ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Лекция 1
МЕДИЦИНА
ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ наука о самом древнем человеке
Этапы первобытной истории и врачевания
I этап – становление первобытного общества и врачевания
II этап – врачевание в период зрелости первобытного общества
III этап – врачевание в период разложения первобытного общества
Третий вопрос
Законы Хаммурапи
Чарака самхита
3. Астрологическая медицина
4. Храмовая медицина
НАТУРФИЛОСОФИЯ
Пневматическая теория (воздушная)
Гуморальная теория (жидкостная)
Учение о пяти элементах
Учение о началах «Инь» и «ян»
ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ
ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА (восточная медицина)
35.23M
Категория: ИсторияИстория

История медицины

1. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

2. Лекция 1

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ
МЕДИЦИНЫ.
СТАНОВЛЕНИЕ ВРАЧЕВАНИЯ В
ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ.
ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНИХ
ЦИВИЛИЗАЦИЯХ ВОСТОКА.
Лекторы:
зав. кафедрой социально-исторических наук, к.и.н., доцент
НИКОЛАЕВА Ирина Ивановна
к.и.н., доцент кафедрой социально-исторических наук
ВЫБОРНОВ Антон Васильевич

3.

План:
1. История медицины как наука.
2. Возникновение врачевания в первобытном
обществе. От формирующейся медицины
к медицине народной.
3. Становление медицины в древних
цивилизациях Востока. Традиционная
медицина.

4.

Первый вопрос
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
КАК НАУКА

5.

ИСТОРИЯ
– наука, которая изучает закономерности развития
человеческого общества в конкретно-исторический
промежуток времени и в конкретно-историческом
месте.
Древнегреческий
историк, автор
первого сохранившегося исторического трактата
«История», описывающего грекоперсидские войны
обычаи современных ему народов.
ГЕРОДОТ
(ок. 484 – ок. 425 г до н.э.)
Крупнейший
древнегреческий
историк,
основатель
исторической
науки, автор
«Истории
Пелопоннесско
й войны».
ФУКИДИД
(около 460 – 400 до н.э.)

6. МЕДИЦИНА

– это совокупность знаний и практической
деятельности людей, целями которой является
укрепление и сохранение здоровья, продление жизни
людей, предупреждение и лечение болезней.
Знаменитый
древнегреческий
врач. Вошёл в
историю как
«отец медицины».
Заложил основы
медицины, как
будущей науки.
ЦЕЛИ МЕДИЦИНЫ
Сохранение здоровья
Продление жизни
Предупреждение болезней
ГИППОКРАТ
(ок. 460 – ок. 370 до н.э.)
Лечение болезней

7.

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
– наука, изучающая закономерности
развития медицинских знаний и
практической деятельности людей в
различные исторические периоды.
Широкий вариант:
– наука о возникновении, развитии и
современном состоянии медицины.
- Систематизация медицинских знаний в Александрийской
библиотеке, поиски Галена
- Как самостоятельная наука сложилась в XVIII в.

8.

Общая история медицины изучает
узловые вопросы развития медицины в
целом, ее характерные особенности и
отличительные черты, важнейшие
открытия и достижения знаменитых
ученых.
Частная история медицины изучает
возникновение и развитие ее отдельных
дисциплин (терапии, хирургии и др.) и
деятельность ученых-врачей в этих
областях знаний.

9.

Цели изучения
I. Профессиональная компетенция – знание
своей науки.
II. 1. Знание прошлого – база настоящего;
2. Расширение знаний в области
медицины;
3. Понимание перспектив развития
медицины.

10.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

Период истории
(цивилизациионный
подход)
ДРЕВНЕЙШИЙ МИР
1. Первобытный
Период истории
(формационный
подход)
Хронологические
рамки периода
Абсолютный
возраст
Первобытнообщинный
ок. 2,2 млн. л. н. –
V-IV тыс . до н. э.
ок. 20 000
веков
Рабовладельчески
й
V-IV тыс. до н.э. –
V в. н.э.
ок. 40 веков
Феодальный
НОВОЕ ВРЕМЯ
4. а) Западная Европа
б) Россия
в) Америка
НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
5. (современная мировая
история)
Храмовая
медицина;
ТРАДИЦИОННАЯ
МЕДИЦИНА
(восточная);
СРЕДНИЕ ВЕКА
3. а) Раннее средневековье
б) Классическое
в) Позднее (эпоха
возрождения)
Формирующаяся
медицина;
НАРОДНАЯ
МЕДИЦИНА
(устная)
ДРЕВНИЙ МИР
2. а) Древний Восток
(Месопотамия, Египет,
Индия, Китай)
б) Античный мир (Греция и
Рим)
Характерные
особенности
медицины
Капиталистически
й
Посткапиталистич
еский
Информационный
V в. – XVII в. н.э.
ок. 12 веков
сер. XVII в. н.э. –
начало ХХ в.
3 века
начало ХХ в. –
настоящее время
1 век
Философская
медицина
(античная)
Византийская
Арабская
Схоластическая
НАУЧНАЯ
МЕДИЦИНА
(опытноэкспериментальная)
Доказательная
Интеграционная

11.

ОСНОВНЫЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ
НАПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНЫ
Народная медицина
(устная, универсальная)
Традиционная
медицина
(восточная)
Научная медицина
(академическая, доказательная)

12.

Второй вопрос
ВОЗНИКНОВЕНИЕ
ВРАЧЕВАНИЯ В
ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ:
ОТ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ МЕДИЦИНЫ К МЕДИЦИНЕ
НАРОДНОЙ
(2,2 млн. - IV тыс. лет до н.э.)

13.

ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ МЕДИЦИНЫ
ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
• Археологические объекты (предметы материальной
культуры прошлого и результаты их изучения – орудия труда,
погребения, стоянки, предметы изобразительного
искусства).
• Фольклорные источники (мифы, легенды,
пословицы и т.д.).
• Этнографические данные (обряды, ритуалы и др.).
• Письменные источники (записи рецептов, заклинаний,
законов, медицинские произведения и т.д.)

14. ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ наука о самом древнем человеке

АРХЕОЛОГИЯ
АНТРОПОЛОГИЯ
наука, изучающая прошлое наука, изучающая человека,
человечества по вещественным
его происхождение, эволюцию
источникам (артефактам)
и развитие
ПАЛЕОПАТОЛОГИЯ
наука о болезненных изменениях
древних людей
ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ
наука о самом древнем человеке

15.

АНТРОПОГЕНЕЗ - (от греч. от антропо... и генез),
процесс эволюционного развития человека, его
происхождение и становление как
биологического вида (homo habilis, homo erectus,
homo sapiens).
СОЦИОГЕНЕЗ - процесс историко-эволюционного формирования человеческого общества
(стадо, род, племя, община, государство, цивилизация).

16. Этапы первобытной истории и врачевания

ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
Этапы первобытной истории и врачевания
1.
Становление первобытного общества и врачевания
(2,5
млн. лет назад – ок. 40 тыс. л.н.) – эпоха праобщины
(первобытное человеческое стадо), эмпирическое врачевание.
2.
Врачевание в период зрелости первобытного общества
(ок. 40 тыс. л.н. – 10 тыс. л.н.) – эпоха родовой общины,
матриархат, рациональное и иррациональное врачевание.
3.
Врачевание в период разложения первобытного
общества (10 тыс. л.н. – IV тыс. до н.э.) – эпоха замена родовой
общины на соседскую, оседлость, появление классового
неравенства, патриархат, формирующаяся медицина .

17. I этап – становление первобытного общества и врачевания

Инстинкт самосохранения +
эмпирический опыт
ЭМПИРИЧЕСКИЙ ОПЫТ
- это знания, которые получены человеком в процессе наблюдения за окружающей природой с помощью имеющихся
органов чувств.
Самолечение.
Забота о сородичах
Накопление и обобщение эмпирических знаний о
природных лекарственных средствах
(растительного, животного и минерального происхождения).

18. II этап – врачевание в период зрелости первобытного общества

Целенаправленное
использование эмпирического
опыта + коллективный образ жизни
Коллективное врачевание.
Взаимопомощь
РАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ знания, полученные в процессе
целенаправленного использования эмпирического опыта и
собственного умозаключения.
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ –
знания, полученные на основании
эмпирического опыта, но непостигаемые разумом, а значит объясняемые действием сверхъестественных сил природы (фетишизм,
тотемизм, анимазм, шаманизм).
Использование рациональных приемов врачевания
(лечение ран, целенаправленное использование трав).
и первых гигиенических навыков (захоронение, сохранение пищи,
устройство жилища). Лечебная магия и ритуальные операции
(кровопускание, трепанация черепа).

19. III этап – врачевание в период разложения первобытного общества

Укрепление культовой практики и
рациональных приемов
врачевания.
Формирующаяся медицина
Складывание демонологических (анимистических)
представлений о болезни. Появление первых
профессионалов в области врачевания (жрецы, шаманы).

20.

ФОРМИРУЮЩАЯСЯ
МЕДИЦИНА

21.

НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА
(устная медицина)
древнейшее направление медицины,
которое опирается на многовековой
коллективный опыт эмпирических
наблюдений в использовании природных
лекарственных средств, а также
иррациональные приемы лечения
болезней (заговоры, магия и т.п.)
НМ = эмпирические знания,
устная передача знаний,
иррациональные представления

22. Третий вопрос

СТАНОВЛЕНИЕ ВРАЧЕВАНИЕ
В ДРЕВНИХ
ЦИВИЛИЗАЦИЯХ ВОСТОКА
(Месопотамия, Египет, Индия, Китай).
ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА

23.

ИСТОЧНИКИ ПИСЬМЕННОСТИ
ГЛИНЯНЫЕ КЛИНОПИСНЫЕ
ТАБЛИЧКИ с медицинскими текстами
(Месопотамия)
Свод законов
ХАММУРАПИ
Табличка с медицинским
текстом из библиотеки
царя АШУРБАНИПАЛА
создан в конце
правления
вавилонского царя
(приблизительно в
1750-х гг. до н. э.).
Содержит Законы,
касающиеся
правовых аспектов
деятельности
врачей.

24. Законы Хаммурапи

(§ 215) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека или же он
вскрыл бельмо (?) у человека бронзовым ножом и спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей
серебра.
(§ 216) Если это сын мушкенума, то лекарь может получить 5 сиклей серебра.
(§ 217) Если это раб человека, то хозяин раба должен дать лекарю 2 сикля серебра.
(§ 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же
он вскрыл бельмо (?) у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить
кисть руки.
(§ 219) Если лекарь сделал тяжелую операцию бронзовым ножом рабу мушкенума и убил его, то он
должен возместить раба за раба.
(§ 220) Если он вскрыл ему бельмо (?) бронзовым ножом и выколол ему глаз, то он должен отвесить
серебром половину его покупной цены.
(§ 221) Если лекарь срастил сломанную кость у человека или же вылечил больной сустав, то больной
должен заплатить лекарю 5 сиклей серебра.
(§ 222) Если это сын мушкенума, то он должен заплатить 3 сикля серебра.
(§ 223) Если это раб человека, то хозяин раба должен заплатить лекарю 2 сикля серебра.
(§ 224) Если воловий или же ослиный лекарь сделал тяжелую операцию волу или же ослу и спас его, то
владелец вола или осла должен заплатить лекарю 1/6 сикля серебра, его наемную плату.
(§ 225) Если он сделал тяжелую операцию волу или же ослу и убил его, то он должен заплатить
владельцу вола или же осла ¼ его покупной цены.

25.

Ассирийская цилиндри-
ческая печать из известняка и современный гипсовый слепок её изображения, содержащего
мотив поклонения богу
Шамашу (Лувр).
На одной из табличек,
датированной XXIV в.
до н.э., сохранился оттиск печати врача УрЛугаль-Эдинне из г. Лагаша, на которой изображены медицинский
инструментарий и сосуды для лекарств.

26.

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ
МЕДИЦИНСКИЕ ПАПИРУСЫ
(Херста, Смита, Эберса и другие)

27.

3000-2500 г. до н. э.
ПАПИРУС ЭДВИНА СМИТА
(Нью-Йоркская медицинская академия)
Содержит описание 48 травматических
случая, хирургические процедуры, магические заклинания против чумы. Описываются некоторые анатомические наблюдения.

28.

(XVI век до н.э) Обнаружен в Фивах в 1872 г.
ПАПИРУС ЭБЕРСА
(Лейпцигский музей)
Содержит обширный список различных бо-
лезней, их симптомов, диагностику и методы
лечения, описание лечения и приготовления
лекарств по травматологии, борьбе с паразитами, стоматологии, гинекологии.
Георг ЭБЕРС
(1837-1898)

29.

РОЛЬ СЕРДЦА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (в папирусе Эберса):
«Начало тайн врача – знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, – касается сердца – от него
направлены сосуды к каждому органу».

30.

ДРЕВНЕИНДИЙСКИЕ ВЕДЫ
(«Аюрведа»)
АЮРВЕДА
(от санскр. «āyu» и «veda» –
«знание жизни», «наука жизни»,
или «знание длинной жизни») —
традиционная
система индийской медицины,
одна из
разновидностей альтернативной
медицины.
Атхарваведа — четвертая веда, древнейший
индуистский текст, отражающий медицинские
представления.

31. Чарака самхита

Чарака
VII в. до н.э.
самхита
– I в. н.э.
III-V вв. н.э.
1.1.15 [они], удобно сев там в кружок, обсуждали эту благую [тему].
Здоровье — высшая основа дхармы, артхи, камы и мокши.
Дхарма (религия), артха (мирское благополучие), кама (земная любовь)
и мокша (освобождение души от порабощенности материей) — четыре традиционных цели
жизни индуса.
1.1.16 Болезнь уносит здоровье, благополучие и жизнь. [Болезнь]
становится большим препятствием [на жизненном пути] людей.
1.1.17 «Какое [может быть] средство против нее?» — так сказав, они
погрузились во внутреннее созерцание (дхьяну). Очами созерцания
они увидели, [что их] прибежище — Шакра (Индра).
1.1.18 Он, повелитель бессмертных, должным образом расскажет о
средстве, усмиряющем [болезни].
— Кто пойдет в обитель Тысячеглазого (Индры), спросить [его], супруга
[богини] Шачи?

32.

Чарака самхита
1.1.23 Зная глубину мудрости [Бхарадваджи], бхагаван Шатакрату (Индра) поведал ему
кратко аюрведу.
1.1.24 [Индра представил] суть знания о причинах болезни и средствах обретения здоровья;
[знания], состоящего из трех частей, вечного, чистого, познанного Предком (Брахмой).
1.1.25 Он (Бхарадваджа), великий помыслами мудрец, погруженный в мысли о бесконечном,
состоящем из трех частей высшем знании о жизни (аюрведе), быстро должным образом
постиг его.
1.1.26 Посредством этого [знания] Бхарадваджа, стремящийся к бесконечной жизни,
благополучно обрел [ее] и передал мудрецам это непревзойденное [знание].
1.1.27 И мудрецы, желающие обрести долгую жизнь, получили от Бхарадваджи во благо
живущим знание, продляющее жизнь.
1.1.28 Эти великие мудрецы очами знания должным образом узрели саманью, вишешу,
гуны, дравью, карму,
1.1.29 и самаваю. Познав это провозглашенное учение, утвердившись в [исполнении]
предписаний, [они] обрели высшее счастье (шарман) и нескончаемо долгую жизнь.
Саманья (общее), вишеша (особенное), гуна (качество), дравья (субстанция), карма (действи
е), самавая (присущность) — шесть категорий систем вайшешика и ньяя.

33.

КИТАЙСКИЕ ТРАКТАТЫ ПО МЕДИЦИНЕ
(«Исторические записи», «Канон врачевания»,
«Чудесные точки» и др.)
БЯНЬ ЦЯО
(VI век до н.э.)
«ХУАН-ДИ НЭЙ-ЦЗИН» или
«ТРАКТАТ ЖЕЛТОГО ИМПЕРАТОРА О ВНУТРЕННЕМ»
– памятник традиционной китайской культуры . Этот текст
представляет собой самый древний, сохранившийся на настоящий
момент, классический труд по вопросам китайской медицины.

34.

Нэй Цзин
— Я слышал, что в высокой древности люди доживали до 120 лет, а движения и действия их
оставались неизменно легкими и ловкими. Ныне же люди в возрасте 50 лет действуют и
двигаются с трудом. Означает ли это, что времена изменились к худшему, или же люди
утратили какие-то способности?
Ци-Бо ответил:
— В глубокой древности люди знали истинный путь, соизмерялись во всем с субстанциями
инь и ян, находили гармонию искусства и вычисления, был упорядочен ритм приема пищи
и питья, соблюдалось постоянство ритма движения и покоя. Люди без глупостей и суеты
делали свою работу. В результате телесная форма и духовное начало действовали в
гармонии, а люди проживали здоровыми все годы, отпущенные им от природы, достигали
столетнего возраста, и лишь тогда покидали мир. В нынешние времена дела людские обстоят
не так, как раньше. Вино пьют вместо молока, суета стала постоянной практикой. В пьяном
виде вступают в любовные связи, а желания истощают запас семени-цзин. В результате
растрачивается-рассеивается истинное устремление. Люди, не обладая знанием, стремятся к
наполнению и удержанию; не сообразуясь со временем, расходуют дух-шень. Делами
ускоряют движения сердца, нарушают законы радостной гармонии жизни. Движение и покой
у людей не связаны с истинным ритмом, потому-то к 50 годам люди уже больны.

35.

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ВРАЧЕВАНИЕ
ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
1. Демонологическое (анимистическое)
представление о болезнях

36.

2. Поклонение Богам-покровителям
врачевания (политеизм)
(Месопотамия)
Гула
(Египет)
Тауэрт
(Индия)
Тара
(Китай)
Шоу-Син
Ништар (Астарта), Тот, Исида (Изида), Сохмет,
Ашвины и др.

37. 3. Астрологическая медицина

Зиккурат

38. 4. Храмовая медицина

Имхотеп
(Египет)

39.

ВЛИЯНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРИЧИН
НА БОЛЕЗНИ
1. Питание (переедание или, наоборот,
недостаток
пищи, некачественная пища)
2. Климат или космические стихии,
года, ветра (сухие и влаж-
перемена времен
ные, теплые и холодные) и т.п.
3. Недостаточная личная гигиена,
содержание жилища и т.п.
4. Недостаток или чрезмерное
физических движений.
грязное
количество

40. НАТУРФИЛОСОФИЯ

ранняя философия,
особенностью
которой является
преимущественно
умозрительное
толкование природы.
(Природа - это макрокосмос,
человек - микрокосмос.
Отсюда идея тождества
этих начал и
перенос на человека
всех особенностей природы.)
ЭТИОЛОГИЯ
(от греч. – причина) –
учение о причинах
болезней.

41.

РАЦИОНАЛЬНЫЕ УЧЕНИЯ
(ЭТИОЛОГИИ) О БОЛЕЗНЯХ
в ДРЕВНЕМ МИРЕ
1.
2.
3.
4.
Пневматическое (воздушное)
Гуморальное (жидкостное)
Учение об элементах (пять элементов)
Учение о началах (Инь-ян)

42. Пневматическая теория (воздушная)

ПНЕВМА - находящееся в воздухе невидимое вещество,
которое, попадая в организм при вдыхании, из легких проникает
в сердце, оттуда по артериям разносится по всему телу.
Болезни, вызванные «пневмой», связывались с дыханием.
Древние китайцы утверждали, что в воздухе витают невидимые
«семена», которые могут вызывать болезни.

43. Гуморальная теория (жидкостная)

Болезнь представлялась как нарушение баланса между
жидкостями в организме.
Так, в Месопотамии считалось, что ведущее место в жизнедеятель
ности организма занимают
жидкости:
Кровь (гумор)
Слизь
Желчь
В Месопотамии врача называли Асу – «знающий воду»

44. Учение о пяти элементах

По представлениям буддизма болезнь представлялась
как нарушение баланса между основными элементами,
составляющими основу организма (их пять).
Индия
Китай
- вода
- воздух
- огонь
- земля
- эфир
- вода
- дерево
- огонь
- земля
- металл
огонь
дерево
вода
земля
металл
Все элементы взаимосвязаны между собой и
в то же время противоположны.

45. Учение о началах «Инь» и «ян»

Это учение о взаимодействии двух противоположных начал,
свойственных всем существующим в природе предметам и явлениям.
Эта философия основана на гармонии человека с окружающим
миром.
Применительно к
организму
человека, все
функции организма
и проявления
жизнедеятельности
можно
рассматривать с
позиций их
принадлежности к
Инь и Ян.

46.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРОЕНИИ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА
Представления о строении человеческого тела черпались
из практик захоронения, лечения травм, казней, разделывания животных и
жертвоприношений.
В Древнем Египте из практики
бальзамирования и мумифицирования имели представления
о внутренних органах.
В Древней Индии и Китае
сложились представления о неких
меридианах (нервная система,
лимфатическая система, кровеносная
система).
В целом представления
были примитивными,
неточными.

47.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЛАВНОМ ОРГАНЕ
(отвечающем за жизнь)
Месопотамия
Древний Египет
Китай
Древняя Индия

48.

ИМЕНА ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ
ВРАЧЕВАТЕЛЕЙ МЕСОПОТАМИИ
Мукаллим
(XIV в. до н. э.)
Врачеватель храма близ Ниппура.
Успешно излечивал лихорадки и
воспаление дыхательных органов, кожные
заболевания и травмы. Во всех письмах
Мукаллима и его помощника,
занимавшегося приготовлением лекарств
(так называемого «аптекаря»), нет ни
единого слова о молитвах или
заклинаниях — его лечение было
эмпирическим.

49.

ИМЕНА ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ
ВРАЧЕВАТЕЛЕЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
МЕРИТ-ПТАХ
(XXVII в. до н. э.)
Жительница древнего Египта,
известная тем, что
некоторые египтологи
считают её первой из
известных женщинойврачом и женщиной-учёным.
Имхотеп
(2630-2611 до н. э.)
Верховный жрец. Строитель пирамиды
Джосера (первой из египетских пирамид).
Изобрел письменность. Почитался в
качестве бога врачевания в Египте.
ХЕСИ-РА
Древнеегипетский
стоматолог.
Изображен на
деревянной панели
из гробницы Хеси-Ра.

50.

ИМЕНА ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ
ВРАЧЕВАТЕЛЕЙ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Сушрута
(конец VIII в. до н.э.)
Автор древнейшего
индийского медицинского
трактата («Сушрутасамхита»), основатель
индийской медицинской
школы. Хирург.
Чарака
(VI в. до н. э.)
Автор древнейшего
индийского медицинского
трактата («Чарака-самхита»),
описывающего знания о
естественных законах
существования человека.
Джавака
(V в. до н.э.)
Личный лекарь одного из
индийских царей. Автор
техники массажа, которой
до сих пор пользуются в
Таиланде.

51.

ИМЕНА ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ
ВРАЧЕВАТЕЛЕЙ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Бянь Цюэ
(407-310 гг. до н. э.)
Автор канона «Хуанди нэй
цзин». Изложил основы
физиологии , патологии ,
диагностики и лечения.
Ван Тао
(702-772 г. н.э.)
Описал все существующие
болезни, разделив их на
тысячу категорий и дал
более 6000 травяных
рецептов для их лечения.
Ван Шу Хэ
(210-285 гг.н.э.)
Изучал методы
исследования больных и
диагностики заболеваний.
Занимался методикой
исследования пульса.

52.

Хуа То
(110-207 н. э.)
Один из первых китайских
хирургов. Автор трактата
«Игры пяти зверей».
Ему удалось придумать самый
первый метод анестезии в
применении к основам
анатомии. Описал и дал
конкретные практические
рекомендации по
иглотерапии.
Древнекитайский метод
прижигания
ЧЖЭНЬ-ЦЗЮтерапия
(иглоукалывание и
прижигание)
Древняя модель человека
с обозначением
точек для иглоукалывания

53.

ДИАГНОСТИКА – (от греч.
– способный распознавать)
– учение о методах и принципах распознавания болезней
и постановки диагноза.

54.

МЕТОДЫ ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ
ДИАГНОСТИКИ
Внешний осмотр и опрос.
Определение настроения.
Определение запахов.
Давление на активные
точки (акупунктура).
Диагностика по пульсу
Диагностика
по ногтям
Выслушивание звуков.
Диагностика по пульсу.
Уринодиагностика
Иридодиагностика

55. ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ

СУ-ДЖОК
ЧЖЭНЬ-ЦЗЮ
Рефлексотерапия на
активных точках
стопы и ладони
Лечение
иглоукалыванием
и прижиганием
«Исцеление
путём
прикасания
ладонями»
У-ШУ
Оздоровительная
гимнастика на
основе
подражания позам
5-ти зверей:
Метод
•оленя,
физического
•тигра,
и духовного
•медведя,
развития
•обезьяны,
•журавля.
ЙОГА

56. ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА (восточная медицина)

система медицинских знаний, в основе которой
лежат: опыт народного врачевания, религиознофилософские учения о происхождении человека,
а также культурные и религиозные традиции
конкретного народа.
ТМ = эмпирические знания, письменность,
иррациональные представления

57.

Спасибо за внимание !
English     Русский Правила