ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ХХ ВЕКА
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ХХ ВЕКА
НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА ХХ ВЕКА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА
Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) Дегуманизация искусства
МОДЕРН
КАК ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ?
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Направления и стили
МОДЕРН – СТИЛЬ ИЛИ НАПРАВЛЕНИЕ? МОДЕРН И МОДЕРНИЗМ
МОДЕРН. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.
«Удар бича» («удар хлыста») Германа Обриста
-
Виктор Орта, Victor Horta (1861—1947)
Тассель-отель
-
Отель Сольве 1894
-
-
-
ДЕТСКИЙ САД (JARDIN D’INFANTS) 1897-1899
СОБСТВЕННЫЙ ДОМ-МАСТЕРСКАЯ ВИКТОРА ОРТА 1898-1900 С 1969 года Музей Орта
Эктор Гимар (1867-1942)
Антонио Гауди (1852-1926) Анто́ни Пла́сид Гильéм Гауди́-и-Корне́т
-
-
Храм Святого Семейства. Полное название: Искупительный храм Святого Семейства (от кат. Temple Expiatori de la Sagrada Família)
ВЕНСКИЙ МОДЕРН ВУНИБАЛЬД ДЕНИНГЕР. Вилла на море. 1900 ОТТО ШЁНТАЛЬ. Жилой дом. 1907
Эмиль Галле (1846-1904) Экран для камина 1900 Шкатулка
МОДЕРН В АРХИТЕКТУРЕ
-
-
Обри Бердслей (Beardsley) (1872-1898)
Символи́зм  (Symbolisme) - течение в искусстве (литературе, музыке и живописи), характеризующееся экспериментаторством,
--
Альфонс Мариа Муха (1860-1939)
Афиша к спектаклю «Жисмонда» (1894)
-
…Я не художник-декоратор. Называйте меня, как хотите, современная живопись не признает границ… Альфонс Муха
-
Серия «Времена года» (литография)
Серия «Времена года» (литография)
Серия «Четыре цветка» (литография)
Серия «Драгоценные камни» (литография)
«Роза руки» Ювелир Жорж Фуке по эскизу А. Мухи 1899
Эмиль Галле - реформатор художественного стекла. Соединение восточной философии, тонкой эстетики и новых технологий Ваза «Роза
Луис Комфорт Тиффани (1848-1933)
Процесс производства
-
НАЧАЛО ХХ ВЕКА – РОЖДЕНИЕ КИНЕМАТОГРАФА
ЭТАПЫ РОЖДЕНИЯ КИНЕМАТОГРАФА
Кинематограф братьев Люмьер
«Путешествие на Луну» ( Le Voyage dans la Lune) 
-
21.34M
Категория: ИскусствоИскусство

История искусства ХХ века

1. ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ХХ ВЕКА

Сапанжа Ольга Сергеевна, доктор культурологии, профессор
кафедры художественного образования и декоративного искусства
(лекции)
Подольская Ксения Сергеевна, старший преподаватель кафедры
художественного образования и декоративного искусства
(практики)
https://vk.com/izo_xx_rgpu

2. ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ХХ ВЕКА

ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО ХХ ВЕКА
(МИРОВОЕ ИСКУССТВО ХХ ВЕКА)
РУССКОЕ ИСКУССТВО ХХ ВЕКА
(ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО ХХ ВЕКА)

3. НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА ХХ ВЕКА

• ИСКУССТВОЗНАНИЕ
• ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
• ИСКУССТВОВИДЕНИЕ
• Цель лекционных занятий: понять логику и динамику
развития художественных процессов в ХХ веке, определить
место изобразительного искусства в общем контексте
развития культуры
• Цель практических занятий: применить знания о динамике
развития художественных практик в ХХ веке при анализе
конкретных произведений, включить изучаемые произведения
(представленные в музеях Петербурга) в общий контекст
развития изобразительного искусства, представить
комплексный анализ изучаемых произведений

4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА

• Усиление интернационального характера художественной культуры

5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА

• Развитие системы коммуникаций и ускорение всех
процессов культурного развития

6. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА

• Полистилизм или полифония
как определяющая черта
процессов художественного
творчества

7. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА

• Появление техногенной культуры

8. Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) Дегуманизация искусства

• «Анализируя новый стиль, можно заметить в нем
определенные взаимосвязанные тенденции, а именно:
• 1) тенденцию к дегуманизации искусства;
• 2) тенденцию избегать живых форм;
• 3) стремление к тому, чтобы произведение искусства
было лишь произведением искусства;
• 4) стремление понимать искусство как игру, и только;
• 5) тяготение к глубокой иронии;
• 6) тенденцию избегать всякой фальши и в этой связи
тщательное исполнительское мастерство;
• 7) искусство, согласно мнению молодых художников,
безусловно, чуждо какой-либо трансценденции».
• «Легко кричать, что искусство возможно только в рамках
традиции. Но эта гладкая фраза ничего не дает
художнику, который с кистью или пером в руке ждет
конкретного вдохновляющего импульса».

9. МОДЕРН

10. КАК ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ?

• Во Франции - «ар-нуво» (от фр. art nouveau, букв. «новое искусство»)
• В Англии - «современный стиль» (от англ. modern style)
• В Германии - «югендстиль» (от нем. Jugendstil — «молодой стиль» — по
названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала)
• В Австрии (Чехии, Прльше) - «сецессион» (от нем. Secession — «отделение,
обособление»)
• В Шотландии - «стиль Глазго» (от англ. Glasgow style)
• В Бельгии - «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати»,
созданного в 1884)
• В Италии - «либерти» («стиль Либерти»)
• В Испании - «модернизмо» (от исп. modernismo)
• В Швейцарии - «еловый стиль» (style sapin)
• В СЩА - «тиффани» (по имени Луиса Тиффани)
• В России - «модерн»

11. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

• МОДЕРН – это стиль или
направление?
• МОДЕРН и МОДЕРНИЗМ –
это одно и то же или нет?

12. Направления и стили

• Стиль в искусстве - исторически сложившаяся общность
художественных признаков в нескольких видах искусства,
характерная для определенной эпохи, объединяющая
несколько стран (наций) и обусловленная единством идейноэстетических устремлений
• Направления в искусстве представляют собой систему
художественных приемов, средств выразительности, которые
призваны выразить определенную идею, мировоззрение,
доминирующее в определенном сообществе на данном отрезке
времени.

13. МОДЕРН – СТИЛЬ ИЛИ НАПРАВЛЕНИЕ? МОДЕРН И МОДЕРНИЗМ

• МОДЕРН - наименование стиля, который получил широкое
распространение в мировом искусстве конца XIX начала XX веков
(Россия, Европа, США), главным содержанием которого было
стремление художников противопоставить свое творчество
историзму и эклектизму искусства второй половины XIX столетия.
• «Модерн как научный термин уместнее ставить в ряд не с чисто стилевыми
категориями, а с таким историко-культурным понятием, как бидермейер...
можно сказать, что бидермейер и модерн - это начало и конец целой
исторической фазы романтизма» (Г. Стернин)
• МОДЕРНИЗМ - совокупность художественных направлений в
искусстве второй половины XIX - середины XX века (импрессионизм,
экспрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, дадаизм, сюрреализм
и т.д.)

14. МОДЕРН. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.

• Отличительными особенностями модерна являются отказ от
прямых линий и углов в пользу более естественных,
«природных» линий.
• Во-вторых, это интерес к новым технологиям, в особенности, в
архитектуре, расцвет прикладного искусства.
• Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные
функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу
прекрасного все сферы деятельности человека.

15. «Удар бича» («удар хлыста») Германа Обриста

• Шерстяное панно
украшенное
энергичными
линиями вышитого
шелком
растительного узора
• Около 1895 года
• Ширина 183 см

16. -

17. Виктор Орта, Victor Horta (1861—1947)

• бельгийский архитектор
• один из основателей стиля модерн в
архитектуре
• четыре брюссельских дома работы
В.Орта включены в список объектов
всемирного наследия ЮНЕСКО

18. Тассель-отель

• Построен в 1893-1894 гг. для
учёного, профессора Эмиля
Тасселя
• «Воплотив свои идеи, Виктор
Орта сказал новое слово в
архитектуре – баланс между
различными пространствами,
разнообразные поднимающиеся
и опускающиеся горизонты и
перспективы, гениальное
использование игры света,
благодаря которой, солнце
проникает прямо в сердце
здания. В его проектах «процесс
дематериализации» достиг
своего пика. Орта доказал, что
существует такая вещь, как
архитектурная музыка –
гармония формы, материала и
цвета» (Людвиг Хевеши, 1897)

19. -

20. Отель Сольве 1894

21. -

22. -

23. -

24. ДЕТСКИЙ САД (JARDIN D’INFANTS) 1897-1899

25. СОБСТВЕННЫЙ ДОМ-МАСТЕРСКАЯ ВИКТОРА ОРТА 1898-1900 С 1969 года Музей Орта

СОБСТВЕННЫЙ ДОММАСТЕРСКАЯ ВИКТОРА ОРТА
1898-1900
С 1969 года Музей Орта

26. Эктор Гимар (1867-1942)

•-

27. Антонио Гауди (1852-1926) Анто́ни Пла́сид Гильéм Гауди́-и-Корне́т

Антонио Гауди (1852-1926)
Анто́ ни Пла́ сид Гильéм Гауди́ -и-Корне́ т

28. -

• Каса-Батльо
• от кат. Casa Batlló; иногда
транслитерируется в
русский
как «Батло» или «Бальо»
• Также известен как «Дом
Костей») — жилой дом,
построенный в 1877 году
для текстильного магната
Жозепа Бальо-иКасановаса в районе
Эшампле (Барселона) и
перестроенный Антонио
Гауди в 1904-1906 гг.
-

29. -

• Каса-Мила
• От кат. Casa Milà
• Жилой дом,
построенный в 19061910гг. в Барселоне
для семьи Мила.

30. Храм Святого Семейства. Полное название: Искупительный храм Святого Семейства (от кат. Temple Expiatori de la Sagrada Família)

Храм Святого Семейства. Полное название: Искупительный храм
Святого Семейства (от кат. Temple Expiatori de la Sagrada Família)
церковь в Барселовне, строящаяся на частные пожертвования
начиная с 1882 года.
Один из самых известных "долгостроев" мира: по решению
инициаторов строительства храма финансирование работ должно
выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан.

31. ВЕНСКИЙ МОДЕРН ВУНИБАЛЬД ДЕНИНГЕР. Вилла на море. 1900 ОТТО ШЁНТАЛЬ. Жилой дом. 1907

32. Эмиль Галле (1846-1904) Экран для камина 1900 Шкатулка

33. МОДЕРН В АРХИТЕКТУРЕ

Преобладающие и модные цвета
Приглушенные цвета — цвет увядшей розы и
табачные, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльносиреневые тона
Линии стиля модерн
Отказ от прямых линий, плавность, текучесть линий,
подражание природным формам растений. Часто отказ
от симметрии
Формы модерна
Плавность и текучесть форм, отказ от симметрии,
вертикальные, стремящиеся ввысь доминанты,
перетекание форм одна в другую
Характерные элементы интерьера модерна
Сочетание плоскостей, гнутая мебель. Мозаика, эмаль,
золотой фон, расчеканенная медь и латунь
Конструкции стиля модерн
Часто каркасные (несущим элементом является
стальной каркас)
Окна стиля модерн
Прямоугольные, удлиненные вверх, часто с богатым
растительным декором, иногда арочные, «магазинные
окна» — широкие, наподобие витрин.
Двери стиля модерн
Прямоугольные, часто арочные. Чаще всего плоской
формы, с мозаичным орнаментом, декорированные

34. -

• Дворец Стокле
в Брюсселе
• Арх. Й.Хофманн
(венский
сецессион)
• 1905 - 1911 гг.

35. -

36. Обри Бердслей (Beardsley) (1872-1898)

• Портрет Обри
Бёрдсли Ж.Э.
Бланша (1895)

37. Символи́зм  (Symbolisme) - течение в искусстве (литературе, музыке и живописи), характеризующееся экспериментаторством,

Символи́ зм (Symbolisme) - течение
в искусстве (литературе, музыке и живописи),
характеризующееся экспериментаторством,
стремлением к новаторству, использованием
символики, недосказанности, намёков, таинственности
и загадочности.

38. --

39. Альфонс Мариа Муха (1860-1939)

• Чешскоморавский живописец,
театральный художник,
иллюстратор, ювелирный
дизайнер и плакатист

40. Афиша к спектаклю «Жисмонда» (1894)

41. -

42. …Я не художник-декоратор. Называйте меня, как хотите, современная живопись не признает границ… Альфонс Муха

•-

43. -

44. Серия «Времена года» (литография)

45. Серия «Времена года» (литография)

•-

46. Серия «Четыре цветка» (литография)

47. Серия «Драгоценные камни» (литография)

48. «Роза руки» Ювелир Жорж Фуке по эскизу А. Мухи 1899

49. Эмиль Галле - реформатор художественного стекла. Соединение восточной философии, тонкой эстетики и новых технологий Ваза «Роза

Эмиль Галле реформатор
художественного
стекла.
Соединение
восточной
философии,
тонкой эстетики и
новых технологий
Ваза «Роза Франции»
Настольная лампа
«Стрекоза»

50. Луис Комфорт Тиффани (1848-1933)

Эскиз Л.К. Тиффани
мотива к абажуру «Маки».
Акварель, гуашь, тушь,
бумага.

51. Процесс производства

52. -

•-

53.

54. НАЧАЛО ХХ ВЕКА – РОЖДЕНИЕ КИНЕМАТОГРАФА

• 28 декабря 1895 года на бульваре Капуцинок в одном из залов
«Гранд кафе» прошёл первый платный сеанс кинематографа

55. ЭТАПЫ РОЖДЕНИЯ КИНЕМАТОГРАФА

• 1686 год был изобретён «волшебный
фонарь» — камера обскура. Волшебный
фонарь в упрощении представлял собой ящик
с увеличительной трубой и светильником
внутри. Сзади этого светильника стоял
рефлектор-отражатель, между трубой и
ящиком была щель, где ставился тушью
нарисованный кадр.
• 1839 год - Майкл Фарадей и его друг Макс
Роджер изобрели Фенакистископом. К
аппарату прилагался ряд последовательных
картинок. Учёный Жозеф Плато занимался
разложением движения на фазы (например,
движение человека). Когда Фарадей получил
в руки эти труды, ему до завершения
финакиситоскопа оставалось совсем немного.
• 1877 год - прорыв стал возможен благодаря
работам Луи Дагера и Жозе Ньелса.

56. Кинематограф братьев Люмьер

• Среди всех прочих изобретателей, которые
искали путь для создания «движущихся
картинок», ближе всего подошли к созданию
кинематографа четыре человека.
• В 1894 году Томас Эдисон (его изобретения —
телефон, освещение городов) передает
разработки кинематографа Генриху Уилкесу.
Под руководством Эдисона Уилкес изобретает
аппарат «кинестоскоп».
• В 1893 году украинский инженер Иосиф
Тимченко изобретает проектор для просмотра
фильма. Он изобрел камеру, снимающую на
перфорированную пленку, а также изобрел
проектор и попробовал снять полдесятка
сюжетов про свою семью и своих детей.
• В декабре 1895 года братья Люмьер (Огюст и
Луи) продемонстрировали свое открытие —
кинематограф, или синематограф — и вошли в
историю как создатели кинематографии как
жанра искусства....

57. «Путешествие на Луну» ( Le Voyage dans la Lune) 

«Путешествие на Луну» ( Le Voyage dans la Lune)
• Мари-Жорж-Жан Мелье́ с
• (Maries-Georges-Jean Méliès)
• 1861-1938

58. -

• «Немое кино — самая чистая
форма кинематографа. Ему,
конечно, не хватает звука
человеческого голоса и шумов.
Но их добавление не искупило
тех необратимых последствий,
которые повлекло за собой.
Если ранее не хватало
одного только звука, то с его
введением мы лишились всех
достижений, завоеванных
чистым кинематографом»
• Альфред Хичкок
-
English     Русский Правила