Похожие презентации:
Подготовительные недели. Особенности богослужения и поведения в храме
1.
«Подготовительные недели. Особенности богослужения и поведения в храме.»Мы знаем, что еще тогда, когда нет богослужения по Постной Триоди, есть день, который предупреждает нас о том,
что скоро начнется особый период церковного года. Это последнее воскресенье перед началом пения Постной
Триоди - Неделя о Закхее. Евангельское чтение о Закхее не входит в круг Постной Триоди, но всегда ему
предшествует. Но это - только евангельское чтение, никаких особенных богослужебных текстов, никакой
гимнографии на эту тему нет.
В следующее же воскресенье после Недели о Закхее начинается богослужение по Постной Триоди. Тексты Триоди
сочетаются с гимнографией Октоиха. Подготовительный период к Великому посту начинается с Недели мытаря и
фарисея. Седмица, следующая за Неделей о блудном сыне, заканчивается субботой мясопустной, которая
называется Вселенской родительской субботой.
Неделя
сыропустная
Неделя о
блудном сыне
Подготовительные
недели
Великого
Поста
Неделя о
мытаре и
фарисее
2.
Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели 5-й Великого поста в этуканву, общую для воскресной службы, вставляются другие тексты. Вместо
Молитвами апостолов поются тексты, который важно знать:
Слава :"Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко
храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен. Но, яко
Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию."
и ныне: "На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях
душу грехми, и в лености все житие мое иждих. Но Твоими молитвами
избави мя от всякия нечистоты.»
Далее текст, который всегда есть на этом месте: "Помилуй мя, Боже, по
велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие
мое."
И затем вместо обычной стихиры по 50-м псалме Воскрес Иисус от гроба
поется: "Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный,
трепещу страшнаго дне суднаго. Но, надеяся на милость благоутробия
Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей
милости.»
3.
В неделю о блудном сыне впервые поется 136-й псалом На рекахвавилонских.
В среду и пятницу сырной седмицы службы подобны великопостным.
В сырную седмицу уже ни о каком мясе не может быть и речи, а в неделю
последний раз вкушают молочные продукты и яйца.
Неделя сыропустная - последний день перед заговеньем. Литургическая
тема этого дня обозначена так: Изгнание Адамово или Прощеное
воскресенье. Эти разные названия дня соответствуют разным пластам
того единого, что в этот день совершается. В последний раз в этот день
поют На реках вавилонских - 136-й псалом. Стихиры, назначенные для
этого дня, стремятся как бы показать нам всю глубину и остроту того, что
мы вспоминаем. Они говорят об Адаме, который только что был изгнан из
рая: вот он сел и видит рай перед собой, и понимает, что его потерял, и
горько плачет. "Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше…
Гимнографы влагают в его уста слова:
… увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы
удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю,
ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога
моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиво
Щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго."
4.
В будниВеликого поста
положено
совершать
следующие
службы
Вечерня
Литургия
Преждеосвя
щенных
Даров
Великое
повечерие
Великопостн
ые часы с
чином
изобразитель
ных
Утреня
5.
2, 3 и 4 субботы Великого поста могут быть объединены, потому, что ониотносятся все к одному типу богослужений. В эти дни богослужение устроено
особенно сложно, оно совершается по Триоди, Октоиху и Минее.
Богослужение недель Великого поста в целом организовано по образцу
богослужений воскресных дней подготовительного к посту периода:
богослужения совершаются по Октоиху и Триоди. Соединяются воскресная
служба и та служба, которая находится в Триоди и содержит тексты,
посвященные теме, которая вспоминается в это воскресенье.
6.
В великопостный период Церковь отлагает в богослужении всякую торжественность. Ипрежде всего она не совершает самого торжественного христианского богослужения полной литургии, за исключением суббот и воскресений. Вместо нее полагается Литургия
Преждеосвященных Даров, которая совершается:
1) в среду и пятницу всех седмиц (с 1-й по 6-ю Недели включительно) Великого поста;
2) в четверг 5-й седмицы (чтение великого канона), за исключением случая, когда на этот
день приходится Благо-вощение (тогда литургия Преждеосвященных Даров переносится
на вторник - день чтения великого канона);
3) в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы (кроме совпадения их с
Благовещением);
4) в дни памяти святых с полиелеем (24 февраля - Обретение главы св. Иоанна Крестителя,
9 марта - 40 мучеников и в храмовой день, случившиеся в период со 2-й по 6-ю седмицы
Великого поста (если эти праздники случатся на 1-й седмице, то служба переносится на
Дмитриевскую субботу).
Для всех воскресений Великого поста назначено совершение литургии святого Василия
Великого. Молитвы литургии свт. Василия более продолжительны и в какой-то мере более
торжественны, чем молитвы литургии свт. Иоанна Златоуста.
Почти прекращается в седмичные дни пение как выражение радостного состояния духа и
отдается предпочтение чтению, содержание которого соответствует великопостным дням.
7.
СХЕМА ВЕЛИКОПОСТНОЙ ВЕЧЕРНИбез литургии Преждеосвященных Даров
Начинается без возгласа.
103 псалом, светильничные молитвы.
Великая ектенья.
18 кафизма (кроме 5-й седмицы поста)
«Господи воззвах» со стихирами.
«Свете Тихий».
Прокимен 1-й.
Паремия из книги Бытия.
Прокимен 2-й.
Паремия из книги Притчей.
«Сподоби, Господи».
Просительная ектенья.
Стихиры на стиховне.
«Ныне отпущаеши».
Трисвятое. «Отче наш».
Тропари «Богородице Дево», «Крестителю
Христов» и пр.
40 раз «Господи, помилуй»
«Небесный Царю»
Молитва св. Ефрема Сирина.
Трисвятое. «Отче наш» и пр.
33 псалом.
Окончание. Великий отпуст.
СХЕМА ВЕЛИКОПОСТНОЙ УТРЕНИ
Возглас «Благословен Бог наш».
Двупсалмие.
Возглас «Слава Святей».
Шестопсалмие. Утренние молитвы.
Великая ектенья.
«Аллилуйя» с троичнами гласа.
Кафизмы (три).
50-й псалом.
Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя»
Канон с библейскими песнями (из Минеи
полный, из Триоди два трипеснца)
Хвалитные псалмы и стихиры на хвалитех.
Вседневное славословие.
Просительная ектенья.
Стихиры на стиховне.
«Благо есть».
Трисвятое. Отче наш.
«В храме стояще славы Твоея…»
40 раз «Господи, помилуй».
«Небесный Царю».
Молитва св. Ефрема Сирина.
———————————————
Первый час. Великопостный.
Великий отпуст.
Великое повечерие (обычно отдельно от утрени) совершается вечером в понедельник, вторник, среду,
четверг и пятницу во все седмицы Великой Четыредесятницы, за исключением четверга и пятницы 5-й
седмицы (суббота Акафиста).
8.
Великопостные часы.- После трех обычных псалмов читается кафизма, кроме первого часа в понедельник и
пятницу , и девятого часа в пятницу. (Это объясняется простой арифметикой - тем, что мы
должны уложить сорок кафизм в службы будничные)
Трижды поются тропари часов.
На первом часе - "Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой.»
на третьем часе «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа, в третий час апостолом
Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися»,
тропарь шестого часа «Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в раи
дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и
спаси нас»,
тропарь девятого часа «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый,
умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас».
- Тропари поются с земными поклонами, со стихами, священник выходит для их
возглашения на амвон.
- После Отче наш читается не обычный кондак, а тексты из Часослова.
- На 6-ом часе читается паремия из книги пророка Исайи.
-В конце каждого часа, после возгласа иерея, читается великопостная молитва Св.
Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве
даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не
осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». (16 поклонов: 3
великих, 12 малых, один великий)
9.
Великопостные часы совершаются:1. в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу во все седмицы Великого
поста;
2. в понедельник, вторник, среду Страстной седмицы. (В субботы и воскресенья
совершаются часы не великопостные, а вседневные).
Первый час присоединяется к утрени, а третий, шестой и девятый служатся
вместе.
На первом часе стихи часа «Стопы моя направи по словеси Твоему...» поются
«велегласно и косно», то есть громко и медленно, каждый стих дважды, а
последний «Да исполнятся уста моя»— трижды.
10. Особые воспоминания в дни Великого Поста
1-я седмица- оканчивается Неделей ТоржествоПравославия
2- седмица- оканчивается Неделей свт. Григория Паламы
3-я седмица- оканчивается Неделей Крестопоклонной
4-я седмица называется Крестопоклонной и заканчивается
Неделей преп. Иоанна Лествичника
5-я седмица оканчивается Неделей преп. Марии
Египетской
6-я седмица. В пятницу окончание Великого Поста
Лазарева суббота
Неделя вайи. Вход Господень в Иерусалим.
11. Первая седмица Великого поста отличается особой строгостью.
В богослужении не допускается ничего торжественного и праздничного.Праздники, попадающие на эту седмицу, переносятся на другое время.
Переносится (на сыропустную Неделю) и двунадесятый праздник
Сретения Господня.
В первые четыре дня на великом повечерии прочитывается
разделенный на четыре части Великий покаянный канон преп. Андрея
Критского, к которому в среду и четверг присоединяется канон
преп. Марии Египетской.
В неделю Торжества Православия перед часами или после литургии
положено особенное молебное пение, которое называется
"Последование молебного пения в неделю Православия." В своем
современном виде оно установлено достаточно недавно, в 1902 г., по
распоряжению Святейшего Синода и содержит в себе как
благодарения за благодеяния , так и молитвы о том, чтобы Господь
утишил шатания, разделения и расколы церковные. На православном
Востоке этот чин весьма отличается от того, что принят в Русской
Церкви; он более близок к древнему чину.
Великое повечерие.
включает шесть псалмов и
песнопение «С нами Бог» из
книги пророка Исайи
включает псалмы
и
молитву царя Манасии
из
2-й
книги
Паралипоменон
включает вседневное
славословие и песнопение
«Господи сил, с нами буди».
12.
Вторая Неделя Великого поста посвящена памятисв. Григория Паламы, архиепископа
Фессалоникийского. Свт.
По своей сути это праздник торжества православного
подвижничества над рационалистическими
лжеучениями, отвергающими значение постного
подвига. Синаксарь этого дня излагает сложную и
драматическую историю жизни свт. Григория и его
борьбы с еретиками, насаждавшими учение,
противное Православной Церкви. Учение свт.
Григория о Фаворском свете не раз проявляется в
образах света и даже стихи на этот день,
составленные Никифором Ксанфопулом, особенно
обыгрывают это слово: "Света светлаго проповедника
ныне воистинну велия, Источник Света к
незаходимому водит Свету." Говоря о литургических
темах первых недель Великого поста, нужно сказать,
что память св. Григория является самой поздней по
своему возникновению из всех недель Великого
поста. Она установлена в 1376 г, конечно, по
аналогии с литургической темой первой недели
Великого поста.
Во 2-ю, 3-ю, 4-ю субботы совершается малая
родительская суббота. Заупокойная служба с
поминовением усопших менее торжественная и
полная. Она может отменяться, если на субботу
придется праздник.
13. Третья Неделя Великого поста- Крестопоклонная
Совершается служба в честь Креста Господня.На Всенощном бдении после Великого славословия Крест торжественно
износится на середину храма для поклонения. Этот день в середине поста
установлен для ободрения и укрепления наших духовных сил, для
напоминания о спасительных страстях Господних и о последовавшем за ними
преславном Воскресении.
Вместо великого славословия поется: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и
святое Воскресение Твое славим.
Поклонение Кресту повторяется также в понедельник и среду
Крестопоклонной седмицы .На 1-ом часе, вместо пения: «Стопы моя
направи по словеси Твоему...» и в пятницу по окончании всех часов, перед
тем, как он будет отнесен в алтарь. При поклонении Кресту поются всегда
стихиры: «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся...»
В течение всей Крестопоклонной седмицы в богослужебных песнопениях
прославляется Крест Господень.
14. Четвертая Неделя Великого Поста - прп. Иоанна Лествичника
В четверг пятой седмицы на утрене читается полностью весьВеликий канон преп. Андрея Критского с присоединением к
нему канона преп. Марии Египетской. Совершается Литургия
Преждеосвященных аров На вечерне этого дня, которая
служится накануне, в среду, в составе литургии
Преждеосвященных Даров, поются 24 стихиры преподобного
Андрея Критского, каждая из которых оканчивается одними и
теми же словами: «Господи, прежде даже до конца не погибну,
спаси мя».
В субботу пятой седмицы - Похвала Пресвятой Богородицы. По
Уставу на службе положено чтение акафиста. Он читается на
утрене, в 4 приема, после кафизм (16-й и 17-й) и после 3-й и 6-й
песен канона.
Каждая часть акафиста, состоящая из трех икосов и трех кондаков,
начитается и оканчивается пением кондака «Взбранной Воеводе
победительная». На этой утрене положено петь Великое славословие.
Пятая Неделя Великого Поста- преподобной Марии Египетской
Прославляя память прп. Марии Египетской, Церковь сначала показывает
глубину падения ее жизни, а затем - на какую высоту возводит покаяние.
Так говорится в кондаке прп. Марии: "Блудами первое преисполнена
всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, ангельское
жительство подражающи, демоны Креста оружием погубляет. Сего
ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная."
15. 6-ая седмица Великого поста седмица Ваий
Пятница шестой седмицы Великого поста - окончание святой Четыредесятницы.На утрене и на вечерне этого дня по дважды поется стихира: «Душеполезную
совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видеть,
Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради
смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи, слава Тебе».
После окончания Великого Поста следуют два праздника и Страстная седмица. В
субботу перед Неделей ваий вспоминается великое чудо воскрешения Господом
четверодневного Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой. После 17-й
кафизмы поются воскресные тропари по Непорочнех Ангельский собор удивися, а
также поется Воскресение Христово видевше. Мысль об общем воскресении умерших
выражена в тропаре: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых
воздвигл еси Лазаря, Христе Боже...». Поэтому служба Лазаревой субботы во многом
подобна воскресной.
От Лазаревой субботы до Фоминой Недели (следующее воскресенье после Пасхи) не
поется «Честнейшую херувим».
16. Шестая Неделя Великого поста- Неделей ваий- ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ.
Это — двунадесятый Господский праздник,поэтому воскресное богослужение отменяется, все
молитвословия и песнопения посвящены только
празднику. Тропарь этого праздника — тот же, что
в Лазареву субботу. Служба Недели ваий –
бденная, на великой вечерне паримии и лития, на
утрени – полиелей и праздничное окончание.
Особенностью Всенощного бдения является
освящение ваий (вербы). Это происходит сразу
после Евангелия. При чтении 50-го псалма
священник крестообразно со всех сторон кадит
приготовленные среди храма «вайя». Затем, он
читает из Триоди особую молитву на
благословение ваий и кропит их св. водою. При
помазании освященным елеем каждому даются
вайи.
Совершается литургия св. Иоанна Златоуста, на
ней поются праздничные антифоны и возглашается
входный стих. Поется задостойник, произносится
праздничный отпуст.
На вечерне произносится особый отпуст первых
трех дней Страстной седмицы: «Грядый Господь на
вольную страсть».
17.
Службы первых трех дней СтрастнойСедмицы называются «Служениями Жениху»
по теме двух песнопений, которые поются
Христу- Жениху
Великий Понедельник
Се Жених грядет в
полунощи, и
блажен раб, егоже
обрящет бдяща;
недостоин же паки,
егоже обрящет
унывающа. Блюди
убо, душе моя, не
сном отяготися, да
не смерти предана
будеши, и
Царствия вне
затворишися, но
воспряни, зовущи:
Свят, Свят, Свят
еси, Боже,
Богородицею
помилуй нас."
вспоминается Иосиф, проданный братьями в
Египет, пострадавший и потом прославившийся.
Он прообраз Христа, преданного
соотечественниками на страдания и смерть.
проклятие Господом бесплодной смоковницы
— прообраза лицемерных фарисеев, при
внешнем благочестии не имеющих истинных
плодов веры.
Великий Вторник
вспоминаются обличительные притчи и беседы
Господа, сказанные Им в этот день в
Иерусалимском храме: о десяти девах, о
талантах, о кончине мира и Страшном суде.
Великая Среда
вспоминается жена-грешница, помазавшая
Господа миром в Вифании в доме Симонапрокаженного и совершившееся сразу после
этого предательство Иуды.
18.
ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИКПроклятие смоковницы (Окресности Иерусалима, Понедельник, 3 апреля 30 г.)
Мф 21
Мк 11
Лк 19
17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и
провел там ночь.
19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.
37 Днем Он учил в храме, а ночи,
выходя, проводил на горе,
называемой Елеонскою.
38 И весь народ с утра приходил к
Нему в храм слушать Его.
18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к
ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев,
говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода
вовек.
И смоковница тотчас засохла.
20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница
засохла до корня.
20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как
это тотчас засохла смоковница?21 Иисус же сказал
им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь
веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что
сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете:
поднимись и ввергнись в море, — будет;22 и всё,
чего ни попросите в молитве с верою, получите.
21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри,
смоковница, которую Ты проклял, засохла.22 Иисус,
отвечая, говорит им:
23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам,
если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в
море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что
сбудется по словам его, — будет ему, что ни
скажет.24 Потому говорю вам: всё, чего ни будете
просить в молитве, верьте, что получите, — и будет
вам.25 (НП) И когда стоите на молитве, прощайте,
если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный
простил вам согрешения ваши.
26 (НП) Если же не прощаете, то и Отец ваш
Небесный не простит вам согрешений ваших.
19.
ВЕЛИКИЙ ВТОРНИКПритчи о десяти девах, о талантах и о Страшном Суде (Гора Елеонская, Вторник, 4 апреля 30 г.)
Мф 25
1 Тогда подобно будет Царство Небесное
десяти девам, которые, взяв
светильники свои, вышли навстречу
жениху.
2 Из них пять было мудрых и пять
неразумных.
3 Неразумные, взяв светильники
свои, не взяли с собою масла.
4 Мудрые же, вместе со
светильниками своими, взяли масла
в сосудах своих.
5 И как жених замедлил, то
задремали все и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: вот,
жених идет, выходите навстречу
ему.
7 Тогда встали все девы те и
поправили светильники свои.
8 Неразумные же сказали мудрым:
дайте нам вашего масла, потому что
светильники наши гаснут.
9 А мудрые отвечали: чтобы не
случилось недостатка и у нас и у
вас, пойдите лучше к продающим и
купите себе.
10 Когда же пошли они покупать,
пришел жених, и готовые вошли с
ним на брачный пир, и двери
затворились;
11 после приходят и прочие девы, и
говорят: Господи! Господи! отвори
нам.
12 Он же сказал им в ответ: истинно
говорю вам: не знаю вас.
13 Итак, бодрствуйте, потому что не
знаете ни дня, ни часа, в который
приидет Сын Человеческий.
Мф 25
14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в
чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение
свое:
15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному
один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в
дело и приобрел другие пять талантов;
17 точно так же и получивший два таланта приобрел
другие два;
18 получивший же один талант пошел и закопал его в
землю и скрыл серебро господина своего.
19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и
требует у них отчета.
20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие
пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал
мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный
раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю;
войди в радость господина твоего.
22 Подошел также и получивший два таланта и сказал:
господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта
я приобрел на них.
23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный
раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю;
войди в радость господина твоего.
24 Подошел и получивший один талант и сказал:
господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь,
где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот
тебе твое.
26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и
ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где
не рассыпал;
27 посему надлежало тебе отдать серебро мое
торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять
талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у
неимеющего отнимется и то, что имеет;
30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там
будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто
имеет уши слышать, да слышит!
Мф 25
31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все
святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы
Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних
от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов
— по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую
сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего,
наследуйте Царство, уготованное вам от создания
мира:
35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы
напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы
посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи!
когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или
жаждущим, и напоили?
38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или
нагим, и одели?
39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и
пришли к Тебе?
40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так
как вы сделали это одному из сих братьев Моих
меньших, то сделали Мне.
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону:
идите от Меня, проклятые, в огонь вечный,
уготованный диаволу и ангелам его:
42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы
не напоили Меня;
43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не
одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда
мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или
странником, или нагим, или больным, или в темнице,
и не послужили Тебе?
45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так
как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не
сделали Мне.
46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь
вечную.
20.
ВЕЛИКАЯ СРЕДАЗаговор Иудеев против Господа. Предательство Иуды (Иерусалим, Вторник, 4 апреля,
вечер или Среда, 5 апреля 30 г.)
Мф 26
Мк 14
Лк 22
(ранее 25, 31-46; п. 140.5)
1 Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал
ученикам Своим:
2 вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын
Человеческий предан будет на распятие.
3 Тогда собрались первосвященники и книжники и
старейшины народа во двор первосвященника, по
имени Каиафы,
4 и положили в совете взять Иисуса хитростью и
убить;
5 но говорили: только не в праздник, чтобы не
сделалось возмущения в народе.
(26, 6-13; п. 130)
(ранее 13, 28-37; п. 140.1)
1 Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и
опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы
взять Его хитростью и убить;
2 но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло
возмущения в народе.
(14, 3-9; п. 130)
(ранее 21, 37-38; п. 132)
1 Приближался праздник опресноков,
называемый Пасхою,
2 и искали первосвященники и
книжники, как бы погубить Его, потому
что боялись народа.
14 Тогда один из двенадцати, называемый Иуда
Искариот, пошел к первосвященникам
15 и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его?
Они предложили ему тридцать сребренников;
16 и с того времени он искал удобного случая
предать Его.
(далее 26, 17-19; п. 142)
10 И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к
первосвященникам, чтобы предать Его им.
11 Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему
сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.
(далее 14, 12-16; п. 142)
3 Вошел же сатана в Иуду, прозванного
Искариотом, одного из числа
двенадцати,
4 и он пошел, и говорил с
первосвященниками и начальниками,
как Его предать им.
5 Они обрадовались и согласились дать
ему денег;
6 и он обещал, и искал удобного
времени, чтобы предать Его им не при
народе.
(далее 22, 7-13; п. 142)
21.
начинаются особые службы,посвященные спасительным
страстям Господним.
Днесь висит на
Древе, Иже на водах
землю повесивый;
венцем от терния
облагается, Иже
Ангелов Царь; в
ложную багряницу
облачается,
Одеваяй небо
облаки; заушение
прият, Иже во
Иордане свободивый
Адама; гвоздьми
пригвоздися Жених
Церковный; копием
прободеся Сын
Девы. Покланяемся
Страстем Твоим,
Христе;
покланяемся
Страстем Твоим,
Христе;
покланяемся
Страстем Твоим,
Христе, покажи
нам и славное Твое
Воскресение."
Великий Четверг
вспоминается несколько важнейших событий:
Тайная Вечеря, на которой было установлено
таинство Евхаристии, омовение ног ученикам,
Гефсиманская молитва, продолжает развиваться
тема предательства Иуды
Великая Пятница
вспоминаются святые спасительные страсти
Господа нашего Иисуса Христа, нас ради, волею
претерпевшего оплевания, биения, заушения,
досаждения и смерть на кресте.
Великая Суббота
вспоминается погребение Спасителя, сошествие
во ад, возвещение там победы над смертью и
избавление душ людей, с верой ожидавших Его
пришествие, введение разбойника в рай.
"Егда во гробе нове за всех положился еси, Избавителю
всех, ад всесмехливый видев Тя ужасеся, вереи
сокрушишася, сломишася врата, гроби отверзошася,
мертвии восташа. Тогда Адам благодарственно радуяся
вопияше Тебе: слава снизхождению Твоему,
Человеколюбче."
22.
Великий ЧетвергПриготовление Пасхи (Вифания и Иерусалим, Четверг, 6 апреля 30 г.)
Мф 26
Мк 14
Лк 22
(ранее 26, 1-16; п. 141)
17 В первый же день опресночный
приступили ученики к Иисусу и сказали Ему:
где велишь нам приготовить Тебе пасху?
(ранее 14, 1-11; п. 141)
12 В первый день опресноков, когда заколали
пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где
хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.
(ранее 22, 1-6; п. 141)
7 Настал же день опресноков, в который надлежало
заколать пасхального агнца,
8 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите,
приготовьте нам есть пасху.
9 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?
18 Он сказал: пойдите в город к такому-то и
скажите ему:
13 И посылает двух из учеников Своих и говорит им:
пойдите в город; и встретится вам человек, несущий
кувшин воды; последуйте за ним
14 и куда он войдет, скажите хозяину дома того:
10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город,
встретится с вами человек, несущий кувшин воды;
последуйте за ним в дом, в который войдет он,
11 и скажите хозяину дома:
Учитель говорит: время Мое близко; у тебя
совершу пасху с учениками Моими.
Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть
пасху с учениками Моими?
15 И он покажет вам горницу большую, устланную,
готовую: там приготовьте нам.
Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне
есть пасху с учениками Моими?
12 И он покажет вам горницу большую устланную; там
приготовьте.
19 Ученики сделали, как повелел им Иисус, и
приготовили пасху.
(далее 26, 20; п. 143)
16 И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли,
как сказал им; и приготовили пасху.
(далее 14, 17; п. 143)
13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили
пасху.
(далее 22, 14; п. 143)
1.Тайная Вечеря (Иерусалим, Сионская горница, Четверг, 6 апреля 30 г.)
Мф 26
(ранее 26, 17-19; п. 142)
20 Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью
учениками;
(далее 26, 21-25; п. 143.3)
Мк 14
(ранее 14, 12-16; п. 142)
17 Когда настал вечер, Он приходит с
двенадцатью.
(далее 14, 18-21; п. 143.3)
Лк 22
(ранее 22, 7-13; п. 142)
14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать
Апостолов с Ним,
(далее 22, 15-30; п. 143.1)
23.
Умовение ногИн 13
1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
18 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою (Пс. 40, 10).
19 Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я.
20 Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.
Установление Таинства Евхаристии
Мф 26
Мк 14
Лк 22
26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив,
преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите,
ядите: сие есть Тело Мое.
22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил,
преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело
Мое.
19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил
и подал им, говоря: сие есть тело Мое,
которое за вас предается; сие творите в
Мое воспоминание.
27 И, взяв чашу и благодарив, подал им
23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
20 Также и чашу после вечери,
и сказал: пейте из нее все,
28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих
изливаемая во оставление грехов.
24 И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за
многих изливаемая.
говоря: сия чаша есть Новый Завет в
Моей крови, которая за вас проливается.
29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от
плода сего виноградного до того дня, когда буду пить
с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода
виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в
Царствии Божием.
24.
Моление о чаше (Гефсимания, Четверг, 6 апреля 30 г., вечер)Мф 26
Мк 14
Лк 22
36 Потом приходит с ними Иисус на место, называемое
Гефсимания,
32 Пришли в селение, называемое Гефсимания;
39 И, выйдя, пошел по обыкновению
на гору Елеонскую, за Ним
последовали и ученики Его.
и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду,
помолюсь там.
и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я
помолюсь.
40 Придя же на место, сказал им:
молитесь, чтобы не впасть в
искушение.
37 И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых,
начал скорбеть и тосковать.
33 И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться
и тосковать.
41 И Сам отошел от них на вержение
камня, и, преклонив колени, молился,
38 Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит
смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
34 И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь
и бодрствуйте.
42 говоря: Отче! о, если бы Ты
благоволил пронести чашу сию мимо
Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя
да будет.
39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился
35 И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если
возможно, миновал Его час сей;
42 говоря: Отче! о, если бы Ты
благоволил пронести чашу сию мимо
Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя
да будет.
и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня
чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.
36 и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу
сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.
43 Явился же Ему Ангел с небес и
укреплял Его.
44 И, находясь в борении, прилежнее
молился, и был пот Его, как капли
крови, падающие на землю.
40 И приходит к ученикам и находит их спящими, и
говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать
со Мною?
37 Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру:
Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?
45 Встав от молитвы, Он пришел к
ученикам, и нашел их спящими от
печали
41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение:
дух бодр, плоть же немощна.
38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух
бодр, плоть же немощна.
46 и сказал им: что вы спите? встаньте
и молитесь, чтобы не впасть в
искушение.
42 Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой!
если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не
пить ее, да будет воля Твоя.
39 И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.
43 И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза
отяжелели.
44 И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз,
сказав то же слово.
40 И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них
отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.
45 Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё
еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын
Человеческий предается в руки грешников;
41 И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и
почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын
Человеческий в руки грешников.
46 встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.
42 Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.
Ин 18
1 Сказав сие, Иисус вышел с
учениками Своими за поток
Кедрон, где был сад, в
который вошел Сам и ученики
Его.
25.
В Великую среду в последний раз служится литургия Преждеосвященных Даров, последний раз читается молитвапреп. Ефрема Сирина, последний раз делаются земные поклоны, последний раз стихословится Псалтирь.
Заканчивается все характерное для великопостного богослужения. Перед литургией среды Типикон назначает чин
прощения за весь пост, похожий на тот, что совершался в Прощеное воскресенье. Среда — это как бы граница,
отделяющая один тип богослужения от другого.
В Великий Четверг совершается Мироварение и освящение мира (его совершает патриарх после Великого входа).
Великий Четверг (Тайная Вечеря)
Великая Пятница (Распятие)
Великая Суббота (сошествие во ад)