Культура Беларуси в 60-е гг. XIX - начале XX в. Условия и особенности формирования белорусской нации
План
Образование
Образование
Образование
Образование
Белорусоведение
Белорусоведение
Белорусоведение
Белорусоведение
Литература
Литература
Литература
Литература
Литература
Литература
Театр и искусство
Театр и искусство
Театр и искусство
Театр и искусство
Театр и искусство
Театр и искусство
Театр и искусство
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Формирование белорусской нации
Формирование белорусской нации
Формирование белорусской нации
4.05M
Категория: ИсторияИстория

Культура Беларуси в 60-е годы XIX - начале XX века. Условия и особенности формирования белорусской нации

1. Культура Беларуси в 60-е гг. XIX - начале XX в. Условия и особенности формирования белорусской нации

Культура Беларуси в 60-е гг. XIX начале XX в. Условия и особенности
формирования белорусской нации
История Беларуси
Билет 24

2. План


Образование
Белорусоведение
Литература
Театр и искусство
Архитектура
Формирование белорусской нации

3. Образование

всесословность
Школьная
реформа
1864 г.
преемственность между
уровнями
образования
отсутствие
земских школ
«Временные
правила для
народных
школ»
дирекции
народных
училищ
надзор за
работой школ
приём на
работу и
увольнение
учителей
В области образования в 1864 г. началась реформа, в соответствии с которой обучение становилось всесословным. Однако в 1887 г. распоряжением министра просвещения, получившим название «Указ о кухаркиных
детях», запрещалось принимать в гимназии детей кухарок, прачек, мелких торговцев и т. п.

4. Образование

М.О.Коялович
Учебники для школ СевероЗападного края создавались с
позиций западнорусизма. Согласно этой теории, одним из
создателей которой был историк М.Коялович, белорусы рассматривались как составная
часть русского этноса, а главное направление развития белорусского края связывалось с
его возвращением от польского католичества к русскому
православию.

5. Образование

Система образования в Беларуси во
второй половине XIXв.
среднее
образование
начальное
образование
училища
народные
(1-2 класса)
церковноприходские школы
городские
(6 классов)
гимназии
классические
реальные
Начальное образование в сельской местности во второй половине XIXв.
давали народные училища и церковно-приходские школы, а в городах –
городские училища. В Беларуси были открыты семинарии для подготовки учителей начальных школ. Учительскую семинарию в Несвиже закончил Якуб Колас. Среднее образование можно было получить в гимназиях. Они разделялись на классические, где преобладало изучение гуманитарных предметов и древних языков, и реальные - с изучением математических и природоведческих предметов.

6. Образование

Горы-Горецкий
земледельческий
институт. Рис. Н.Орды
В 1864 г. в связи с событиями восстания 1863-1864 гг. был закрыт земледельческий институт в Горы-Горках Могилёвской губернии. Получить
высшее образование выходцы из Беларуси могли только в учебных заведениях Российской империи. К концу XIXв. грамотных людей в Беларуси
было крайне мало. Большинство населения, прежде всего крестьянство,
оставалось неграмотным.

7. Белорусоведение

П.В.Шейн
В 1860-1910-х гг. были собраны и
опубликованы уникальные материалы о языке и духовной культуре
белорусского народа. В исследованиях преобладало направление,
связанное с развитием белорусоведения. Так, Павел Шейн в трёхтомнике «Материалы для изучения
быта и языка русского населения
Северо-Западного края» (18871902 гг.) собрал большое количество фольклорно-этнографических
материалов.

8. Белорусоведение

И.И.Носович
Е.Романов
Одним из первых крупных исследователей Беларуси был языковед и этнограф Иван Носович, уроженец Быховского уезда. Основной его работой
стал «Словарь белорусского наречия», изданный в 1870 г., над которым
учёный работал 30 лет. Известный учёный-краевед, уроженец Гомельщины Евдоким Романов издал многотомный «Белорусский сборник»
(1886-1912 гг.), который стал своеобразной энциклопедией быта и культуры белорусов. Е.Романов работал над созданием археологических карт,
открыл Бердыжскую стоянку первобытных людей, Борисов-камень, памятник XII в.

9. Белорусоведение

Е.Ф.Карский
М.В.Довнар-Запольский
В трёхтомном исследовании академика Е.Карского «Белорусы» (19031922 гг.), названном «энциклопедией белорусоведения», было дано всестороннее научное обоснование национальной самобытности белорусов
как самостоятельного восточнославянского народа. Историк М.ДовнарЗапольский обосновал положение о самобытном белорусском народе с
оригинальной культурой и языком, высказался за его право на самостоятельное существование.

10. Белорусоведение

Я.О.Наркевич-Иодко
Среди достижений европейского уровня в технических науках особое место
занимают работы профессора Я.Наркевича-Иодко. Он предложил и обосновал использование электрографии
для диагностики состояния здоровья
человека. Это изобретение лежит в основе электротерапии. Его научное
открытие - прибор для регистрации
грозы по электрическим разрядам стало первым радиоприёмником, или
«беспроволочным телеграфом» при
передаче электрических сигналов на
расстояние.

11. Литература

Ф.Богушевич
Существенную роль в становлении
белорусского литературного языка и
литературы сыграл Ф.Богушевич. Он
одним из первых среди белорусских
писателей отметил самостоятельность белорусского языка. В конце
XIXв. увидели свет сборники его стихов «Дудка белорусская» и «Смык белорусский», подписанные псевдонимами «Мацей Бурачок» и «Сымон Рэўка з-пад Барысава». В предисловии к
сборнику «Дудка белорусская» поэт
писал: «Шмат было такіх народаў, што
страцілі наперш мову сваю, так як той
чалавек прад скананнем, катораму
мову займе, а потым і зусім замёрлі.
Не пакідайце ж мовы нашай беларускай, каб не ўмёрлі!..».

12. Литература

Я.Лучина
Любовью к крестьянам, к «родной сторонке», стремлением видеть свой народ образованным и счастливым пропитана поэзия Янки Лучины (Ивана
Неслуховского). Белорусские стихи Лучины вошли в сборник «Вязанка», изданный после его смерти. Наиболее
известное его стихотворение - «Родной сторонке», в котором автор выразил свою любовь к родине.

13. Литература

А.Пашкевич (Тётка)
Видной фигурой в белорусской
поэзии начала ХХв. была Алоиза
Пашкевич, известная под псевдонимом Тётка. Она участвовала в
основании БСГ. Первые сборники
поэтессы «Крещение свободой» и
«Скрипка белорусская» вышли нелегально. Тётка пропагандировала
обучение на родном языке. Для детей она издала учебник-хрестоматию «Первое чтение для деток белорусов».

14. Литература

Я.Купала
Как создатель новой белорусской литературы и литературного языка вошёл в историю поэт Янка Купала
(Иван Луцевич) - автор пьес «Павлинка», «Разорённое гнездо» и др. В его
творчестве сочетались темы протеста
крестьянства и борьбы за национальное возрождение. Стихотворение
Я.Купалы «А кто там идёт?» русский
писатель Максим Горький считал «народным гимном белорусов» и перевёл
его на русский язык.

15. Литература

Я.Колас
В первом сборнике своих стихов «Песнижальбы» Якуб Колас (Константин Мицкевич) создал образ белорусского мужика,
который, несмотря на тяжёлую жизнь, остаётся оптимистом и верит в возрождение родного края. Поэт начал работу над
поэмами «Новая земля» и «Сымон-музыкант».

16. Литература

М.Богданович
Значительно обогатил белорусскую поэзию и вывел её на европейский уровень Максим Богданович. Единственный его
прижизненный сборник «Венок» был издан в 1913 г. Творчество М.Богдановича проникнуто любовью к родной земле,
её народу. Поэтическим заветом
своему народу стало его стихотворение-гимн «Погоня»

17. Театр и искусство

И.Буйницкий
Театральная жизнь в Беларуси была
связана с деятельностью Первой белорусской труппы Игната Буйницкого, который считается создателем белорусского профессионального театра.

18. Театр и искусство

Погребение Гедимина
К.Альхимович
Одним из самых известных живописцев был Казимир Альхимович, картина которого «Погребение Гедимина» получила всемирное признание. Ряд
своих полотен художник посвятил нелёгкой судьбе крестьян, написал
также серию картин по мотивам творчества А.Мицкевича.

19. Театр и искусство

Н.Орда
Мир
Талантливый композитор и художник Наполеон Орда, почти 25 лет путешествовавший по Беларуси, оставил около 1000 акварельных зарисовок,
изображающих известных людей и памятники белорусского зодчества.

20. Театр и искусство

Автопортрет
Старый пастух
Жизнь белорусских крестьян отражена в творчестве Никодима Силивановича. Его картины «Дети во дворе», «В школу», «Старый пастух» проникнуты теплотой и любовью к простому народу. Силиванович принимал
участие в оформлении знаменитого Исаакиевского собора в Петербурге.

21. Театр и искусство

А.Горавский
Вечер в Минской губернии
Выдающимся живописцем конца XIX- начала ХХв. был Аполлинарий Горавский. В картинах «Вечер в Минской губернии», «На родине», «Река Березина» и др. он воспел красоту белорусской природы и народный быт.
Одной из лучших работ живописца стало полотно «Старуха молится», высоко оценённое известным русским художником И.Репиным.

22. Театр и искусство

В.К.Бялыницкий-Бируля. Худ. А.В.Моравов
Изумруд весны
Белорусский пейзажист Витольд Бялыницкий-Бируля воплощал образ
весны, которому он посвятил около 200 своих полотен. Художник получил
звание академика живописи.

23. Театр и искусство

Старый портной
Автопортрет
Частную художественную школу создал в Витебске в конце XIXв. Юдель
Пэн. Он отражал национальные черты еврейского быта, создал целую галерею образов людей из народа («Часовщик», «Старый портной», «Нищий» и др.). В школе Пэна занимался уроженец Витебска будущий крупнейший художник ХХв. Марк Шагал.

24. Архитектура

Свято-Воскресенский собор в
Борисове
В развитии архитектуры сочетались элементы разных художественных
стилей. По всей Беларуси во второй половине XIXв. развернулось строительство в псевдорусском стиле церквей-«муравьёвок», название которых пошло от фамилии виленского генерал-губернатора М.Муравьёва, который преодолевал последствия восстания 1863-1864 гг. путём распространения православия. Примерами использования псевдорусского стиля
стали часовня князей Паскевичей в Гомеле, Покровский собор в Гродно,
Свято-Воскресенский собор в Борисове.

25. Архитектура

Костёл Святых
Симеона и Елены в
Минске
Здания учебных учреждений возводились в стиле классицизма, театры - в
стиле барокко, костёлы - в стиле неоготики (костёл Святого Роха в Минске). Наиболее известным памятником архитектуры начала XXв., сочетающим черты романского и готического стилей, стал костёл Святых Симеона и Елены (прозванный в народе Красным). Инициатором его строительства был Э.Войнилович, который увековечил память о своих умерших детях: 12-летнем сыне Симеоне и 19-летней дочери Елене.

26. Архитектура

Гостиница «Европа»
в Минске
На рубеже XIX-XX вв. возник архитектурный стиль модерн, в котором
строились железнодорожные вокзалы, промышленные здания, банки,
жилые дома в Минске, Гродно, Гомеле, Могилёве, гостиница «Европа» в
Минске.

27. Формирование белорусской нации

Признаки нации
территория
литературный язык
историческая память
общи
е
национальное самосознание
культура
хозяйственная жизнь
психический склад
Вторая половина XIX- начало XXв. стали решающим этапом в процессе
формирования белорусской нации. Нация - это исторически сложившаяся
общность людей с характерными для неё постоянным проживанием на
одной территории, общностью хозяйственной жизни, общим литературным языком, схожестью культуры и психологии.

28. Формирование белорусской нации

Условия формирования
белорусской нации
отсутствие
собственной
государственности
развитие
капитализма
складывание
общенационального
рынка
Становление белорусской нации характеризовалось формированием национального самосознания - совокупности идей, представлений, убеждений, верований, в которых народ понимает себя как национальную общность и исторические корни своего происхождения. Процесс формирования нации был также связан с оформлением белорусской национальной
идеи - представлениями, в которых выражалось понимание белорусов как
самостоятельной общности людей. Смыслом национальной идеи стало
достижение белорусами собственной государственности.

29. Формирование белорусской нации

Белорус. Худ. И.Репин
Одной из форм проявления национального самосознания стали собственные названия. В конце XIX- начале XXв. наименования «Беларусь»
и «белорусы» закрепляются за всей
этнической территорией белорусов.
Часть населения Беларуси называла
себя «тутэйшыя» (здешние). В некоторых местностях существовали региональные названия, которые относились к территориям: «полешуки» - ко всему Полесью, «пинчуки» к его отдельным частям. Понациональному составу более 65% населения Беларуси являлись белорусами.
По конфессиональному составу среди населения преобладали православные, составлявшие около 2/3.
English     Русский Правила