Похожие презентации:
Характерные черты времени в повести А. Платонова "Котлован"
1. Презентация на тему: Характерные черты времени в повести А.Платонова "Котлован"
Презентация на тему:Характерные черты времени в
повести А.Платонова "Котлован"
Выполнили: ученики 11-го класса
Калюжный Тимур, Кошелева Дарья,
Орлов Александр, Титов Эдем
2.
Творчество Андрея Платонова помогает современному читателюразобраться в событиях, происходивших в Роcсии в 20-30-е годы XX
века, в период укрепления в нашей стране Советской власти. К числу
произведений, правдиво отразивших события этого времени,
относится его известная повесть “Котлован”. Во многом это
произведение оказалось пророческое. Оно создавалось в начале
становления социалистического общества. Еще тогда Платонов
предупреждал о полном крушении светлой идеи, если в основе
человеческой деятельности не будет лежать созидательный труд.
(1899 -1951гг)
3.
Повесть была написана как раз в период активной работы Сталина с1929-го по апрель 1930 года. В те дни Андрей Платонович Платонов
работал в отделе мелиорации по своей специальности, в Наркомате
земледелия, находящемся в Воронежской области. Поэтому он был
если не непосредственным участником, то как минимум свидетелем
ликвидации кулаков и коллективизации. Как художник, рисующий
натуры, Андрей Платонович Платонов писал картины судеб людей и
событий, происходивших в те ужасные времена.
Платонов был и свидетелем переустройства жизни во время первой
пятилетки, раскулачивания зажиточного крестьянства, создания
первых колхозов — всего того, что повлекло за собой боль и
страдания его соотечественников. «Котлован» был написан быстро, по
свежим впечатлениям писателя. Повесть была завершена весной 1930
года, однако при жизни писателя опубликована не была. Впервые
«Котлован» был опубликован в 1969 году в ФРГ, а в 1987 году в СССР.
4.
Название романа «Котлован» приобретает обобщенныйсимволический смысл. Котлован — общее дело, коллективизация
усилий и надежд, коллективизация жизни и веры. Здесь каждый
отрешается от личного во имя общего — котлована. В названии
повести «играют» буквальные и переносные смыслы :
«перелопачивание» жизни, «поднимаемая целина» земли,
строительство храма. Но вектор деятельности направлен не вверх, а
вниз, вглубь, к «дну» жизни. Постепенно «котел коллективизма»
начинает напоминать братскую могилу, в которой хоронят надежду на
светлое будущее.
«Сюжет не нов, повторено страданье» — эпиграф, сохранившийся в
черновиках повести, показывает, что раскулачивание деревни и
бесконечное строительство «общепролетарского дома» в городе
интерпретируется Платоновым в «Котловане» не только социальнотематически, но и символически.
В рукописи Платонов зачеркнул слово «конец» и дописал прямое
публицистическое обращение к читателю: «Автор не мог ошибиться,
изобразив в виде смерти девочки гибель социалистического
поколения, но эта ошибка произошла лишь от излишней тревоги за
нечто любимое, потеря чего равносильно разрушению не только
прошлого, но и будущего». Только болью за происходящее в стране
могли быть продиктованы эти слова.
5.
Определить хронологические границы действия в "Котловане"позволяет авторская датировка в конце повести: декабрь 1929 - апрель
1930 г. Более точно сориентироваться во временных координатах
позволяют конкретные детали повествования. Начинается действие в
самом конце лета 1929 г. ("в день тридцатилетия личной жизни"
Вощева стояла жара, но уже начали опадать листья с деревьев), а
заканчивается в первых числах марта 1930 г. (активист получает
директиву, написанную "по мотивам" статьи Сталина
"Головокружение от успехов" от 2 марта 1930 г.). Более точных
указаний на время событий в самом тексте нет, не упоминаются даже
названия месяцев - и отсчет времени ведется по временам года ("в
начале осени", "пустынноcть осени").
6.
Время и пространство не имеют привычных измерений – значит, вмире идет жизнь не так, как нужно, хаотично, бесчеловечно. Главным
для Платонова является не конкретное историческое событие, а
философское обобщение происходящего, оценка его с точки зрения
вечности (Платонов в повести порой обращает взгляд на небо:
«Вощев, опершись о гробы спиной, глядел с телеги вверх – на
звездное собрание и в мертвую массовую муть Млечного Пути. Он
ожидал, когда же там будет вынесена резолюция о прекращении
вечности времени, об искуплении томительности жизни» - этот взгляд
соединяет вечное и преходящее, бесконечное и конечное). Понятия
времени и пространства у Платонова становятся метафорой.
7. Характерные черты времени:
1) Разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян.«Воздух ветхости и прощальной памяти стоял над потухшей
пекарней»; «забор заиндевел мхом, наклонился, и давние гвозди
торчали из него». Старую деревню покрывает «всеобщая ветхость
бедности».
2) Раскулачивание крестьян, методы уничтожения крестьянства,
начало коллективизации. «Двое — это уже вполне кулацкий класс и
организация»
3) Энтузиазм «масс». «Жить ради энтузиазма». Рабочие верят «в
наступление новой жизни после постройки больших домов». При
этом они живут в сарае: «Внутри сарая спали на спине семнадцать
или двадцать человек, припотушенная лампа освещала
бессознательные человеческие лица. Все спящие были худы, как
умершие». Козлов хотел «умереть с энтузиазмом, дабы весь класс
его узнал и заплакал над ним».
8.
4) Процветание бюрократии.«Козлов прибыл на котлован пассажиром в автомобиле, которым
управлял сам Пашкин. Козлов был одет в светло-серую тройку, имел
пополневшее от какой-то постоянной радости лицо и стал сильно
любить пролетарскую массу», «дополнительно к пенсии по первой
категории он обеспечил себе и натурное продовольствие».
5) Уничтожение религии и фанатичное поклонение новой «религии»
(не атеизм, а безбожие). «Я был поп, а теперь отмежевался от своей
души и острижен под фокстрот»; «Приходится стаж зарабатывать,
чтоб в кружок безбожия приняли».
6) Атмосфера бездуховности, грубости, хамства, бескультурья. Из
радиорупора доносится: «Товарищи, мы должны мобилизовать
крапиву на фронт социалистического строительства! Крапива есть не
что иное, как предмет нужды заграницы... Мы должны обрезать
хвосты и гривы у лошадей!».
9.
7) Попытки людей приспособиться к новой жизни. Вощев, увидевдетей, «почувствовал стыд и энергию — он захотел немедленно
открыть всеобщий, долгий смысл жизни, чтобы жить впереди
детей...».
8) Стремление обезличить людей, построить всеобщее счастье любым
путем, отучить думать, сомневаться. «Люди нынче стали дороги,
наравне с материалом». Вощев «устраняется с производства
вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего
темпа труда». Жачев знал, «что в СССР немало населено сплошных
врагов эгоистов и ехидн будущего света, и втайне утешался тем, что
убьет когда-нибудь вскоре всю их массу, оставив в живых лишь
пролетарское младенчество и чистое сиротство».
И самое страшное — слепая, бездумная вера, жизнь без прошлого,
без души. Героя «Котлована» Вощева выгнали с работы за то, что он
«думал среди производства»: «Ты, наверное, интеллигенция — той
лишь бы посидеть да подумать», «Если мы все задумаемся — кто
работать будет?». Умирающая мать пытается спасти Настю: «Никому
не рассказывай, что ты родилась от меня, а то тебя заморят. Уйди
далеко-далеко отсюда и там сама позабудься, тогда ты будешь жива...».
Поп говорит: «Мне, товарищ, жить бесполезно. Я не чувствую больше
прелесть творения — я остался без Бога, а Бог без человека...».
10.
Однако при столь четкой определенности хронологическойрамки повествования внутреннее движение времени в
"Котловане" крайне неоднородно. Внутренние часы
"Котлована" то останавливаются, то лихорадочно ускоряют ход.
Организация колхоза - раскулачивание "зажиточного
бесчестья", высылка кулаков и празднование победы - занимает
один день, но день этот в повествовании выписан по минутам и
заполнен множеством эпизодов. При этом почти полгода в
действии повести сливаются в один монотонно тянущийся день,
лишенный каких-либо событий. В финале же "Котлована"
пятнадцать часов и вечность умещаются в одном абзаце
(Чиклин пятнадцать часов рыл могилу в "вечном камне"). Ось
времени в "Котловане" устремлена в вечность - веками
повторяющиеся четыре времени года, о которых постоянно
напоминает умирающая Настя, важнее, чем "однократные"
исторические даты.
11.
Время в "Котловане", однако, может "оборачиваться" пространством.Когда старик с кафельного завода, чинивший лапти, собирается
"отправиться в них обратно в старину" или Прушевский смотрит "в
поздний вечер мира", то временные понятия (старина или вечер)
понимаются читателем как пространственные. Ось времени может
заменять пространственные координаты: "Его пеший путь лежал
среди лета", - говорится о дороге, по которой идет Вощев.
12.
Сделаем должный вывод. Пространственно-временнаяорганизация "Котлована" антиномична. Пространство
размыкается в бесконечность - но одновременно стягивается в
точку (если в нем и есть направление - то это направление "на
котлован"); время просчитано по дням и часам - но измеряется
оно вечностью. Рамки повести раздвигаются в глубину времени
и в необъятное пространство космоса - художественное
пространство повести становится прежде всего пространством
смысла. Пространственно-временная организация повести
подчинена главной художественной задаче писателя - не
описанию конкретного исторического события, а философскому
обобщению эпохальных преобразований.