ТАБЛИЦА
СТАНИСЛА́ВСКИЙ Константин Сергеевич (наст. фам. Алексеев) (1863-1938)
Система Станиславского
ВАХТА́НГОВ Евгений Багратионович (1883-1922)
Основополагающими для режиссёрского творчества Вахтангова были:
МЕЙЕРХО́ЛЬД Всеволод Эмильевич (1874-1940)
ТАИ́РОВ Александр Яковлевич (1885-1950)
Э́ФРОС Анатолий Васильевич (1925-1987)
4.87M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Русский театр

1.

Сегодня только в Москве
насчитывается около 150 театров
всех видов и жанров – от
классического Большого театра
оперы и балета до театров
оперетты, музыки, танца,
многочисленных драматических
театров, не говоря уже о кукольных
и детских театрах. Откуда же
появилось такое разнообразие?

2.

В России не было античной традиции театральных представлений.
Представления бродячих артистов, скоморохов, восходящие к языческим
обрядам, известны со времен Киевской Руси. В цикле фресок южной башни
Софии Киевской (1037 год) изображены сцены царской охоты и скачек на
византийском ипподроме, а также группа скоморохов – акробатов, танцоров
и музыкантов, играющих на старинных музыкальных инструментах.
Обычно скоморохи, одетые в «скоморошье платье» и маски, выступали по
городам в базарные дни или по праздникам, во время народных гуляний на
Масленицу или Пасху.

3.

Православная церковь не одобряла подобных
развлечений и костюмированных представлений, где актёр
скрывал своё лицо под маской или «личиной». Само
выражение «надевать личину» со временем стало означать
«притворяться, скрывать свою подлинную сущность» и
употреблялось в отрицательном смысле.

4.

Православная церковь не одобряла подобных
развлечений и костюмированных
представлений, где актёр скрывал своё лицо
под маской или «личиной». Само выражение
«надевать личину» со временем стало
означать «притворяться, скрывать свою
подлинную сущность» и употреблялось в
отрицательном смысле.

5.

Православная церковь не одобряла
подобных развлечений и костюмированных
представлений, где актёр скрывал своё лицо
под маской или «личиной». Само
выражение «надевать личину» со временем
стало означать «притворяться, скрывать
свою подлинную сущность» и
употреблялось в отрицательном смысле.

6.

Первые попытки создания
русского театра по
западноевропейскому образцу
предпринимались при дворе
царя Алексея Михайловича в
московском Кремле.
Устройством и организацией
этого театра занимался боярин
Артамон Матвеев, глава
Посольского приказа, один из
первых «западников» при дворе.
По его приказу пастор немецкой
слободы Иоганн Готфрид Грегори написал
пьесу об истории Эсфири и набрал актёров
из московских бедняков. Первый спектакль
был дан 17 октября 1672 года и продолжался
10 часов. Царь остался очень доволен, но
после, вместе со всем двором, сразу
отправился в баню, чтобы смыть грех от
созерцания небогоугодного зрелища. Этот
первый театральный эксперимент
прекратился после кончины царя, через
четыре года.

7.

И всё же, постепенно театр завоёвывает
поклонников в среде боярства в XVII веке и затем –
среди придворных Петра I. Мода содержать
домашние театры всё больше распространяется в
высшем свете, и во второй половине XVIII века
появляется феномен крепостных театров, которые
устраивались в богатых домах или загородных
поместьях знатных вельмож. В конце XVIII в. в
одной только Москве существовало около 15
частных домашних театров, со своими оркестрами,
певчими, танцовщиками, актёрами и актрисами из
крепостных. Из этой среды вышли многие
выдающиеся русские актёры, такие как Михаил
Щепкин, имя которого носит Малый Театр в
Москве, или актриса графов Шереметьевых
Прасковья Ковалёва-Жемчугова, ставшая
впоследствии женой графа Николая Петровича
Шереметева.

8.

В репертуаре этих театров были, в первую очередь, пьесы
европейских авторов, в основном французов и итальянцев, но
вскоре появились и сочинения русских писателей. Зданий
крепостных театров XVIII века сохранилось совсем мало:
самые известные из них – театр графов Шереметевых в
усадьбе Останкино в Москве и недавно отреставрированный
Театр Гонзага в Архангельском, над декорацией которого для
графа Юсупова работал знаменитый итальянский художник
Пьетро Гонзага.

9.

Крепостные актёры,
европейски образованные, но,
в то же время, оторванные от
крестьянской среды,
талантливые, но не
свободные, часто становились
заложниками собственной
судьбы и прихоти своего
господина, способного
выменять их на «борзые три
собаки» (Грибоедов Горе от
ума). О трагическом конце
многих молодых дарований
можно прочесть и у Герцена в
«Сороке-воровке» (1848), и у
Лескова в «Тупейном
художнике» (1883).

10.

Указ императрицы Елизаветы
Петровны от 30 августа 1756 года
об учреждении в столице русского
театра (Александринский театр)
положил начало структуре
Императорских театров России.
Под эгидой Императорских театров
стали постепенно объединяться уже
существовавшие антрепризы, в их
состав вошла труппа Волкова, а
также создаваться новые театры.
Именно с этого времени женские
роли на сцене доверили актрисам.
Первыми русскими актрисами
стали Марья и Ольга Ананьины и
Аграфена Мусина-Пушкина, все
они вскоре вышли замуж за
актёров из Ярославля.

11.

В 1782-85 гг. в Петербурге, на
месте прежнего Зимнего дворца
Петра I, архитектор Джакомо
Кваренги выстроил по заказу
императрицы Екатерины II
придворный Эрмитажный театр
в классическом стиле. Устройство
зрительного зала театра
напоминает греческие
амфитеатры с полукруглым
рядом сидений, расходящихся от
сцены. Говорят, что императрица
осталась очень довольна таким
архитектурным решением,
благодаря которому практически
из любой точки зала можно было
свободно видеть всех
присутствующих и рассматривать
их наряды.

12.

13.

Театр барокко
Театр барокко – это зрелищность сценических эффектов, сложная
машинерия, смена декораций, движение, применение световых и прочих
эффектов, динамичная и виртуозная игра актёров, спектакли играли где
угодно: в парке, на озере, во дворце.
Приметы театра барокко:
-желание удивить,
ошеломить зрителей,
-Всё решает случай в игре
страстей
- нагромождение интриг,
эффектов, фантастических
событий и неожиданный
финал
-Излюбленный жанр –
трагикомедия
- драматурги: испанец Пьер
Кальдерон в пьесе «Великий
театр мира» (1645) выдвинул
тезис «жизнь – игра»

14.

ТЕАТР КЛАССИЦИЗМА
17-18 века
Театр – школа нравов

15.

Актёрская игра:
Актёры выступали в пышных, но
современных, не соответствовавших
эпохе пьесы костюмах.
Актёры часто выстраивались в линию
на авансцене, так и играли.
Мастерство актёра заключалось не в
переживании, а в искусной
декламации.
Большое значение имели жесты.
Устройство театра:
Театральные представления
в эпоху классицизма
разыгрывались без
декораций,
Почётные зрители
сидели прямо на сцене
сбоку.
Занавес появился, но
им редко пользовались.

16.

Во Франции были сформулированы
принципы театра классицизма
Теоретиком театра классицизма, как и искусства
классицизма вообще был Никола Буало (1636-1711)
1. Строгое следование лучшим
образцам античной драмы,
соответствие учению
Аристотеля и Горация. Два
основных жанра - трагедия и
комедия
2. Строгое деление на жанры,
трагедия призвана очищать
людские нравы страхом и
страданием, а комедия призвана
исправлять человеческие нравы
посредством осмеяния героев
пьес.

17.

3. Соблюдение закона трёх единств: места,
времени и действия
4. Верность природе, правдоподобие.
5. Постоянства характеристики
героев.
Характер героя статичен.
Актёр не изображал переживания
героя, а в соответствии с текстом
демонстрировал его тип
(театральные амплуа).
6. Неожиданная поучительная
развязка действия. Любая пьеса
должна внушить зрителю мысль, что
порок справедливо наказан, а
добродетель торжествует.

18.

19 ВЕК
Эпоха романтизма в русском
театре
Эпоха водевилей и мелодрам.
Жестокие злодеи и невинные жертвы,
запутанные интриги и
хитросплетения человеческих судеб на
театральных подмостках….

19.

Варвара Асенкова, звезда того
времени…
«Муж в Тверь, а жена за дверь»
«Дураков учить, что мёртвых лечить»
Павел Степанович Мочалов
Без эффектных жестов и тихим
голосом, но страстно, искренне и
вдохновенно…

20.

Звёзды Александринки»
Одна из первых актёрских династий России –
Василий Андреевич и Пётр Андреевич Каратыгины

21.

Екатерина
Семёнова
А.С.Пушкин называл её
«единодержавной
царицей трагической
сцены»
Е.Семёнова в образе Жанны
Д`Арк в спектакле
«Орлеанская дева»

22.

19 ВЕК
Зарождение реализма в русском
театре

23.

Александр Николаевич
Островский
Русский драматург, творчество которого стало
важнейшим этапом развития русского
национального театра.
Около 40 лет под его руководством формировались
репертуар и сценическая эстетика русского
театра.
Его закон – «Верность жизненной правде»
Пров Михайлович
Садовский.
Актёр московского Малого театра.
Сыграл почти во всех постановках
А.Н.Островского…

24.

Конец 19 века ознаменован
драматургией А.П.Чехова…
И двумя великими именами:
К.С.Станиславский
и В.И.Немирович-Данченко…

25.

26. ТАБЛИЦА

№ ФИО
1
2
3
4
Деятельность

27. СТАНИСЛА́ВСКИЙ Константин Сергеевич (наст. фам. Алексеев) (1863-1938)

-российский режиссер,
актер, педагог, теоретик
театра, почетный
академик АН СССР,
народный артист СССР

1898 году вместе с
В. И. НемировичемДанченко основал
М о с к о в с к и й
Художественный театр.

28.

Впервые утвердил на
русской сцене
принципы
режиссерского театра:
единство художественного
замысла;
целостность актерского
ансамбля;
добивался создания
поэтической атмосферы
спектакля, передачи
«настроения» каждого эпизода,
жизненной достоверности
образов, подлинности
актерского переживания.

29.

Разработал методологию актерского
творчества, технику органичного
перевоплощения в образ
(«система Станиславского»).
С 1918 возглавлял
Оперную студию
Большого театра
(впоследствии Оперный
театр имени
Станиславского).

30. Система Станиславского

— научно обоснованная теория сценического
искусства, целью которой является достижение
полной психологической достоверности актёрских
работ.
АКТЕРСКАЯ ИГРА
РЕМЕСЛО
ПЕРЕЖИВАНИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Готовые штампы
Форма переживания
Подлинные
переживания

31. ВАХТА́НГОВ Евгений Багратионович (1883-1922)

российский
театральный
режиссер, актер,
педагог, основатель
Театра им.
Вахтангова.

32.

Вахтангов стал активным проводником идей и
системы К. С. Станиславского, принял участие в
работе 1-й Студии МХТ.
Острота и отточенность
сценической формы,
возникающие в результате
глубокого проникновения
исполнителя в душевную
жизнь персонажа,
отчётливо проявились в
сыгранных Вахтанговым
ролях.

33. Основополагающими для режиссёрского творчества Вахтангова были:

идея неразрывного единства этического и
эстетического назначения театра,
единство художника и народа,
острое чувство современности, отвечающее
содержанию драматического произведения, его
художественным особенностям, определяющее
неповторимую сценическую форму.

34. МЕЙЕРХО́ЛЬД Всеволод Эмильевич (1874-1940)

- российский
режиссер, актер,
педагог,
народный
артист России
(1923), один из
реформаторов
театра 20 века.

35.

Был
сторонником лицедейской
природы театрального искусства
(маски, марионетки и др.),
развивал
символическую
концепцию «условного театра»,
утверждал
принципы
«театрального традиционализма»,
стремился вернуть театру яркость и
праздничность,
разработал
особую методологию
актерского тренажа —
биомеханику, позволявшую идти от
внешнего к внутреннему, от точно
найденного движения к
эмоциональной правде.

36. ТАИ́РОВ Александр Яковлевич (1885-1950)

- российский
режиссер, народный
артист России (1935),
один из
реформаторов
сцены.

37.

отвергал натуралистический театр и его
противоположность, условный театр,
называл свой театр искусством эмоционально
насыщенных форм
исповедовал принципы «синтетического
театра» как самодостаточного искусства, такой
театр должен был объединить в себе
разъединенные элементы театра: слово, песню,
пантомиму, танец, цирк и пр.
стремился к воспитанию актера, равно
владеющего приемами музыкального и
пантомимического искусства,
организатор (1914) и руководитель Камерного
театра

38. Э́ФРОС Анатолий Васильевич (1925-1987)

российский
режиссер,
заслуженный
деятель
искусств России
(1976)

39.

Эфрос на всю жизнь остался последователем
искусства «переживания», творчески
перерабатывая и развивая систему
Станиславского и его методы работы с
актером.
в искусстве его интересовала личность,
психология человека — не сильного героя, а
порой подавленная обстоятельствами,
окружением, в каждом персонаже он
стремился дать увидеть что-то свое,
особенное, духовно тонкое, скрываемое от
посторонних глаз.
English     Русский Правила