Похожие презентации:
Средневековая философия
1. Средневековая философия
1.Основные принципы средневекового мировоззрения: теоантропоцентризм,креационизм, провиденциализм, эсхатология, иррационализм
2.Номинализм – реализм
3. Теория «двойственной истины»
4. Проблема «добра и зла»
5.Ф.Аквинский – «философия – служанка теологии» – доказательства бытия Бога
6. Философия эпохи Возрождения.
7. Герметические традиции
2. Средневековое мировоззрение
Провиденциализм - рассмотрениеисторических событий с точки зрения
непосредственно проявляющегося в них
Провидения, высшего Промысла,
осуществления заранее предусмотренного
Божественного плана спасения человека.
• Провиденциалистское понимание
исторического процесса – это путь
к эсхатологическому царству Божию.
3. Средневековое мировоззрение
Эсхатоло́гия — система религиозныхвзглядов и представлений о конце
света, искуплении и загробной жизни, о
судьбе Вселенной и её переходе в
качественно новое состояние. В религии
различается индивидуальная
эсхатология (учение о судьбе личности)
и всемирная эсхатология(учение о
цели космоса и истории, а также их конце).
4. Средневековое мировоззрение
Креациони́зм - теологическая концепция,согласно которой мир в целом
рассматривается как непосредственно
созданный Творцом или Богом.
Иррационализм предполагает
существование областей миропонимания,
недоступных разуму, и достижимых только
через такие качества, как интуиция,
чувство, инстинкт, откровение, вера.
5. Средневековая философия 5в. – 16в.
Патристика и схоластика:1) 2-3-вв. – апологетика- защита христианства перед
античной мудростью – Ориген и Тертуллиан).
Патристика – «отцы церкви»- философское
обоснование необходимости единобожия и церкви –
2 – 8 вв.
1)Католические отцы церкви -Авг.Блаженный,
Амвросий, Иероним, Гр.Великий
2) Православные отцы церкви– Ефрем Сирин,
Афанасий Великий, Гр.Нисский, Вас.Великий,
Гр.Богослов (Назианзин), Иоанн Златоуст, Максим
Исповедник, Иоанн Дамаскин.
6. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Схоластика -11-13вв. –средствамичеловеческого разума обосновывают
религиозные идеи и догматы.
Ансельм Кентерберийский, Фома
Аквинский, Эриугена, Абеляр, Дунс Скотт,
Р.Бэкон, Н.Кузанский, У.Оккам.
7. Средневековая философия
Основные философские проблемы:1.Номинализм – реализм
2.Теория двойственной истины
3. «Философия – служанка теологии».
Доказательства бытия Бога (Авг.Блаженный,
Ф.Аквинский, Д.Скотт – онтологическое,
физико-телеологическое, космологическое)
4. Теодицея – богооправдание, проблема ДОБРА
и ЗЛА
8. НОМИНАЛИЗМ - РЕАЛИЗМ
Проблема взаимоотношения ОБЩЕГО иЕДИНИЧНОГО, ПОНЯТИЯ и ВЕЩИ.
Реалисты – общие понятия (универсалии)
существуют реально и отдельно от
конкретных вещей (Платон).
СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО ОБЩЕЕ, И
ЭТО ОБЩЕЕ ЕСТЬ БОГ.
9. Номиналисты - реалисты
НОМИНАЛИСТЫ – общие понятия являютсятолько названиями предметов одного класса,
им ничего не соответствует в самих вещах.
Мир материален, существуют только
единичные вещи и мы познаем их через
чувства.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ – компромисс, каждая
вещь – единство общего и частного, общее
существует реально, но в самих вещах , как
сущность вещей(Аристотель). Независимого
существования общего нет.
10. Средневековая философия
ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ –1. Аввероэс (Ибн –Рушд) 12в. – ИСТИНА
едина, но имеет 2 аспекта – научный и
религиозный. Противоречия между ними – в
пользу науки. Фактическая истина выше
религиозной истины.
2. Ф.Аквинский 13в. – «Философия –
служанка теологии». Противоречий между
ними не может быть. Философия – истины
разумные. Религия – истины
сверхразумные.
11. Теория двойственной истины
3. У.Оккам (14в., номиналист) – полное размежеваниефилософии и религии. «Бритва Оккама» - «НЕ
СЛЕДУЕТ УМНОЖАТЬ СУЩНОСТИ БЕЗ
НЕОБХОДИМОСТИ», «самое простое объяснение –
самое верное», ЗАКОН ЭКОНОМИИ МЫШЛЕНИЯ.
Религиозные догматы опираются на Священное
писание, Библию. Философия, наука изучают
единичный, чувственный мир.
4.Г.Галилей (16в.) : истины науки, философии не
противоречат истинам религии, вера и разум не
противоречат друг другу. Наука- знание о том, как
устроено небо. Религия – знание о то, как взойти на
небо. «Гипотез я не измышляю».
12. Патристика
1. Катафатическое богословие –Бог –средоточиеабсолютно положительных качеств.
2. Апофатическое богословие – Бог не имеет
атрибутов и не поддается определению, он – за
пределами бытия и качественности. БОГ
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЕН МИРУ. Космос –
творение Бога, ниже творца, но мир – благое
творение, полон целесообразности.
3. Борьба с гностицизмом, манихейством. Защита
идеи Бога как Абс.Бытия, монотеизма (против
пантеистических мотивов стоиков и
неоплатоников).
13. Средневековая философия
ГНОСТИКИ (2-3вв.н.э). Человек – состоит из :1.ДУХА (от Бога, непостижимого, всемогущего);
2.ДУШИ (от Демиурга, творца материального мира);
3.ТЕЛА (материи, ЗЛО здесь).
Все люди делятся на:
1. ПНЕВМАТИКОВ (спасутся сами без помощи):
2. ПСИХИКОВ (спастись им поможет Христос –
высший ЭОН).
3. СОМАТИКОВ (их ждет неминуемая гибель). Грубая
материя будет истреблена заключенным в ней огнем.
14. Манихеи – 3в.
Учение перса МАНИ, преемник идейзороастризма – ДУАЛИЗМ ДОБРА И ЗЛА,
СВЕТА И ТЬМЫ. Есть бог Добра и бог Зла,
Отец Света и Царь Тьмы. Они равноправные
элементы мироздания. Между ними идет
постоянная борьба.
Отец Света послал своего сына, сына Света,
Первочеловека, Иисуса, в Царство тьмы для
окончательной борьбы со злом. Старый мир
погибнет, очиститься огнем, затем наступит
полный порядок в 3-й эпохе.
15. Средневековая философия
ХРИСТИАНСТВО – теоантропоцентризмЧеловек – самоценность, независим от Космоса,
истории, природы. Зависим от Бога. Центр и
высшая цель мироздания.
Иисус Христос – богочеловек. В человеке
главное – не разум, а вера в Бога; наделен
свободой воли.
Свобода воли – выполнять предписания творца,
направлять помыслы и действия к Богу, исходя
из индивидуального выбора между ДОБРОМ и
ЗЛОМ.
16. Средневековая философия
ЗЛО –1)от свободы воли
2)оттеняет универсальную гармонию Космоса
3)помогает показать справедливость Бога т.к. зло
наказывается.
Августин Бл. -4-5вв.н.э. «Исповедь»- «Все, что
существует, есть добро, поскольку все от Бога,
всякое бытие есть добро». Зла как субстанции нет.
Зло – отсутствие добра, дефект, ошибка, промах.
Зло – отступление от предписаний Бога, грех, от
свободы воли человека, стремящейся к низшему.
17. Средневековая философия
Ф.АКВИНСКИЙ(13в.)- зла как субстанции нет,это издержки свободы воли, человек может
спастись через моральные поступки и мысли.
Гарантией спасения является Бог и Церковь
(божественная благодать).
В целом христианство –это сострадательная любовь
к ближнему. Бог есть любовь, любите врагов
ваших, благословите проклинающих вас,
благотворите ненавидящим вас, молитесь за
обижающих и гонящих вас. Все люди – братья и
сестры.
18. Доказательства бытия Бога Ф. Аквинский
1.Доказательство от ДВИЖЕНИЯ – цепьдвижений в мире неизбежно приводит к
идее ПЕРВОДВИГАТЕЛЯ. БОГ –
ПЕРВОПРИЧИНА, ЧИСТАЯ ФОРМА,
ЧИСТЫЙ АКТ.
2. Доказательство от ПРИЧИНЫ – в мире
все причинно обусловлено. Первичная
производящая причина - БОГ
19. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА Ф.Аквинский
3.Доказательство от НЕОБХОДИМОСТИ иСЛУЧАЙНОСТИ – невозможно
предположить, что вещи возникают сами по
себе, случайно, без какой-либо
необходимости. СУЩЕСТВУЕТ
АБСОЛЮТНО НЕОБХОДИМАЯ
СУЩНОСТЬ, НЕ ИМЕЮЩАЯ
ВНЕШНЕЙ ПРИЧИНЫ ДЛЯ СВОЕГО
СУЩЕСТВОВАНИЯ – ЭТО БОГ.
20. Доказательства бытия Бога Ф.Аквинский
4. Доказательство от степениСОВЕРШЕНСТВА – наличие различных
степеней совершенства означает, что есть
некая сущность – причина всякого
СОВЕРШЕНСТВА и АБСОЛОЮТНОЕ
СОВЕРШЕНСТВО – БОГ.
21. Доказательство бытия Бога Ф.Аквинский
5. В мире наблюдаетсяЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ –все стремится к
какой-то цели. Цель для всех, для природы
– БОГ.
5 доказательств Ф.Аквинского – это
ФИЗИКО –ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ,
КОСМОЛОГИЧЕСКОЕ
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА.
22. Средневековая философия
ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОБЫТИЯ БОГА – Августин Блаженный (5в.),
Ансельм Кентерберийский (12в.), схоласт.
Это доказательство исходит из понятия
(определения) Бога. Бог есть абсолютная
полнота всех качеств, он абсолютная
сущность. Но он не будет абсолютной
сущностью, если в число его качеств
(предикатов) не войдет качество
«существование». Следовательно, Бог
существует.
23. КОСМОЛОГИЧЕСКОЕ доказательства бытия Бога
От творения – к творцу, от созданного ксоздателю. Физический мир существует.
Это факт. Даже самая простая вещь имеет
своего творца, а мир очень сложно
устроенная система. Есть достаточно
оснований признать высшую творческую
силу, от которой зависит происхождение
мира, и эта сила имеет реальное БЫТИЕ
(БОГ).
24. Средневековая философия Эпоха Возрождения – 14-16 вв.
Н.Кузанский, М.Монтень, Дж.Бруно,Э.Роттердамский.
1.Антропотеоцентризм
2.Реабилитация природы и телесности
3.Пантеизм
4.Мироощущение трагическое – ничтожность жизни
в холодном и бесстрастном Космосе. Вселенная
бесконечна, безразлична к благополучию и
счастью человека.
25. Основные направления философии эпохи Возрождения
1. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ – в центревнимания человек, его величие,
могущество. Петрарка, Данте.
Данте - воспевает христианство, но
высмеивает противоречия христианского
учения; восхваляет человека, верит в его
добрую природу.
Петрарка – жить надо не для Бога, а для себя.
Загробной жизни нет.
26. Философия эпохи Возрождения
2.НЕОПЛАТОНИЧЕСКОЕ –пытались познатьприроду, Космос, человека на основе идей
Платона. Бог – единое, подлинное бытие,
творит мир посредством эманаций
(истечений). Чем дальше от единого – тем
ущербнее бытие. Небытие – материя. Между
бытием и небытием иерархически
упорядоченная сфера бытия. (Отход от
библейской идеи креационизма)
27. Философия эпохи Возрождения
3. НАТУРФИЛОСОФСКОЕ – РАЗВИТИЕ НАУКИ. Н.Кузанский,Дж.Бруно, Г.Галилей.
Н.Кузанский – не существует разницы между Богом и его
творением, миром. Мир един, единое (Бог) и бесконечное
(мир) соотносятся как минимум и максимум
(противоположности). А поскольку Бог и его творения
совпадают, то совпадают минимум и максимум, едины идея и
материя. Вселенная бесконечна, Земля – не центр вселенной,
через свой разум человек уподобляется Богу. (ИДЕИ
ПАНТЕИЗМА).
4.
5.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ – проблема управления государством – Н
Макиавелли.
УТОПИЧЕСКИ –СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ – Т.МОР И
Т.КАМПАНЕЛЛА
28. ГЕРМЕТИЗМ
1. Вселенная есть мысленный образ Единого;2. Утверждается аналогия между миром высшим и
низшим, между макрокосмом и микрокосмом:
«То, что находится внизу, аналогично тому, что
находится наверху»;
3. Всё в мире (проявленное, материя, и не
проявленное, энергия) является лишь различными
вибрациями (видоизменениями) Единого
Первоначала;
29. ГЕРМЕТИЗМ
4.Исходит из наличия скрытой сущностиприроды, доступной лишь посвященным.
Его идей придерживались :Кампанелла,
Парацельс, Коперник, Бруно, Кеплер,
Бэкон, Ньютон.
30. ГЕРМЕТИЗМ
К герметизму относятся такие явления и понятиякак :
каббала, магия, таро, астрология, алхимия,
гипнотизм, магнетизм, телепатия, телекинез,
ясновидение, хиромантия, графология,
физиономия, оракулы, сонники, гадания,
травники.