2.92M

Гумилев Николай

1.

Николай Гумилев
(3 апреля 1886 г. — 26 августа 1921 г.)
Русский поэт Серебряного века,
создатель школы акмеизма
(«Адамизм») (от греч. άκμη — «пик,
максимум, цветение, цветущая пора»),
переводчик, литературный критик.
Оттого я любил Гумилева,
Что ошибки и страсти влача,
Был он рыцарем света и слова
И что вера его горяча.
Николай Оцуп

2.

С. Я. Гумилев
А. И. Гумилева
Родился в дворянской семье кронштадтского корабельного
врача Степана Яковлевича Гумилева (1836—1910). Мать
— Анна Ивановна, урождённая Львова (1854—1942).

3.

В мальчике рано проснулась любовь к поэзии,
он стал глубоко вдумываться в жизнь. Николай
Гумилев в детстве вел себя совершенно
непонятно: пропадал по суткам, потом
оказывалось, что он вырыл себе пещеру на
берегу реки и проводил там время в
посте(Н.Гумилев в раннем возрасте
заинтересовался религией) и раздумье. Он
пробовал даже совершать чудеса.
Митя и Коля Гумилевы
На песчаных дальних косогорах,
У лесных бездонных очастей
Вечно норы он копал, и в норах
Поджидал неведомых гостей.
Н. Гумилев

4.

И. Анненский
В 1903 году поступил в Царскосельскую гимназию (в VII класс). Учился
он плохо и однажды даже был на грани отчисления, но директор
гимназии И. Ф. Анненский настоял на том, чтобы оставить ученика на
второй год: «Всё это правда, но ведь он пишет стихи».
Анненский являлся учителем многих известных и успешных поэтов
Серебряного века (Пастернак, Мандельштам). Гумилев писал об
Анненском: «…теперь, когда поэзия завоевала право быть живой и
развиваться, искатели новых путей на своем знамени должны
написать имя Анненского, как нашего «завтра»»

5.

Личная жизнь
Н. Гумилев и А. Ахматова
Анна Ахматова и Николай Гумилёв
Автор: Елизавета Токарева
Н. Гумилев долго и упорно добивался сердца юной и очаровательной Ани Горенко.
Под влиянием этого чувства было написано множество стихотворений, одно из
которых - «Это было не раз…» Отношения их были тайным единоборством. с ее
стороны - для самоутверждения как свободной от оков женщины; с его стороны желание не поддаться никаким колдовским чарам, остаться самим собой.

6.

Разрыв
Из воспоминаний В.С. Серезневской, близкой подруги А. Ахматовой, мы можем узнать,
каким образом произошел разрыв отношений между двумя поэтами: «…Сидя у меня в
небольшой темно-красной комнате, на большом диване, Аня сказала, что хочет навеки
расстаться с ним. Коля страшно побледнел, помолчал и сказал: «Я всегда говорил, что
ты совершенно свободна делать все, что ты хочешь». Встал и ушел.»
И когда женщина с прекрасным лицом,
Единственно дорогим во вселенной,
Скажет: я не люблю вас,
Я учу их, как улыбнуться,
И уйти и не возвращаться.
«Мои читатели»
Двойной портрет: Анна Ахматова
и Николай Гумилёв. 1926 год.
Автор: Т. М. Скворикова
«Портрет Н. С. Гумилева перед
казнью», 1984 год
Автор: Дмитрий Шагин

7.

Вторая жена
А. Энгельгардт
Немногим более Н. Гумилеву повезло со вторым браком. Многие отмечали,
что Анна Энгельгардт, вторая жена, очень хорошенькая и очень глупая
женщина.
Согласно мемуарам семьи Гумилева ее характеризует следующая фраза:
«… — когда я узнала о трагической смерти Коли, я даже плохо танцевала».

8.

Основной темой поэзии Гумилева является поиск
себя, который он исполняет посредством
«побега» в дальние, экзотические страны.
Стихотворение «Прапамять» переполнено
данными мотивами.
Н. С. Гумилев с Н. Сверчковым в Африке. 1913 год
Автор фото: Николай Сверчков

9.

Гумилев был в Африке два раза: самостоятельно и в составе
экспедиции. Оттуда Николай привез интересную информацию,
впечатления и даже фотографии некоторых правителей.
Автор фото: Николай Сверчков
Ах, бежать бы, скрыться бы, как вору,
В Африку, как прежде, как тогда,
Лечь под царственную сикомору
И не подниматься никогда.
«Вероятно, в жизни предыдущей…»

10.

Также Н. Гумилеву были присущи черты романтизма. Жизнь с ее трагическими и
нелегкими реалиями заставляет поэта все чаще и глубже всматриваться в самого себя
и осознавать, что же происходит с ним и со всем окружающим. И раскрывая
концепцию “Что такое жизнь и какова роль человека в ней”, Гумилев пытается
восстановить равновесие мира земного и запредельного. В стихотворении «Театр» Н.
Гумилев раскрывает свои мысли о значении человека и Бога.

11.

Многие люди отмечали в Гумилеве явную,
«настоящую» мужественность, что не
соответствовало поначалу его внешним
данным (хилый, непропорциональный
молодой человек, кажущийся достаточно
«безобразным» на первый взгляд)
Знакомые и близкие нисколько не
удивились тому, что Гумилев вызвался
добровольцем в армию, когда началась
Первая мировая война. За отвагу он
получил два Георгиевских креста.
Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но святой Георгий тронул дважды
Пулею не тронутую грудь
«Память»
Гумилёв в годы войны
Автор: Е. Кругликова

12.

Набросок
Автор: Натан Альтман
Об идеологии Н. Гумилева можно судить по воспоминаниям близких знакомых:
«В обществе товарищей республиканцев, демократов и социалистов он, без страха
за свою репутацию, заявлял себя монархистом. В обществе товарищей атеистов и
вольнодумцев, не смущаясь насмешливыми улыбками, крестился на церкви и носил
на груди большой крест-тельник».

13.

Н. Гумилев и его взаимоотношения с другими поэтами
В. Брюсов был «единственным
человеком в России,
интересующимся» стихами
Гумилёва, он имел достаточное
влияние на молодого Гумилева.
Помогал начинающему поэту
определять свои стихи в
литературные журналы.
Гумилев крайне уважал своего
покровителя. Стихотворение
«Он поклялся в строгом
храме…» было написано под
воздействием поэзии В.
Брюсова, в нем поэт следовал
основным мотивам, присущим
В. Брюсову.
В. Брюсов

14.

К. Бальмонт
Также Н. Гумилев хорошо отзывался о поэзии К. Бальмонта:
«Вечно тревожащая нас загадка К. Бальмонт. Вот пишет он
книгу, потом вторую, потом третью, в которых нет ни одного
вразумительного образа, ни одной подлинно-поэтической
страницы, и только в дикой вакханалии несутся все эти
«стозвонности» и «самосоженности» и прочие бальмонтизмы.
И вдруг он печатает стихотворение не просто прекрасное,
а изумительное, которое неделями звучит в ушах… И тогда
начинает казаться, что, может быть, прекрасна и
«самосоженность», и «Адам первично-красный», и что только
твоя собственная нечуткость мешает тебе это понять».

15.

Н. Гумилев и А. Блок
Принадлежа к одной литературной эпохе, они были людьми разных
поэтических поколений. Двух поэтов всегда противопоставляли, даже во внешности.
«Портрет поэта Гумилева», 1909 год
Автор: Ольга Делла-Вос-Кардовская
Александр Блок
Автор: Константин Сомов
Из мемуаров возлюбленной Н. Гумилева, О.Молчаловой: «Существовало
общепринятое мнение: «Блок красивый, Гумилев - некрасивый».
Противоположности во всем. Не могу примкнуть к этому суждению. Есть стать,
осанка, мерный шаг, глубокий голос, нежно и твердо очерченные губы, тонкие
пальцы белых рук, а главное окружавшая атмосфера — все не укладывается в
понятие «некрасивый».

16.

Между Н. Гумилевым и А. Блоком шли неустанные споры на
тему поэзии. Они не понимали и не принимали взгляды друг
друга.
Гумилев искренне считал, что никакой политики не должно
присутствовать в стихотворениях. «…чем яснее поэт осознает себя как
политический деятель, тем темнее для него законы его «святого
ремесла».
Николай Гумилёв. Париж. 1908
Автор: М. В. Фармаковский

17.

Множество нелицеприятных отзывов полетело в
сторону А. Блока после поэмы «Двенадцать».
Из воспоминаний современника: «Первая часть
утренника закончилась первым публичным чтением
поэмы Блока «Двенадцать», эффектно
продекламированной его женой, которая выступала
под специфической фамилией: Басаргина.
По окончании этого чтения в зале поднялся бедлам.
Я пошел в крохотную артистическую комнату,
буквально набитую поэтами. По программе очередь
выступать после перерыва была за Блоком, но он с
трясущейся губой повторял: «Я не пойду, я не
пойду». И тогда к нему подошел блондин среднего
роста
с каким-то будто утиным носом и сказал:
«Эх, Александр Александрович, написали, так и
признайтесь, а лучше бы не написали». После этого
он повернулся и пошел к двери, ведущей на
эстраду. Это был Гумилев».
А. Блок

18.

В 1920 году был учреждён Петроградский отдел
Всероссийского Союза поэтов, туда вошёл и Гумилёв.
Так как печатание книг из-за отсутствия бумаги в те дни почти прекратилось,
главным заработком многих писателей стали занятия в литературных кружках.
Гумилев в первые же месяцы стал одним из наиболее деятельных студийных
работников.
Николай Гумилев на лекции в институте истории искусств. 1920-1921 гг.
Автор: Надежда Шведе-Радлова
Его курс был очень труден. Поэт изготовил около десятка таблиц,
которые его слушатели были обязаны вызубрить: таблицы рифм,
таблицы сюжетов, таблицы эпитетов, таблицы поэтических образов.

19.

Н. Гумилев, чтобы заставить своих учеников запомнить
стихотворные размеры, приурочивал их к именам поэтов:
Анна Ахматова
/_ _ _ / _ _ _ / _ _ _ /
дактиль
Георгий Иванов
/_ _ _ / _ _ _ / _ _ _ /
амфибрахий
Николай Гумилев
/_ _ _ / _ _ _ / _ _ _ /
анапест

20.

У каждого метра есть своя душа, свои особенности и свои задачи: ямб,
как бы спускающийся по ступеням, свободен, ясен, тверд, и прекрасно
передает человеческую речь, напряженность человеческой воли.
Пр.:
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть
«Молитва» М.Ю. Лермонтов
Хорей, поднимающийся, окрыленный, всегда взволнован и
то растроган, то смешлив; его область - пение.
Пр.:
В этих строчках - песня, в этих строчках - слово.
Потому и рад я в думах ни о ком,
Что читать их может каждая корова,
Отдавая плату тёплым молоком.
«Я иду долиной. На затылке кепи…» С. Есенин

21.

Дактиль, опираясь на первый ударяемый слог и качая два
неударяемых, как пальма свою верхушку, мощен,
торжественен, говорит о стихиях в их покое, о деяниях богов и
героев.
Пр.:
Как хорошо ты, о море ночное,Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит и дышит, и блещет оно.
«Как хорошо ты, о море ночное…» Фёдор Тютчев
Анапест, его противоположность, стремителен, порывист, это стихии в
движенье, напряженье нечеловеческой страсти.
Пр.:
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
«Тройка»Н. Некрасов

22.

Амфибрахий, их синтез, баюкающий и призрачный, говорит
о покое божественно-легкого и мудрого бытия.
Пр.:
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
«Жираф»Н. Гумилев
Поэты нередко борются с этими свойствами формы, требуют от них
иных возможностей и подчас успеют в этом. Однако такая борьба
никогда не проходит даром для образа.

23.

Смерть
Н. С. Гумилёв, 1909 год
Автор: Надежда Войтинская
Е. Замятин: «Горький сделал все, чтобы спасти его. По
словам Горького, ему уже удалось добиться в Москве
обещания сохранить жизнь Гумилева, но петербургские
власти как-то узнали об этом и поспешили немедленно
привести приговор в исполнение. Я никогда не видел
Горького в таком раздражении, как в эту ночь.»

24.

По воспоминаниям секретаря Луначарского А.Э. Колбановского,
«однажды в конце августа 1921 года около четырех часов ночи
раздался звонок. Я пошел открывать дверь и услышал женский
голос, просивший срочно впустить к Луначарскому. Это оказалась
известная всем член партии большевиков, бывшая до революции
женой Горького, бывшая актриса МХТ Мария Федоровна Андреева.
Она просила срочно разбудить Анатолия Васильевича. Я
попытался возражать, так как была глубокая ночь и Луначарский
спал. Но она настояла на своем. Когда Луначарский проснулся и,
конечно, ее узнал, она попросила немедленно позвонить Ленину.
«Медлить нельзя. Надо спасать Гумилёва. Это большой и
талантливый поэт. Дзержинский подписал приказ о расстреле
целой группы, в которую входит и Гумилёв. Только Ленин может
отменить его расстрел».
Андреева была так взволнована и так настаивала, что Луначарский
наконец согласился позвонить Ленину даже и в такой час.
Когда Ленин взял трубку, Луначарский рассказал ему все, что
только что услышал от Андреевой. Ленин некоторое время молчал,
потом произнес: «Мы не можем целовать руку, поднятую против
нас», — и положил трубку.

25.

Последняя фотография Н. Гумилёва сделанная в ЧК
Актриса Д. Ф. Слепян пишет о своей встрече в театре „с бывшим старым
чекистом <…>, который присутствовал при расстреле Гумилева. Он
рассказывал, что был поражен его стойкостью до самого трагического
конца“. „В последний день, когда было назначено исполнение приговора,
— рассказывал в 1923 году Л. В. Горнунгу осведомленный В. А. Павлов,
также привлекавшийся по „делу ПБО“(Дело Таганцева), — арестованных
вывезли далеко за город. Поэты, близкие Гумилеву <…> разыскали
какого-то садовника, жившего недалеко от места расстрела, предположив,
что он мог что-то видеть, и уговорили его рассказать о случившемся. По
его словам, всю партию поставили в один ряд. Многие мужчины и
женщины плакали, падали на колени, умоляли пьяных солдат. Гумилев до
последней минуты стоял неподвижно“

26.

Н. С. Гумилёв
Автор: Анна Путова
Памяти Гумилева
Гордо и ясно ты умер, умер, как Муза учила.
Ныне, в тиши Елисейской, с тобой говорит о летящем
медном Петре и о диких ветрах африканских —
Пушкин.
Владимир Набоков
English     Русский Правила