Похожие презентации:
Средневековая литература
1. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА
Машинина Мария, Рауль Илья,Тараканова Анастасия, Андреев Лев,
Герасимов Анна
6 «Б» класс
2. Введение
Историязападноевропейского
искусства различает эпоху
Средневековья и эпоху
Возрождения.
Первая
длилась с 5 века по 15 век,
а вторая - с 14 века и до
первой трети 17 века.
Эпоха
Средневековья
традиционно делится на
два периода:
- Литература раннего
Средневековья (с 5 века
по 11 век).
- Литература расцвета
феодализма (с 11 века по
15 век).
3. Литература раннего Средневековья
Самобытные жанры средневековойлитературы
сформировались
под
влиянием бытия европейских народов в
этот период. Многие произведения не
сохранились, а те, что остались, имеют
огромную ценность для изучения
культурного наследия.
Средневековая литература раннего
периода
делится
на
литературу,
написанную на латинском языке, и
литературу
на
языках
местных
народов.
Церковная литература, неразрывно
связана с верой во Христа и
католической церковью.
Литература на латыни представлена
поэзией вагантов и хрониками,
отображающими ход событий и их
причины. Последние стали ценным
источником для историков.
Литература на языках местных
народов представлена ирландским и
англосаксонским эпосом, а также
творчеством скандинавским.
4. Евангелие и жития святых
В начале Средневековья европейцы читали Евангелие и жития святых.Евангелие Годескалька (Годешалька)
иллюминированная рукопись, созданная между
781 и 783 годами в королевском дворце в Ахене,
самое раннее произведение так называемой
«придворной школы Карла Великого».
Книга названа в честь Годескалька, монаха,
переписавшего Евангелие. Заказчиками
манускрипта были Карл Великий и его жена
Хильдегарда. Евангелие содержит шесть
полностраничных миниатюр (изображения
четырёх евангелистов, «Христос на троне»,
«Фонтан жизни»).
В настоящее время рукопись хранится в
Национальной библиотеке в Париже.
Келлская книга ( «Книга Колумбы») - богато
иллюстрированная рукописная книга,
созданная ирландскими (кельтскими)
монахами примерно в 800 году. Её
рассматривают как наиболее значительное
произведение средневекового ирландского
искусства.
Книга содержит четыре Евангелия на
латинском языке, вступление и толкования,
украшенные огромным количеством цветных
узоров и миниатюр. В настоящее время книга
хранится в библиотеке Тринити-колледжа в
Дублине, Ирландия.
5. Хроники
С VI-VIII веков в культуру Западной Европы входят хроники – рукописи, рассказывавшие обистории народов и о современной хронисту жизни. В хрониках события излагались по годам,
начиная от Сотворения мира. Ирландский монах Беда Достопочтенный в «Церковной истории
народа англов» впервые применил систему счета от Рождества Христова.
"Всемирная хроника"
Рудольфа Эмсского. Царь
Давид с писцами и
музыкантами. 1340 г.
Мастер "Всемирной
хроники" Рудольфа
Эмсского.
Ирландский монах Беда
Достопочтенный в
«Церковной истории
народа англов» впервые
применил систему счета
от Рождества Христова.
1420 год, из
манускрипта
«Хроники»
Жана Фруассара
Подписание договора в Труа,
1420 год, из манускрипта
«Хроники» Жана Фруассара.
6. Эпические песни и эпические поэмы (эпосы)
Безвестные сказители и певцы создавали эпические песни – сказания о великихгероях прошлого. С течением времени одни песи соединялись с другими и возникали
средневековые эпические поэмы (эпосы): англосаксонский «Беовульф»,
скандинавская «Старшая Эдда», немецкая «Песнь о Нибелунгах».
«Беовульф» — одна из самых древних
англосаксонских эпических поэм Средневековья. Она
дошла до нас благодаря единственной сохранившейся
рукописи конца X века. Ученые датируют поэму
концом VII — началом VIII века.
Повествует «Беовульф» о подвигах бесстрашного
гаутского витязя по имени Беовульф, избавившего
страну данов (датчан) от страшного чудища Гренделя
и его матери — «зломрачной твари». Завершается
эпос описанием битвы героя с драконом, охраняющим
бесценный клад. Беовульф победил его, но и сам
«возлег на ложе смерти».
7. Рыцарская литература
В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Провансальские поэтыназывались трубадурами. Среди поэтов встречались короли, феодалы, рыцари, до нас дошли
имена около 30 женщин.
В рыцарской поэзии (куртуазной – т.е. придворной) был создан образ идеального рыцаря. В
стихах
воспевались:
верность,
щедрость,
благородство,
изящество,
вежливость,
привлекательность, служение Прекрасной Даме, прославление боев и походов.
В те же столетия возникли и стихотворные рыцарские романы и повести. В романах
отражались легенды о рыцарях.
Сказание о Тристане и Изольде - это одно
из самых популярных средневековых
сказаний. Возникшее как обработка
кельтских легенд, оно приобрело
европейскую известность благодаря
рыцарским романам и существовало во
множестве вариантов.
В XIX веке французский исследователь
Жозеф Бедье написал сводный текст
сюжета, и именно книга Бедье сейчас и
воспринимается нами как "Роман о
Тристане и Изольде".
8. Городская литература
В XII начался рассвет городской литературы. Горожане любили короткие рассказы в стихах ибасни на бытовые темы. Героями были ловкий, хитрый горожанин или веселый и находчивый
крестьянин. Они неизменно оставляли в дураках своих противников – чванливых рыцарей и
жадных монахов.
С городской литературой связаны стихи вагантов – школяров и студентов, которые в XII-XIV
кочевали по городам и университетам.
«ЭПИТАФИЯ, НАПИСАННАЯ ВИЙОНОМ ДЛЯ НЕГО И
ЕГО ТОВАРИЩЕЙ В ОЖИДАНИИ ВИСЕЛИЦЫ»
«БАЛЛАДА ПРИМЕТ»
Я знаю, кто по-щёгольски одет,
Я знаю, весел кто и кто не в духе,
Я знаю тьму кромешную и свет,
Я знаю - у монаха крест на брюхе,
Я знаю, как трезвонят завирухи,
Я знаю, врут они, в трубу трубя,
Я знаю, свахи кто, кто повитухи,
Я знаю всё, но только не себя…
Наиболее
прославился своими
стихами Франсуа
Вийон – французский
вагант.
… Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, всё губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя.
Перевод И.Эренбурга
Ты жив, прохожий. Погляди на нас.
Тебя мы ждём не первую неделю.
Гляди - мы выставлены напоказ.
Нас было пятеро. Мы жить хотели.
И нас повесили. Мы почернели.
Мы жили, как и ты. Нас больше нет.
Не вздумай осуждать - безумны люди.
Мы ничего не возразим в ответ.
Взглянул и помолись, а Бог рассудит.
Дожди нас били, ветер тряс и тряс,
Нас солнце жгло, белили нас метели.
Летали вороны - у нас нет глаз.
Мы не посмотрим. Мы бы посмотрели.
Ты посмотри - от глаз остались щели.
Развеет ветер нас. Исчезнет след.
Ты осторожней нас живи. Пусть будет
Твой путь другим. Но помни наш совет:
Взглянул и помолись, а Бог рассудит.
Господь простит - мы знали много бед.
А ты запомни - слишком много судей.
Ты можешь жить - перед тобою свет,
Взглянул и помолись, а Бог рассудит.
9. Данте Алигьери (1265-1321)
Полное имя Дуранте дельиАлигьери—итальянский поэт,
создатель итальянского
литературного языка, один из
величайших гениев
мировой литературы, мыслитель,
богослов, политический деятель.
Данте считают самым великим
поэтом Средневековья.
Памятник Данте
1865 г. Флоренция.
Работа скульптора
Э. Пацци
Данте на фасаде Почтовая марка
Румынии,
галереи Уффици
посвящённая Данте
Алигьери
10. «Новая жизнь»
«Новая жизнь» — сборник произведений, написанных Данте в 1283—1293 гг.
Принадлежит к числу наиболее ранних литературных
произведений, написанных в Италии на итальянском языке (а не на
латыни). «Новая жизнь» - это автобиографическая исповедь, созданная
Данте в ближайшие годы после смерти Беатриче, снабженная
биографическими и стиховедческими комментарием.
Содеражние: две встречи, первая в
детстве, вторая в юности,
обозначающая начало любви; смерть
отца Беатриче, смерть самой
Беатриче, искушение новой любовью
и преодоление его.
Жизнеописание предстает как ряд
душевных состояний, ведущий ко все
более полному овладению смыслом
постигшего героя чувства: в итоге
любовное чувство приобрело черты и
признаки религиозного поклонения.
…. Влюбленным душам посвящу сказанье,
Дабы достойный получить ответ.
В Аморе, господине их,-- привет! Всем благородным душам шлю посланье.
На небе звезд не меркнуло сиянье,
И не коснулась ночь предельных мет Амор явился. Не забыть мне, нет,
Тот страх и трепет, то очарованье!
Мое, ликуя, сердце он держал.
В его объятьях дама почивала,
Чуть скрыта легкой тканью покрывал.
И, пробудив, Амор ее питал
Кровавым сердцем, что в ночи пылало,
Но, уходя, мой господин рыдал…
11. «Божественная комедия»
«Божественная комедия» — поэма, написанная Данте в период приблизительно с 1308- 1321 и дающая наиболее широкий синтез средневековой культуры и онтологию мира.
Настоящая средневековая энциклопедия научных, политических, философских,
моральных, богословских знаний. Признаётся величайшим памятником итальянской и
мировой культуры.
«Комедия» — плод всей второй половины жизни и творчества Данте; это его последнее и
самое зрелое произведение. В нём с наибольшей полнотой воплотилось мировоззрение
поэта. Данте выступает здесь как последний великий поэт средних веков, поэт,
продолжающий линию развития средневековой литературы.
В «Комедии» Данте описывает путешествие в загробное царство: ад для грешников, рай
для праведников и чистилище для тех, кому Бог еще не вынес приговор.
В средине нашей жизненной дороги,
Объятый сном, я в темный лес вступил,
Путь истинный утратив в час тревоги.
… Он Царь везде, но там Он управляет:
Там град Его и неприступный свет;
О счастлив тот, кто в град Его вступает!»
Ах! тяжело сказать, как страшен был
Сей лес, столь дикий, столь густой и лютый,
Что в мыслях он мой страх возобновил.
И я: «Молю я сам тебя, поэт,
Тем Господом, Его ж ты не прославил, —
Да избегу и сих и горших бед, —
И смерть лишь малым горше этой смуты!
Но чтоб сказать о благости небес,
Все расскажу, что видел в те минуты…
Веди в тот край, куда ты путь направил:
И вознесусь к вратам Петра святым,
И тех узрю, чью скорбь ты мне представил».
Здесь он пошел, и я во след за ним.