принцип: "под действие закона должны подпадать все"
(О законах).
o
«Право народов» трактуется им как частью как положительное право разных
народов и частью как естественное право международного общения (т. е., по
существу, как международное естественное право).
o
Формулирует существенный принцип международного права о необходимости
соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами.
o
Естественно-правовые идеи используются им и для проведения различия между
справедливыми и несправедливыми войнами.
19 философских трактатов: из
них самые важные для нас
De re publica (О государстве) .
De legibus (О законах)

7.

ИМПЕРСКИЙ ПЕРИОД (с 27 г. до н.э.)
1.
Своего расцвета римская юриспруденция достигает в последний период
республики и особенно в первые два с половиной века империи. Уже первые
императоры (принцепсы) стремились заручиться поддержкой влиятельной
юриспруденции и по возможности подчинить ее своим интересам. В этих целях
выдающиеся юристы уже со времени правления Августа получили специальное
право давать ответы от имени императора (ius respondendi).
2.
Наиболее выдающиеся юристы классического периода: были Гай лат.
Gaius (II в.), Папиниан (II—III вв.), Юлий Павел (II—III вв.), Ульпиан (II—III вв.) и
Геренний Модестин (лат. Herennius Modestinus) (II—III вв.).
3.
Специальным законом Валентиниана III (426 г.) о цитировании юристов
положениям этих пяти юристов была придана законная сила. При разноречиях
между ними спор решался мнением большинства, а если и это было невозможно,
то предпочтение отдавалось мнению Папиниана.

8. Естественное право, право народов и цивильное право

Естественное право
(ius naturale)
О
п
р
е
д
е
л
е
н
и
е
1)
Справедливое и доброе, что и
означает слово «право». (Юлий
Павел)
2)
3)
То право, к которому природа
научила все живое, ибо это право
присуще не только человеческому
роду,
но и всем животным, которые
рождаются на земле и в море,
и птицам.(Домиций Ульпиан)
Право есть то, которое природа
внушила всем живым существам
(Юстиниан)
Распространяется на всех живых
существ.
Пример в области
естественного права – право
на жизнь.
Цивильное право
(ius civile)
1)
2)
То право, которое каждый народ
установил для себя. (Гай)
Прибавление к общему праву или
исключение чего-либо из него создание собственного, то есть
цивильного право. Не отделяется
всецело от естественного права
или от права народов и не во всем
придерживается его. (Домиций
Право народов
(ius gentium)
1)
Право, которым «пользуются
народы человечества, является
общим лишь для людей (и в их
отношениях) между собой».
(Домиций Ульпиан)
В современном понятии право
народов – международное
право.
Ульпиан)
3)
Право, которое установил у себя
каждый народ сам.
Распространяется на римлян
(на римский народ).
Распространяется на весь
человеческий род.
Пример источника цивильного
права: Закон Петелия (326 г. до
н.э.)
Пример права народов –
нормы, регулирующие
договоры купли-продажи,
договоры найма.

9.

Право как справедливость и добро
Домиций Ульпиан (лат. Domitius Ulpianus, 170—228):
«Занимающемуся правом следует сначала выяснить, откуда пришло
наименование права (ius). Оно восходит к справедливости (iustitia): ведь, как
элегантно определяет Цельс, ius est ars boni et aequi» («право есть
искусство добра и эквивалента»).
«Справедливость – есть неизменная и постоянна воля
предоставлять каждому его право. Предписания права есть следующие:
жить честно, ни чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему
принадлежит. Справедливость есть познание божественных и человеческих
дел, наука о справедливом и несправедливом».
«По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о справедливости,
возвещаем понятия добра и эквивалента, отделяя справедливое от
несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы
добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем
поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь,
философии, а не к мнимой».

10.

o
Публий Ювентий Цельс (лат. Publius Iuventius Celsus; полное имя
Публий Ювентий Цельс Тит Ауфидий Гоэний Севериан (лат. Publius
Iuventius CelsusTitus Aufidius Hoenius Severianus)
использует для выражения справедливости не понятие iustitia, а
понятия boni (добра) и aequi (эквивалента).
o
Aequi – эквивалент, т.е. то специфическое свойство правового
равенства, которое выражает смысл справедливости права.
o
Противоположность между справедливым и несправедливым
выражалась путем противопоставления aequum ius и ius inquum.
o
Aequitas – нравственное понятие, означающее справедливость,
правилость. (Теодор Кипп)
Aequitas представляет с субъективной стороны лишь известную
добродетель, аequitas в то же время определяло содержание норм.
Право не совпадает с аequitas, но является его отражением.
o
Ius strictum – право, не вполне несправедливое, но все же
недостаточно удовлетворяющее требования аequitas.
o
Принцип bonum et aequum (блага и справедливости).

11.

Что такое закон?
o Эмилий Папиниан (лат. Aemilius Papinianus; ок. 150
— 212): «Закон есть предписание, решение мудрых
мужей, обуздание преступлений, совершаемых
намеренно или не по неведению, общий обет
государства». (Описываются такие черты, как
общеимперативность, разумность, социальность,
общегосударственный характер).
o Марциан: «Закон есть то, чему все люди должны
повиноваться в силу разных оснований, но главным
образом потому, что всякий закон есть мысль и дар
бога, решение мудрых людей и обуздание
преступлений, совершаемых как по воле, так и
помимо воли, общее соглашение общины, по
которому следует жить находящимся в ней».

12.

Список источников:
1.
Бертран Расселл. Стоицизм. История западной философии.
2.
Батиев Л.В. Эволюция правопонимания от античности до
нового времени (тезисы к истории философии права). Право и
современные государства 2014 г./ № 2. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru
3.
Брагова А.М. Цицерон о законах идеального государства.
https://cyberleninka.ru
4.
Данильян О. Г. Философия права. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
5.
Синха С. П. Юриспруденция. Философия права. – М., 1995.
6.
Шершеневич Г. Ф. История философии права. – М., 1911.

13. Спасибо за внимание!

English     Русский Правила