Похожие презентации:
Социальные институты
1. Социальные институты
Немова ОльгаАлексеевна
к. соц. н., доцент
кафедры Экономики
предприятия НГПУ им.
К. Минина
2. Основные институты общества:
• Определение и типология социальныхинститутов.
• Функции и дисфункции институтов.
• Институт как социальная организация
3. Определение и типология социальных институтов
• Социальный институт (лат. institutum — установление,обычай, учреждение) – это устойчивый комплекс
формальных и неформальных правил, принципов, норм,
установок, регулирующий различные сферы
общественной жизни и организующих их в социальную
систему.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Термин «социальный институт» впервые
предложил английский социолог XIX века Герберт
Спенсер. Он выявил 6 типов социальных
институтов:
промышленный,
профессиональный,
политический,
обрядовый,
церковный,
домашний.
Герберт Спенсер
(1820-1903)
4. Социальный институт представляет собой:
ролевую систему, в которую включаются
также нормы и статусы;
совокупность обычаев, традиций и правил
поведения;
формальную и неформальную
организацию;
совокупность норм и учреждений,
регулирующих определенную сферу
общественных отношений;
обособленный комплекс социальных
действий.
5.
Основная институциональная концепция общества быларазработана Р. Мертоном и Т. Парсонсом. Типы институтов
в современной социологии определяются по их социальнофункциональной роли.
1.
Институты, регулирующие репродуктивное
поведение, — семья и семейно-родственные связи.
2.
Институты, определяющие отдельные виды
созидательно-общественной деятельности — воспитания,
образования, производства.
3.
Институты, обеспечивающие сохранение и
устойчивость общества, — власть, политика, армия и т.п.
4.
Институты, регулирующие деятельность в сфере
культуры, — средства массовой информации, театр, кино,
музеи.
5.
Институт церкви и религии.
6. Институтционализация
Институционализация – закреплениепрактики или области общественных
отношений в виде закона или социальной
нормы, принятого порядка. Это
формализация социальных связей и
отношений.
7. Этапы институционализации
Возникновение общественно значимойпотребности, формирование задач для ее
удовлетворения.
Стихийно складываются социальные нормы и
правила.
Практическое применение, утверждение данных
норм и правил в обществе.
Установление санкций для поддержания норм и
правил, создание системы статусов и ролей для
всех членов института.
8. Причины оказывающие влияние на изменения социальных инститов
1. Эндогенные (внутренние) изменения происходят из-за кризисных явленийвнутри института, вследствие чего
социальный институт уже не
удовлетворяет все общественные
потребности.
2. Экзогенные (внешние) изменения –
происходят в связи с внешним
воздействием на социальный институт
9. Основные институты общества
10. Функции и дисфункции институтов
Фунхция (от лат. functio — исполнение, осуществление) —назначение или роль, которую выполняет определенный
социальный институт, или процесс по отношению к целому
(например, функция государства, семьи и т. д. в обществе).
Функцией социального института будем называть ту
пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря,
совокупность решаемых задач, достигаемых целей,
оказываемых услуг.
Дисфункция социального института – это нарушение
взаимодействия социального института с социальной
средой.
11. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
ФункцииИнституты
Основные роли
Рождение и
семейноотец мать ребенок
воспитание
брачные
детей
Добывание пищи, экономические работодатель
одежды, жилья
наемный работник
покупатель
продавец
Поддержание
политические законодатель
законов, правил и
субъект права
стандартов
Физические
черты
дом
обстановка
фабрика
офис
магазин
Символические
черты
кольца
обручение
контракт
деньги
торговля марка
реклама
общественные
здания и места
флаг
кодекс
хартия
Содействие
религиозные
соборным
отношениям и
установкам, и
углубление веры
Батюшка, дьяк,
епископ, патриарх
собор, церковь
Крест, алтарь,
Библия
Социализация
людей,
приобщение к
базисным
ценностям
Учитель,
преподаватель
школа
Аттестат,
диплом,
грамота
образование
12. Пример функционального устройства политического института
13. Явные и латентные функции социальных институтов
14.
Соколов Э. В. Функции и дисфункцииНа одном из островов Тихого океана существовал обычай «охоты
за головами». Юноша, достигший совершеннолетия, в день
инициации, т. е. посвящения во взрослые, должен был принести
голову иноплеменника, чтобы доказать свое мужество и
способность к воинскому ремеслу. Этот обычай был запрещен
английской администрацией как вредный и антигуманный. Вскоре
после этого в обществе аборигенов начались процессы
дезорганизации. Люди бросали обжитые места. Рисовые поля и
хранилища зерна оставались без присмотра. Старые и больные не
получали помощи. Старейшины, руководившие полевыми
работами и распоряжавшиеся запасами риса, утратили авторитет.
Приглашенные на остров этнографы установили, что порядок и
власть в данном обществе были тесно связаны с культурой
рисосеяния, которое не было, однако, жизненной необходимостью,
поскольку остров был богат рыбой, дичью и вкусными плодами.
Рис использовался для приготовления ритуальной еды,
употреблявшейся во время инициаций.
15.
Инициации и «охота за головами» были, по мнению этнографов, темипраздничными, «пусковыми» событиями, которые придавали Смысл
движению времени и приводили в действие всю систему хозяйственнокультурных связей. Без рисосеяния вполне можно было прожить
несколько лет. Но случись неурожай фруктов или мор рыбы, и население
умерло бы с голоду.
Запасы риса, помимо ритуального значения, давали гарантию
выживания в экстремальных условиях. Если бы люди каждый год не
сеяли рис, навыки работы с этой культурой скоро бы забылись и
восстановить их в нужный момент было бы трудно. Полезность,
функциональность земледелия определялась также тем, что оно
стабилизировало отношения между семьями и кланами. Полевые
работы, которые в утилитарном смысле представлялись
необязательными, должны были как-то поддерживаться.
Таким поддерживающим символом была «охота за головами». Если мы
хотим устранить какой-то вредный обычай, мы должны спросить себя:
чем он «полезен» в данном обществе, какую функцию он выполняет.
Установив это, можно искать ему замену - то, что называют
функциональным эквивалентом». Прежде чем бороться с пьянством,
нужно понять, почему люди пьют, сформировать культурный ответ на
потребность, удовлетворяемую алкоголем, а затем постепенно
«вытеснять» пьянство, расширяя сеть стадионов, увеличивая продажу
безалкогольных напитков, создавая условия для непринужденного
общения.
16.
Другой вывод из приведенного примера состоит в том,что функциональны элементы культуры-действия, идеи,
вещи-могут иметь символический характер. Символы
нужны потому, что многие важные для общества цели и
нормы не имеют большой силы для индивидуального
сознания. Индивид действует обычно, исходя из
собственной выгоды и расчета. Но обществу важно,
чтобы и в повседневном поведении, и в критические
моменты действовали бы социальные мотивы
поддерживались «стратегические» цели и интересы. Для
этого нужны символы, святыни. Имена национальных
героев вспоминаются не часто. Но когда враг у ворот,
они появляются на знаменах бойцов и становятся
могущественной силой.
Источник: Соколов Э. В. Культурология. Очерки теорий
культуры. Пособие для старшеклассников. М., 1994. С.
106-107.
17. Вопросы и задания к тексту.
1.Что такое функциональные эквиваленты? Приведите примеры.
2.
Какую роль в жизни описанного племени играл обычай «охоты за
головами»?
3.
Почему автор назвал его поддерживающим обычаем?
4.
Какую роль играла культура рисосеяния в жизни этого племени?
5.
Почему действия английской администрации следует признать
ошибочными?
6.
Проанализируйте по литературным источникам борьбу с
алкоголизмом в России как в дореволюционный, так и в советский
периоды. Почему антиалкогольная кампания М. Горбачева не увенчалась
успехом? Назовите причины провала. Как бы вы объяснили их с
этнографической точки зрения?
7.
Приведите собственные примеры запретительных действий
властей (местных, региональных) за любой период истории нашей страны,
которые не увенчались успехом именно потому, что нарушал принцип
функциональной эквивалентности.
18. Институт как социальная организация
19. Вопросы для обсуждения
1.В чем заключаются понятия «социальная структура» и
«социальная стратификация»?
2.
В чем заключается концепция социальной структуры П.
Сорокина?
3.
Как происходит социальная стратификация в обществе?
4.
Что такое страта?
5.
В чем содержание понятия «социальный институт»?
6.
Что такое институционализация?
7.
Что такое группа в социологии?
8.
Каковы признаки группы и их виды?
9.
Что такое коллектив и каковы его признаки?
10.
Какие бывают виды коллективов?
20. Основные понятия темы:
Социальная структура
Социальный слой
Стратификация
Социальная стратификация
Страта
Статус
Социальный институт
Институционализация
Группа
Формальная группа
Неформальная группа
Коллектив
Социальный престиж
Социально-демографическая структура
21. Рекомендуемая литература
1.Андреева Г.М. Психология социального познания. М. :
Аспект-Пресс, 2000.
2.
Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде.
М. : Фи¬нансы и статистика, 2004.
3.
Зборовский Т.Е. Общая социология. М.: Гардарики, 2004.
4.
Маршак А.Л. Общая социология. Ростов-на-Дону.: Феникс,
2004.
5.
ТощенкоЖ. Т. Социология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
6.
Фролов С.С. Социология. М.: Гардарики, 2002.
7.
Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. М. :
ГроссМе- диа, 2005.
8.
Шапиро С.А. Организационные коммуникации в целях
эффективной работы компании. М.: ГроссМедиа ; Росбух, 2007.