Николай Алексеевич Некрасов
Чуковский о Некрасове
Некрасов - журналист
Тема поэта и поэзии
Пушкин. Его муза – муза ЛЮБВИ и ГАРМОНИИ
Некрасов вносит в лирику элементы журналистских жанров (репортаж)
Здесь повторяются образы из предыдущего текста
Поэт и Гражданин
Гражданин
Поэт (о своей музе)
Элегия
ПРОРОК (Чернышевский)
Памяти Добролюбова
О Гоголе
Гоголь «Мертвые души» (VII)
«Железная дорога»
«Железная дорога»
Сострадание не только к человеку, ко всем несчастным. Из цикла «О погоде»
ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА
Панаевский цикл
Авдотья Яковлевна Панаева
«Проза любви» - равноправные отношения, не кульминационные моменты, а обыденные, прозаизация стиля, речь приближена к
Художественное новаторство Некрасова
1. Назовите род литературы, к которому относится стихотворение Н.А. Некрасова «Поэт и Гражданин». 2.Приведённая реплика
1. Какой смысл вкладывает Гражданин в образ Всеобнимающей Любви? 2. В творчестве каких русских поэтов звучат гражданские мотивы
Стихотворение «Тройка»
926.00K

Николай Алексеевич Некрасов

1. Николай Алексеевич Некрасов

2.

• "Это было раненное в самом начале жизни
сердце; и эта-то никогда не заживавшая
рана его и была началом и источником всей
страстной, страдальческой поэзии его на
всю потом жизнь". Ф.Достоевский

3. Чуковский о Некрасове


Это был гений уныния. В его душе звучала великолепная заупокойная музыка,
и слушать в себе эту музыку и передавать ее людям и значило для него
творить. <…> Его излюбленный стихотворный размер звучал у него
панихидой. Если бы этого размера не было раньше, Некрасов сам изобрел бы
его, чтобы хоть как-нибудь выразить ту звериную, волчью тоску, которая всю
жизнь выла в нем. Да он и вправду изобрел этот стих, эту особенную,
специально-некрасовскую пульсацию стиха, в которой главное очарование
его лирики. Отнимите у него этот ритм, и у него ничего не останется. Некрасов
не хандрящий – не поэт. Нет уныния – нет вдохновения. Пока он не нашел в
себе этого ритма, он был литературный ремесленник, но едва этот ритм
открылся ему, он сделался могучий поэт.

4. Некрасов - журналист

• В «Отеченственных
записках» он
сотрудничал с
Белинским, позже с
СалтыковымЩедриным
• В «Современнике» – с
Добролюбовым и
Чернышевским

5. Тема поэта и поэзии

• Некрасов был новатором в лирике: в темах,
жанрах, стиле, поэтому он так много уделял
места размышлениям о своем призвании и
особенностях своей Музы,
противопоставляя их художественной
манере Пушкина

6. Пушкин. Его муза – муза ЛЮБВИ и ГАРМОНИИ


Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Младенчество прошло, как легкий сон.
Ты отрока беспечного любила,
Средь важных муз тебя лишь помнил он,
И ты его тихонько посетила;
Но тот ли был твой образ, твой убор?
Как мило ты, как быстро изменилась!
Каким огнем улыбка оживилась!
Каким огнем блеснул приветный взор!
Покров, клубясь волною непослушной,
Чуть осенял твой стан полувоздушный;
Вся в локонах, обвитая венком,
Прелестницы глава благоухала;
Грудь белая под желтым жемчугом
Румянилась и тихо трепетала...
1822

7.

Муза
Нет, Музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной!
В небесной красоте, неслышимо, как дух,
Слетая с высоты, младенческий мой слух
Она гармонии волшебной не учила,
В пеленках у меня свирели не забыла,
Среди забав моих и отроческих дум
Мечтой неясною не волновала ум
И не явилась вдруг восторженному взору
Подругой любящей в блаженную ту пору,
Когда томительно волнуют нашу кровь
Неразделимые и Муза и Любовь...
Но рано надо мной отяготели узы
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков,Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,
Всечасно жаждущей, униженно просящей,
Которой золото - единственный кумир...
В усладу нового пришельца в божий мир,
В убогой хижине, пред дымною лучиной,
Согбенная трудом, убитая кручиной,
Она певала мне - и полон был тоской
И вечной жалобой напев ее простой.
Случалось, не стерпев томительного горя,
Вдруг плакала она, моим рыданьям вторя,
Или тревожила младенческий мой сон
Разгульной песнею... Но тот же скорбный стон
Еще пронзительней звучал в разгуле шумном.
Все слышалося в нем в смешении безумном:
Расчеты мелочной и грязной суеты
И юношеских лет прекрасные мечты,
Погибшая любовь, подавленные слезы,
Проклятья, жалобы, бессильные угрозы.
В порыве ярости, с неправдою людской
Безумная клялась начать упорный бой.
Предавшись дикому и мрачному веселью,
Играла бешено моею колыбелью,
Кричала: мщение! и буйным языком
На головы врагов звала господень гром!
В душе озлобленной, но любящей и нежной
Непрочен был порыв жестокости мятежной.
Слабея медленно, томительный недуг
Смирялся, утихал... и выкупалось вдруг
Все буйство дикое страстей и скорби лютой
Одной божественно-прекрасною минутой,
Когда страдалица, поникнув головой,
"Прощай врагам своим!" шептала надо мной...
Так вечно плачущей и непонятной девы
Лелеяли мой слух суровые напевы,
Покуда наконец обычной чередой
Я с нею не вступил в ожесточенный бой.
Но с детства прочного и кровного союза
Со мною разорвать не торопилась Муза:
Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и Голода она меня вела Почувствовать свои страданья научила
И свету возвестить о них благословила...
1851

8. Некрасов вносит в лирику элементы журналистских жанров (репортаж)

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистел, играя...
И Музе я сказал:"Гляди!
Сестра твоя родная!" (1848)
Избитая кнутом крестьянка – родная сестра некрасовской музы, исполосованной красным
карандашом цензора

9. Здесь повторяются образы из предыдущего текста

О Муза! я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба –
Не плачь! завиден жребий наш,
Не наругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
Не русский - взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу... 1877
Это стихотворение, написанное незадолго до смерти, своеобразный «Памятник» поэта, так
как в нем (как и в «Элегии») он говорит о том, чем будет памятен.

10.

• В стихотворении «Поэт и Гражданин»
формулируются основные представления о
роли поэта в обществе.

11. Поэт и Гражданин


Гражданин
Вот новость! Ты имеешь дело,
Ты только временно уснул,
Проснись: громи пороки смело…
Поэт
А! знаю: «Вишь, куда метнул!
Но я обстрелянная птица.
Жаль, нет охоты говорить.
(Берет книгу.)
Спаситель Пушкин!- Вот страница:
Прочти и перестань корить!
Г р а ж д а н и н (читает)
«Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
П о э т (с восторгом)
Неподражаемые звуки!..
Когда бы с Музою моей
Я был немного поумней,
Клянусь, пера бы не взял в руки!
Гражданин
Да, звуки чудные… ура!
Так поразительна их сила,
Что даже сонная хандра
С души поэта соскочила.
Душевно радуюсь — пора!
И я восторг твой разделяю,
Но, признаюсь, твои стихи
Живее к сердцу принимаю.

12. Гражданин


Нет, ты не Пушкин. Но покуда,
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать…
(…)
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны…
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди, и гибни безупрёчно.
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь…
А ты, поэт! избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей!
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви;

13.

• Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.

• Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
……………
Блажен болтающий поэт,
И жалок гражданин безгласный!

14. Поэт (о своей музе)

• Но шел один венок терновый
К твоей угрюмой красоте…

15.

• Любовь-ненависть, соединение
несоединимого — горькой, надрывной
любви к обиженным и ненависти к
обидчикам — станет излюбленным
мотивом многих стихотворений Некрасова
о Поэте и поэзии

16. Элегия

Размышления поэта о его поэтической судьбе: гордость за выбранный путь, но и
скорбь, так как народ его не знает и ему не внемлет.
Это стихотворение созвучно поэме «Кому на Руси…»
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая "страдания народа"
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!... Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!...
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира Чему достойнее служить могла бы лира?...

17.

• Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье...
"Довольно ликовать в наивном увлеченье,Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..
• Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы

18.

• Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: "В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?.."
Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся... Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он - и не даёт ответа...

19.

• Таких писателей – ГРАЖДАН Некрасов
видел среди своих современников – Гоголь
, Добролюбов, Чернышевский.
• Они жертвуют собой ради РОДИНЫ

20. ПРОРОК (Чернышевский)


Не говори: "Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной!..«
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
"Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!"
Так мыслит он - и смерть ему любезна.
Не скажет он, что жизнь его нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна:
Его судьба давно ему ясна...
Его еще покамест не распяли,
Но час придет - он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе.
1874

21. Памяти Добролюбова


Памяти Добролюбова
Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья
Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,
Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,

22. О Гоголе


Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;
Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе Сей пытки творческого духа;
Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.
Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят…
Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.
Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.
И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья, И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.
Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!

23. Гоголь «Мертвые души» (VII)


Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих
печальною своей действительностью, приближается к характерам, являющим высокое
достоинство человека (…)
Но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что
ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную, потрясающую
тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных,
повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная
дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко
на всенародные очи!(…) Не признаёт сего современный суд и всё обратит в упрек и
поношенье непризнанному писателю; без разделенья, без ответа, без участья, как
бессемейный путник, останется он один посреди дороги. Сурово его поприще, и горько
почувствует он свое одиночество.
И долго еще определено мне чудной властью итти об руку с моими странными
героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру
смех и незримые, неведомые ему слезы!

24.

• ТЕМА НАРОДНАЯ основная в его творчестве
• «Я лиру посвятил народу своему»

25.

В ДОРОГЕ
"Скучно! скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем — нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи Буду, братец, за все благодарен".
- "Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть и читать Всем дворянским манерам и штукам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вид вальяжный имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной,
И не то что наш брат крепостной,
Тоись, сватался к ней благородный
(Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Байт кучер, Иваныч Торопка), Да, знать, счастья ей бог не судил:
Не нужна — ста в дворянстве холопка!
Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер... А справивши свадьбу,
Сам — ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на Троицу в ночь
Отдал богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу...
Через месяц приехал зятек -
Перебрал по ревизии души
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему
В чем-нибудь, али напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно.
Воротил он ее на село Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка — крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоличка!
Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись... посадили
На тягло — да на ней и женили...
Тоись, сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровый...
Ни косить, ни ходить за коровой!..
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла — становилось
Инда жалко подчас... да куды! Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет как шальная...
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!
На какой-то патрет все глядит
Да читает какую-то книжку...
Инда страх меня, слышь ты, щемит,
Что погубит она и сынишку:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно барчонка, каждый день чешет,
Бить не бьет — бить и мне не дает...
Да недолго пострела потешит!
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна Чай, свалим через месяц в могилу...
А с чего?.. Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой...
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой...
А, слышь, бить — так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку..."
- "Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!..«
Одно из первых – многоголосие, причем
речь ямщика стилизована (-ста,
просторечия).
Сюжетное стихотворение.
Тема отношений помещиков и крепостных

26. «Железная дорога»

• Картина природы дана для контраста
безобразию человеческих отношений.

27. «Железная дорога»


В а н я (в кучерском армячке).
Папаша! кто строил эту дорогу?
П а п а ш а (в пальто на красной подкладке),
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Разговор в вагоне
• 1
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

28.

• Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.
• Труд этот, Ваня, был страшно громаден
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
• Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.

29. Сострадание не только к человеку, ко всем несчастным. Из цикла «О погоде»


Под жестокой рукой человека…
Под жестокой рукой человека
Чуть жива, безобразно тоща,
Надрывается лошадь-калека,
Непосильную ношу влача.
Вот она зашаталась и стала.
"Ну!" - погонщик полено схватил
(Показалось кнута ему мало) И уж бил ее, бил ее, бил!
Ноги как-то расставив широко,
Вся дымясь, оседая назад,
Лошадь только вздыхала глубоко
И глядела… (так люди глядят,
Покоряясь неправым нападкам).
Он опять: по спине, по бокам,
И вперед забежав, по лопаткам
И по плачущим, кротким глазам!
Все напрасно. Клячонка стояла,
Полосатая вся от кнута,
Лишь на каждый удар отвечала
Равномерным движеньем хвоста.
Это праздных прохожих смешило,
Каждый вставил словечко свое,
Я сердился - и думал уныло:
"Не вступиться ли мне за нее?
В наше время сочувствовать мода,
Мы помочь бы тебе и не прочь,
Безответная жертва народа,Да себе не умеем помочь!"
А погонщик недаром трудился Наконец-таки толку добился!
Но последняя сцена была
Возмутительней первой для взора:
Лошадь вдруг напряглась - и пошла
Как-то боком, нервически скоро,
А погонщик при каждом прыжке,
В благодарность за эти усилья,
Поддавал ей ударами крылья
И сам рядом бежал налегке.
СТАНЕТ ОСНОВОЙ ДЛЯ СНА РАСКОЛЬНИКОВА

30. ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА

31. Панаевский цикл

• «Ты всегда хороша несравненно», «Когда
горит в твоей крови…», «Поражена потерей
невозвратной…», «Я не люблю иронии
твоей…», «Да, наша жизнь текла
мятежно…», «Так это шутка, милая моя…»,
«Мы с тобой бестолковые люди…», «Давно
отвергнутый тобою…»

32. Авдотья Яковлевна Панаева

33.

• «Это была небольшого роста, не только
безукоризненно красивая, но и
привлекательная брюнетка. Ее любезность
была не без оттенка кокетства; ее темное
платье отделялось от головы дорогими
кружевами или гипюрами, в ушах у нее были
крупные бриллианты, а бархатистый голос
звучал капризом избалованного мальчика.
Она говорила, что дамское общество ее
утомляет и что у нее в гостях одни мужчины»,
– писал А.А. Фет.

34. «Проза любви» - равноправные отношения, не кульминационные моменты, а обыденные, прозаизация стиля, речь приближена к

разговорной
• Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир - и скорее наскучит.
Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья...
1851

35.


Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим —
Нам рано предаваться ей!
Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты —
Не торопи развязки неизбежной!
И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска...
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны...
(1850)

36. Художественное новаторство Некрасова


- Лирика Некрасова публицистична (в нем всегда жив газетчик, репортер), а потому она редко
бывает чистой лирикой.
- Некрасов вводит в поэзию не только новый, разговорный, жаргонный язык, но и новые для неё
темы, он начинает говорить в стихах о том, что до сих пор обсуждалось лишь в газетах и журналах, в
очерках и фельетонах. Его героями становятся чиновник, извозчик, цензор, торгаш, дворник, вор,
проститутка, самоубийца (см., например, стихотворения «В дороге», «Газетная», «Утро», циклы «На
улице», «О погоде»).
– Практически всегда в стихах присутствует сюжет (дающий толчок тому самому «лиризму
негодования»).
– Голос автора (лирического героя) далеко не единственный и часто даже не главный в его стихах;
это монологи и диалоги множества разных людей – каждый со своей манерой речи и психологией.
– На уровне «приемов» это значит: разговорная интонация, непринужденный синтаксис,
фразеологизмы, пословицы и поговорки, разговорная лексика.
– Вообще Некрасов использовал разные стили; довольно часто у него встречается даже «высокий
штиль» («Памяти Добролюбова»). Но главное - расширение границ поэтического языка за счет
просторечия, которое перестает восприниматься как «низкое», поскольку органично входит в
авторскую поэтическую речь.
– Изменение поэтической фонетики. До Некрасова поэты всячески стремились к благозвучию, а
потому аллитерации строились главным образом на сонорных плавных «М», «Н», «Л». Некрасов
добавил шипящих (причастия) и «Р» – он хоть и сонорный, но звучит резко.
– Силлабо-тонику Некрасов не разрушил, но перешел с двусложных размеров на трехсложные.
– У Некрасова больше всего смешанных жанров, причем к поэтическим добавляются прозаические:
сценка, новелла, рассказ, анекдот…

37. 1. Назовите род литературы, к которому относится стихотворение Н.А. Некрасова «Поэт и Гражданин». 2.Приведённая реплика

Гражданин
Нет, ты не Пушкин. Но покуда,
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать...
Гроза молчит, с волной бездонной
В сияньи спорят небеса,
И ветер ласковый и сонный
Едва колеблет паруса, Корабль бежит красиво, стройно,
И сердце путников спокойно,
Как будто вместо корабля
Под ними твердая земля.
Но гром ударил; буря стонет,
И снасти рвет, и мачту клонит, Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
Вот пес - и тот опасность знает
И бешено на ветер лает:
Ему другого дела нет...
А ты что делал бы, поэт?
Ужель в каюте отдаленной
Ты стал бы лирой вдохновленной
Ленивцев уши услаждать
И бури грохот заглушать?
Пускай ты верен назначенью,
Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
Наперечет сердца благие,
Которым родина свята.
Бог помочь им!.. а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста.
Одни - стяжатели и воры,
Другие - сладкие певцы,
А третьи... третьи - мудрецы:
Их назначенье - разговоры.
Свою особу оградя,
Они бездействуют, твердя:
"Неисправимо наше племя,
Мы даром гибнуть не хотим,
Мы ждем: авось поможет время,
И горды тем, что не вредим!"
Хитро скрывает ум надменный
Себялюбивые мечты,
Но... брат мой! кто бы ни был ты,
Не верь сей логике презренной!
Страшись их участь разделить,
Богатых словом, делом бедных,
И не иди во стан безвредных,
Когда полезным можешь быть!
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди, и гибни безупрёчно.
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь...
1. Назовите род литературы, к которому относится стихотворение Н.А. Некрасова «Поэт и Гражданин».
2.Приведённая реплика Гражданина представляет собой развёрнутое высказывание персонажа. Каким термином оно обозначается?
3. Назовите стилистическую фигуру, использованную автором в строках:
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в приведённом
фрагменте стихотворения.
1) неологизм 2) антитеза 3) эпитет 4) олицетворение 5) гротеск
С. 1 В чём некрасовский Гражданин видит высшее предназначение поэта?
С. 2. В каких произведениях русских поэтов авторы размышляют о предназначении поэта и в чём эти произведения можно сопоставить
с приведённым фрагментом «Поэта и Гражданина»?

38. 1. Какой смысл вкладывает Гражданин в образ Всеобнимающей Любви? 2. В творчестве каких русских поэтов звучат гражданские мотивы

и в чем эти мотивы близки
проблематике некрасовского «Поэта и Гражданина»?
Пускай ты верен назначенью,
Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
Наперечет сердца благие,
Которым родина свята.
Бог помочь им!.. а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста.
Одни - стяжатели и воры,
Другие - сладкие певцы,
А третьи... третьи - мудрецы:
Их назначенье - разговоры.
Свою особу оградя,
Они бездействуют, твердя:
"Неисправимо наше племя,
Мы даром гибнуть не хотим,
Мы ждем: авось поможет время,
И горды тем, что не вредим!"
Хитро скрывает ум надменный
Себялюбивые мечты,
Но... брат мой! кто бы ни был ты,
Не верь сей логике презренной!
Страшись их участь разделить,
Богатых словом, делом бедных,
И не иди во стан безвредных,
Когда полезным можешь быть!
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди, и гибни безупрёчно.
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь...
А ты, поэт! избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей!
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви…

39. Стихотворение «Тройка»

• В чем заключается смысл названия
стихотворения «Тройка» Н.А. Некрасова?
• В каких произведениях русских поэтов
встречается тема женской судьбы и в чем
эти произведения можно сопоставить с
некрасовским стихотворением?
English     Русский Правила