Похожие презентации:
Крещение Руси и его значение
1.
2.
Креще́ние Руси́ — термин, под которым в современной исторической наукеподразумевается введение в Древней Руси христианства как государственной религии,
осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают
противоречивые указания на точное время принятия новой религии. Традиционно, вслед
за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом
официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что
«крещение» состоялось позже: в 990 или 991 году).
Рядом авторов термин понимается так же, как и процесс распространения христианства на
Руси в XI—XII веках
3.
В княжение Владимира Святославовича произошло крупнейшее событие в жизни Руси принятие христианства (988 г.), которое стало выдающимся актом, политически иидеологически закрепившим образование единого Древнерусского государства. К тому
же оно было важнейшим итогом русско- византийских отношений в X в. Как и другие
раннефеодальные государства, Русь нуждалась в общегосударственной религии, которая
бы закрепляла только что созданное государственное единство. Дохристианская религия язычество - такой роли играть не могла, будучи идеологией родового строя. Она вошла в
противоречие с новыми условиями классового общества и государства и не была
способна освящать и укреплять существующий общественный порядок.
Сразу же после того, как Владимир овладел в 980 г. киевским престолом, устранив
старшего брата Ярополка (972-980 гг.), он сделал попытку создать общерусский языческий
пантеон во главе с Перуном - богом грозы и установить общий ритуал. Однако
механическое объединение старых племенных божеств не могло привести к единству
культа и по-прежнему идеологически разъединяло страну. К тому же новый культ
сохранял в себе идеи родового равенства, неприемлемые для феодального общества.
Владимир понял, что надо не реформировать старое, а принять принципиально новую
религию, соответствующую уже сформировавшемуся государству.
Основными причинами принятия христианства являлись: недопустимость изоляции от
христианских государств; монотеизм (единобожие); укрепление единого государства во
главе с монархом; введение новой морали; необходимость объяснить нарастание
социального неравенства (при язычестве – все равны перед богом); соперник Владимира
в борьбе за власть Ярополк ориентировался на союз с папством.
4. Причины крещения
Язычество приводило к изоляции Руси от христианскогомира Европы, тормозило развитие международных связей
и торговли;
Язычество мешало стабилизации и укреплению
феодального строя на Руси;
Требовалась новая идеология, которая помогала бы
утверждению в стране новых отношений - господства и
подчинения;
Монотеизм христианской религии укреплял авторитет
княжеской власти, способствовал единению Руси;
Христианство могло оправдать богатство одних и бедность
других (утешало людей, попавших в зависимость от
феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире).
5. Значение крещения
Церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей вборьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва);
Принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло
ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними
христианизированными странами;
Принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства,
повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика. Иконопись, Фресковая
живопись возникли на Руси благодаря христианству;
Церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг,
летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки;
Христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение
пленных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что
способствовало увеличению населения.
6. Последствия крещения Руси
В течение XI в. в разных концах Киевской Руси возникали очаги сопротивления христианизации. Они имели не столько религиозный, сколько социальный иполитический смысл; были направлены против угнетения и распространения власти киевского князя. Во главе народных возмущений, как правило, стояли волхвы.
После принятия христианства, уже при Ярославе Мудром, в Киеве была создана митрополия во главе с присланным греком-митрополитом. Митрополия делилась
на епархии во главе с епископами — в основном греками. До татаро-монгольского нашествия Русская православная церковь насчитывала 16 епархий. С 988 по 1447
г. церковь находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата, ее предстоятели назначались в Константинополе. Известны только два случая назначения
предстоятелями русских — Иларион (XI в.) и Климент Смалятич (XII в.). Уже при Владимире церковь стала получать десятину и скоро превратилась в крупного
феодала. Появляются монастыри, выполняющие оборонительные, просветительские, благотворительные функции. В правление Ярослава были основаны
монастыри св. Георгия (христианское имя Ярослава) и св. Ирины (небесной покровительницы жены Ярослава). В 50-е гг. XI в. появляется самый значительный из
древнерусских монастырей - Киево-Печерский, основанный Антонием и Феодосием Печерскими, основоположниками русского монашества. В начале XII в. этот
монастырь получил статус лавры. Ко времени татаро-монгольского нашествия монастыри были почти в каждом городе. Благодаря материальной поддержке князей
строятся церкви. В 1037 году был заложен собор св. Софии — главный соборный храм в Киеве, построенный по образцу константинопольского. В 1050 году
строится одноименный собор в Новгороде.
В условиях феодальной раздробленности церковь оказалась в непростой ситуации. Ей приходилось играть роль посредника в улаживании споров и противоречий,
роль примирителя враждующих князей. Князья часто вмешивались в дела церкви, решая их с точки зрения собственной выгоды.
С конца 30-х гг. XIII в. русские земли оказались порабощенными татаро-монгольскими завоевателями. Церковь характеризовала это бедствие как наказание за грехи,
за недостаточность религиозного рвения и призывала к обновлению. К моменту нашествия на Русь татаро-монголы исповедовали примитивный полидемонизм.
Они относились к служителям православной церкви как к людям, связанным с демонами, которые могут навести на них порчу. Эту опасность, по их мнению, можно
было предотвратить или обезвредить хорошим обращением со служителями православия. Даже когда татаро-монголы в 1313 г. приняли ислам, это отношение не
изменилось.