Похожие презентации:
Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917)
1. Эмиль Дюркгейм
Доклад Никифоровой Анастасии,Группа 14 ФПЛ
НИУ ВШЭ – НН, 2015
2.
• ДЮРКГЕЙМ, ЭМИЛЬ(Durkheim, Emile)
(1858–1917) –
французский
мыслитель, один из
создателей социологии
как самостоятельной
науки, основоположник
профессиональной
социологии.
3. Биография
• Э.Дюркгейм родился в городе Эпинале в семьенебогатого потомственного раввина.
Первоначальное образование получил в колледже
родного города, в 1879 поступил с третьей попытки в
Высшую Нормальную школу в Париже, которую
закончил в 1882. В течение трех лет преподавал
философию в провинциальных лицеях Франции.
• В 1885 он совершил поездку в Германию для
дополнительного ознакомления с философией,
социальными науками и этикой. По возвращении
начал читать курс лекций по социальной науке и
педагогике на филологическом факультете в
университете Бордо.
4. Биография
• В 1893 защитил докторскую диссертацию Оразделении общественного труда и в 1896 возглавил
кафедру «социальной науки».
• Работая в университете Бордо, Э.Дюркгейм
публикует две свои самые знаменитые
работы: Правила социологического метода (1895)
и Самоубийство(1897).
• В 1898–1913 он руководил изданием
«Социологического ежегодника».
• В 1902, получив звание профессора, Дюркгейм
перешел в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки
о воспитании». В этот же период вышла его последняя
крупная работа, Элементарные формы религиозной
жизни (1912).
5. Внешние влияния
• Неокантианство – Шарль Ренувье и ЭмильБутру: рационализм, научный подход к
исследованию нравственности,
антиутилитаризм и принцип светского
образования.
• Нюма-Дени Фюстель де Куланж, -> методология
Дюркгейма
• Социологический позитивизм Огюста Конта
• Школа социального реализма
6. Концепт предмета социологии
• Социология должна изучать социальнуюдействительность, которая обладает
специфическими качествами
• Элементами этой действительности выступают
социальные факты, которые существуют
независимо от индивидов и доминируют над
ними, то есть оказывают на них принудительное
воздействие.
• Материальные социальные факты (закон,
бюрократия) vs нематериальные (культура,
социальные институты).
7. Общество, массовое сознание и культура
• Массовое сознание• Социальная интеграция
• Совокупность убеждений и настроений,
знакомых рядовым членам общества,
формирует детерминированную систему,
живущую собственной жизнью. Её можно
назвать массовым или общим сознанием.
Эмиль Дюркгейм
8. Типы социальной солидарности
Механическая СС• солидарность по
сходным признакам:
индивиды выполняют
одинаковые функции и не
имеют индивидуальных
черт.
• Наблюдается в
архаических
обществах.
Органическая СС
• Взаимодополнение
людей =
взаимодополнение
частей тела в организме
• Возникает в связи с
разделением труда
9. «Самоубийство»
• Дюркгейм проследил взаимосвязь междусоциальными фактами и различиями в показателях
самоубийств между группами, регионами,
странами и разными категориями людей.
• Дюркгейм стал основоположником прикладной
социологии и способствовал развитию в
социологической науке количественного анализа.
• «Аномия» - один из важнейших факторов,
способствующих росту самоубийств.
• Аномия – это негативное отношение индивидов к
нормам и ценностям, преобладающим в обществе,
результат разрушения солидарности.
10. «Элементарные формы религиозной жизни»
• Религия служит источником товарищества исолидарности в обществе
• Попытка определения связей между религиями
разных культур и поиска общего знаменателя
этих вероисповеданий
• «Религия есть унифицированная система верований и
практик, связанных со священными предметами, то есть
предметами обособленными и запрещёнными, —
верований и практик, которые объединяют в одномединственном нравственном сообществе,
называемом церковью, всех тех, кто придерживается их.»
Э. Дюркгейм
11. Три основные концепции
• Священное• Верования и практики
• Нравственное сообщество
12. Основные сочинения
«Элементы социологии» (1889)«О разделении общественного труда» (1893)
«Правила социологического метода» (1895)
«Самоубийство» (1897)
«Элементарные формы религиозной жизни:
тотемическая система в Австралии» (1912)
• «Воспитание и социология» (опубликовано
посмертно в 1922)
• «Социология и философия» (опубликовано
посмертно в 1924)
• «Эволюция педагогики во Франции» (опубликовано
посмертно в 1938)