Похожие презентации:
Финансирование культуры
1. Финансирование культуры
2.
• культурная политика регулирует взаимоотношения культуры игосударства
• в рамках культурной политики определяются основные принципы
государственной поддержки культуры, в том числе
устанавливаются и финансовые условия
В мировой практике существует несколько типов культурной
политики, все многообразие моделей можно свести к трем
основным типам:
• 1) европейская, 2) британская и 3) американская.
• На формирование финансовой политики сильное влияние
оказывают: традиционные национальные культурные
предпочтения, развитие благотворительности, спонсорства и
меценатства.
• Система финансирования культуры и искусства определяется
степенью централизации государственного управления и
характером межбюджетных отношений.
3.
• Европейская модель (Франция, Италия, Испания, Австрия,Швеция и др.) до недавнего времени отличалась внушительной
(100%) государственной поддержкой национальной культуры.
• Например, Франция финансирует культуру с XVI в.
• государственные культурные учреждения получают во Франции
из бюджета государства 100% финансирование, что составляет
80% бюджета на культуру вообще.
• Т.е. полностью финансируются все государственные учреждения
культуры, и еще остается 20% бюджета, которые могут
распределяться на конкурсной основе среди
негосударственных организаций и проектов.
• Такое положение дел характеризует Францию как государство,
которое считает культуру своим национальным достоянием и
берет на себя ответственность за ее дальнейшее развитие.
• В начале 2000-х для полноценного развития национальной
культуры 20% на негосударственные организации и проекты
перестало хватать.
• в последнее время стал уменьшаться бюджет на культуру.
• Стали по-новому для своих традиций рассматривать
взаимоотношения культуры и бизнеса и использовать опыт
других стран
4.
• В 2003 г. Франция приняла закон «О меценатстве»,• Он дает возможность привлекать к культуре новые финансовые
средства и не ограничивает свободу творчества.
• сложилась очень благоприятная обстановка для сотрудничества
культуры и бизнеса.
• Не только для корпоративного сотрудничества, но и
индивидуальной филантропии.
• Это обусловлено тем, что налоговые льготы распространяются
как на юридические лица, так и на отдельных граждан.
5.
• Финансовые средства аккумулируются различнымифондами, которые затем адресно перераспределяются.
• Особенности французского законодательства таковы, что
каждая компания может создать свой фонд в поддержку
социальной и культурной сферы.
6.
• сегодня французская культура имеет многоканальноефинансирование.
• Основные источники финансирования следующие:
• министерство культуры и коммуникаций;
• региональные и муниципальные власти;
• государственные и некорпоративные фонды;
• корпоративная филантропия;
• спонсорство;
• собственный доход.
7.
• Вторая модель - британская -,в ней изначально заложен
принцип смешанного
многоканального
финансирования культуры.
• финансирование культуры
осуществляется из двух
основных источников:
государства и бизнеса,.
• Возникновение и реализация
модели связаны в
Великобритании с приходом к
власти Маргарет Тэтчер,
• она подвергла ревизии
существовавшую
культурную политику
государства и, в результате,
урезала сумму средств,
выделяемых из бюджета на
культуру.
8.
• Подобные действия стали причиной совершенствованияменеджмента в этой области, стремления организаций культуры к
получению собственного дохода, активного развития спонсорства и
фандрейзинга, до 1980-х не характерных для Великобритании.
• Корпоративное спонсорство становится для Великобритании очень
важным механизмом финансирования культуры
• Решение о корпоративном спонсорстве принимается, как
правило, руководителями корпораций, исходя из бизнесинтересов:
• (возвышение имиджа, коррекция информационного образа в
общественном мнении о том или ином бренде,
• желание укрепить свою репутацию, повысить свой социальный
статус, расширить аудиторию потенциально-лояльных
покупателей,
• укрепить связи с общественностью: внешней (партнерами,
клиентами, СМИ, государственными структурами, общественными
организациями и другими социальными группами)
• и внутренней (развить креативные качества собственного
персонала, создать психологически комфортную атмосферу внутри
корпорации, укрепить командный дух сотрудников...),
• Все это в конечном итоге позволяет достичь главной цели –
увеличить прибыль.
9.
• В Великобритании к настоящему моменту сложились три типавзаимодействий культуры и бизнеса.
• 1) взаимодействие на уровне крупного бизнеса – поддержка
крупных проектов.
• 2) взаимодействие среднего бизнеса на уровне региона, это
партнерство с целью развития территорий.
• 3) взаимодействие на уровне малого бизнеса. Для
Великобритании – эта новая форма реализации культурных
проектов, получивших название творческих индустрий
• С 1998 года развитие творческих индустрий является
приоритетом британской национальной политики, а также, в
большинстве случаев, — политики муниципального уровня.
• За последние годы эта концепция (и практика)
распространилась широко во всем мире и является
сегодня одной из самых популярных инновационных идей,
имеющих отношение как к культуре, так и к экономике
10.
• Официальное определение творческих индустрий, принятоедепартаментом культуры, СМИ и спорта правительства
Великобритании:
• это «…деятельность, в основе которой лежит индивидуальное
творческое начало, навык или талант, и которая может создавать
добавленную стоимость и рабочие места путем производства и
эксплуатации интеллектуальной собственности».
• Также департамент предлагает перечень конкретных видов
деятельности, из которых складывается творческий сектор
экономики.
• реклама, архитектура, художественный и антикварный рынок,
ремесла, дизайн, мода, производство кино- и видеопродукции,
программирование, в том числе создание развлекательных
интерактивных программ и компьютерных игр, музыка,
исполнительские искусства, издательское дело, теле-, радио- и
интернет-вещание.
11.
• Общая идея творческих индустрий (или городских креативныхкластеров):
• множество независимых небольших творческих компаний
компактно размещены в определенном районе города, где
благодаря этому создается своеобразная и весьма
привлекательная творческая среда и необычная атмосфера.
• В частности, благодаря такому соседству возникают условия для
взаимодействия и сотрудничества между творческими
предпринимателями.
• В некоторых городах эти «творческие кварталы», которые являются
зоной не только творческого производства, но и потребления, уже
соперничают по популярности с «официальным» городским
центром.
12.
• 1. это возможно только при условии, что развитиетворческих индустрий является осознанным
приоритетом политики городских властей.
• 2. для успешной реализации такого рода городских
проектов требуется продуманная система
поддержки, которая включает льготную аренду,
систему малых кредитов, венчурные
инвестиционные фонды и т. д., а также постоянное
консультирование небольших компаний по вопросам
ведения бизнеса.
• 3. важным элементом поддержки являются
специальные агентства (служат посредниками
между сообществом творческих предпринимателей и
городскими властями, поддерживая баланс в этой
сложной системе).
13.
• В Северо-западном регионе Англии (крупные города - Ливерпульи Манчестер), политику развития творческих индустрий
осуществляет специальное правительственное Северозападное агентство развития (North West Development
Agency).
• Оно работает в тесном сотрудничестве с независимыми
некоммерческими организациями, которые ведут конкретную
работу с творчески ми кластерами на местах.
• Например, в Манчестере это Служба развития творческих
индустрий (Creative Industries Development Service).
• Аналогичные независимые агентства действуют и в других
городах, в том числе и в малых.
14.
• Лондонское агентство развития (London Development Agency),орган лондонской мэрии, определяет общую политику в области
развития творческих индустрий в метрополии и финансирует
независимые агентства, которые действуют в конкретных
районах города
• организация «Hidden Art of Hackney» ведет работу с
дизайнерами, а «Paddington Development Trust» занимается
развитием творческих индустрий в районе Паддингтон.
• Всего в Лондоне существует более двух десятков таких
агентств.
• Они решают разнообразные задачи,
• Особое место в их деятельности занимают вопросы управления
недвижимостью, бизнес-планирования и разработки
инвестиционных проектов с целью организации новых творческих
кластеров (агентство «City Fringe» занимается изучением
градостроительной ситуации на границах лондонского делового
центра и поиском возможностей организации творческих
кластеров в вышедших из употребления зданиях, чаще всего
промышленных).
15.
Третья (американская) модель финансирования культуры. США –
родина классического спонсорства и фандрейзинга. Финансирование
искусства и организаций культуры (за исключением кинематографа,
поп-музыки и книгоиздания, которые сами производят ориентированный
на прибыль и тиражируемый продукт) в США осуществляется по
четырем каналам:
доходы от собственной деятельности,
доходов от инвестиций,
средства, выделяемых из государственного бюджета,
Поддержка частных и корпоративных фондов
Собственные доходы (выручка от продажи билетов, рекламы, от
взносов членов профессиональных ассоциаций и др.) примерно на 55%
обеспечивают американские организации культуры необходимыми
средствами.
Еще около 25% их бюджетов формируется за счет грантов частных и
корпоративных фондов, пожертвований частных лиц и компаний.
12% приносят инвестиции в ценные бумаги
• и только 9%
расходов покрывается из
государственного бюджета
16.
• Распространенное заблуждение — что в США вообще отсутствуетгосударственное финансирование культуры и искусства.
• большинство учреждений культуры являются частными,
• Но государство постоянно подчеркивает важность и
политическую значимость поддержки культуры.
• федеральное правительство, и правительства штатов оказывая
культурным институциям ощутимую финансовую поддержку —
преимущественно в виде грантов, а не в форме субсидий.
• Значительная доля государственной поддержки достается
музеям и библиотекам и лишь незначительная ее часть —
исполнительским искусствам.
17.
• На федеральном уровне• В состав правительственных агентств входят несколько структур,
непосредственной задачей которых является финансовая
поддержка организаций культуры.
• В первую очередь, National Endowment for the Arts
(Национальный фонд поддержки искусства),
• Institute of Museum and Library Services (Институт музейной и
библиотечной службы),
• National Endowment for Humanities (Национальный фонд
поддержки гуманитарных наук)
• National Archives & Records Administration (Национальное
агентство архивов и записей).
18.
• в 1965 г. был создан Национальный фонд поддержкиискусства.
• фонд осуществляет целевое финансирование творческих
проектов, организаций культуры, отдельных деятелей искусства, а
также средств массовой информации.
• Институт музейных и библиотечных служб — это федеральное
агентство, распределяющее гранты между 15 тыс. музеев и 122
тыс. библиотек.
• Средства идут на:
• переоборудование музеев и библиотек,
• создание новых экспозиций,
• разработку образовательных программ,
• развитие проектов, способствующих укреплению связей
учреждений культуры с местными сообществами
19.
• Национальный фонд поддержки гуманитарныхнаук финансирует в первую очередь образовательные проекты
и гуманитарные исследования.
• выделяет гранты на консервацию и реставрацию памятников
культуры,
• издание классической американской литературы,
• создание выставок и документальных фильмов, посвященных
американской истории и культуре.
• бюджеты региональных структур, финансирующих культуру и
искусство, сильно отличаются друг от друга
• расходы на поддержку культуры и искусства ничтожны по
сравнению с другими расходами ( здравоохранением и
образованием) — всего 0,049% от общего бюджета штатов.
• При этом поддержка культуры считается важной инвестицией в
развитие местных сообществ, создание новых рабочих мест и
развитие творческих индустрий,
20.
• финансовая поддержка культуры и искусства США состороны частных и корпоративных фондов
• эта сумма распределяется :
• музеи получают 34%,
• на исполнительские искусства расходуется 30%;
• остальным достается заметно меньше: «смешанным»
институциям (местным посредническим агентствам, а также
организациям, которые организуют и выставки, и выступления)
8%,
• на проекты массмедиа, посвященные культуре и искусству, — 8%,
• на изобразительное искусство — 7%,
• на сохранение и консервацию исторического наследия — 6%,
• на исследования в области культуры и искусства — 3%,
• на все остальные культурные проекты — 4%