Культура и Искусство ДРЕВНЕГО РИМА
2.53M
Категория: ИсторияИстория

Культура и искусство Древнего Рима

1. Культура и Искусство ДРЕВНЕГО РИМА

Презентация для уроков искусства в 8 классе
разработала – учитель изо ГБОУ СОШ №262
Красносельского р-на Санкт- Петербурга
Маркушева Светлана Петровна
2016 год

2.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА РОЛИ РИМСКОГО ГОСУДАРСТВА
Цивилизация Древних Римлян, наряду
с другими Античными культурами,
является Колыбелью современной
Европейской культуры , поскольку
именно она синтезирует
в своей культуре и искусстве все
лучшие достижения покорённых и
завоёванных народов . В свою очередь,
в завоеванных странах
образ управления и социальнополитического обустройства
утверждался по образцу
передового Римского закона и права.

3.

Римское государство начинает формироваться-на территории Аппенинского полуострова
в начале 8 в.до.н. э. объединив культуры народностей – этрусков и
воинственных латинов, которые к 6 в. до н. э. захватили и расширили территории
этрусков до масштабов всего Аппенинского полуострова. ( 753 г.до н.э. – 476 г.н.э.)
Карта Рима в период
ИМПЕРИИ
Таким образом в развитии Римского государства отмечают три главных периода:
- период этрусков - VIII – VI вв. до н.э.
- Римская республика – 509 г.до.н.э. ( IV в. до н.э. – 1.в. до н.э.)
- Римская Империя – 27 г. до н. э. ( 1 в. н. э. - V в. н. э.)

4.

Благодаря захватническим войнам в период Республики, а ещё больше в период Империи,
Рим, захватил огромнейшие территории, объединив и синтезировав культуры многих
народов Европы, Азии и Африки, при этом основой формирования художественной
культуры Рима является Греческое искусство, что можно проследить в структуре
религиозных верований и традиций римской архитектуры и скульптуры, философии,
истории, литературы, музыки и театра.

5.

ЛЕГЕНДА О ПОЯВЛЕНИИ РИМА
Согласно легенде, прародителем римлян был троянский Герой – ЭНЕЙ, сын Венеры и
родственник Греческого Царя Приама. Эней странствует по свету и останавливается в
стране Латинов, где женится на принцессе Лавинии, его сыновья становятся правителями
Города, но все трагически погибают при свержении, в живых лишь остаются
внуки ЭНЕЯ - Рем и Ромул, оставленные в корзинке на берегу реки ТИБР.
Этих малышей нашла и вскормила волчица . Когда они выросли, то решили основать
город на месте где их нашла волчица. Совершая обряд пропахивания границы будущего
города, братья поссорились, и в ссоре Ромул убил Рема. Ромул стал правителем города,
в свою честь он назвал город Рим по латыни ROMA.
Памятники культуры этрусков.

6.

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА ( ЖИЛИЩНАЯ )
В основе домостроения римлян лежат традиционные постройки этрусков - атриум,
постройка прямоугольной формы с открытым квадратным пространством и бассейном
в центре , по периметру которого располагаются комнаты.
Внутренние помещения дома богатого патриция ( родовитого дворянина), были украшены
мозайками и фресками, скульптурными изваяниями, имели открытый дворик
с бассейном и колонадой.

7.

АРХИТЕКТУРА ОБЩЕСТВЕННАЯ
Римляне много стоили, в том числе общественные сооружения, в том числе театры,
стадионы, библиотеки, бани, здания для правительства и сборов общественности ( биржи),
и даже здания для проживания , снимаемые небогатыми жильцами в аренду – ИНСУЛЫ.
Здания эти представляли собой многоэтажные дома (4-5 этажей) прямоугольной формы,
с открытым внутренним двором и системой коридоров и комнат для жилья. Инсулы
предназначались для временного проживания, типа гостиниц и общежитий, которыми
чаще всего пользовались небогатые патриции и плебеи, путешествующие купцы
и приезжие гости.

8.

АРХИТЕКТУРА ХРАМОВАЯ
В основе типа храмовых построек Древних римлян били взяты основные типы
греческих храмов – прямоугольной и круглой формы ( периптер и ротонда).
Благодаря изобретению нового строительного материала - БЕТОНА, и
усовершенствования строительных технологий, в Риме появляются новые конструкции,
позволяющие строить монументальные тяжёлые здания без разрушения конструкций:
Основные новшества в конструкциях – АРКА и КУПОЛ!!!

9.

АРХИТЕКТУРА ХРАМОВАЯ
Конструкцию храмов, как и сами религиозные верования
Римляне заимствовали у Древних Греков. Мифология
римлян в своей основе такая же, как у древних греков.
Только имена Олимпийских Богов изменены. При этом
сохраняются традиционные верования со времён этрусков.
А во времена ИМПЕРИИ почитание императора
становится культом, почти наравне с божеством.
Поэтому ПАНТЕОН – «храм всех богов», является уникальной религиозной постройкой
не только благодаря особенностям конструкции. Но прежде всего по своему
предназначению – как храм поклонения сразу всем богам, в том числе императорам!
Конструкция храма представляет собой сочетание
передней части – портика , традиционного греческого
Храма и цилиндрической части с купольным
потолочным перекрытием с большим круглым
отверстием для освещения.
Диаметр купола – 43 метра, что являлось на момент
строительства ( 126 г.н.э. ) в течении более 400 лет
самой большой купольной постройкой в мире.
Внутреннее помещение храма представляет собой
пустое пространство, вдоль стен храма размещены арки
со скульптурными изображениями богов и имераторов.

10.

К особой форме градостроения относятся
ФОРУМЫ и ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДИ.
Форум – в переводе с латыни – площадь,
Место сбора людей, для проведения
Торжественных праздников и решения
общественно важных вопросов. Форум
представляет собой асимметрично
заполненное прямоугольное пространство,
где размещены здания «Правительства»,
библиотеки, воздвигнуты трибуны для
ораторов, размещены многочисленные
скульптурные памятники императорам и
полководцам, а вход украшают
триумфальные арки.
РИМСКИЙ ФОРУМ
(реконструкция)

11.

МУЗЫКА, ТЕАТР, ЗРЕЛИЩА В ДРЕВНЕМ РИМЕ
В Древнем Риме широко процветали различные виды искусства. Особую роль играла
музыка в обществе: она сопровождала венные легионы в походах и на триумфальных
шествиях, звучала на многолюдных пирах и празднествах , на театральных подмостках
и в домах богатых патрициев, различаясь по жанрам.
Особое место в жизни города играли массовые зрелища, куда бесплатно допускались
даже бедные плебеи, наравне с патрициями. На театральные представления,
выступления с экзотическими животными и гладиаторские бои собиралось более
50 тысяч зрителей в специально построенный в 75-80 г.н.э. в центре города Амфитеатр
Императора Тита Флавия, названный римлянами КОЛИЗЕЕМ, от латинского слова
«колоссальный» , названный в честь рядом стоящей громадной скульптурой императора
Нерона, которая разрушилась при землетрясении. Слава о Колизее и страшных жестоких
развлечениях Римлян прожила в веках, о нравах Римских горожан до сих пор
сохранилось выражение :« Хлеба и зрелищ!»

12.

АРХИТЕКТУРА – ТРИУМФАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Именно в Риме появилась особые архитектурные постройки,
созданные, для торжественной встречи и увековечивания
памяти великих военных побед и завоеваний
римских императоров - это триумфальные арки и колонны.
Эта традиция нашла своё отражение и в современном мире.
Триумфальная колонна
Траяна– 113 г.н.э.
Триумфальная
арка Тита –
90 г.н.э.
Триумфальная арка
Константина
– 315 г.н.э.

13.

АРХИТЕКТУРНО - ИНЖЕНЕРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Римляне создали большое количество новых по тем временах
инженерно-технических построек: военные метательные машины
для осады крепостей, а также прежде всего мощеные дороги, где
камни были отшлифованы и при укладке пригнаны так плотно, что
невозможно было в щель просунуть клинок меча. Такими дорогами
покрыто пол-Европы, до сих пор ими пользуются люди ! Дороги
были проложены в Римской Империи от города к городу, соединяя
сетью жилые районы страны.
Для снабжения населённых городов водой, римляне находили источники в горах и
прокладывали водовод-жёлоб из камня до жилых построек, через реки и ущелья
Строились арочные мосты для воды и для передвижения в несколько этажей – акведуки
и виадуки. Вода в городах подводилась к богатым домам и термам – общественным
баням, также была организована канализационная система – сточная и ливневая
канализация, в виде каменных желобов, тянущихся рядом или под улицами.

14.

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Древнеримская скульптура уходит своими корнями в традиции греческой и скульптуры
этрусков. Имён великих скульпторов Рима история не сохранила, наверно из-за
определённого отношения к роли художника в обществе. В Римском государстве роли
художника придавалось значение не более чем ремесленнику. Во вторых, на Римскую
империю работали вывезенные из покорённых стран мастера : Греции и стран Азии,
для массового производства – многократного повторения вывезенных из Греции образцов.
Если в Древней Греции скульптура в основном создавалась из глины, покрывалась
бронзовыми отливками и слоновой костью, лишь частично использовался мрамор,
то римская скульптура – преимущественно выполнена из мрамора. Видимо бронзу
больше всего использовали по назначению – для производства оружия в многочисленных
войнах.

15.

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Более всего в Риме была популярна скульптура
греческая – образы Божеств, многократно
повторённых в мраморе для украшения интерьеров
домов патрициев , храмов и площадей Рима. Но с
усилением роли Императора-полководца в римском
обществе, особенно в период Республики и Империи,
возникает необходимость увековечить военные
подвиги императоров в камне, появляется
реалистическая портретная скульптура, как жанр.
Образы показаны возвышенными, монументальными,
величественными, часто в одеяниях и позах богов, но
прежде всего реалистичными, точно передавая черты
портретного сходства изображаемых героев. Вслед за
портретами императоров и военоначальников,
богатые патриции и их супруги стремятся заказать и
приобрести свои скульптурные портреты.
Для популяризации устоев государства и Римского
права, выполняются скульптурные портреты
исторических деятелей прошлого, великих
философов, историков, литераторов Древней Греции.

16.

ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ, ЛИТЕРАТУРА
Знатные римляне большое значение придавали образованию. В Риме были открыты
Школы для свободных граждан, способных заплатить за своё образование. Науки
преподавались те же, что и в Афинской школе в Греции, ещё обязательным предметом
было изучение права и ораторское искусство. История, философия и юриспруденция
были необходимыми науками, особенно для патрициев, занимающих высокие посты в
иерархии чиновников.
Война в Римском государстве рассматривалась, как наука, и поэтому чисто
воинские дисциплины – стратегия и тактика изучались в школах , наряду с геометрией
или философией. В многотысячной армии наёмников царила строжайшая дисциплина и
виртуозное владение техникой ведения боя и обращения с оружием.
Литература, развивалась на основе античной - греческой, пополняясь новыми жанрами
и новыми именами: Аппулей – писатель быта и мифологии, Варрон – историограф и
библиограф, Вергилий – поэт эпического жанра, Катулл - поэт лирического
направления, драма и трагедия писалась не только для постановок в театрах,
появился и развился жанр сатиры, Квинтилиан – отец риторики, Овидий – поэт –
мифолог, Сенека и Цицерон – знаменитые риторики – историки и философы.
Популярным становится ораторское искусство, которое в свою очередь стимулирует
развитие риторики, красноречия и учёной прозы, как новых направлений в искусстве
литературы. Появились первые историографы , как Плиний Младший, красочно
описывающий исторические события жизни великого государства

17.

ВЫВОДЫ:
На рубеже 500-х годов нашей эры из-за многочисленных войн, ведущихся на
перефирии огромного по территории государства и невозможности управления
отдельными территориями совершенно другими по принципам государственного
обустройства, культурными и религиозным традициями, Римская Империя распадается
на две части – Собственно Рим ( на Аппенинском полуострове) и ВИЗАНТИЮ
( восточное азиатское государство со столицей в Константинополе). Свой статус
Мировой ведущей державы Европейский Рим теряет, но укрепляется и расцветает
молодое Византийское государство.
На территории Европы формируются и укрепляются новые государства, которые в
своих идеалах обращаются к традициям ВЕЛИКОГО РИМА в политическом
обустройстве, культуре и искусстве . Таким образом, Римское государство по праву
называют колыбелью Европейской цивилизации поздних времён , начиная со
средневековья и позднее. Вплоть до наших дней люди всего мира неоднократно
обращались к образцам высокого искусства , строительным технологиям, принципам
военного искусства, достижениям философии, истории, риторики, юриспруденции
ДРЕВНЕГО РИМА, как синтезу всех культур АНТИЧНОГО ПЕРИОДА ИСТОРИИ.

18.

ВОПРОСЫ К РАЗДЕЛУ:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Почему Древнеримское государство называют колыбелью европейской цивилизации ?
Какие типы архитектурных построек были распространены в Древнем Риме?
Какие новшества в строительных технологии появились в Древнем Риме?
Что такое триумфальные сооружения, приведи примеры?
Чем знаменит и уникален Римский Колизей?
Чем римская скульптура отличается от греческой?
Почему римлянам удалось завоевать почти пол мира?
Почему Римская империя распалась?
English     Русский Правила