Психология восприятия
Тема 7. Зрительная система
Строение глаза
Сетчатка глаза (или сетчатая оболочка) – нейронный аппарат, состоящий из нескольких слоев нервных клеток, обеспечивающий
Строение сетчатки
Строение сетчатки
Строение сетчатки
Строение сетчатки
Строение сетчатки
Строение сетчатки
Зрительные проводящие пути
Тема 8. Восприятие цвета
Видимая часть спектра
Характеристики цвета
Характеристики цвета
Характеристики цвета
Характеристики цвета
Темновая адаптация
Спектральная чувствительность
Яркостный контраст
Яркостный контраст
Яркостный контраст
Яркостный контраст
Характеристики цвета
Цветовой круг
Характеристики цвета
Законы смешения цветов
Законы смешения цветов
Характеристики цвета
Характеристики цвета
Цветовое тело
Теории цветовых ощущений
Теории цветовых ощущений
Теории цветовых ощущений
Теории цветовых ощущений
2.51M
Категория: БиологияБиология

Психология восприятия. Зрительная система

1. Психология восприятия

Автор курса
Контактная информация:
к.т.н., ст. преподаватель
Останина Полина Александровна
тел.: 89048369067
e-mail: [email protected]

2. Тема 7. Зрительная система

3. Строение глаза

4. Сетчатка глаза (или сетчатая оболочка) – нейронный аппарат, состоящий из нескольких слоев нервных клеток, обеспечивающий

первичную
переработку оптической информации
на периферии зрительной системы
Многие авторы с полным основанием
расценивают сетчатку как кусочек мозговой
коры, вынесенной наружу.

5. Строение сетчатки

Фоторецепторы

6.

Строение сетчатки
Фоторецепторы
– светочувствительные клетки, в состав
которых входят пигменты, разложение
которых под действием света приводит к
возникновению нервного возбуждения

7. Строение сетчатки

Фоторецепторы
Колбочки
Колбочки
Палочки
-- рецепторы
дневного
рецепторы дневного
зрения,
зрения,отвечающие
отвечающиеза
за
восприятие
восприятиецвета
цвета
- рецепторы ночного и
сумеречного зрения
Колбочки сосредоточены в
Колбочки сосредоточены в
центральных участках
центральных участках
сетчатки – в центральной ямке
сетчатки – в центральной
или области фовеа, их
ямке или области фовеа, их
количество – 7 миллионов
количество – 7 миллионов
Палочки рассеяны по
всей поверхности сетчатки,
их количество – 130
миллионов

8. Строение сетчатки

Плотность распределения палочек и колбочек по
поверхности сетчатки

9. Строение сетчатки

Фоторецепторы

10. Строение сетчатки

Биполярные клетки
– принимают и передают дальше возбуждения от
групп соседних рецепторов
Горизонтальные клетки
– за счет своей разветвленной структуры объединяют
или тормозят возбуждения, возникающие в группах
рецепторов и биполярных клеток

11.

Строение сетчатки
Амакринные клетки
– передают установочные влияния центральных
отделов нервной системы на светочувствительную
периферию
Ганглиозные клетки
– обеспечивают трансляцию зрительной
информации в центральные отделы мозга
Ответвления ганглиозных клеток объединяясь образуют
зрительный нерв

12. Строение сетчатки

Афферентные клетки
– реагируют на частные признаки предметов, и дают
возможность зрительной коре выделять из
доходящей до нее информации огромное число
составляющих ее сообщений

13. Зрительные проводящие пути

Перекрест
или хиазма
Правое
полушарие
Зрительное
сияние
Зрительная
кора мозга
Нервные волокна,
идущие от левой части
сетчатки обоих глаз
Средний
отдел мозга
Левое
полушарие

14. Тема 8. Восприятие цвета

15. Видимая часть спектра

16. Характеристики цвета

Субъективные
Объективные
- Светлота
- Цветовой тон
- Насыщенность
- Яркость
- Доминирующая
длина волны
- Чистота цвета

17. Характеристики цвета

Субъективные
Объективные
Светлота
(видимая яркость)
Яркость
- величина,
определяющая
- свойство зрительного
интенсивность светового
ощущения, согласно
раздражения, равная
которому предметы
кажутся испускающими силе света с единицы
поверхности:
больше или меньше
света
В=I/S

18. Характеристики цвета

Восприятие светлоты
Физическая
яркость
света
Состояние
адаптации
зрительной
системы
Длина
волны
света
Размеры и
время
действия
раздражителя

19. Характеристики цвета

Изменение физической яркости света
- приближение
исходного цвета к
белому или черному
С ростом физической
яркости видимая яркость
изменяется медленно

20. Темновая адаптация

Благодаря адаптации
диапазон воспринимаемых
яркостей охватывает
огромную область от
совершенно темного до
слепяще яркого света
(от 10-4 до 106 нит)
Изменение нижнего абсолютного порога яркости
в ходе зрительной темновой адаптации:
I - тестирование белым светом, II - тестирование красным светом

21. Спектральная чувствительность

При дневном
освещении максимум
спектральной
чувствительности
приходится на длину
волны 555 нм, в темноте
он сдвигается в
коротковолновую часть
видимого спектра к
длине волны 510 нм
Кривые
спектральной
чувствительности
глаза в темноте
(а) и на свету (б)

22.

Пространственная суммация
- влияние размеров и времени действия
раздражителя выражается в увеличении
его видимой яркости с увеличением
величины раздражителя или длительности
его предъявления
Светлота раздражителя остается неизменной,
если с уменьшением его яркости одновременно
увеличивается его площадь или время его
предъявления

23. Яркостный контраст

Одновременный или
пространственный
- заключается в
обнаружении
зрительной
системой различий
яркости между
соседними участками
зрительного поля
Последовательный
- выступает в виде
последовательных
образов (зрительных
ощущений света,
продолжающихся
некоторое время после
окончания действия
раздражителя

24. Яркостный контраст

Одновременный или
пространственный
Серый квадрат
на черном
фоне кажется
светлее, чем
такой же
квадрат на
светлом фоне

25. Яркостный контраст

Одновременный или
пространственный
На восприятие
яркостного
контраста
влияет
сознательная
установка
наблюдателя

26. Яркостный контраст

Острота зрения
- способность видеть
два близко
расположенных
объекта
раздельными
Острота зрения, при
которой замечаются
интервалы между
объектами, величиной в
одну угловую минуту,
считается нормальной
Изменение остроты зрения в зависимости от
яркости фона и типа тест-объектов

27. Характеристики цвета

Субъективные
Объективные
Цветовой тон
Доминирующая
длина волны
- качественная
характеристика, в
отношении которой
цвет материала можно
приравнять к одному из
спектральных цветов
- длина волны
спектрального
излучения, которая
определяет цветность
поверхности

28. Цветовой круг

Длина волны определяет цветовой тон,
но цветовой тон не определяет длину волны. Одному и тому же
цветовому тону соответствует множество комбинаций
монохроматических раздражителей

29. Характеристики цвета

Зрительная система
способна различать очень
тонкие оттенки цветового
тона. Общее число
различных оттенков
монохроматических тонов
достигает 150—200

30. Законы смешения цветов

- Для каждого цветового тона существует
дополнительный цветовой тон, смешение с
которым дает ощущение нейтрального серого
цвета
- При смешении двух цветов, лежащих на цветовом
круге ближе, чем дополнительные, цветовой тон
смеси расположен посередине между
смешиваемыми цветами
- Одинаково выглядящие цвета, независимо от
своего спектрального состава, дают при
смешении одинаковые по цветовому тону смеси

31. Законы смешения цветов

С помощью
любых трех
цветов, не
являющихся
дополнительными,
можно получить
любой цветовой
тон
Пропорции красного (650 нм), зеленого
(530 нм) и синего (460 нм) цветов, необходимые
для получения всех цветовых тонов спектра

32. Характеристики цвета

Субъективные
Объективные
Насыщенность
Чистота цвета
- степень выраженности - отношение величины
яркости монохроматического
цветового тона, т. е.
излучения к суммарной
степень отличия
яркости монохроматического
хроматического цвета
и белого излучений,
от ахроматического той необходимых для
воспроизведения данного
же светлоты
цвета

33. Характеристики цвета

Насыщенность зависит от
яркости стимулов –
она максимальна для
средних уровней
освещенности и падает как
при увеличении, так и при
уменьшении яркости, вплоть
до полного обесцвечивания

34.

Цветовая адаптация
- выражается в общем или локальном уменьшении
воспринимаемой величины насыщенности
цветового тона при его длительном
рассматривании и в одновременном
возрастании видимой насыщенности
дополнительного цвета
Цветовой последовательный контраст
- проявляется в виде цветовых последовательных
образов, окрашенных в цвет, дополнительный к
видимому

35. Цветовое тело

Каждое горизонтальное
сечение цветового тела
является цветовым кругом
для данного уровня видимой
яркости

36. Теории цветовых ощущений

Трехкомпонентная
теория
Теория
противоцветов
Т. Юнг
Г. Гельмгольц
Э. Геринг

37. Теории цветовых ощущений

Трехкомпонентная теория
Число различных рецепторов цвета в сетчатке
должно быть невелико. Поскольку все цвета могут
быть получены с помощью смешения трех
основных, была выдвинута гипотеза, что в сетчатке
существуют три типа рецепторов, чувствительных к
синему, зеленому и красному цветам

38. Теории цветовых ощущений

Теория противоцветов
В сетчатке находятся три цветочувствительных
субстанции, их разложение приводит к
восприятию белого, зеленого и желтого цветов, а
восстановление, соответственно, к восприятию
черного, красного и синего цветов

39. Теории цветовых ощущений

Классические теории цветового зрения
не исключают, а дополняют друг друга, что
подтверждается выявленными в сетчатке
нейронами, увеличивающими активность в
ответ на освещение сетчатки красным
светом и уменьшающие ее в ответ на
зеленый свет. Наряду с такими "краснозелеными" элементами были найдены
также "желто-синие" и "бело-черные"
нейроны
English     Русский Правила