Похожие презентации:
Мифос и монстрология Говарда Филипса Лавкрафта
1. «Мифос» и «монстрология» Говарда Филипса Лавкрафта
2.
Актуальность :жанр литературы ужасов мало изучен,
несмотря на его важное место в истории
мировой литературы
Гипотеза :
Говард Лавкрафт стал создателем нового
жанра в традиционной литературе ужасов,
сотворив новое художественное пространство «Мифос» - населённое неведомыми ранее в
литературе божествами и существами.
3.
Цель:анализ составляющих художественного
мира Лавкрафта, его «Мифоса», выявление
отличительных черт «лавкрафтовского ужаса».
Задачи:
познакомиться с истоками, этапами развития и
теорией жанра литературы ужасов ;
выделить
характерные черты произведений
Лавкрафта;
рассмотреть «мифологию» и «монстрологию»
знаменитого мистика
создать
классификацию
фантастических
персонажей, наполняющих художественный мир
Говарда Лавкрафта.
4. «HORROR»
5.
Страх– «эмоция, возникающая в ситуациях
угрозы
биологическому
или
социальному
существованию индивида…
В отличие от боли или других видов страдания,
вызываемых реальным действием опасных для
существования факторов, страх возникает уже
при их предвосхищении.
В зависимости от характера угрозы
интенсивность и специфика переживания страха
варьирует в достаточно широком диапазоне
оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас)»
6.
Черты жанра «черной» фантастикиНагнетание напряженного ожидания чего-то
сверхъестественного
Мир обречен на вымирание
От человека ничего не зависит
Герой стремится найти всем
сверхъестественным явлениям логическое
объяснение
Добро не побеждает зло, главный герой может
погибнуть
7. Готический роман
8. Эдгар По
9. «Horror» XX века
10. Мифология Лавкрафта
11. Монстры Лавкрафта
ВнешниеБоги
Древние
Боги
Старшие
Боги
Небожественные
существа
12.
АбхотАзатот
Ньярлатотеп
Внешние
Боги
Йог-Сотот
Шаб-Ниггурат
13.
КтулхуДагон
Гхатанотоа
Древние
Боги
Итхаква
Уиг
14. Старшие Боги Ноденс
Охотник, Повелитель Великой бездны.Как уже было сказано ранее,
впервые он появился в рассказе
Лавкрафта “Дом на туманном
утесе”. Представляет из себя
пожилого мужчину с длинной
густой бородой и седыми
волосами. Ноденс путешествует
по миру в колеснице, сделанной из
огромной морской ракушки. Его
призвание — охота, причем в
качестве жертв он чаще всего
выбирает себе существ,
принадлежащих к пантеону
Древних. Это вовсе не говорит о
том, что Ноденс — защитник
добра. Просто злые чудовища
представляют для него наиболее
сложную, а, следовательно, —
привлекательную добычу.
15.
ГлубоководныеСтарцы
Гули
Небожественные
существа
Ми-Го
Великая
Раса
16. Абхот
Источник нечистоты. Живет в подземном царстве Н’Кай (N’kai) ипредстает перед людьми, как отвратительная серая масса живой
плоти. Из нее рождаются различные чудовища, но Абхот выпускает
щупальца, хватает своих детей и пожирает их. Этот бог циничен,
зол и безумен. Он обладает сильными телепатическими
способностями, позволяющими ему общаться с окружающими.
17. Азатот
"...тот последний бесформенныйкошмар в средоточии хаоса, который
богомерзко клубится и бурлит в
самом центре бесконечности безграничный султан демонов
Азатот, имя которого не осмелятся
произнести ничьи губы, кто жадно
жует в непостижимых, темных
покоях вне времени под глухую,
сводящую с ума жуткую дробь
барабанов и тихие монотонные
всхлипы проклятых флейт, под чей
мерзкий грохот и протяжное дудение
медленно, неуклюже и причудливо
пляшут гигантские Абсолютные
боги, безглазые, безгласные,
мрачные, безумные Иные боги, чей
дух и посланник -- ползучий хаос
Ньярлатотеп."
18. Йог-Сотот
"...Йог-Сотот знает врата. ЙогСотот и есть врата. Йог-Сототэто и страж врат и ключ к ним.
Прошлое, настоящее и будущее
слились воедино в нем. Он знает,
где Древние совершили прорыв в
прошлом, и где Они сделают это
вновь. Он знает, где Они ступали
по Земле, и где Они все еще
ступают, и почему никто не
может увидеть Их там."
"...Воображение подсказывало ему
очертания легендарного ЙогСотота - то была лишь груда
радужных шаров, но она всегда
поражала посетителей музея
своей зловещей
многозначительностью. Что
знаменовала собой эта проклятая
косная масса, тянущаяся к нему и
бьющаяся на своем пути о зыбкую
преграду"
19. Ньярлатотеп
"...высокий стройный муж сюным лицом античного
фараона, облаченный в
переливающийся хитон и
увенчанный золотым
венцом, от которого
исходило сияние. Прямо к
Картеру шел
величественный муж, чья
гордая осанка и приятные
черты лица были
исполнены очарования
смуглого бога или падшего
ангела и в чьих глазах
играли потаенные искорки
прихотливого нрава."
20. Шаб-Ниггурат
Выглядит как огромная бесформеннаямасса, усеянная щупальцами,
слюнявыми ртами — и все это
передвигается на кривых козлиных
ногах.
21. Ктулху
"...она изображала монстра, очертаниякоторого смутно напоминали
антропоидные, однако у него была
голова осьминога, лицо представляло
собой массу щупалец, тело было
чешуйчатым, гигантские когти на
передних и задних лапах, а сзади длинные, узкие крылья. Это создание,
которое казалось исполненным
губительного противоестественного
зла, имело тучное и дородное сложение
и сидело на корточках на прямоугольной
подставке или пьедестале, покрытом
неизвестными иероглифами. Кончики
крыльев касались заднего края
подставки, седалище занимало ее
центр, в то время как длинные кривые
когти скрюченных задних лап вцепились
в передний край подставки и
протянулись под ее дно на четверть
длины. Голова монстра была наклонена
вперед, так, что кончики лицевых
щупалец касались верхушек огромных
передних когтей, которые обхватывали
приподнятые колени."
22. Дагон
"...гротескные в такой степени,недоступной, пожалуй, даже
воображению По или Булвера, они
были дьявольски
человекоподобными в своих общих
очертаниях, несмотря на
перепончатые руки и ноги,
неестественно широкие и
отвислые губы, стеклянные
выпученные глаза и другие
особенности, вспоминать о
которых мне и вовсе неприятно.
Довольно странно, но они, похоже,
были высечены почти без учета
пропорции их сценического фона например, одно из существ было
изображено убивающим кита,
который по величине едва
превосходил китобоя. "
23. Гхатанотоа
Узурпатор, Бог вулканов и первый сынКтулху. Гхатанотоа почитался за
свою способность превращать
людей в живые статуи.
24. Итхаква
Бегущий ветер, Бог холодной белойтишины, он же Виндиго (в
сказаниях североамериканских
индейцев — грозный дух-людоед).
Коренные жители северных
областей планеты (Сибирь,
Аляска) поклоняются этому
страшному божеству, задабривая
его человеческими жертвами.
Считается, что Итхаква
нападает на людей в снежном
буране. Позже их находят
мертвыми и лежащими в таких
позах, будто они упали с большой
высоты. Черты лица искажены
дикой гримасой агонии, некоторые
части тела отсутствуют.
25. Уиг
Отец змей. Божество само по себе не злобное,но довольно раздражительное. Наказывает
своих обидчиков, посылая к ним змей.
26. Глубоководные
"...в своей массе они были сероватозеленого цвета, но с белымиживотами. Большинство из них
блестели и казались осклизлыми, а
края их спин были покрыты чем-то
вроде чешуи. Очертаниями своими
они лишь отдаленно напоминали
антропоидов, тогда как головы
были определенно рыбьи, с
выпуклыми, даже выпученными
глазами, которые никогда не
закрывались. Сбоку на их шеях
виднелись трепещущие жабры, а
между отростками длинных лап
поблескивали натянутые
перепонки..."
27. Старцы
"Длина каждого экземпляра - восемь футов.Само бочкообразное, пяти-складочное
тело равняется шести футам в длину
и трем с половиной - в ширину. Ширина
указывается в центральной части,
диаметр же оснований - один фут. ...
Семифутовые перепончатые "крылья"
того же цвета, найденные сложенными,
идут из борозд между складками. Они
более светлого цвета, остов
трубчатый, на концах имеются
небольшие отверстия. В раскрытом
состоянии - по краям зубчатые. В
центре тела, на каждой из пяти
вертикальных, похожих на клепки,
складок - светло-серые гибкие лапыщупальца. ... Отдельные щупальца у
основания - трех дюймов в диаметре,
через шесть дюймов они членятся на
пять щупалец, каждое из которых еще
через восемь дюймов разветвляется на
столько же тонких, сужающихся к концу
щупалец-усиков - так что на каждой
"грозди" их оказывается по двадцать
пять. "
28. Гули
"...тела редко бывали полностью человеческими,причем последнее качество присутствовало в
них в самой разной степени. Практически все
существа оставались двуногими, но сверху
имели неуклюжие, в чем-то даже собачьи
торсы, а структура тканей большинства из
них отчасти напоминала резину." "Это было
колоссальное, совершенно непонятное и
абсолютно богопротивное существо с
пылающими красными глазами; в своих
костлявых лапах оно держало какой-то
предмет, который при ближайшем
рассмотрении оказался человеческим телом, и
оно вгрызалось в его голову, подобно тому, как
нетерпеливый ребенок пытается откусить
край неподатливого леденца. Поза чудовища
была чем-то похожей на сидение на корточках,
причем создавалось ощущение, что оно в любой
момент готово бросить свою добычу и
отправиться на поиски более сочного
лакомства. Но, черт побери, даже не сам по
себе изображенный на картине объект являлся
источником охватившей меня дикой паники, не
его собачья морда с торчащими ушами,
налитыми кровью глазами, плоским носом и
истекающими слюной губами; и не чешуйчатые
лапы, не заплесневелое тело, не похожие на
копыта ноги - нет, ничего подобного, хотя
каждой из этих деталей вполне хватило бы на
то, чтобы окончательно лишить
впечатлительного человека остатков
рассудка."
29. Ми-Го
"..это были розоватые существапримерно пяти футов длиной; с
телами ракообразных и парами
крупных спинных плавников или
перепончатых крыльев и
несколькими членистыми
конечностями; на месте головы у
них имелся свернутый улиткой
эллипсоид со множеством
коротких усиков."
30. Великая Раса
"...передо мной возникли громадные,переливавшиеся радужными цветами
конусообразные тела около десяти футов
высотой и столь же широкие у основания
конуса. Их толстая складчатая кожа была
покрыта подобием чешуи, а из верхушек конуса
выступали по четыре гибких отростка,
каждый толщиною в фут, имевших ту же
складчатую структуру, что и сами тела.
Отростки эти могли сжиматься до минимума
и вытягиваться, достигая десятифутовой
длины. Два из них имели на концах нечто вроде
огромных клешней, третий оканчивался
четырьмя ярко-красными раструбами, а
последний нес желтоватый, неправильной
формы шар диаметров примерно в два фута,
по центральной окружности которого
располагались три больших темных глаза.
Эта уродливая голова была увенчана
четырьмя длинными стебельками с
утолщениями, напоминавшими по виду
цветочные бутоны, а из нижней ее части
свисали восемь бледно-зеленых усиков или
щупалец. Основание конуса было окаймлено
серым пружинящим материалом, который,
растягиваясь и сокращаясь, передвигал таким
образом всю эту громоздкую массу."