реконструкция древних мифов: фольклор как способ заглянуть в прошлое
В мире записаны миллионы традиционных устных повествований. Каждый конкретный текст не имеет отношения к реальному прошлому и
При изучении фольклора возникают те же вопросы, что и при изучении культуры в целом и даже природы. Главный из них: Существуют
700 н.э. Похоже или нет?
Больше общего или больше отличий?
Выход из Африки
James George Frazer (1854-1941)
Мужские ритуалы
Ранние общества циркум-тихоокеанского мира были организованы иначе, чем в континентальной Евразии
«Заказчики» предметов изобразительного искусства в Меланезии, Австралии и Амазонии – взрослые мужчины, демонстрирующие свое
Мужской дом в бассейне р. Сепик, север Новой Гвинеи
Плетеные маски под крышей мужского дома, поперечник около 1 м
Общинный дом тукано (юго-восточная Колумбия). Во время совершения ритуалов в него нельзя входить женщинам. Рисунки на фасаде
Наряженные духами мужчины на празднике инициации девушек. Юго-восточная Амазония, начало XIX века
Новая мифология Юго-Восточной Азии
Подавляющее большинство известных нам мифов о происхождении человеческой анатомии и «странных браках» (с животными или
Рождение евразийского звездного неба
Подавляющее большинство повествований, связанных с интерпретацией звезд, созвездий и лунных пятен, записано в северной половине
Три звезды ручки ковша Большой Медведицы – охотники, ковш – медведь или лось. Маленькая звездочка рядом со вторым охотником –
Россия – родина слонов. А где находилась родина сказок?
Якоб Гримм (1785-1863)
Theodor Benfey (1809-1881)
Stith Thompson (1885 - 1976)
Григорий Николаевич Потанин (1835-1920)
Когда герои убегают от преследователя, они бросают позади гребень, который превращается в непроходимые заросли, и оселок,
Результаты статистической обработки мотивов, имеющих отношение к космологии и этиологии (условно говоря, извлеченных из
Результаты статистической обработки мотивов, извлеченных из приключенческих повествований (условно говоря, «сказок»). Граница
Обозначение Венеры словом Чолпан (Шолбон, Цолбон и т.п.)
Снова «сказочные» мотивы в несколько иной комбинации: Европа противостоит Центральной Азии и Кавказу
Те же «сказочные» мотивы, но вторая по значимости тенденция: лесная зона Евразии, с одной стороны, зона ранних цивилизаций – с
Перековка старых на молодых
Съеденная книга
Кривая башня и невестка мастера
Критерий истины есть практика, а если эксперимент невозможен – прямое наблюдение (как в геологии и археологии). В гуманитарных
Спасибо за внимание
46.53M
Категория: МифологияМифология

Реконструкция древних мифов: фольклор как способ заглянуть в прошлое

1. реконструкция древних мифов: фольклор как способ заглянуть в прошлое

РЕКОНСТРУКЦИЯ ДРЕВНИХ МИФОВ:
ФОЛЬКЛОР КАК СПОСОБ ЗАГЛЯНУТЬ
В ПРОШЛОЕ
«Щепотка соли» 16.02.2018
Юрий Березкин, Музей антропологии и этнографии
РАН, Европейский университет в Санкт-Петербурге

2. В мире записаны миллионы традиционных устных повествований. Каждый конкретный текст не имеет отношения к реальному прошлому и

никакой
информации о нем не содержит. Но в совокупности фольклорные тексты являются
уникальным источником для реконструкции прошлого. Важно не содержание
текстов, а распределение по миру одинаковых эпизодов и образов

3. При изучении фольклора возникают те же вопросы, что и при изучении культуры в целом и даже природы. Главный из них: Существуют

ли законы развития или оно
непредсказуемо и зависит от случайностей?
Изучая прошлое, что мы хотим узнать – что, где, когда
реально произошло? Или в силу каких законов это
произошло?
Это очень разные позиции. Практика показывает, что
занимающие их люди друг с другом договориться не могут

4. 700 н.э. Похоже или нет?

5. Больше общего или больше отличий?

6. Выход из Африки

7.

8. James George Frazer (1854-1941)

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17. Мужские ритуалы

18. Ранние общества циркум-тихоокеанского мира были организованы иначе, чем в континентальной Евразии

Ранние общества циркумтихоокеанского мира были
организованы иначе, чем в
континентальной Евразии

19.

20. «Заказчики» предметов изобразительного искусства в Меланезии, Австралии и Амазонии – взрослые мужчины, демонстрирующие свое

превосходство над женщинами и детьми. Предметы искусства
выставляются для обозрения во время мужских ритуалов

21. Мужской дом в бассейне р. Сепик, север Новой Гвинеи

22. Плетеные маски под крышей мужского дома, поперечник около 1 м

23.

24. Общинный дом тукано (юго-восточная Колумбия). Во время совершения ритуалов в него нельзя входить женщинам. Рисунки на фасаде

изображают мир предков

25. Наряженные духами мужчины на празднике инициации девушек. Юго-восточная Амазония, начало XIX века

26.

27. Новая мифология Юго-Восточной Азии

28.

29. Подавляющее большинство известных нам мифов о происхождении человеческой анатомии и «странных браках» (с животными или

монстрами) записано в
Америке и в пределах
индо-тихоокеанской
окраины Азии

30.

31.

32.

33.

34.

35. Рождение евразийского звездного неба

36. Подавляющее большинство повествований, связанных с интерпретацией звезд, созвездий и лунных пятен, записано в северной половине

Евразии и в Северной Америке

37.

38. Три звезды ручки ковша Большой Медведицы – охотники, ковш – медведь или лось. Маленькая звездочка рядом со вторым охотником –

котелок или собака

39.

40.

41. Россия – родина слонов. А где находилась родина сказок?

42. Якоб Гримм (1785-1863)

43. Theodor Benfey (1809-1881)

44. Stith Thompson (1885 - 1976)

45. Григорий Николаевич Потанин (1835-1920)

46. Когда герои убегают от преследователя, они бросают позади гребень, который превращается в непроходимые заросли, и оселок,

который превращается в гору

47.

48. Результаты статистической обработки мотивов, имеющих отношение к космологии и этиологии (условно говоря, извлеченных из

«мифов»). Граница между Западом и Востоком
проходит через Центральную Азию

49. Результаты статистической обработки мотивов, извлеченных из приключенческих повествований (условно говоря, «сказок»). Граница

между Западом и Востоком проходит через Восточную Европу

50. Обозначение Венеры словом Чолпан (Шолбон, Цолбон и т.п.)

51. Снова «сказочные» мотивы в несколько иной комбинации: Европа противостоит Центральной Азии и Кавказу

52. Те же «сказочные» мотивы, но вторая по значимости тенденция: лесная зона Евразии, с одной стороны, зона ранних цивилизаций – с

другой. При этом Китай к ней отношения не имеет. Схема
отражает не степень сложности общественного устройства, а сферы обмена информацией

53. Перековка старых на молодых

54. Съеденная книга

55. Кривая башня и невестка мастера

56. Критерий истины есть практика, а если эксперимент невозможен – прямое наблюдение (как в геологии и археологии). В гуманитарных

науках невозможно ни то, ни другое. Поэтому, хотя
культурная антропология (включая фольклористику) возникла
примерно в то же время, что и археология, ее формирование как
науки до сих пор не завершилось. За прошедшие полтора века в
культурной антропологии то и дело всерьез предлагались
недоказуемые, а порой и противоречащие здравому смыслу идеи.
К концу 20 в. серьезные ученые от них отказались (хотя такие идеи
до сих пор популярны в «провинциальной науке»), но пришла
другая беда. Опираясь на прекрасные теорию и методику,
исследователи общества и фольклора чаще всего занимаются
мельчайшими, не связанными между собой темами и вряд ли
могут ответить на наивный, но закономерный вопрос: а что вы
открыли?
Если культурная антропология и фольклористика хотят считаться
науками, они должны заниматься реконструкцией исторических
процессов и использовать количественные методы

57. Спасибо за внимание

English     Русский Правила