МАУ ДО «ДМШ г. Краснокамска» 2018 год Чепуштанова галина, 14 лет, 7 класс преподаватель – Рыкалова Жанна Александровна
М.Равель «Сказки матушки гусыни»
Создание сюиты «Сказки Матушки – гусыни»
Паванна Спящей красавицы
Мальчик-с-пальчик
Дурнушка, императрица пагод
Разговор красавицы и чудовища
Волшебный сад
Благодарим за внимание!
6.23M
Категория: ЛитератураЛитература

Моё любимое произведение. М. Равель «Сказки матушки гусыни»

1. МАУ ДО «ДМШ г. Краснокамска» 2018 год Чепуштанова галина, 14 лет, 7 класс преподаватель – Рыкалова Жанна Александровна

Тема: «Моё любимое произведение»

2. М.Равель «Сказки матушки гусыни»

Впервые моё знакомство с этим
удивительным, сказочным
произведением произошло на уроке
фортепианного ансамбля. Мы с моим
преподавателем прослушали весь цикл.
Музыка М.Равеля настолько меня
увлекла, поразила: что можно так
мастерски передавать образы. У меня
лично сложилось впечатление, что я
нахожусь в сказке.
На сегодняшний день я исполняю 3
пьесы из данного цикла – «Павана
спящей красавицы», «Разговор
красавицы и чудовища», «Волшебный
сад». Но в дальнейшем, я планирую
выучить и другие пьесы цикла.

3.

Прежде всего хочется рассказать о начале
творческого пути композитора.
В 1882 году М.Равель начал учиться игре на
фортепиано. В четырнадцать лет он поступил в
Парижскую консерваторию. В эти годы Равель
заинтересовался литературой, много читал. Учась
в консерватории, он понял, что судьбой его жизни
является сочинительство. В этот период появились
первые его произведения: «Хабанера», «Павана на
смерть инфанты». Были они новаторскими.
Преподаватели консерватории «старой школы» не
хотели принимать неординарность композитора.
Несмотря на такое отношение академических
кругов, популярность Равеля росла.

4. Создание сюиты «Сказки Матушки – гусыни»

Осенью 1908 года М.Равель сочинил пять пьес
для фортепиано в 4 руки, посвященных Мими и
Жану Годебским. Это были дети его друзей,
которых не имевший семьи композитор любил
как родных. Когда родители проводили лето в
Испании, Равель жил на их вилле с детьми и
рассказывал им, по собственному выражению,
разные истории, «не слишком грустные по
вечерам во избежание кошмаров и мрачные по
утрам для возбуждения аппетита». Подобные
истории в музыке, рожденные желанием, как
вспоминал композитор, «воссоздать поэзию
детства», он рассказал в пяти пьесах сюиты
«Сказки Матушки гусыни.

5. Паванна Спящей красавицы

«Павана Спящей красавицы» - самая
маленькая пьеса цикла. Она составляет
всего 20 тактов.
Стоит отметить, что все пьесы в
исполнении оркестра звучат достаточно
чарующе:
Флейта поет краткую, словно
убаюкивающую мелодию в народном духе,
оплетаемую подголосками валторны с
сурдиной и альтов пиццикато. Она
напоминает скорее колыбельную, чем
танец. Затем ее варьируют другие
солирующие деревянные инструменты, а в
последний раз проводят первые скрипки с
сурдинами под аккомпанемент арфы.

6. Мальчик-с-пальчик

Второй пьесе - «Мальчик-с-пальчик» –
предпослан фрагмент сказки Шарля
Перро: «По дороге он разбрасывал
крошки хлеба, надеясь, что это поможет
ему найти обратный путь, но каково
было его удивление, когда он не смог
найти ни одной крошки: прилетели
птицы и все поклевали».
Композитор создал трогательный образ
мальчика, заблудившегося в огромном
лесу.
Музыка рисует блуждания героя.
«Запутанный» мелодический рисунок
помогают представить извилистые
лесные тропинки, по которым идет
малыш. Движение не прерывается ни на
миг: мальчик продолжает искать дорогу,
даже когда прилетают птицы.

7. Дурнушка, императрица пагод

Третья пьеса - «Дурнушка, императрица
пагод».
Данная пьеса достаточно подвижна в темпе,
она нас резко переносит в другую культуру.
«Императрица разделась и погрузилась в
ванну. Тотчас большие и маленькие статуэтки
принялись петь и играть, у одних были
теорбы, сделанные из ореховой скорлупы, у
других - виолы из миндальной скорлупы,
подходящие им по росту». Как второй и
четвертой, автор предпослал фрагмент из
сказки «Зеленый серпантин» м-м д'Онуа
«Изумрудный змей».
Необычный восточный колорит сказки, ее
волшебная игрушечность позволили
композитору создать пьесу, своим
экзотическим звучанием напоминающую
звонкую музыку механических игрушек музыкальных табакерок, часов.

8. Разговор красавицы и чудовища

Четвертая пьеса - «Разговор красавицы и
чудовища» – самая интересная, контрастная
и яркая по музыкальному языку пьеса
сюиты. Она является моей самой любимой
пьесой из цикла.
Сюжет французской сказки м-м Лепренс де
Бомон очень похож на сюжет «Аленького
цветочка»: безобразное чудовище своей
добротой завоевывает любовь красавицы и
превращается в прекрасного принца. Их
музыкальные портреты предельно
контрастны.
Музыка нам «рисует» изящную, робкую
красавицу, которая очутилась в прекрасном
саду, в глубине которого мелькает тень
чудовища. В заключении восторжествовало
добро, чары спадают, чудовище
превращается в прекрасного принца.

9. Волшебный сад

Заключительная пьеса «Волшебный
сад».
В ней, как в первой и второй пьесах,
снова проступают черты старинной
музыки. Величавая восходящая до
мажорная мелодия облачена в строгий
«наряд» полифонической
четырехголосной фактуры. Ее
спокойный ритм, напоминающий
строгую поступь сарабанды,
медленный темп и неожиданно тихая
динамика - все элементы
музыкального языка участвуют в
создании торжественно-светлого
образа - гимна сказке, где зло всегда
побеждается добром и красотой.

10. Благодарим за внимание!

В своём цикле для фортепиано в четыре руки
«Сказки матушки гусыни», Морис Равель создал
яркие, запоминающиеся сюжеты, образы.
Данная музыка – настоящий клад для
начинающих музыкантов и лично для меня.
English     Русский Правила