КУЛЬТУРА XVI века
Литература и просвещение
Литература и просвещение
Литература и просвещение
Книгопечатание
Первые книги
Московский Апостол
Наука
Живопись
Икона «Церковь воинствующая»(ГТГ)
Архитектура
Фёдор Савельевич Конь (около 1540 — после 1606) — «государев мастер», один из немногих древнерусских зодчих, чьё имя
Андрей Чохов (около 1545 — 1629)
Царь Пушка
Выводы
19.04M
Категория: ИсторияИстория

Культура XVI века

1. КУЛЬТУРА XVI века

2. Литература и просвещение

Жанр. автор произведение
Содержание
Оформление идеи «Москва – третий Рим» послания игумена Филофея великому князю Василию III.
Летописание Сказание о князьях
владимирских
Алексей
Адашев
Московские государи ведут свое
происхождение от римского императора
Августа.
Сказание о Владимире
Мономахе
Получение Владимиром Мономахом царских
регалий от деда. Византийского императора
Константина Мономаха.
Лицевой лепописный свод
(Никоновская летопись).
10 томов. 16 тысяч
миниатюр на 10 тысячах
листов.
Обзор всемирной истории от сотворения
мира до середины XVI века. Обосновывается
мысль о том, что Русь является наследницей
древних монархий
Летописец начала царства
Описание первых лет правления Ивана
Грозного, взятие Казани, реформы и
доказывается необходимость установления
царской власти на Руси.
1560-1563 гг. Степенная книга.
Митрополит Афанасий.
Портреты и описания правлений великих
русских князей и митрополитов, от
Владимира I до Ивана IV. Правление
каждого из потомков Рюрика являлось
ступенью («степенью») в восхождении к

3. Литература и просвещение

Жанр. Автор.
Произведение
Содержание
Иван
Пересветов
Сказание о
царе
Константине.
Сказание о
МагометеСалтане.
Изложил свою программу преобразований в стране.
Размышлял о смысле и правде жизни,
Рассуждал о сильной государственной власти, создал
образ идеального правителя.
Высказывал мысль о возвышении людей по заслугам, а
не по богатству и знатности.
Андрей
Курбский
История о
великом князе
Московском.
1573 год.
Переписка с
Иваном
Грозным.
Идея просвещенной сословной монархии и народного
представительства.
Хронограф
1512 год.
Изложение событий от сотворения мира до падения
Византии и раскрытие особой роли Руси в истории
христианских народов. Отличается от летописи
повествовательностью изложения и сильном уклоне в
нравоучительность.
Публицистика
Протопоп
Сильвестр
Критика царя за отход от политики реформ и произвол,
убеждая его в необходимости почитания законов.
«Царь должен искати добраго и полезного совета не
токмо у советников, но и у всенародных человек».
Домострой
Энциклопедия домашнего хозяйства , и моральных
3 главы:
норм, определявшая поведение человека, его
религия, семья, обязанности в семье и обществе.

4. Литература и просвещение

Жанр. Автор.
Произведение
Содержание
Жития.
Митрополит
Макарий
Четьи – Минеи.
70-е годы.
12 томов.
Свод всей житийной литературы и
произведений русской средневековой
письменности, одобренных православной
церковью.
Четьи – это церковные рукописные книги,
предназначенные для назидательного чтения.
Минеи – сборники, в которых сочинения
расположены по месяцам, а внутри – по дням.
Исторические
повести
Казанское взятие.
Героическая тематика
Повесть о
Молодинском
сражении,1572г.
Повесть о
прихождении
Стефана Батория на
Псков ,1581г.

5.

жанр
произведения
Руководства по
грамматике и
арифметике
Начала грамоты греческой и русской,
Беседа об учении грамоте. Максим Грек (Михаил Триволис)
«Книга, рекома по –гречески Арифметика…а по-русски цифирная
счетная мудрость»
Букварь. И. Федоров,1574г. во Львове (ученик – Андроник Невежа)
Календари
праздников
Пасхалии Геннадия, Зосимы;
Круг миротворный Агафона;
Зрячая пасхалия Ермолая-Еразма
Хождения
1525г. –разговор дипломата Дмитрия Герасимова с Павлом
Новокомским (мысль о возможности пути в Индию через СЛО)
1558-1561гг. -Хождение посла и купца Василия Позднякова
(Константинополь,Иерусалим,Египет)

6.

. «МИНЕИ ЧЕТЬИ» (греч- ежемесячные чтения)
- собрание жизнеописаний отцов церкви,
житий святых для ежедневного чтения.
Составлено под руководством митрополита
Макария в 30—40-е гг. XVI в.,
включает 12 томов, каждый из которых
соответствует определенно
му месяцу и разбит по дням.
«Минеи Четьи» имеют 27 тыс. страниц
рукописного текста, украшенных орнаментами.
Куляшова И.П. 2007 г
«ДОМОСТРОЙ»
автор священник Сильвестр.
середина XVI в:
Свод житейских правил и
наставлений на основе
патриархальных порядков с
беспрекословным подчинением
главе семьи

7.

1563 г –первая типография в Москве.
Куляшова И.П. 2007 г

8. Книгопечатание

Иван Фёдоров
(родился между 1510 и
1530 гoдами, умер
в 1583).
1564 – изобретение
книгопечатания.

9.

Первопечатник в России – Иван Фёдоров.
1564 – начало книгопечатания на Руси.
Помощник – Пётр
Мстиславец.
Первая печатная
книга, вышедшая в
России,—
«Апостол» (1564).
1565 г –«Часослов» сборник ежедневных
молитв.
Всего в XVI в было издано 20 книг.
Куляшова И.П. 2007 г

10. Первые книги

Апостол – 1564 (богослужебная книга,
содержащая: части Нового Завета —
«Деяния» и «Послания святых
апостолов»)
Часослов – 1565.
Первый букварь 1574.

11. Московский Апостол

12.

13.

14.

В последние годы жизни
талантливый русский
первопечатник Иван
Федоров разрабатывает
разборную модель пушки,
и даже предлагает
её Саксонии и Австрии.
Правителям этих
государств разработка не
приглянулась.

15. Наука

Пасхалии – таблицы с указание дат
Пасхи.
Географические знания получали по
писцовым, межевым, посольским
землям.
Исторические знания отражены в
хроногрофах.
Появляются руководства по
солеварению.

16. Живопись

•Стирание границ местных школ
•Усиление светских элементов
•Господствовала московская школа

17.

Дионисий с сыновьями и соратниками –
Успенский собор и Ферапонтов Монастырь (фрески собора Рождества
Богородицы)
Росписи стали посвещать историческим событиям(светский элемент),
собор1553-1554гг. разрешил изображать лица князей, «бытийное письмо»:
сер.16в. – икона «Церковь воинствующая» (воспевает в аллегорической
форме взятие Казани, Ивана Грозного)
Фрески Грановитой палаты (возвышение Бориса Годунова)
Конец16-17 век – иконы «Строгановского письма» :
Прокопий Чирин, Истома Савин, Палехские мастера
Миниатюрность, изящество, праздничность, виртуозность, изощренность
Вывод: с одной стороны растет мастерство, совершенствуется техника,
с другой стороны – теряется широкое дыхание, монументальность,
глубина живописи.
Книжная миниатюра

18.

Дионисий с сыновьями и соратниками
Ферапонтов Монастырь (фрески и иконы собора Рождества Богородицы)
Воскресение – Сошествие во ад.
Дионисий и мастерская
Иоанн Предтеча
Богоматерь Одигитрия

19.

Дионисий и мастерская
Успенский собор
Митрополит Петр с житием
Митрополит Алексий с житием

20. Икона «Церковь воинствующая»(ГТГ)

21.

Прокопий Чирин.1593-1627гг.
Икона Никита Воин.ГТГ
Избранные святые.

22. Архитектура

Кремлевский ансамбль
Успенский собор,1475-1479 - Аристотель Фиораванти,
Грановитая палата- остаток от Княжеского дворца - Пьетро Солари и Марко
Руффо(Фрязин),
Архангельский собор,1505-1508- Алевиз Новый
Благовещенский собор 1484-1489гг, церковь Ризоположения 1484-1486гг.-псковские
мастера
Колокольня Ивана Великого 1505-1508гг.,1600г.
1485-1495гг – крепостные стены, 18 башен, мерланы – итальянские «ласточкины хвосты
1530-е гг. –стена Китай-города (Петрок Малый, итал.)
1585-1593гг. -стена Белого города Ф.Коня (в пределах Бульварного кольца)
Кон.16в. – Скородом – деревянные стены на Земляном валу(Садовое кольцо).

23.

24.

Успенский собор Московского Кремля
1475-1479гг.(Аристотель Фиораванти)
Благовещенский собор Московского Кремля
1484-1489гг.(псковские мастера)

25.

26.

27.

Архангельский собор 1505-1508
был до начала XVIII в.
усыпальницей
московских князей и
царей,
архитектор
Алевиз Новый
Здесь покоятся великие князья Иван
Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван
Грозный, цари Михаил и Алексей
Романовы. В раках хранятся мощи святых
- князя Михаила Черниговского и святого
царевича Дмитрия, младшего сына Ивана
Грозного, убитого в Угличе.
Куляшова И.П. 2007 г

28.

Архангельский собор Московского кремля. 1505-1508гг.
Алевиз Новый

29.

30.

Церковь Ризоположения

31.

колокольня Ивана Великого
1505-1508 гг
Архитектор Бон Фрязин. Высокий стройный столп из двух поставленных
один на один восьмигранников (походила на русские сторожевые башни).
1532 – звонница для тяжёлых колоколов. Арх. Петрок Малый.
1624 – Филаретовская пристройка арх. Бажен Огурцов.
Куляшова И.П. 2007 г

32.

По образцу Успенского собора Московского Кремля строятся:
1525г. – Смоленский собор Новодевичиего монастыря в Москве
Успенский собор Троице-Сергиева Монастыря
1568-1570гг.- Софийский собор в Вологде

33.

Появляются храмы шатрового типа по образцу
деревянных церквей:
1532г. – церковь Вознесения в селе Коломенское
1555-1561гг. –Покровский собор (Барма и Постник)
1565г. – деревянные хоромы купцов Строгановых в
Сольвычегодске
Храм св.Троицы (Преображенский) в Вяземах в имении
Бориса Годунова
Крепостные сооружения в Нижнем Новгороде, Туле, Зарайске, Коломне,
Смоленске.

34.

Шатёр – завершение центрических сооружений (колоколен, башен, храмов,
крылец, ворот) в виде четырёхгранной пирамиды либо конуса.
Церковь Вознесения в селе Коломенском.
Построена в 1532 г., в честь рождения
наследника Василия III - будущего царя Ивана
Грозного.
Высота около 62 м с крестом
Здание выстроено из кирпича, почти все
архитектурные детали выполнены из белого
камня.
Шатер выложен из кирпича, с
незначительным отступом каждого
последующего ряда по отношению к
предыдущему.
«… Бе же та велми чюдна высотою и светлостью,
такова не бывала прежде того на Руси», - писал
летописец.
Куляшова И.П. 2007 г

35.

36.

Медный бунт . Э. Лисснер

37.

.
Храм Василия Блаженного.
(Покровский собор).
1555—1561.
Зодчие Барма и Постник
построен в честь взятия
русскими войсками
Казани.
Сначала собор был
окрашен в белый цвет, и
только в XVII в получил
пёструю окраску.
Соединение переходами, галереями девяти различных
столпообразных храмов символизировало объединение
земель и княжеств в единое русское государство.
Куляшова И.П. 2007 г

38.

39. Фёдор Савельевич Конь (около 1540 — после 1606) — «государев мастер», один из немногих древнерусских зодчих, чьё имя

зафиксировано
источниками.
каменные стены и
башни Белого
города Москвы
(1585—1593; по
линии нынешних
бульваров)
мощные городские
стены Смоленска
(1596—1602);

40.

Смоленский Кремль
конец XVI в архитектор Фёдор Конь.
.
«ожерелье земли
русской»
Куляшова И.П. 2007 г

41. Андрей Чохов (около 1545 — 1629)

Андрей Чохов (около 1545 —
1629)
выдающийся русский
пушечный и колокольный
мастер, литейщик.
Более 40 лет работал в
Москве на Пушечном
дворе, где создал большое
количество (по
документам известно
более 20) тяжёлых орудий,
в том числе Царь-пушку
(1586).

42. Царь Пушка

Средневековое артиллерийское
орудие (бомбарда), памятник
русской артиллерии и литейного
искусства, отлитое из бронзы в
1586 году
Изначально задуманная для
обороны Кремля oт зaхвaтчикoв,
Царь-пушка была установлена на
пушечном раскате (специальный
деревянный настил из бревен)
около Лобного места на Красной
площади, однако в боевых
действиях не участвовала.

43.

44.

ОБРАЗ ЭПОХИ
И.Е.Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1883-1885 гг.

45.

ОБРАЗ ЭПОХИ
В.И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. 1895 г.

46.

ОБРАЗ ЭПОХИ
М.М. Антокольский. Ермак. 1891 год.

47.

ОБРАЗ ЭПОХИ
С.Волнухин. Памятник Ивану Федорову в Москве.1909 год.

48.

49. Выводы

•Становление единых стилей
•В процессе централизации закладывается фундамент
российской многонациональной культуры
•Языковая и этническая консолидация не привели к потере
культурной самобытности многочисленных народов России
•Духовная жизнь по прежнему определяется христианским
мировоззрением
•Зарождается тенденция к обмирщению культуры : в
произведениях появляются реалистические черты,
появляются светские и демократические элементы
•Стоглавый собор1551г. Признал образцом живопись Андрея
Рублева, архитектуру Успенского собора Московского
Кремля , в литературе – сочинения митрополита Макария и
его кружка.
English     Русский Правила