Похожие презентации:
Философия Средних веков
1. Философия Средних веков
2. План
1. Философия и религия: особенностифилософии средневековья.
2. Патристика (Августин).
3. Схоластика (Фома Аквинский).
4. Спор номиналистов и реалистов в
Средние века.
5. Антропоцентризм эпохи
Возрождения.
3. Философия и религия: особенности философии средневековья
• Эпоха феодализма (V - XV века) ,когда господствовал теоцентризм
(мировоззрение, в основе которого
лежала идея о том, что мир - это
творение Бога).
Видные представители: Аврелий
Августин Блаженный, Фома
Аквинский и Пьер Абеляр.
4. Истоки средневековой философии - учение Платона об идеях как духовной основе мира и учение Аристотеля о «форме» как некоем
первоначале всего сущего.5. В основе христианского монотеизма два важнейших принципа:
1) идея творения, которая лежит воснове средневековой онтологии
(учения о бытии).
2) идея откровения составляет
фундамент учения о познании. Обе
они тесно между собой связаны, ибо
предполагают единого личного Бога.
6. Периодизация философии средневековья:
II - VI вв. – патристика – разработанаотцами церкви основ христианской
догматики;
VI – XV вв. – схоластика – зрелое и
систематическое учение о Боге, мире
и человеке.
7.
Патри́стика— философияи теология отцов церкви,
то есть духовнорелигиозных вождей
христианства до VII века.
Главная фигура и
систематизатор - Аврелий
Августин Блаженный,
последователь учения
Платона.
Сочинения Августина :
«О граде Божьем» и «Исповедь».
8. Учения Августина Блаженного
Бог являет собой высшее бытие. Онсотворил этот мир по своей доброй воле.
Человек создавался Богом, как
свободное существо, но, совершив
грехопадение, сам выбрал зло и пошёл
против воли Бога.
Главная цель человека — спасение перед
Страшным Судом, искупление
греховности рода человеческого,
беспрекословное повиновение церкви.
Человечество в историческом процессе
образует два «града»: светское
государство — царство зла и греха
(прототипом которого был Рим) и
государство Божие — христианская
церковь.
Августин Аврелий доказывал
превосходство духовной власти над
светской. Восприняв августиновское
учение, церковь объявила свое
существование земной частью божьего
града, выставляя себя в качестве
верховного арбитра в земных делах.
9. Схоластика
Европейская средневековая«школьная философия» XI -XIV
в., стремившаяся рационально
обосновать и чисто логически
доказать истинность
христианского вероучения.
Фома Аквинский
Основные труды:
«Сумма теологии»
и
«Сумма против язычников».
10. Учение томизма
Высшее началоесть само бытие
(Бог).
Пытался
логически
доказать бытие
Бога в мире.
Человек - существо
двусоставное,
противоречивое
единство души и тела
(познает Бога с
помощью разума, веры
и открытого сердца).
Идеал общественной
жизни– монархия
11.
В отличие от Августина иФомы Аквинского
Пьер Абеляр:
в качестве критерия
(показателя) истины
провозглашал в
первую очередь
человеческий разум и
логическое мышление;
по его убеждению,
философия вправе
критически
относиться к теологии
(богословские учения),
сомневаться в ее
истинности.
12. Спор номиналистов и реалистов в Средние века
На этапе раннейсхоластики в связи с
исследованием Бога и его
качеств возник «спор об
универсалиях».
УНИВЕРСАЛИИ – термин
средневековой
философии, которым
обозначали общие
понятия (или идеи).
Фактически это спор о
том, что же существует:
общее или единичное?
Как они соотносятся?
Все представители
схоластики разделились
на два направления:
НОМИНАЛИЗМ И
РЕАЛИЗМ.
13.
Реализм - учение,согласно которому
подлинной
реальностью обладают
только общие
понятия, или
универсалии, а не
единичные предметы,
существующие в
эмпирическом мире.
Универсалии
существуют реально и
независимо от
сознания, а единичные
предметы существуют
лишь постольку,
поскольку выражают
общее.
Номинализм (лат. «nomen» - имя) –
учение, которое было
связано с
подчеркиванием
приоритета воли над
разумом.
Реально существуют
единичные предметы
(отдельные стволы,
деревья, люди), в
универсалиях лишь
общее имя, которое
существует только в
нашем сознании.
14. Антропоцентризм эпохи Возрождения
В философии эпохиВозрождения (XIV-XVI
вв.) сформировался
антропоцентризм как
тип философского
мировоззрения, в
центре внимания
которого оказался не
Космос и не Бог, а живой
и деятельный,
стремящийся к свободе
Человек.
15.
В натурфилософии эпохидоминировал пантеизм («всебожие»)
как мировоззрение своеобразного
компромисса между религией и
народившейся точной наукой в лице
естествознания.
ПАНТЕИЗМ - философское учение,
отождествляющее бога и мир;
мировоззрение эпохи Возрождения,
суть которого состоит в идее
растворения Бога в окружающей
природе, во всех ее вещах и процессах
(Бог находится внутри природы, а не
вне ее).
16. Представители пантеизма
Джордано БруноН. Кузанский
17. Основные идеи Н.Кузанского
Развивал идею целостности, бесконечностии динамичности окружающего мира.
Человек рассматривался им как
«микрокосм», наиболее совершенное
подобие Бога и Природы.
Бог – это всеобщий архитектор и мастер,
который вносит в природу порядок и
красоту, т.е. разнообразие мира.
Человек - «второй Бог», тоже способен
творить новую реальность, мир культуры с
помощью геометрии, арифметики, музыки
и иных форм знания и опыта.
18. Домашнее задание:
Выучить материал темы, термины.Подготовить доклады: Философия Нового
времени.
1. Сенсуалисты ( Дж. Локк).
2) Рационалисты (Б.Спиноза).
3) Субъективный идеализм (Дж,Беркли).
4) Агностицизм (Д. Юм).
19. Интернет - ресурсы
www.pravkniga.ruhttp://biography.sgu.ru
http://www.arttrans.co
m
http://www.eparhiasaratov.ru
http://www.arttrans.co
m
http://wiki.bks-tv.ru
http://nibiryukov.naro
d.ru/
http://student.km.ru
http://library.evrobit.ru
http://uch-filosof.ru
http://www.ido.rudn.r
u
http://www.peoples.ru
http://balashov44.naro
d.ru
http://www.juventus.r
u