Русские былины в произведениях художников на рубеже XIX-XX веков
План
Введение
Исследование литературы по данной теме
Обращение художников к былинной теме
Русские былины в произведениях художников
Виктор Михайлович Васнецов
Сергей Тимофеевич Конёнков
Иван Яковлевич Билибин
Заключение
Список использованной литературы
1.76M
Категория: ИскусствоИскусство

Русские былины в произведениях художников на рубеже XIX-XX веков

1. Русские былины в произведениях художников на рубеже XIX-XX веков

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Сасовская средняя школа ШКОЛА №6
Русские былины
в произведениях художников
на рубеже XIX-XX веков
Проект по литературе
По всей Руси простой народ богатырей
любит, славит и чествует, ржаным хлебом с
ним делится, в красный угол сажает и поёт
песни про славные подвиги — о том, как
берегут, защищают богатыри родную Русь!
Работу выполнили:
учащиеся класса
.
Научный руководитель: учитель русского
языка и литературы
.

2. План

1) Введение
2) Исследование литературы по данной теме
3) Русские былины в произведениях
художников на рубеже XIX – XX веков
4) Заключение
5) Список использованной литературы

3. Введение

Цель проекта:
сформировать у участников образовательного
процесса целостное представление о русских былинах через
произведения художников XIX-XX веков.
Задачи:
1) Изучить литературы по данному вопросу;
2) Сравнить произведения художников XIX-XX веков с былинами.
Объект исследования:
произведения литературы (русские
былины) и живописи (картины Васнецова, Рериха, Билибина,
произведения Коненкова).
Предмет исследования:
связь былин и картин русских
живописцев.
Актуальность.
В последнее время возрос интерес современного общества к историческому
прошлому своего народа, отсюда интерес ко всему фольклору и былинам в
частности. Наиболее восприимчивы ко всем явлениям нашей жизни люди
творческих профессий. К таковым относится художники рубежа XIX-XX веков.
Картины этих живописцев наиболее ярко и точно отражают образы, созданные
народом.

4. Исследование литературы по данной теме

Русские былины
— это неотъемлемая часть культуры, бесценное
свидетельство исторической памяти народа. Они — воплощение представлений
об идеальном и типичном, о добре и зле, трагизме и комедийности, правде и
кривде.

5.

Что такое былина?
Былина
— это фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для
русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо
героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории.

6.

Само слово «былина»
прямо указывает на
понятие «быль». Но это
не доказывает
реальности
используемых в жанре
сюжетов и их героев.
Речь идет о том, что в
эту реальность верили
до определенного
времени и сами
сказители, и их
слушатели.

7.

Первоначально
под былиной
подразумевался
рассказ о
действительных
происшествиях,
лишь потом
обросший
фантастическим
и
подробностями.

8.

Люди часто путают былины со
сказками. Действительно, сложно
четко разделить эти два жанра. Их
основное отличие заключается в
отношении сказителя (певца,
рассказчика) к своему творчеству.
Сказка – изначально чудесный
вымысел.
Былина - повесть о старине,
когда могли случаться вещи, в
настоящем совершенно невероятные.

9. Обращение художников к былинной теме

Мастера Серебряного века – Виктор Васнецов,
Михаил Врубель, Николай Рерих, Иван Билибин,
Илья Репин – создали образы, ограничено
воплотившие истинно народные идеалы Добра,
Красоты, Мужества и Любви, которые передавались
из поколения в поколение в произведениях устного
народного творчества. Их картины точны в деталях,
поэтичны и одновременно удивительно реальны.
Они отображают чудеса и волшебных героев
такими живыми, какими их и воспринимали в
старину, какими их представляет каждый ребенок.

10. Русские былины в произведениях художников

Чем же привлекали былины художников?
Произведения русского народа очень
интересны, и они, бесспорно, могли привлечь
внимание живописцев. Ведь это ни на что не
похожая русская природа, величественные
образы богатырей, их облачение... Какому
художнику не захочется изобразить это так, как
он себе это представляет? Другое дело, что
нужно
быть
поистине
гениальным
живописцем, чтобы изобразить то, что имели в
виду сказители данных произведений. И
поэтому, мало быть просто хорошим
живописцем, надо быть в какой-то степени и
историком, чтобы не поверхностно, а глубинно
понять сущность русского народа и правильно
отобразить всё написанное им на холсте.

11. Виктор Михайлович Васнецов

Одним из величайших мастеров сказочного жанра в мировой живописи
является Виктор Михайлович Васнецов. Он начинал свое творчество как
художник-бытописатель. Внимание Васнецова к жизни народа, его
каждодневным нуждам помогли прочувствовать и народные мечты,
реализованные в сказках и былинах.

12.

В 1882г. создал «Витязя на распутье». Художник изобразил сумеречную
степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями. Догорает
вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог
камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним
витязь. В образе витязя на распутье Васнецов изобразил себя, свои
нелегкие раздумья о будущем

13.

Главное произведение живописца – «Богатыри», создававшиеся на
протяжении 10-летия, - образец безграничной любви к Родине,
самоотверженного служения Отчизне, всегда актуальный для новых
поколений урок патриотизма.

14.

«Баян» (1910) – одно значительных произведений художника. Баян имя певца из «Слова о полку Игореве», однако художник не
связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и
создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит
тема единения певца и дружины, их духовной связи. Панорамность
широких российских просторов воспринимается как собирательный
образ родной природы и звучит символически.

15.

Выше леса стоячего «Богатырский скок» - так назвал Васнецов картину,
символизирующую силу русского воина-богатыря (1914).

16.

Не человек, похожий на
зверя, а зверь навис над
миром, многоглавое
чудовище - символ зла.
Идет «Бой Добрыни
Никитича с семиглавым
Змеем Горынычем»
(1918) , который
символизирует борьбу
светлых и темных сил.
Тревожны огненные краски
заката.

17. Сергей Тимофеевич Конёнков

Знаменитый русский (советский) художник и скульптор. Его называли
«богатырем русской скульптуры». В творчестве мастера оживают образы
былин и крестьянских поверий. Они вырублены из исконного русского
материала – дерева. Конёнков возродил дерево в русской скульптуре,
раскрыл его богатые декоративные возможности
Лесовик (1910)
Еруслан Лазаревич (1913)

18.

Стрибог
Сирин

19.

Николай Константинович Рерих
Богатырская тема нашла отражение и в творчестве Николая
Константиновича Рериха. Его «Богатырский фриз» (из 7 частей
композиции на выставке представлены три: «Баян», «Микула
Селянинович», «Витязь») соединяет историю и поэзию. Эти полотна
были бережно сохранены в блокадном Ленинграде; подобные
произведения помогали народу выстоять в тяжкие годины войны и
являются ценнейшим духовным наследием нашей страны.

20.

Центральное место «Богатырского фриза» занимает «САДКО».
На нём изображены ладьи новгородского богатыря Садко, умевшего и
торговлей заняться, и гуслями царя морского позабавить. Имя этого
богатыря созвучно древне-библейскому имени «Садок», то есть
праведный, справедливый.

21.

Баян
Витязь
Благодаря многослойности живописи, достигнуто богатство различных
оттенков цвета. Синий подмалевок записан не полностью. Во многих местах он
образует своеобразный широкий контур вокруг изображенных предметов и
воспринимается как глубокая тень. Светоносность палитры и синие контуры
создают особое образное ощущение объемности.
Отдельные детали в панно также исполнены с учетом особенностей
монументальной живописи. Так, например, цветы и травы орнаментальны по
рисунку и несколько условны по цвету. И все это подчинено единой цели созданию монументально-декоративного образа.

22. Иван Яковлевич Билибин

В миниатюрной живописи он сумел передать эпически-мощные
образы русских богатырей – Ильи Муромца, Вольги
Всеславьевича, Микулы Селяниновича, Святогора.

23.

В 1913 г. художник оформил оперную постановку М.Глинки «Руслан и
Людмила». Талант Билибина проявился и в его театральных постановках по
мотивам русских былин.

24.

Практическая часть
В ходе нашего исследования мы проводили опрос среди
учащихся МБОУ СОШ № 6 8-9 классов. Мы хотели узнать,
что знают ученики о русских былинах. Опрос состоял из 4
вопросов:
1)Что такое былина?
2) Каких художников, изобразивших героев былин в своих
картинах, вы знаете?
3) Название картин, на которых изображены герои русских
былин.
4) Чем былина отличается от сказки?

25.

Результаты опроса
1) Ученики, которые знают ответ на первый вопрос («Что
такое былина?»):
Точно: 8 человек;
Приблизительно: 28 человек;
Не знают: 38 человек.
10,8%
51,4%
37,8%

26.

2) Знают ответ на второй вопрос («Каких художников, изобразивших
героев былин в своих картинах, они знают»):
Знают одного: 13 человек;
Двух: 2 человека;
Не знают вообще: 59 человек.
17%
3%);
80%

27.

3) Знают ответ на третий вопрос («Название картин, на
которых изображены герои русских былин»):
1 картина: 27 человек(%)
2 картины: 5 человек(%)
3 картины: 1 человек(%)
не знают: 41 человек (%)
36,4%
55,4%
1,4%)
6,7%

28.

4) Знают ответ на четвертый вопрос («Отличие между
былиной и сказкой»):
Точно: 5 человек
Приблизительно 32 человека
не знают: 37 человек
6,7%
50%)
43,2%

29. Заключение

Замечательный живописцы, прекрасные иллюстраторы и
скульпторы оставили большое художественное наследие, в котором
поведали о том, что видели их проницательные глаза, что впитывали
их чуткие и деликатные души. Каждый может поставить перед собой
вопрос: Хорошо ли, что читая произведения русского народного
творчества перед нами, непроизвольно всплывают их картины, или
было бы лучше самим создать в своей голове эти образы?
Мы думаем, что иллюстрации к былинам нам ни в коем случае не
мешают, а только помогают воссоздать в своём воображении всё
написанное. Это полезно не столько для взрослых, сколько для
детей, которым легче воспринимать то или иное произведение,
посмотрев на картину или скульптуру, изображающую его героев.

30. Список использованной литературы

1. Былины Севера. Записи А.М.Астаховой. М. – Л., 1938–1951, тт. 1–2
2. Ухов П.Д. Былины. М., 1957
3. Пропп В.Я., Путилов Б.Н. Былины. М., 1958, тт. 1–2
4. Астахова А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения. М. – Л., 1966
5. Ухов П.Д. Атрибуция русских былин. М., 1970
6. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М., 1977
7. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982
8. Астафьева Л.А. Сюжет и стиль русских былин. М., 1993
9. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 199910.
10. Словарь литературоведческих терминов
11. Универсальная научно – популярная энциклопедия Кругосвет
12. Сайт «Сеть творческих учителей»
English     Русский Правила