Похожие презентации:
Краткая биография и цитаты из книг архиепископа Луки
1. Краткая биография и цитаты из книг Архиепископа Луки.
Презентацию подготовилСтудент 3-го курса
БФУ имени И.Канта
Направление: История
Пац Дмитрий
2. Биография.
Родился в 1877 году в городе Керчи, в Крыму, в дворянской семьепольского происхождения.
С детства увлекался живописью и решил поступить в СанктПетербургскую академию художеств.
Однако во время вступительных экзаменов им овладело сомнение, и он
решил, что не имеет права делать то, что нравится, а нужно трудиться,
чтобы облегчить страдания ближнего.
В 1898 году Валентин стал студентом медицинского факультета
Киевского университета, который он окончил перед самой войной с
Японией.
Началом его медицинской работы стала военно-полевая хирургия в
эвакуационном госпитале Киевского Красного Креста в Чите.(1904-1905)
Здесь Валентин женился на медицинской сестре Анне Ланской.
В их семье родились четверо детей. Жизнь привела будущего святого
сначала в Симбирскую а затем и в Курскую губернии.
В 1915 году издал в Петрограде книгу «Регионарная анестезия» с
собственными иллюстрациями. В Переяславле задумал издать книгу «
Очерки Гнойной Хирургии!.»
3. Ранняя врачебная практика и первые испытания.
В 1917 получил назначение в Ташкент на должность хирурга и главноговрача большой городской больницы. Через два года арестован впервые и
из за этого умирает от усилившегося туберкулеза и лихорадки его жена
Анна.
Матерью его 4-м детям становится его операционная сестра
С.С.Белецкая.
Еще до ареста посещал церковные собрания где выступал на диспутах и с
докладами, обличающими материализм. После одной из таких встреч
правящий архиепископ Иннокентий сказал ему : «Доктор надо быть
священником».
В 1921 году в Ташкенте Валентин Феликсович был рукоположен во иерея,
но врачебную практику не оставил.
10 июня 1923 года арестован вместе с протоиереем Михаилом Андреевым.
Незадолго до этого 31 мая принял хиротонию и стал епископом
Барнаульским а еще незадолго до этого ввиду отъезда архиепископа
Иннокентия сплотил вокруг себя всех верных патриарху Тихону людей и
священников против возникшего при ГПУ обновленческого движенияЖивой Церкви..
4.
5. Репрессии и страдания.
Всего за свою жизнь был сослан трижды : в1923-25(63, 70, 73, 83, 123) -Ташкент, Москва( Бутырка и Таганка), Туруханск, Плахино, Туруханск,
Черкассы, Ташкент.: 1929-1933 (10-14 и 186 п.1 УК УзССР):Северный край(
ИТЛ Макариха( Котлас.),Архангельск,Москва(1930) Архангельск( жил у
знахарки В.М Вальневой, где начал опыты с мазями ),Москва( 1933),
Феодосия, Архангельск, Ташкент, Анджиан(1934)- Сталинабад, где
оперирует бывшего секретаря Ленина Горбунова;
1937-1943(ст. 66 ч. 1, ст. 64 и 60 УК УзССР.): Ташкент, Москва(прошел
«конвейер» в тюрьмах НКВД), Красноярский край( Село Большая Мурта )
Томск(1940) ,Красноярск(1941) ,Москва( 1943)(участье в Поместном
Соборе, издание статей в официальном журнале РПЦ «Журнал Московской
Патриархии) Тамбов( 1944).Примерно в тоже время назначен на
Красноярскую кафедру( 1942)
В общей сложности провел в тюрьме и ссылках 11 лет . За это время он не
только оперировал, но и преподавал в Ташкентском МИ, написал
легендарную монографию « Очерки гнойной хирургии), проводил опыты с
лекарствами, писал опровержения на материалистические статьи, ослеп на
1 глаз в результате лихорадки, смог добиться восстановления некоторых
храмов , оставался тверд, даже когда на него клепали свои же священники
и врачи, которым он помогал деньгами даже из тюрьмы..
6.
7. Великая Отечественная война в жизни Владыки Луки.( 1941- 1945) ( 1941-1944)
«Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом погнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или
тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и
направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку.
Епископ Лука».
С октября 1941 –генконсультант всех госпиталей Красноярского Края и
главный хирург эвакгоспиталя. Каждый день работал по 8-10 часов в сутки
а иногда и ночи напролет, одновременно совмещая это с пастырской
деятельностью на посту главы Красноярской(1942-1944) и Тамбовской (
1944-1946) епархий.Участвовал в Поместном Соборе в Москве в 1943 году ,
стал Постоянным членом Священного Синода и издавал статьи на
политические темы.
Результат :Медаль «За доблестный труд в ВОВ» и бриллиантовый крест
на клобуке( 1945).
В начале 1946 года постановлением СНК СССР за научные труды „Очерки
гнойной хирургии“, законченном в 1943 году, и „Поздние резекции при
инфицированных огнестрельных ранениях суставов“, опубликованном в
1944 году» и изложенные в них методы лечения, профессору ВойноЯсенецкому была присуждена Сталинская премия первой степени в размере
200 000 рублей, из которых 130 тысяч рублей он передал на помощь детским
домам. Войно-Ясенецкий был единственным священнослужителем,
удостоенным этой премии.
8.
9. Тамбов ( 1944-1946)
В 1944 году Владыка получил указ о назначении на Тамбовскую кафедру.26 февраля 1944 года в Покровской церкви Тамбова он произнес свою первую
проповедь и принял чин покаяния от священнослужителей впавших в
обновленчество.
«тяжелый невроз прошел, когда возобновилось церковное служение».
За
время
двухгодичной работы на этой кафедре
святитель
восстановил и открыл для богослужения 24 прихода и неоднократно
ходатайствовал
об открытии в Тамбове главного Спасо –
Преображенского собора.
После смерти Патриарха Сергия( Старогородского)(1944) , на предсоборном
совещании предложил вернутся к традиции Поместных Соборов однако сам
на элекционном соборе не присутствовал.
Преследования его прекратились , но пошли доносы и изветы со стороны
Партии и Религиозного управления.
Но его любил Народ .Особенно всем нравились его проповеди.
Тогда он написал свой труд « Дух , Душа и Тело»( 1945-1947)
В Тамбове его именем названа одна из больниц и поставлен ему памятник.
10.
11. Крым (1946- 1961)
Прибыл в Крым на вертолете(05.1946).К его приезду епархия была в очень плачевном состоянии: церкви закрыты,
священников мало, земли разорены, многие церкви в ветхом состоянии а
священники не слишком радеют о своей пастве.
В 1948 году, учитывая тяжелейшее состояние сельских приходов епархии,
свя титель обратился с рапортом к Патриарху.
в 1949 году был избран почетным членом Московской Духовной академии.
Владыка сурово взялся за работу: карал нерадивых, поощрял достойных ,
отстраивал и спасал церкви( в частности в Евпатории), удалял
священников - аферистов и не боялся даже уполномоченных по религии
Жданова и Яранского, требуя , чтобы его называли « Ваше
Преосвященство» .А ему уже 70 и он полу слепой. Кроме того он не
забывал и врачебное дело и лечил людей даже после потери зрения, притом ,
что диагностику , что лечение он проводил очень точно.
Оперуполномоченные Жданов и Яранский характеризуют его как «
заносчивого и городого» , а его деятельность как « анти советскую», но
это клевета, ибо вся его жизнь была примером благочестия, терпения и
смирения.Святитель постоянно подвергался гонениям со стороны Г.Г
Карпова- главного уполномоченного по религии при МВД.
С приходом к власти Хрущова и началом нового витка антирелигии –
обратился к народу с проповедью « НЕ бойся малое стадо»
Умер Святой врач Лука 11 июня 1961 г. в Симферополе.
Похоронен вначале на 1-ом Симферопольском кладбище а потом в 1996г. в
Кафедральном Свято-Троицком Соборе Симферополя.
12.
13. Канонизация Святителя Луки.
22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лукаопределением Синода Украинской православной церкви (Московского
патриархата) причислен к лику местночтимых святых.
В ночь с 17 на 18 марта 1996 года состоялось обретение святых
мощей архиепископа Луки, которые ныне почивают в Свято-Троицком
кафедральном соборе Симферополя (ныне Свято-Троицкий женский
монастырь).
Был канонизирован как местночтимый святой также Красноярской
епархией.
В 2000 году Архиерейским собором Русской православной церкви
прославлен как исповедник (святой) в сонме новомучеников и
исповедников Российских. Дни памяти — 29 января, 29 мая (по
Юлианскому календарю)
Почитается как святой , также и в Греции, причем там его почитают, едва
ли не больше чем в России
«Общества православных врачей России» носит имя профессора
Войно-Ясенецкого].Его имя также носят Красноярский государственный
медицинский университет и «Поезд здоровья» (передвижная клиника в
виде железнодорожного состава), объезжающий поселки и населенные
пункты, не имеющие больниц и ФАП-ов.
14. Памятники и учреждения носящие его имя
3 храма в Москве.Евпатория: храм во имя Святителя Луки Исповедника. :
Ейск (Краснодарский край): храм во имя Святителя Луки] на территории Ейской
центральной районной больницы.
Екатеринбург: храм (строится) во имя Святителя и Исповедника Луки (ВойноЯсенецкого), архиепископа Крымского.
Железногорск (Красноярский край): часовня святителя Луки Войно-Ясенецкого
при клинической больнице № 51.
Керчь: храм Святителя Луки.
Симферополь: храм-часовня на территории Центральной клинической
больницы им. Семашко.
Ставрополь: храм на территории «Городской клинической больницы № 3».
пгт Романовка Саратовской области: улица, на ней установлена мемориальная
доска
Симферополь:
— памятник в сквере Святителя Луки перед Представительством президента
— памятник на территории 386-го военного госпиталя Военно-медицинского
клинического центра Крымского региона (установлен 2 июля 1997 г., скульптор
Ю. Г. Пустовита)
— бюст-памятник и мемориальная доска в Симферопольском военном
госпитале[175]
— имя Святителя Луки (профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого) присвоено
Симферопольскому военному госпиталю
— именем Святителя Луки назван сквер
15.
16. Заслуги святителя Луки перед Страной .
Не сломался перед машиной репрессий и не выдалникого .
Был смел и даже дерзок в страшное для Страны время
казней.
Будучи даже в тюрьме лечил людей и выводил их из
самых худших ситуаций.
Поднял хирургию и анастезиологию на качественно
новый уровень, написал ценнейшие труды по этим
областям медицины( Очерки гнойной хирургии).
Проповедовал и пастырствовал даже в ссылках и в
тюрьме и многого добивался.
Доказал всем , что сильно и искренне верующий
человек , делающий добро и им же на зло других
отвечающий не прогнется ни перед чем.
17. Избранные труды
Случай ретроградного ущемления кишечной петли в паховой грыже» Хирургия,1908
«Регионарная анестезия при операциях шеи, языка и верхней челюсти» Труды
Московского хирургического общества, 1909
«Регионарная анестезия» Труды Тамбовского физиологического медицинского
общества, 1909 «Кровяная саркома ребра» Хирургия, 1910
«Двустороннее повреждение блуждающего нерва» Хирургия, 1911
«Наш опыт лечения огнестрельного остеомиелита в госпиталях глубокого тыла»
1943
«Очерки гнойной хирургии» 2-е изд., 1943
«Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов»
Москва, 1944
Войно-Ясенецкий В. Ф. (Архиепископ Лука). Дух, душа и тело. — Брюссель: изд-во
«Жизнь с Богом», 1978.
Войно-Ясенецкий В. Ф. (Архиепископ Лука). Наука и религия. — М.: Бином, 2006.
Войно-Ясенецкий В. Ф. (Архиепископ Лука). Я полюбил страдание…
Автобиография. — М.: издательство Сестричества во имя святителя Игнатия
Ставропольского, 2008. —Войно-Ясенецкий В. Ф. (Архиепископ Лука). Слушайте
писание. Проповеди на евангельские темы . — м.: Образ, 2007.
18.
19. Цитаты.
Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве выего видели, своего Бога?
— Бога я действительно не видел, гражданин общественный
обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную
коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не
находил.
Вы все делаете для того, чтобы у сына был слуга, конь и самая лучшая
одежда, а чтобы он сам был хорош, об этом и подумать не хотите.
Ну что же, дети малые, что с них спрашивать?» Господь спросит с них!
Спросит грозно, зачем позволяли детям воровать с самого юного
возраста, зачем не учили Заповедям Божиим, зачем не внушили
отвращение и презрение к воровству и хулиганству?
Тяжкий, тяжкий ответ даст перед Богом каждый из тех, кто не заботится
о воспитании детей.
Любовь есть вершина всех совершенств, а чтобы взойти на вершину,
надо пройти все ступени. Чтобы стяжать любовь, горячую любовь к Богу,
любовь к ближнему, надо, прежде всего, чтобы стали невозможными
грубые грехи.
20.
Стяжать любовь могут только те, которые стали бесстрастными, т.е.освободились от всех страстей: от чревоугодия, блуда, гнева, от страсти
лжи, от страсти тщеславия и гордости.
При каждой горячей молитве, при каждом добром деле ощущаем мы
тихое веяние Святого Духа в сердце своём. Мы становимся мирными,
тихими, кроткими, молчаливыми, перестаём осуждать и разглашать
чужие грехи, и по этому благодатному изменению нашего духа узнаём,
что Дух Святой пребывает в нас.
Ибо нельзя родить дитя и бросить его; на родителях, и прежде всего на
матери, лежит святейшая обязанность – вырастить ребенка и дать ему
воспитание
Мы познаем Бога так, как ученые познают электроны, – по
проявлениям Его, по действиям Его, по излияниям на нас силы Божией,
по благодати Божией, которую мы ощущаем в сердцах наших.
Наука доказывает необходимость бытия Бога логически, эстетика
показывает идеальное бытие в образах, а религия соединяет, приводит
в общение с Богом.
Наука без религии – «небо без солнца».
21.
22.
23.
Латай, латай ,много нуждающихся !Рано тебе еще за упокой читать .Верь в Господа и силу его и поможет
он тебе!
Женщина ответственна за воспитание детей перед государством и
перед обществом. Более того, от этой обязанности она отказаться не
может и не смеет, ибо совершит тяжкий грех.
Слава бежит от тех, кто гонится за ней, кто ее жаждет, и находит тех, кто
бежит от нее. Истинная слава, слава от Бога, дается тем, кто не гонится
за ней.
Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины.
Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы,
гражданин общественный обвинитель?
Мне, иерею, голыми руками защищавшему стадо Христово, от целой
стаи волков и ослабленному в неравной борьбе, в момент наибольшей
опасности и изнеможения Господь дал жезл железный, жезл
архиерейский и великой благодатью святительской мощно укрепил на
дальнейшую борьбу за целостность и сохранение Туркестанской
епархии.
24.
Завещаю вам: непоколебимо стоять на том пути, на который я наставилвас. …Идти в храмы, где служат достойные иереи, вепрю не
подчинившиеся. Если и всеми храмами завладеет вепрь, считать себя
отлучённым Богом от храмов и ввергнутым в голод слышания слова
Божьего.
Против власти, поставленной нам Богом по грехам нашим, никак нимало
не восставать и во всём ей смиренно повиноваться
Я тоже полагаю, что очень многое в программе коммунистов
соответствует требованиям высшей справедливости и духу Евангелия. Я
тоже полагаю, что власть рабочих есть самая лучшая и справедливая
форма власти. Но я был бы подлым лжецом перед правдой Христовой,
если бы своим епископским авторитетом одобрил бы не только цели
революции, но и революционный метод. Мой священный долг учить
людей тому, что свобода, равенство и братство священны, но достигнуть
их человечество может только по пути Христову — пути любви,
кротости, отвержения от себялюбия и нравственного
совершенствования. Учение Иисуса Христа и учение Карла Маркса —
это два полюса, они совершенно несовместимы и потому Христову
правду попирает тот, кто, прислушиваясь к Советской власти,
авторитетом церкви Христовой освящает и покрывает все её деяния»
25.
26.
27.
Мы привыкли чувствовать аромат цветка, вдыхать запахморской земли после дождя или запах моря в следах соли,
оставшихся на нашей коже после купания. Как жаль, что нам
никто не говорил, что у души человека тоже свой аромат. Что
она тоже пахнет, а чем, это зависит от того, чем она живет и
чем каждый день наполняется.
Своей красотой, добротой, своей лаской и приветливостью,
своим милосердием вы можете и должны светить в этом мире.
На протяжении всей истории медицины именно инфекция
являлась одним из основных препятствий развития хирургии,
расширения диапазона и возможностей хирургической помощи.
Для хирурга не должно быть случая, а только живой
страдающий человек.
и был назначен в Тамбов, в области которого до революции было
сто десять церквей, а я застал только две: в Тамбове и
Мичуринске.
Чем глубже ум человека и обширнее его знания, тем смирнее и
скромнее он ведет себя.
28.
Можно, творя добрые дела, творить их с гордостью и тщеславием. Этоне праведность пред Богом – это мерзость пред Ним.
Без любви и без смирения не имеют никакой цены все добрые дела
наши. Мы только видим их добрыми, а на самом деле они не добры,
если не побуждаются святой любовью и святым смирением.
Ко всему тяжкому и неожиданному, что приходится нам переживать,
будем относиться с глубокой покорностью воле Божией, а не с
греховным ропотом на Бога, спасающего нас.
Милосердный Бог не оставляет нас в плену страстей, и голосом совести,
которым тихо говорит нам наш Ангел Хранитель, помогает нам бороться
с внушаемыми диаволом страстями и каяться в них.
Как ни грозно, как ни тяжко наше время, не будем унывать и падать
духом: будем верить всем сердцем, что конечная победа достанется не
темным силам ада, а непобедимой силе любви и правды Божией.
Когда истреблена будет земля и все дела на ней сгорят, тогда Господь
сотворит все новое: новую вселенную, новую землю, новое небо. Тогда
снизойдет с небес новый Иерусалим, предназначенный для обитания
святых вместе с Богом.
Новый Иерусалим – град чад Божиих. Они будут там наслаждаться
вечным и неизменным общением с Самим Богом.
29.
30.
31.
Тот несчастен, кто знает все и не знает Бога, и тот блажен,кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого.
Христос для человека мыслящего, человека, ищущего истину,
идущего по пути к совершенству, является конечным идеалом
Христос Своею смертью попрал смерть. Какую смерть? Духов
ную смерть. Ту смерть, сущность которой есть отчуждение от
Христа Бога, Который есть Любовь, Путь, Истина и Жизнь.
Духовная смерть есть отвержение пути добра, любви и истины
и предпочтение ему другого пути – пути зла, ненависти и лжи.
Духовная смерть – от диавола. Эту смерть попрал Христос
безмерным и неиссякаемым потоком любви Божественной,
излившимся с Креста Голгофского. Ненависть диавола к роду
человеческому побеждена любовью Божией к нему.
32.
В Господе Иисусе Христе была истинная жизнь, жизнь высшихстремлений к добру и правде, и эта жизнь неразрывно связана с
невинным светом, светом Божественным.
Конечная цель жизни нашей есть общение со Христом, Его
Предвечным Отцем и Святым Духом в жизни вечной и
бесконечной. Достижение этой великой цели должно начинаться
уже в этой жизни и с великим трудом и страданиями
продолжаться до конца ее.
Мы, христиане, задачей своей ставим не построение царства
земного, а достижение Царства Небесного. Это нечто
совершенно иное. В царстве земном и мы живем, и мы участвуем
в нем делами своими, но сердцем своим прилепляемся к Царству
Божию, к Царству Небесному.
33.
34.
35.
Все мы получаем освящение в храме Божием, освящаясь в немвеликими и преславными таинствами, которые делают нас близкими к
Богу, к Господу Иисусу Христу, делают нас даже храмами Духа Святого.
Христос разрушил ту преграду, которая стояла и доселе еще стоит между
людьми, чуждыми Богу. Он разрушил преграду презрения, высокомерного
отношения, даже ненависти верующих в Бога к тем, которые были
язычниками. Чем? Крестом Своим, которым Он всех объединил.
Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы устранить, истребить
всякую вражду между людьми, для того чтобы из разделенных людей –
язычников, иудеев и христиан – создать Себе нового человека в правде и
истине; чтобы всех объединить, всех примирить.
Крестом Своим, Кровью Своею, Плотью Своею, пригвожденною ко Кресту,
этой страшной жертвой разрушил Господь преграду, стоявшую между
людьми, и убил на Кресте вражду между ними.
36.
Все учение Христа чрезвычайно просто, как и все великое. Оно былообращено к людям с простодушными сердцами, его воспринимали
бесхитростные галилейские рыбари, которые стали светочами всему миру.
Если всю силу любви своей отдадим Христу – будем Его учениками, Его
друзьями, будем в вечном общении с Ним, когда кончится земной наш удел.
Недостаточно одних добрых дел, надо еще всем сердцем веровать в Господа
Иисуса Христа и пославшего Его Бога Отца, надо омыть свою греховную
скверну в купели крещения, нужно причащаться Тела и Крови Христовых.
Плоть и Кровь Христовы, воспринятые нами, светом Божественным проникают
во все органы, мозг и сердце наше, которые суть органы души и духа. Все
проникается духом Святым, нераздельно соединенным с телом и Кровью
Христовыми.
37.
38.
39.
“А кто же является столпом и утверждением мира во всем мире? Кто,если не наше правительство с его великим Главой, который всеми
силами борется против тех, кто готовит истребление миллионов людей
атомными бомбами?.. Ныне исполнилось семьдесят лет со дня
рождения этого великого человека, которому Бог вручил власть над
нашей страной. Сам Бог вручил — ибо читаем у апостола Павла: “Нет
власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
Посему противящийся власти противится Божию установлению” (Рим.
XIII, 1). Будем же помнить это, будем чтить власть и будем повиноваться
ей беспрекословно... И вознесем Богу благодарственное моление за то,
что Он дал нам этот столп мира, этот столп правды социальной. Аминь”
. Так называемый дарвинизм, признающий, что человек посредством
эволюции развился из низшего вида животных, а не является продуктом
творческого акта Божества, оказался только предположением,
гипотезой, уже устарелой и для науки. Эта гипотеза признана
противоречащей не только Библии, но и самой природе, которая
ревниво стремится сохранить чистоту каждого вида и не знает перехода
даже от воробья к ласточке.
40.
Я принял как Божию волю быть мне слепым до смерти, и принялспокойно, даже с благодарностью Богу».
«Обо мне не беспокойтесь. Господь отлично устроил меня в Хае. Я
радостен, глубоко спокоен, никаких нужд не испытываю…»
Мы не в силах достаточно ясно уразуметь тайны домостроительства
Божия, и только Священное Писание и подвиг веры помогают
приподнять эту таинственную завесу"
Никогда прежде не слышал мир и никогда более не услышит таких
Божественных заповедей и притчей, какие принес в мир воплотившийся
Сын Божий.
41.
Всеми своими притчами, полными великой и совершенной правды,Господь научал нас жить так, как живут Ангелы Небесные, творящие
волю Божию.
Своими великими заповедями блаженств Господь наш Иисус Христос
научил нас, какой должна быть истинная жизнь мира, жизнь, основанная
на высшей правде и любви. Научил нас, какими должны мы быть, чтобы
причислил Он нас к Своим друзьям и даже к братьям Своим.
Он пришел в мир, чтобы научить людей свободе. «Новый человек», как
он понимается в Евангелии, – поборовший в себе все испытания,
которые поборол Христос, и исполняющий заповеди Христовы. Будьте
совершенны, как совершен Отец ваш Небесный, милосерды, взыщите
правду, познайте истину, будьте сынами света.
42. Молитва Святителю Луке.
«Святитель Лука, Великийугодниче Христов! Услыши
нас грешных и помози рабу
божьему (имя) исцелиться
от тяжкого недуга, даруй
ему здоравие, услышь нашу
молитву. Помози ему,
Господи, облегчи муки
телесные и душевные, даруй
ему здоравие, долголетие,
многое лето, мир и
покаяние. Помилуй нас,
грешных, спаси, защити и
исцели! Яко благодать
Божья да прибудет со всеми
нами, аминь».
43. Использованные источники.
http://www.opvspb.ru/svt_luke/knigi_o_cvt_luki/12/https://religiya.temaretik.com/1020024528964421840/molitva
-luke-krymskomu-o-zdravii/
http://www.pravoslavie.ru/97218.html
https://www.livelib.ru/book/1000549109/quotes-ya-polyubilstradanie-avtobiografiya-svyatitel-luka-krymskij-vojnoyasenetskij
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BA%
D0%B0_(%D0%92%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%AF%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0
%BA%D0%B8%D0%B9)
44.
https://bookmate.com/books/rpNHNHsD/quoteshttp://www.k-istine.ru/sants/our_sants_luka_simferopolskiy-02.htm
https://mybook.ru/author/svyatitel-luka-krymskij-vojno-
yaseneckij/o-seme-i-vospitanii-detej/citations/?page=2
https://elitsy.ru/communities/29243/591885/
45. Спасибо всем , кто слушал и внимал.
Святителе Отче Луко , молиБога о нас !