7.99M
Категории: МаркетингМаркетинг БизнесБизнес

Бизнес в Интернете

1.

1
Storytelling
Как правильно продавать «продукт»,
делать "бизнес-предожение"
и проводить рекламные кампании.
О чем действительно нужно говорить
во время презентации.
Искусство рассказывания Историй,
о котором не написано книг,
и нет информации в Интернете!

2.

STORYTELLING
Краткий гид по созданию Продающей Истории
Начальный уровень

3.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ......................................................................................................................................................... 4
1. ИСТОРИЯ как фактор влияния ................................................................................................................... 5
2. Физиологический и био-эволюционный механизмы воздействия ИСТОРИИ...................................... 5
3. Устная ИСТОРИЯ ......................................................................................................................................... 6
3.1. Плюсы и минусы устной и письменной Истории: ............................................................................ 7
4. Письменная ИСТОРИЯ, или ПРОДАЮЩИЙ ТЕКСТ ................................................................................... 8
4.1. Критерии качества Продающей Истории:........................................................................................ 10
5. Общие и специальные правила написания продающей Истории:....................................................... 11
5.1. Общие рекомендации:....................................................................................................................... 12
5.2. Специальные рекомендации – наиболее частые ошибки начинающих копирайтеров ............. 15
5.3. Как организовать работу, чтобы не выходило плохих «непродающих» текстов:........................ 17
6. Полезные практические советы для участников обучения:.................................................................. 17
ПРИЛОЖЕНИЕ ................................................................................................................................................ 18
3

4.

ВВЕДЕНИЕ
Однажды я написал сочинение на школьном экзамене по литературе. Каково же было мое удивление, когда
после экзамена учительская комиссия с заговорщицким видом пригласила меня в кабинет на отдельную беседу.
Мое сердце учащенно забилось, потому что, как мне показалось, это не сулило ничего хорошего.
Однако вместо того, чтобы дать мне “разгон” и поругать за плохую работу, сразу несколько учителей по
литературе сказали мне, что они неоднократно перечитали мое сочинение и сильно впечатлились им. Поэтому
они советуют мне в будущем обязательно стать писателем. Самое интересное, что я совершенно не помню тему
моего сочинения! Кроме того, я никогда не знал грамматику на пятерку, и у меня всегда были и остаются
проблемы с пунктуацией! Но я запомнил на всю жизнь, что правильно написанные тексты могут управлять
миром!
Несмотря на то, что и сейчас мои тексты далеки от совершенства, тем не менее за многие годы занятия бизнесом
я убедился в могуществе правильного текста и невероятных возможностях правильной Истории!
Данное руководство составлено для обучения основам Storytelling – искусству создания так называемых
«Продающих Историй». По моему мнению, Storytelling – основное искусство, которым необходимо овладеть
для того, чтобы стать Влиятелем как в сети Интернет, так и в реальной жизни. Вы не сможете найти подобное
Руководство ни в русскоязычном, ни в англоязычном сегментах Интернета. Все нижеописанное является кратким
изложением моего личного многолетнего опыта самообразования и занятия бизнесом. Стиль моего изложения
ни в коем случае не претендует на «книжную» или «художественную» работу, но является классическим
примером современных раздаточных бизнес-материалов после проведенных тренингов или семинаров.
Смотрите в суть! Ухватывайте главное и не теряйте фокус!
4

5.

1. ИСТОРИЯ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ
Во все времена интересные и харизматичные рассказчики были в центре внимания. Это и лучшие ораторы, и писатели,
а на бытовом уровне балагуры - так называемые «душа компании». Быть Влиятелем - означает уметь рассказывать
правильные истории в правильных местах.
Термин Storytelling является англоязычным, так как именно на Западе искусство рассказывания Историй приобрело
важное коммерческое значение. Поэтому мы используем англоязычные термины, как профессиональный сленг:
сторителлер, копирайтер. В русском языке этим терминам могут соответствовать слова: рассказчик, писатель,
журналист. Хотя в узкой профессиональной среде уже немыслимо обойтись, например, без такого выражения «создатель креативных текстов».
Однако, быть хорошим писателем – совершенно не означает быть хорошим копирайтером. Вы поймете разницу после
изучения данного Руководства.
2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ И БИО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИСТОРИИ
С раннего детства каждый человек становится слушателем магических историй – сказок, былин и сказаний. Как правило,
это «сказки на ночь». На бытовом уровне первыми рассказчиками чаще всего бывают мамы и бабушки. Когда мама или
бабушка рассказывают сказки, главное значение имеют голос, тон и ритм речи, а смысл рассказанного уходит на второй
план. Особая атмосфера доверия и безопасности, мягкий уход ко сну формируют изначально доверительное отношение
к любому устному рассказу, который звучит как ИСТОРИЯ.
Впоследствии, у взрослых спонтанный интерес и доверие к ИСТОРИЯМ закрепляются на подсознательном уровне,
поэтому все интересные книги и телесериалы создаются по определенному сценарию.
5

6.

3. УСТНАЯ ИСТОРИЯ
Когда человек рассказывает устную историю, на 75% имеет значение невербальный язык: движения, позы, жесты,
выражение лица, тон голоса и ритм речи. На это в первую очередь обращает внимание аудитория. Это легко объяснить каждый слушатель еще в детстве сформировал такую реакцию, когда слушал «сказку на ночь» от мамы или бабушки.
Однако, если взрослым людям нравится то КАК вы говорите, они выражают вам поддержку и начинают слушать ЧТО
именно вы говорите. Вы должны знать как правильно «запустить ИСТОРИЮ» в вашем рассказе. Как правило, это
делается с помощью определенных фраз и выражений, например:
«Я бы хотел вам рассказать одну историю, которая произвела на меня глубокое впечатление…»
«Позвольте мне рассказать вам одну историю…»
«Однажды со мной произошла одна интересная история…»
«Однажды случилось нечто…»
«Однажды в моей жизни произошли некоторые события…»
«Однажды произошел один случай, который перевернул всю мою жизнь…»
Вы легко можете заметить, что при правильном «включении ИСТОРИИ» мы всегда выражаем наше личное отношение к
произошедшему, тем самым притягивая внимание слушателей.
Как только вы «запустили» вашу Историю, вы автоматически захватили внимание аудитории, и теперь должны
«отработать» ИСТОРИЮ до конца. Другими словами, вы не имеете права «выйти из рассказа ИСТОРИИ» до тех пор, пока
ее не закончите.
Для этого существуют определенные правила, речь о которых пойдет ниже.
6

7.

Важное примечание:
Необходимо четко понимать разницу между письменной и устной историей. Несмотря на то, что тот и другой вариант
построены по одинаковому сценарию, инструменты воздействия на аудиторию сильно отличаются. Умение применять
все инструменты как устной, так и письменной Истории – показатель профессионализма рассказчика.
3.1. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ ИСТОРИИ:
Если вы рассказываете вашу Историю устно, вы можете это делать в двух вариантах:
- в реальном режиме, в присутствии аудитории, или
- в видеозаписи, которую аудитория будет просматривать в вашем отсутствии.
Это принципиально! Работая «вживую», у вас есть возможность управлять аудиторией с помощью невербального языка или
меняя ваш рассказ по ходу повествования. В случае просмотра видеозаписи вашей Истории, аудитория полностью контролирует
ситуацию, и как правило, они смотрят вашу видеозапись «на своей территории» - то есть дома на личном компьютере, поэтому
ваша видеозапись должна быть безупречной
Если вы излагаете вашу Историю в виде письменного текста – это точно означает, что у вас нет прямого контакта с аудиторией.
Кроме того, у вас нет такого мощного инструмента, как невербальный язык. Зато у вас есть преимущества при условии, если вы
владеете «копирайтингом» - искусством написания «продающих текстов». В этом случае вы мастерски управляете вниманием и
восприятием аудитории с помощью знаков препинания и особых методов создания креативных текстов. Это аналоги
невербального языка в устной Истории.
7

8.

Выводы:
Если у вас сильная личная харизма, и если вы умеете рассказывать Истории, - ваша история будет смотреться сильнее при живом
общении с аудиторией. Однако в видеозаписи эти преимущества сойдут на «нет». Есть одно исключение: когда вы УЖЕ являетесь
Влиятелем, аудитория не будет критически оценивать ваши видеозаписи, их будет интересовать только содержание, поскольку
они уже проникнуты доверием к вам.
Письменная История – основной инструмент завоевания вашей аудитории в Интернете
Устная и письменная История подчиняются одним и тем же законам Storytelling, поэтому все, что будет написано ниже по поводу
письменной Истории, имеет одинаково важное значение и для устной Истории.
4. ПИСЬМЕННАЯ ИСТОРИЯ, ИЛИ ПРОДАЮЩИЙ ТЕКСТ
Существуют коммерческие тексты и некоммерческие. Конечно, это условное деление. Например, хорошая художественная
книга отлично продается – становится «бестселлером» по причине повышенного интереса со стороны аудитории.
Но в нашем случае я бы отнес художественную литературу к некоммерческим текстам.
Коммерческие тексты – все рекламные, информационные, имиджевые и прочие тексты компании или отдельной личности, так
или иначе направленные на повышение продаж, или на завоевание внимания и доверия вашей аудитории . При этом, я
разделяю тексты напрямую способные повлиять на продажи (аннотации на продукты, рекламный буклет и т.п.) и влияющие
косвенно (через повышение доверия к бренду, имиджу, значимости продукции, интересу к личности и т.д.).
Хорошие, эффективные тексты я называю «продающими». Плохо написанные тексты – «непродающими». Это важно для
составления критериев оценки написанных текстов.
8

9.

Самый главный оценочный критерий продающего текста (также как и устной Истории) – присутствует ли в нем собственно История?
Только Истории способны целиком захватить внимание аудитории, породить в них энергию/эмоции и заставить в конечном счете
действовать (то есть покупать).
Таким образом, мы можем говорить о главном критерии качества “продающих текстов” – в них должна быть ИСТОРИЯ
Например, непродающие Истории аудитория часто даже не дочитывает и не дослушивает до конца, потому что они не оставляют
"душевного следа", не "цепляют" и "никуда не ведут" .
Совсем другое дело Продающие Истории: их интересно читать, они захватывающие и побуждают к действию.
Но как именно работают продающие Истории?
Ответ - они никогда ничего не продают "напрямую", но они всегда порождают энергию или эмоцию в аудитории. Это может
быть преодоление конфликта, неожиданный и интересный выход из какой то сложной ситуации или крайне важная и полезная
информация, основанная на личном опыте других
Таким образом, продающая история должна порождать эмоцию!
9

10.

4.1. КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ПРОДАЮЩЕЙ ИСТОРИИ
- она захватывающая
- порождает эмоцию/энергию
- написана в хорошем стиле
Мы можем признать качественной Историю, которая продает на 80%. Невозможно создать идеальную историю, поскольку
"совершенство по земле не ходит". То есть История, которая продает на 80% - это отличная история.
Каков нижний порог “приемлемости” истории? 50% - мало. Такая история то ли продает, то ли не продает. Очевидно, мы должны
признать, что желаемое нами качество реально достижимо в диапазоне 60-80%. При этом историю, которая продает на 80%, может
написать только мастер с большим опытом и знанием предмета именно в данной конкретной компании или тематике.
Захватывающая История:
- есть сюжет: начало, кульминация и развязка
- есть главный герой
- есть конфликт, который успешно преодолевает главный герой
- есть диалог с читателем (паузы, акценты, вопросительные предложения)
- есть "триггерный" абзац или предложение (которые включают внимание читателя)
- по ходу главной истории могут быть несколько вспомогательных историй-свидетельств
Порождает эмоцию/энергию:
- в процессе прочтения у читателя улучшается настроение, возникают чувства важности, вовлеченности, душевный подъем и т.д.
- читателю хочется поделиться вашей историей
- читатель чувствует прилив энергии и хочет действовать
10

11.

Написана в хорошем стиле:
Очень трудно объективно оценить стиль текста, поскольку понятие “стиль” предполагает уже высокий уровень изложения Истории.
Ниже вы увидите несколько практических советов, облегчающий как подготовку, так и написание Продающей Истории.
Я намеренно не буду приводить примеры хороших текстов, чтобы не формировать у вас шаблонное видение. Нет ничего хуже для
копирайтера или грамотного рассказчика выдавать свой текст по шаблону. Это мгновенно раскрывается искушенной аудиторией (а
чем дальше мы живем, тем более грамотными становятся наши аудитория и рынки). Поэтому вы должны создавать ваши тексты
сами, руководствуясь определенной логикой и советами, но обязательно вкладывая свой индивидуальный стиль и «изюминку».
Помните, что согласно теории знаменитого гарвардского профессора Майкла Портера, только отличия делают нас интересными для
аудитории и конкурентоспособными на рынке!
5. ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ПРОДАЮЩЕЙ ИСТОРИИ
Это подобно тому, как вы обираетесь приготовить борщ. Вы идете в супермаркет и покупаете все необходимое, чтобы
получился именно борщ, а не салат, рагу или жареный картофель!
Точно также вы набираете инструментарий для создания правильного текста: о чем будет текст? Какова его цель? Кто будет
главный Герой? Какой конфликт он будет преодолевать? Как победит? Какими словами и выражениями вы будете оперировать?
Как будет развиваться интрига и какова будет развязка?
11

12.

5.1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Если вы чувствуете, что у вас получается «корявый» текст, который «не звучит», или «растекается по древу», «мутный»,
«неконкретный» или «плохо выраженный», попробуйте применить несколько простых, но очень важных приемов:
А. Пишите просто. Избегайте причудливых и вычурных оборотов:
Стройте простые фразы и предложения. Сложные деепричастные и причастные обороты – ловушка для начинающего
копирайтера! Написав «скелет» из простых фраз и предложений с минимумом знаков пунктуации и преобладанием только
глаголов и сказуемых, вы впоследствии сможете нарастить на него «мясо» в виде прилагательных, причастных и деепричастных
оборотов. Однако не пользуйтесь простонародными выражениями и «словечками»! Это может сыграть с вами плохую шутку.
Любая аудитория желает выбирать себе Влиятеля по признаку превосходства, а не «в доску своего парня».
В. Представьте перед собой мысленным взором вашу аудиторию:
Для кого вы пишите? Вы видите их глаза? Что вы пытаетесь до них донести? Включите диктофон. Произнесите вашу речь устно и
запишите ее. И только потом приведите ее в текстовой формат. Устная История только на 25% построена на словах, остальные
75%, гораздо более важны - это ваши позы, мимика, жесты и взгляд – то есть «невербальный язык». Устная История – это всегда
диалог, вы все время общаетесь с аудиторией. Человеку намного легче изъясняться устно, потому что это более древний навык.
Письменность возникла намного позднее. В отличие от устной Истории, письменная История в качестве дополнительных
инструментов влияния использует вопросительные предложения (диалог с аудиторией), мы расставляем акценты с помощью
пауз (знаки препинания, восклицания, вопроса и тире), мы украшаем нашу историю сложными причастными и деепричастными
оборотами, умело подбирая слова, и используя безукоризненный стиль.
12

13.

С. История – это всегда диалог:
Ваш текст не будут читать, если вы не общаетесь с аудиторией. Ключевые элементы «интеракции» (межличностного общения) с
аудиторией: задавайте вопросы. Вы можете задавать риторические вопросы, оставляя их без ответа, а можете сами же на них
отвечать, как бы принимая сторону вашего собеседника.
D. В центре интересной Истории – действующее лицо, главный Герой, который преодолевает конфликт:
«Действующими лицами» могут быть: компания, дистрибьюторы, партнеры, клиенты, Президент компании, новый продукт, новая
акция, новые технологии и т.д. С кем или чем борются эти «герои»? Что они преодолевают? Какие виды конфликтов могут
существовать? Если Герой – человек, самые частые виды конфликтов:
- герой против другой личности
- герой против природы или технологии
- герой против общества
- герой против себя самого, или себя самой
- герой против угрозы человечеству
- герой против бюрократии или предрассудков
Только за развитием и разрешением конфликта аудитория следит пристально. Все остальные истории малоинтересны!
E. Главный абзац (триггерный абзац)
В вашей Истории должен быть главный абзац, прочитав который, читатель обязательно дочитает весь текст до конца. Этот абзац
не должен быть первым абзацем. Он может быть третьим или четвертым, в зависимости от длины вашей истории и сюжета. Но,
как правило, именно в этом абзаце вы обозначаете конфликт, который приковывает внимание читателя и заставляет его
вернуться в начало текста и перечитывать его внимательно до самого конца.
13

14.

В коротких текстах это должно быть одно или два предложения.
Вы можете начать Историю «издалека», а можете сразу взять «быка за рога». Однако помните, что начало должно быть
захватывающим, но не кульминационным. С помощью «начала Истории» вы знакомите читателя с Героем и затем подводите его к
конфликту, который решает Герой. Идеальный способ «включить внимание» аудитории – использовать точные цифры, имена или
географические названия:
«В конце 90-х мы были на пороге важных перемен…»
«В середине 80-х годов мир столкнулся с серьезной опасностью…»
«В Москве произошло одно знаменательное событие…»
Другой способ – неожиданно включить в повествование типичные обороты, характерные для начала Истории:
«Я хочу вам рассказать об одном событии, которое перевернуло всю мою жизнь…»
«Однажды произошло непредвиденное событие…»
«Но случилось нечто непредвиденное, что полностью изменило привычный ход вещей…»
Еще один способ – ввести в действие значимых дополнительных героев, например родителей:
«Однажды мой отец сказал мне…»
Или знаменитых людей:
«Именно тогда мне посчастливилось встретить знаменитого Дэвида Огилви…»
14

15.

5.2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ – НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ОШИБКИ НАЧИНАЮЩИХ КОПИРАЙТЕРОВ
ИНТРИГА – ключевой стержень вашей Продающей Истории. Интрига призвана захватить внимание аудитории и провести читателей
или слушателей через мир страстей ваших героев. Создание ИНТРИГИ – основополагающее качество профессионального написания
продающих текстов.
Почему в ваших текстах нет ИНТРИГИ? Ниже приводится небольшой чек-лист для определения является ли ваш текст Продающей
Историей:
А. Композиция и сюжет прежде всего!
В текстах нет сюжета. Кто главный герой? С чем он борется? Какие препятствия преодолевает? Как победит? Главный герой и
сюжет обязательно должны быть! Не имеет значения – будет ли это человек, которому нужно попасть на какое то мероприятие.
Или это просто новые продукты или сервис для клиентов.
Всегда должен быть главный Герой, который преодолевает конфликт!
В. Нет диалога с Аудиторией
Если вам трудно начать – начните с вопроса-обращения к аудитории:
“Доводилось ли вам когда либо…?”
“Не правда ли, мы все заждались весенних деньков?”
Это сразу включает внимание вашего читателя, и далее вы проводите его через ваш сюжет. Так рождается и поддерживается
интрига!
15

16.

С. Избегайте однозначных «детских» определений:
«Очень красивое место», «Удивительное событие», «Всем было радостно»
Так говорят дети дошкольного возраста! Такими однозначными и «детскими» определениями вы убиваете всю интригу!
Ваша аудитория не желает, чтобы вы давали оценку вместо них! Это их привилегия – оценивать и выбирать! И поэтому,
Если вы не Влиятель, то кто вы такой, чтобы оценивать? Ваш вес и авторитет слишком малы для вашей аудитории, чтобы
они загорелись желанием действовать!
Что НАДО делать?
Используйте более художественные и менее конкретные определения:
«Очень необычное место», «Волнующее событие», «Никто не остался равнодушным».
Это эмоциональная оценка, заставляющая волноваться, ждать, предвкушать – то есть именно то, что нужно для интриги!
D. Приписывайте авторство авторитетным людям:
Если вы хотите использовать точное и однозначное определение, вы можете вложить эту оценку в уста авторитетных людей:
«Президент отметил, что это было «удивительное событие»!
Или другая известная личность, так или иначе одобрившая какое событие или акцию:
«Даже известный артист не остался равнодушным»!
Это интригует! Если уж известный артист не остался равнодушным, тогда нам всем точно следует туда попасть и посмотреть!
16

17.

5.3. КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ, ЧТОБЫ НЕ ВЫХОДИЛО ПЛОХИХ «НЕПРОДАЮЩИХ» ТЕКСТОВ
- Будьте единой командой, просите помощи и совета у своих партнеров, знакомых и коллег, иначе вы всегда будете вариться в
собственном соку и поэтому заслуженно получать критику. Человек не развивается, если не взаимодействует с аудиторией и
партнерами!
- С самого начала знайте какого типа текст вы должны написать. Это подобно тому, как вы обираетесь приготовить борщ. Вы идете в
супермаркет и покупаете все необходимое, чтобы получился именно борщ, а не салат, рагу или жареный картофель!
Точно также вы набираете инструментарий для создания правильного текста: о чем будет текст? Какова его цель? Кто будет главный
Герой? Какой конфликт он будет преодолевать? Как победит? Какими словами и выражениями вы будете оперировать? Как будет
развиваться интрига и какова будет развязка?
- Внимательно изучите все то, что мы проходили в предыдущих занятиях и всегда используйте это в работе!
6. ПОЛЕЗНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ОБУЧЕНИЯ
1. Анализируйте не только креативные тексты профессионалов в Интернете, но и тексты обычных людей в блогах и соцсетях;
2. Анализируйте тексты ваших партнеров и знакомых, а также коллег по обучению;
3. Анализируйте свои тексты;
4. Читайте чужие истории, рекламные тексты и наблюдайте свои внутренние реакции (вас цепляет? Что именно вызывает
интерес? Что «трогает душу»? Что, наоборот, вызывает неприятие или равнодушие? Кто главный герой истории? Какой конфликт
преодолевается? Хорошим ли стилем написана история?);
5. Читайте Чехова, признанного мастера короткого рассказа. Чехов научит вас большему, чем десятки тренингов и семинаров.
17

18.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Тренинг для раскрытия способностей создавать яркую, эмоциональную, запоминающуюся Историю:
Большинство людей думают, что они плохие рассказчики и не умеют рассказывать яркие истории (например анекдоты). Но это
абсолютно не так! Каждый человек от природы наделен способностями быть отличным рассказчиком. Для раскрытия своего
внутреннего потенциала предназначен этот простой, но крайне эффективный тренинг (тренинг придуман в США для тренировки
памяти и навыков общения у детей дошкольного и младшего школьного возраста). Я доработал эту технологию под нужды
начинающих копирайтеров, однако я настоятельно рекомендую его также и профессионалам, кто испытывает трудности с
выполнением конкретной задачи по созданию Продающей Истории.
Для выполнения тренинга вам потребуется партнер. Вы также можете проводить занятия в группах, разбившись на пары.
Подготовка
Если вы будете работать вдвоем, вам потребуется наблюдатель или “Оценщик” – то есть третий человек, который не будет
участвовать, а будет давать вам обратную связь. Потом он также сможет стать участником, а кто то другой из вашей пары стать
“Оценщиком”. Впрочем, вы можете установить видеокамеру вместо “Оценщика”и самостоятельно просматривать запись вашей
парной работы.
Предварительная часть
1. Вначале расслабьтесь. И попытайтесь вспомнить какое нибудь яркое событие, которое с вами произошло не так давно. Это
необязательно глобальное событие. Например, вы могли недавно пролить кофе или повстречали друга/подругу детства,
которого не видели сто лет. Или вы опоздали на самолет. Или вы неожиданно получили подарок. Словом, это должно быть
мелкое запоминающееся происшествие – приятное или слегка неприятное. С каждым из нас время от времени происходят
такие вещи. У вас уйдет на это примерно 3 мин;
18

19.

2. Теперь “оживите” ваше воспоминание, подключив все органы чувств. Постарайтесь “увидеть” это событие, “услышать” звуки,
которым оно сопровождалось, “понюхать” запахи или ароматы, заново “потрогать” или “ощутить” какие то тактильные ощущения. Вы
как бы не просто вспоминаете, а заново переживаете недавнее происшествие во всех красках. Уделите этому также не более 3 мин;
3. Теперь снова вернитесь в реальность текущего момента и договоритесь с вашим партнером – кто будет первым рассказывать
данное событие, а кто будет слушать;
Основная часть
1. Вы садитесь друг против друга не слишком близко, но и не слишком далеко – так, как обычно садятся напротив друг друга
люди, готовые выслушать какую то интересную историю;
2. Расслабьтесь и снова “промотайте в памяти” ваше происшествие с включением всех органов чувств. Не более 1 мин;
3. По команде вашего ассистента, или “Оценщика” один из вас начинает рассказывать Историю, а второй внимательно
слушать. Ваша задача – не более чем за 5 мин полностью передать вашему слушателю детали вашего происшествия так, чтобы
он почувствовал эмоцию этого события, и как бы лично сам пережил его на собственном опыте;
4. Через 5 мин ваш ассистент (или будильник, если ассистента нет) прерывает ваш рассказ. Вы делаете паузу и получаете
обратную связь от “Оценщика” или просматриваете видео вашей беседы;
5. Затем вы меняетесь ролями, снова расслабляетесь и “проматываете в памяти” ваше происшествие с включением всех
органов чувств. Не более 1 мин;
6. Повторяете всю программу заново под наблюдением видеокамеры или ассистента.
19

20.

Важные указания
На что вы должны обращать внимание при просмотре видеозаписи, или на что должен обращать внимание ваш ассистент и затем
точно давать вам обратную связь:
1. Когда кто то в компании рассказывает Историю, это очень сильно отличается от обычного разговора в стиле “ни о чем” и “как дела”:
Если звучит История, то рассказчик говорит эмоционально, активно помогая себе жестами, мимикой лица (улыбки, подмигивания,
работа мелких мимических мышц вокруг глаз и рта и т.д.). Он всем своим телом подается вперед на слушателя и активно пытается
передать ему свое переживание, задействуя все органы чувств. Иногда рассказчик смотрит поверх головы слушателя, как бы “видя в
пространстве” свое происшествие, вспоминая все детали и личные ощущения. Часто рассказчик выглядит порозовевшим,
с раскрасневшимися ушами, взъерошеными волосами и т.д. Часто рассказчик говорит громко, возбужденно, сопровождая свою речь
усмешками, ухмылками или междометиями;
2. Если звучит История, слушатель молчит и внимательно наблюдает за рассказчиком. При этом он кивает, может тихонько
поддакивать, делать ободряющие жесты. Как правило, он сидит неподвижно, также подавшись вперед к рассказчику и демонстрирует
свою полную “вовлеченность” для того, чтобы лично на собственном опыте пережить обсуждаемое событие или “увидеть” со стороны
действие рассказа, как будто в реальной жизни и т.п.
Анализ
Внимательно анализируя видеозаписи или выслушивая обратную связь от вашего ассистента, сделайте несколько “прогонов” вашей
обоюдной Истории. Это может быть не одна история, а несколько, рассказанных друг другу по очереди. Каждый раз давайте обратную
связь своему партнеру, когда он заканчивает свой рассказ. Удалось ли ему передать эмоцию? Атмосферу переживаемого события?
Поверили ли вы ему? Указывайте ему на его ошибки или неточности.
20

21.

В дальнейшем вы можете усложнить данный тренинг, рассказывая более глобальные и значимые события из вашей жизни,
а не просто мелкие происшествия.
Вы также можете в качестве слушателя выбирать аудиторию из нескольких человек.
На фото: сотрудники отдела редакции и PR Тенториум на тренинге «Storytelling»
Заключение
Данный тренинг - в высшей степени полезная технология для того, чтобы понять разницу между Историей и обычным рассказом.
Постоянно совершенствуясь в вашем личном искусстве устной истории, вы за очень короткий срок станете блестящим рассказчиком
и оратором!
21
English     Русский Правила