Похожие презентации:
Дипломатия Древней Греции
1.
Дипломатия древней греции12-8 вв до н э сохранялся родовой строй, 8-4 вв до н э – тип политического образования города
гос-ва «полисы», между ними разнообразные формы международных связей. Греки создали в
древности сложную систему дипломатических отношений, многие слова, относящиеся к
дипломатии, заимствованы из греческого языка. Греческие посольства состояли, по крайней
мере, из 2х послов, т. к. каждый из них представлял свою партию. Перед направлением послов
обычно посылались два вестника, обеспечивавших иммунитет послов и придававших миссии
религиозную санкцию. Греческие города посылали и принимали послов специального
назначения, которые снабжались верительным грамотами, выдавшимися народным
собранием.
В независимой Греции переговоры велись в условиях относительной гласности, а заключенные
договоры высекались на каменных плитах и выставлялись для всеобщего обозрения (система
открытых договоров). Нарушение договора считалось оскорблением Зевса. Арбитраж был
обычной процедурой для разрешения споров. В качестве арбитров выступали известные люди
- философы или победители Олимпийских игр.
Однако, английский дипломат Г. Николсон
считал греков плохими дипломатами, ввиду
следующих причин:
1.соперничество между полисами парализовало
их инстинкт самосохранения
2.хитрость и интриги подрывали основу
переговоров - доверие
3.разделение властей - исполнительной и
законодательной – было недостаточным
2.
Договоры и союзы.Третьим видом международных связей Греции служили договоры и военнополитические союзы — «симмахии». Из них самыми значительными были
Лакедемонская и Афинская (Делосская) симмахии.
Лакедемонская симмахия образовалась в VI столетии до нашей эры как союз городов
и общин Пелопоннеса. Во главе союза стояла Спарта. Высшим союзным органом
было общесоюзное собрание (силлогос), созываемое городом-гегемоном (Спартой)
один раз в год. Все города, входившие в союз, имели в нем по одному голосу, вне
зависимости от их величины и значения. Дела решались по большинству голосов,
после долгих прений и всяческих дипломатических комбинаций.
Другим крупным союзом эллинских городов была Афинская, или Делосская,
симмахия, во главе которой стояли Афины. Делосская симмахия образовалась во
время греко-персидских войн для борьбы с персами. Делосская симмахия отличалась
от Лакедемонской двумя чертами: во-первых, входившие в нее союзники платили
особый взнос (форос) в общественную казну на Делосе; во-вторых, они более зависели
от своего гегемона — Афин. С течением времени Делосская симмахия превратилась в
афинскую державу (архэ).
Отношения между обеими симмахиями с самого начала были враждебными. В конце
концов, во второй половине V века это привело к общегреческой Пелопоннесской
войне.
3.
Международные связи древней грецииПроксения
Греки создали институт проксенов,
защищавших права иностранцев, живущих в том
или ином городе. Проксен назначался
иностранным государством, интересы которого
он должен был защищать, но был гражданином
того города, в котором он жил. Проксен
оказывал гостеприимство и всяческое содействие
гражданам и в особенности послам государства,
интересы которого он защищал, был
посредником между ним и собственным
государством. За это он пользовался
определенными правами и привилегиями в
представляемом им государстве - правом
приобретать там имущество, народным
собранием и другими органами власти, правом
на общественное гостеприимство, почетным
местом на общественных празднествах и т.п.
институт. Через проксенов велись
дипломатические переговоры; приходившие в
город посольства обращались прежде всего к
своему проксену.
Амфиктионии
Так назывались религиозные союзы,
возникшие возле святилища какого-либо
особо чтимого божества. Как показывает
само наименование, в эти союзы входили
племена, которые жили вокруг святилища
(амфиктионы — вокруг живущие), вне
зависимости от их родственных отношений.
Первоначальной целью амфиктионии были
общие жертвоприношения и празднества в
честь почитаемого божества, защита храма
и его сокровищ, накоплявшихся от частных
и общественных приношений, а также
наказание святотатцев — нарушителей
священных обычаев.
4.
АмфиктионииВо время празднеств запрещалось вести войны и провозглашался
«божий мир». Амфиктионии в Древней Греции существовало
много. Самой древней и наиболее влиятельной из них была
Дельфийско-Фермопильская амфиктиония. Она образовалась из
двух амфиктионии: Дельфийской при храме Аполлона в Дельфах
и Фермопильской при храме Деметры. В ДельфийскоФермопильскую амфиктионию входило 12 племен. Из них каждое
имело по два голоса.
Верховным органом амфиктионии было общее собрание. Оно
созывалось два раза в год, весной и осенью. Уполномоченными
лицами собрания, фактически руководившими всеми делами,
были иеромнемоны, назначаемые государствами по числу голосов
амфиктионии. Одной из главнейших обязанностей иеромнемонов
было соблюдение «божьего мира» и устройство религиозных
празднеств.
5.
Этикет - своеобразный кодекс хороших манер и правил поведениялюдей дома, на работе, в транспорте принятых в данном обществе. С
древних времен люди вынуждены были соблюдать определенные
правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь.
Первоначально эти правила были едиными, т.е. они регламентировали
одновременно юридические, экономические, кровнородственные,
религиозные и нравственно этические отношения. Т.о. этикет в этот
период времени не выступал самостоятельно отдельно от других
правил, регулирующих общественную жизнь первобытного коллектива,
а представлял собой часть этих правил.
В Древней Греции послы носили специальные жезлы, которые
свидетельствовали об их представительской миссии - это так
называемые "жезлы Гермеса".
На верхушке жезла, обвитого лавром, были прикреплены крылья птицы
и два переплетенных узла. Узлы символизировали расторопность и
хитрость, а крылья - маневренность и подвижность. Послы были
знатоками международного этикета, очень часто именно от их знания
политической обстановки и правил, принятых в дайной стране, зависела
участь переговоров.
Этикет приветствия
Древние греки приветствовали друг друга: "Радуйся!", а современные
жители Греции говорят "Будь здоровым!".
6.
Никаких сложных правил этикета за столом тогда не знали. Хорошимтоном считалось черпать супы или соусы ломтем выеденного хлеба или
просто одной ложкой. После еды очищали руки хлебом или ароматной
глиной.
После блюд брались за вино. Эти симпозиумы, как называли такие пиры,
имели прежде культовый характер (их устраивали в честь бога Диониса)
с ощутимым эротическим компонентом. Они сопровождались
философскими беседами и дискуссиями. В более поздние
эллинистические времена симпозиумы окончательно превратились в
огромные оргии. В Древней Греции различали два типа человеческих
культур — «культуру стыда» и «культуру вины», имеющие
противоположные критерии оценки поведения человека.
В «культуре стыда» такие оценки имеют внешний характер — одобрение
при осуждении, подражания лучших и соперничество. В «культуре
вины» на первый план выходит внутренняя система ценностей — «суд
совести».
Если, например, чувство внутренней греховности, присущее
христианству, не было свойственно грекам, однако им были в высшей
степени присущи чувство стыда перед согражданами, опасения
публично попасть впросак. Эти важнейшие мотивы во многом
определяли поведение древнего грека в обществе.