Архитектура Руси - храмы
Иконостас
ИКОНОПИСЬ
«Святая Троица.» Фреска Феофана Грека
«Преображение»
Спас Вседержитель Роспись купола церкви Спаса Преображения Великом Новгороде
Успение
Донская икона Богоматери 1382—1395 гг, автором считают Феофана Грека. В настоящее время икона находится в Третьяковской
Андрей Рублев
Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская
Андрей Рублев , 1410-1420
Икона Троица, 1410-1420
7.64M
Категория: ИсторияИстория

Архитектура Руси - храмы

1. Архитектура Руси - храмы

2.

3.

4. Иконостас

• ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ
РУБЛЁВА СТАЛО
ОБРАЗЦОМ ДЛЯ МНОГИХ
ПОКОЛЕНИЙ РУССКИХ
ХУДОЖНИКОВ.
• СО ВРЕМЁН ФЕОФАНА
ГРЕКА И АНДРЕЯ РУБЛЁВА
СЛОЖИЛАСЬ И ФОРМА
РУССКОГО ИКОНОСТАСА —
ПЕРЕГОРОДКИ С
ИКОНАМИ, ОТДЕЛЯЮЩЕЙ
В ХРАМЕ АЛТАРЬ ОТ
ЦЕРКОВНОГО ЗАЛА, ГДЕ
НАХОДЯТСЯ ВЕРУЮЩИЕ.
Иконостас

5.

Спас
Нерукотво́рный,
12 век

6.

Мозаика Дмитрия
Солунского из
Михайловского
монастыря(Киев)
(конец XII — начало
XIII века).

7.

Икона
Богоматерь Владимирская
По церковному преданию, икону
написал евангелист Лука. Икона
попала в Константинополь из
Иерусалима в V веке при
императоре Феодосии
На Русь икона попала из Византии в
начале XII века (около 1131 года) как
подарок святому князю Мстиславу от
патриарха Константинопольского.
Доставлена икона была греком
митрополитом Михаилом, прибывшим
в Киев из Константинополя в 1130 году.
Сначала Владимирская икона
находилась в женском Богородичном
монастыре Вышгорода, недалеко от
Киева, отсюда ее украинское название
— Вышгородская икона Божей Матери.
Сын Юрия Долгорукого святой Андрей
Боголюбский в 1155 году принёс икону
во Владимир (по которому она и
получила нынешнее наименование, где
она хранилась в Успенском соборе

8. ИКОНОПИСЬ

• ВЫДАЮЩИМИСЯ
ТВОРЕНИЯМИ ОБОГАТИЛАСЬ
РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ XIV —
XV веков.
• КРУПНЕЙШИМИ
ХУДОЖНИКАМИ ТОГО
ВРЕМЕНИ БЫЛИ ФЕОФАН ГРЕК
И АНДРЕЙ РУБЛЁВ.
• Феофан Грек, приехавший из
Византии, в конце XIV века
работал в Новгороде и
Москве.
• ОН ПИСАЛ ИКОНЫ,
• РАСПИСЫВАЛ СТЕНЫ ХРАМОВ.
• ЕМУ ПРИНАДЛЕЖАТ
ИНТЕРЕСНЕЙШИЕ КНИЖНЫЕ
ИЛЛЮСТРАЦИИ.
ИКОНОПИСЬ
Феофан Грек

9. «Святая Троица.» Фреска Феофана Грека

• ДРЕВНЕРУССКИЕ И
ВИЗАНТИЙСКИЕ
ТРАДИЦИИ ИКОНОПИСИ
ФЕОФАН ГРЕК НАПОЛНИЛ
НОВЫМ СОДЕРЖАНИЕМ.
• ФРЕСКИ ХУДОЖНИКА В
НОВГОРОДСКОЙ ЦЕРКВИ
СПАСА ВЫГЛЯДЯТ
СУРОВЫМИ, ДАЖЕ
ГРУБОВАТЫМИ,
• НО ИХ ОТЛИЧАЕТ
НЕОБЫЧАЙНАЯ ДУХОВНАЯ
СИЛА И
ПРОНИКНОВЕННОСТЬ.
«Святая Троица.»
Фреска Феофана Грека

10. «Преображение»

• УВЕРЕННАЯ КИСТЬ
ФЕОФАНА СМОГЛА
ПЕРЕДАТЬ В СОЗДАННЫХ
ИМ ОБРАЗАХ И ТОНКИЕ
ДУШЕВНЫЕ
ПЕРЕЖИВАНИЯ, И
ТВЁРДОСТЬ ВОЛИ.
• О ТВОРЧЕСТВЕ МАСТЕРА
ДАЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
СОЗДАННЫЕ В ЕГО
МАСТЕРСКОЙ ИКОНЫ
«ПРЕОБРАЖЕНИЕ» И
«БОГОМАТЕРЬ ДОНСКАЯ».
«Преображение»

11. Спас Вседержитель Роспись купола церкви Спаса Преображения Великом Новгороде

12. Успение

13. Донская икона Богоматери 1382—1395 гг, автором считают Феофана Грека. В настоящее время икона находится в Третьяковской

галерее. Была
поднесена донскими
казаками из городка
Сиротина московскому
князю Дмитрию
Донскому перед
Куликовской битвой
(1380 год).

14. Андрей Рублев

• УЧЕНИКОМ И
ПОСЛЕДОВАТЕЛЕМ ФЕОФАНА
ГРЕКА БЫЛ ВЕЛИЧАЙШИЙ
РУССКИЙ ХУДОЖНИК АНДРЕЙ
РУБЛЁВ
• О ЕГО ЖИЗНИ ИЗВЕСТНО
ОЧЕНЬ МАЛО.
• ИЗВЕСТНО, ЧТО ОН БЫЛ
МОНАХОМ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА
И СПАСО-АНДРОНИКОВА
МОНАСТЫРЕЙ.
• РАБОТАЛ В МОСКВЕ,
ВЛАДИМИРЕ, ЗВЕНИГОРОДЕ.
ВМЕСТЕ С ФЕОФАНОМ
ГРЕКОМ РАСПИСЫВАЛ
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР
МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. Умер
в 1428 году в Спасо Андрониковом монастыре в
Москве
Андрей Рублев

15.

• ЖИВОПИСЬ РУБЛЁВА СВЕТИТСЯ
УМИРОТВОРЕНИЕМ И ДОБРОТОЙ.
• ОН ПИСАЛ ПЛАВНЫМИ,
СПОКОЙНЫМИ ЛИНИЯМИ,
МЯГКИМИ И НЕЖНЫМИ ТОНАМИ.
• ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВОПЛОЩАЛИ
ИЗВЕЧНУЮ МЕЧТУ ЧЕЛОВЕКА О
МИРЕ, ПОКОЕ И БЛАГОДЕНСТВИИ.
• ТВОРЕНИЯ РУБЛЁВА ПОЛНЫ
УДИВИТЕЛЬНОЙ НРАВСТВЕННОЙ
ЧИСТОТЫ, ОНИ ПОРАЖАЮТ
ГЛУБИНОЙ МЫСЛИ.
Андрей Рублев. Богоматерь
Владимирская
Икона. Рублёв А. (?) «Богоматерь
Владимирская»
Икона. Рублёв А. (?) «Богоматерь
Владимирская»
Дата (век): 1395 г. или 1408 г.
Материал, техника: Дерево, паволока,
левкас, темпера
Размер: 102,2 х 69,6 х 2,7 см

16.

17. Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская

• ВМЕСТЕ С ДРУГОМ И
СОРАТНИКОМ ДАНИИЛОМ
ЧЁРНЫМ СОЗДАЛ ФРЕСКИ
УСПЕНСКОГО СОБОРА ВО
ВЛАДИМИРЕ,
• ТРОИЦКОГО СОБОРА В
ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОМ
МОНАСТЫРЕ.
• ИКОНЫ ЕГО ПИСЬМА
ОЧЕНЬ ПОЧИТАЛИСЬ НА
РУСИ.
• СОВРЕМЕННИКИ ВИДЕЛИ
В АНДРЕЕ РУБЛЁВЕ ИДЕАЛ
И ХУДОЖНИКА, И
ЧЕЛОВЕКА.
Андрей Рублев, Даниил
Черный и мастерская

18. Андрей Рублев , 1410-1420

• УЧЕНИКОМ И
ПОСЛЕДОВАТЕЛЕМ ФЕОФАНА
ГРЕКА БЫЛ ВЕЛИЧАЙШИЙ
РУССКИЙ ХУДОЖНИК АНДРЕЙ
РУБЛЁВ
• О ЕГО ЖИЗНИ ИЗВЕСТНО
ОЧЕНЬ МАЛО.
• ИЗВЕСТНО, ЧТО ОН БЫЛ
МОНАХОМ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА
И СПАСО-АНДРОНИКОВА
МОНАСТЫРЕЙ.
• РАБОТАЛ В МОСКВЕ,
ВЛАДИМИРЕ, ЗВЕНИГОРОДЕ.
ВМЕСТЕ С ФЕОФАНОМ
ГРЕКОМ РАСПИСЫВАЛ
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР
МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ.
• Икона Спаса из
Звенигородского чина
Андрей Рублев ,
1410-1420

19. Икона Троица, 1410-1420

20.

21.

22.

Типы православных храмов
Храмы в Православной Церкви строились нескольких типов, но каждый храм
символически соответствовал церковному вероучению.
1. Храмы в виде креста строились в знак того, что Крест Христов — основа
Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход
в потерянный прародителями Рай.
2. Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует
вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в
мире по слову Христа
3. Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду,
приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия
свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века. Период
земной истории человечества исчислялся семью большими периодами - веками,
и восьмой - это вечность в Царстве Божием, жизнь будущего века.
4. Храм в форме корабля. Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов,
образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает
верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.
5. Храмы смешанных типов: по внешнему виду крестообразные, а внутри, в
центре креста, круглые, или по внешней форме прямоугольные, а внутри, в
средней части, круглые.

23.

Архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в
Византии и в странах христианского востока в V—VIII вв. Стал
господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят
христианскими странами православного исповедания в качестве
основной формы храма. Такие известные русские храмы, как:
киевский Софийский собор, София новгородская, владимирский
Успенский собор нарочито строились по подобию
константинопольского Софийского собора.
Древнерусская архитектура в основном представлена именно
церковными постройками, среди которых крестово-купольные
храмы занимают господствующее положение. На Руси получили
распространение не все варианты этого типа, но постройки разных
периодов и разных городов и княжеств Древней Руси образуют
собственные оригинальные интерпретации крестово-купольного
храма.
Архитектурная конструкция крестовокупольного храма лишена
легко обозримой наглядности, которая была свойственна
базиликам. Такая архитектура способствовала преображению
сознания древнерусского человека, возводя его к углубленному
созерцанию мироздания.

24.

Сохраняя общие и основные архитектурные черты византийских храмов, русские
церкви имеют много самобытного, своеобразного. В православной России сложилось
несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них прежде всего выделяется
стиль, ближе всего стоящий к византийскому. Это классический тип белокаменного
прямоугольного храма, или даже в основе своей квадратного, но с прибавлением
алтарной части с полукруглыми абсидами, с одним или несколькими куполами на
фигурной кровле. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась
шлемовидной.
В средней части небольших храмов имеется четыре столпа, поддерживающих кровлю
и символизирующих четырех евангелистов, четыре стороны света. В центральной
части соборного храма может быть двенадцать и более столпов. При этом столпы
пересекающимся между ними пространством образуют знамения Креста и помогают
разделению храма на его символические части.
Святой равноапостольный князь Владимир и его преемник, князь Ярослав Мудрый,
стремились органически включить Русь во вселенский организм христианства.
Воздвигнутые ими храмы служили этой цели, ставя верующих перед совершенным
софийным образом Церкви. Уже первые русские храмы духовно свидетельствуют о
связи земли и неба во Христе, о Богочеловеческой природе Церкви.

25.

Абси́ да – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем
размещается алтарь.
Бараба́н – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
Бараба́н световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами
Глава́ – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.
Закома́ра – в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет
очертания расположенного за ней свода.
Куб – основной объем храма.
Лу́ковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.
Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с
обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Па́перть – открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.
Пиля́стра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и
капитель.
Порта́л – архитектурно оформленный вход в здание.
Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служащая местом проповеди, общественных собраний, а в
древности и местом, где братия принимала пищу.
Шатер – высокое четырех-, шести– или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко
распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.
Фронто́н – завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.
Яблоко – шар на завершении купола под крестом.
Ярус – убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.
^ Внутреннее устройство храма
Православный храм делится на три части: притвор, собственно храм (средняя часть) и алтарь.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от Причастия. Притворы в монастырских
храмах часто использовались также в качестве трапезных.
Сам храм предназначался непосредственно для молитвы верных, то есть крещенных и не находящихся под епитимьей христиан.
Алтарь – место священнодействий, важнейшим из которых является Таинство Евхаристии.

26.

• СТРОГИЕ ПО ФОРМАМ, НО
ТОНКИЕ ПО ИСПОЛНЕНИЮ
КАМЕННЫЕ ХРАМЫ ТОЙ
ЭПОХИ НЕСУТ МОЩНЫЙ
ДУХОВНЫЙ ЗАРЯД.
• ЭТО, КАК ПРАВИЛО, ОЧЕНЬ
КРАСИВЫЕ
ОДНОКУПОЛЬНЫЕ
ЦЕРКВИ.
• ИХ ВНУТРЕННИЕ СВОДЫ
ДЕРЖАЛИСЬ ЧЕТЫРЬМЯ
СТОЛБАМИ (столпами).
• СТЕНЫ ЗАВЕРШАЛИСЬ
СТУПЕНЧАТЫМИ ЯРУСАМИ
КОКОШНИКОВ,
ПОДНИМАВШИХСЯ К
КУПОЛУ.
Церковь Николы на Липне
близ Новгорода 1292г

27.

• ТАКОЕ СТРОЕНИЕ
СПОСОБСТВОВАЛО ТОМУ,
ЧТО ХРАМ ВНУТРИ
КАЗАЛСЯ ЕЩЁ ВЫШЕ И
СТРОЙНЕЕ.
• ЕГО ПРОСТРАНСТВО КАК
БЫ УСТРЕМЛЯЛОСЬ К НЕБУ.
• МЫ И СЕЙЧАС МОЖЕМ
ЛЮБОВАТЬСЯ
ПРЕКРАСНЫМ СПАССКИМ
СОБОРОМ АНДРОНИКОВА
МОНАСТЫРЯ.
• ЕГО ПОСТРОИЛИ в 1420-х
годах.
• НЫНЕ ЭТО — СТАРЕЙШЕЕ
ИМ СОХРАНИВШИХСЯ
ЗДАНИЙ МОСКВЫ

28.

Дмитровский собор во
Владимире. 12 век.
Борисоглебский собор в
Чернигове. 12 век.

29.

30.

Софийский собор
XI века в центре Киева, согласно
летописи, князем Ярославом
Мудрым на месте победы в 1037
году над печенегами.
ЮНЕСКО

31.

32.

33.

34.

Успенский собор во Владимир
1186 – 1189
выдающийся памятник белокаменного зодчества
домонгольской Руси. Фрески Андрея Рублева
ЮНЕСКО

35.

36.

Золотые ворота
Владимир
1164 году при
владимирском
князе Андрее Боголюбском.
ЮНЕСКО

37.

38.

Церковь Покрова на
Нерли
(Покров на Нерли),
1165 г.

39.

40.

Успенский собор на Городке —
белокаменный четырёхстолпный
одноглавый храм. XIV и XV веков.
Внутри собора сохранились росписи,
приписываемые
Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному.

41.

42.

Успенский собор
Московского Кремля —Соборная
площадь Московского Кремля,
1475—1479
итальянского зодчего
Аристотеля Фиораванти.
Росписи Дионисия.
Старейшее полностью сохранившееся
здание Москвы.

43.

44.

Благовещенский собор
Соборная площадь
Московского Кремля. 1489 году
псковскими мастерами
на белокаменном
подклете конца
XIV — начала XV веков
(оставшегося от старого собора)
и изначально был
трёхкупольным. Собор серьёзно
пострадал при пожаре
1547 года и восстановлен
в 1564 году, с надстройкой
двух глав с западной стороны.
В 1572 году к собору было пристроено
крыльцо, впоследствии получившее
название Грозненского.
Частично сохранилась роспись, сделанная в
1508 году художником Феодосием, сыном
Дионисия, «с братиею».
Изначальный иконостас собора содержал
иконы, написанные в 1405 году
Андреем Рублёвым и Феофаном Греком.

45.

46.

Архангельский собор в
Кремле —
Соборная площадь Московского
Кремля. Существующий собор
был сооружён в 1505—1508 гг.
под руководством итальянского
зодчего Алевиза Нового

47.

48.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы,
что на Рву/Собор Василия
Блаженного — 1554 – 1560,
Постник Яковлев, взятие Казани
Троицким, так как первоначальный
деревянный храм был посвящён Святой
Троице;
«иерусалимский», что связано с
крестным ходом
в Вербное воскресенье
к нему из
Успенского собора
с «шествием
на осляти» Патриарха.
ЮНЕСКО

49.

Сердце Кремля —
Соборная площадь, на
которую выходят главные
соборы; его центральным
сооружением является
колокольня Ивана
Великого (1329 г.
Иоанна Лествичника
(окончательно
достроена при Борисе
Годунове, достигает в
высоту 81 м). 1505—
1508 годы, Бон Фрязин

50.

51.

Церковь Вознесения в
Коломенском
1528—1532
(предположительно итальянским
архитектором Петром Францизском
Анибале,
по русским летописям Петром
Фрязином или Петром Малым)

52.

53.

Новодевичий Богородице Смоленский
монастырь
1524
православный женский монастырь
в Москве, на Девичьем поле в
излучине Москвы-реки, близ Лужников

54.

55.

Троице –Сергиева лавра,
1337 крупнейший православный мужской
монастырь России

56.

Храм Христа Спасителя, Москва / К.Тон 1860-19312000

57.

СвятоМихайловский
собор,
Ижевск,
1907-1937-2007
English     Русский Правила