2.99M
Категория: ЛитератураЛитература

Картины войны в романе «Война и мир». Шенграбенское и Аустерлицкое сражения

1.

Картины войны в романе
«Война и мир».
Шенграбенское и Аустерлицкое
сражения.
1

2.

Гипотеза
Показывая такие исторические события, как
Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, Л.Н.Толстой
раскрывает «диалектику души» своего героя ( князя
Андрея) и утверждает, что в жизни есть нечто гораздо
более значительное и вечное, чем война и слава
Наполеона. Это «нечто» - естественная жизнь природы и
человека, естественная правда и гуманность.
(«Диалектика души» — литературное изображение
внутренней жизни персонажа в ее динамике, развитии;
причем само это развитие вызывается внутренними
противоречиями в характере и внутреннем мире героя.)
2

3.

Основные тезисы
1. Героизм и трусость, простота и тщеславие противоречиво
переплелись в помыслах и поступках участников сражений.
2. По мнению Льва Николаевича Толстого, «война – забава
праздных и легкомысленных людей», а сам роман «Война и мир» это антивоенное произведение, в котором еще раз подчеркивается
бессмысленность жестокости войны, несущей смерть и
человеческие страдания.
3. Мечты о «Тулоне» окончательно развеялись у Болконского на
Аустерлице. Небо Аустерлица становится для князя Андрея
символом нового, высокого понимания жизни. Этот символ
проходит через всю его жизнь.
3

4.

О причинах войны 1805 года.
Идет война в Австрии. Генерал Мак и его войско разбито под Ульмом.
Австрийская армия сдалась. Над русской армией нависла угроза разгрома.
Россия была союзником Австрии, и ,верная своему союзническому долгу, тоже
объявила войну Франции. Тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с
четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу
французам. Это была первая, ненужная и непонятная русскому человеку война,
которая велась на чужой стороне. Поэтому в этой войне практически все далеки
от патриотизма: офицеры думают о наградах и славе, а солдаты мечтают о
скорейшем возвращении домой.
Также одной из причин участия России в войне 1805 года является желание
наказать Наполеона. Стремление Наполеона к мировому господству и привело к
русско-австро-французской войне 1805 года между коалицией европейских
держав и Францией.
4

5.

Изображение войны в романе.
Противоречивость, противоестественность войны выявляются путем
сопоставления ясной, гармоничной жизни природы и безумия убивающих друг друга
людей. Пример:
« Косые лучи яркого солнца…кидали…в чистом утреннем воздухе пронизывающий с
золотым и розовым оттенком свет и темные длинные тени. Дальние леса,
заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желтозеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте…ближе
блестели золотые поля и перелески». (т.III,ч.II, гл.XXX)
Этому описанию противопоставляется жестокая, глубоко трагичная картина
войны: « офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная
птица»; убитый старший полковник лежал на валу, как будто рассматривая что-то
внизу; краснорожий солдат, недавно весело разговаривавший с Пьером, еще дергался
на земле; пронзительно и протяжно визжала лежащая раненная лошадь. (т.III,ч.II,
гл.XXXI)
Рассмотрим подробнее картины войны на примере Шенграбенского и
Аустерлицкого сражений.
5

6.

6

7.

Шенграбенское сражение
Одним из ключевых моментов войны 1805 года, описываемой Л. Н. Толстым в
романе “Война и мир”, было Шенграбенское сражение. Начатая с агрессивными
целями война ненавистна и отвратительна Толстому. Справедливая же война
может быть вызвана только безусловной необходимостью. Чтобы спасти свою
армию от разгрома, Кутузов послал небольшой авангард генерала Багратиона для
задержания французов. Разутые, голодные солдаты, измученные длительным
ночным переходом по горам, должны были остановить армию неприятеля, в
восемь раз сильнейшего. Это дало бы время основным нашим силам занять более
выгодную позицию.
Объезжая войска перед сражением, прибывший в распоряжение Багратиона
князь Андрей с недоумением отмечал, что чем ближе к неприятелю, тем
организованнее и веселее становился вид войск. Солдаты занимались своими
будничными делами так спокойно, будто все это происходило не на глазах у врага
и не перед сражением, где половина из них будет убита.
7

8.

Шенграбенское сражение
Но вот французы открыли огонь, битва началась, причем все
происходило совсем не так, как представлялось князю Андрею, как
преподавалось и говорилось в теории. Солдаты сбиты в кучу, но тем
не менее отбивают атаку за атакой. Французы подходят все ближе,
готовится очередная атака. И в этот решающий момент Багратион
лично ведет солдат в бой и сдерживает неприятеля.
Наблюдая за действиями Багратиона во время сражения,
Болконский замечал, что генерал почти не отдавал приказов, но
делал вид, что все происходит “согласно с его намерениями”.
Благодаря выдержке Багратиона его присутствие чрезвычайно
много давало и командирам, и солдатам: при нем они становились
спокойнее и веселее, щеголяли своей храбростью.
8

9.

Шенграбенское сражение
А вот сложная и многокрасочная картин Шенграбенского сражения:
« Пехотные полки, застигнутые врасплох в лесу, выбегали из леса, и
роты, смешиваясь с другими ротами, уходили беспорядочными
толпами» « но в эту минуту французы, наступавшие на наших,
вдруг, без видимой причины, побежали назад…и в лесу показались
русские стрелки. Это была рота Тимохина…Бегущие возвратились,
батальоны собрались, и французы…были оттеснены»( т.I,ч.II,
гл.XX). В другом месте «дерзко» стреляли четыре никем не
защищенные пушки под командой штабс-капитана Тушина. Здесь
было перебито значительное число солдат, убит офицер, разбиты
две пушки, билась лошадь с перебитой ногой, а артиллеристы,
забыв всякий страх, били французов и поджигали занятую или
деревню.
9

10.

10

11.

Шенграбенское сражение
Но вот сражение окончено. После боя «в темноте как будто
текла невидимая, мрачная река… В общем гуле из-за всех других
звуков яснее всех были слышны стоны и голоса раненных… Их
стоны, казалось, наполняли собой весь этот мрак, окружавший
войска. Их стоны и мрак этой ночи – это было одно и то же».(
т.I,ч.II, гл.XXI). Начальники частей со своими адъютантами и штабофицеры собрались у Багратиона разбирать подробности боя. Все
приписывают себе небывалые подвиги, подчеркивают свою роль в
сражении, при этом более других бахвалятся самые трусливые.
11

12.

Герои Шенграбенского сражения
В этом сражении, как всегда, дерзок и бесстрашен разжалованный в солдаты
Долохов. Вот как описывает Л.Н.Толстой своего героя: "Долохов был человек среднего
роста, курчавый и со светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не
носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица,
был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя
губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах
образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все
вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло
впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица"( т.I,ч.I, гл.VI). Долохов убил
одного француза, взял в плен сдавшегося офицера. Но после этого он идет к полковому
командиру и докладывает о своих «трофеях»: «прошу запомнить, ваше
превосходительство!» Далее он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся
кровь:»Рана штыком, я остался на фронте. Помните, ваше превосходительство.» Везде,
всегда он помнит, прежде всего, о себе; все, что он делает, делает для себя.
12

13.

13

14.

Герои Шенграбенского сражения
Наряду с Долоховым мы встречаем Жеркова. Нас не удивляет его поведение. Когда в
разгар боя Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга, он не
поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал искать генерала в стороне от боя. Из-за
непереданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены.
Таких офицеров много. Они не трусливы, но не умеют забыть ради общего дела себя,
карьеру и личные интересы.
Однако русская армия состояла не только из таких офицеров. Мы встречаем понастоящему истинных героев: Тимохина и Тушина.
14

15.

Герои Шенграбенского сражения
Тушин
Портрет Тушина совсем не героический: “Маленький, грязный, худой артиллерийский
офицер без сапог, в одних чулках”, за что, собственно, он и получает нагоняй от штабофицера.
Толстой показывает нам Тушина глазами князя Андрея, который “еще раз взглянул на
фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько
комическое, но чрезвычайно привлекательное”.
Второй раз на страницах романа капитан появляется во время Шенграбенского
сражения, в эпизоде, названном литературоведами “забытая батарея”.
В начале Шенграбенского сражения князь Андрей снова видит капитана: “Маленький
Тушин, с закушенной набок трубочкой”. Доброе и умное лицо его несколько бледно. И
далее Толстой уже сам, без помощи своих героев, откровенно любуется этой удивительной
фигуркой, которую со всех сторон окружают, подчеркивает автор, огромные широкоплечие
богатыри. Сам Багратион, объезжая позиции, находится рядом. Однако Тушин, не замечая
генерала, выбегает вперед батареи, под самый огонь, и, “выглядывая из-под маленькой
ручки”, командует: “Еще две линии прибавь, как раз будет”.
15

16.

Герои Шенграбенского сражения
Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. Его
повадки и поведение напоминают нам о земских врачах или сельских священниках. В
нем так много чеховского, доброго и печального, и так мало громкого и героического.
Однако тактические решения, принятые Тушиным на военном совете с
фельдфебелем Захарченко, “к которому он имел большое уважение”, заслуживают
решительного “хорошо!” князя Багратиона. Трудно помыслить награду выше этой.
И вот уже французы думают, что здесь, в центре, сосредоточены основные силы
союзной армии. Им и в страшном сне не могло присниться, что четыре пушечки без
прикрытия и маленький капитан с трубочкой-носогрейкой сожгут Шенграбен.
“Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе
беспрестанно у денщика еще трубочку... выбегал вперед и из-под маленькой ручки
смотрел на французов. — Круши, ребята! — приговаривал он и сам подхватывал
орудия за колеса и вывинчивал винты”.
16

17.

Герои Шенграбенского сражения
Толстой описывает истинную, народную, героическую, богатырскую
действительность. Именно отсюда этот былинный жест и веселое, карнавальное
отношение к врагам и смерти.
Толстой с наслаждением рисует особый мир мифических представлений,
установившийся в сознании Тушина. Неприятельские пушки — это не пушки, а
трубки, которые курит огромный невидимый курильщик: “Вишь, пыхнул опять...
теперь мячик жди”.
Видимо, и сам Тушин представляется себе таким же огромным и сильным,
швыряющим за горизонт чугунные мячики.
Только князь Андрей способен понять и увидеть то героическое и сильное, что
есть в капитане. Вступаясь за него, Болконский на военном совете убеждает князя
Багратиона, что успехом дня “обязаны мы более всего действию этой батареи и
геройской стойкости капитана Тушина”, чем заслуживает смущенную
благодарность самого капитана: “Вот спасибо, выручил, голубчик”.
17

18.

Герои Шенграбенского сражения
В эпилоге романа Толстой обмолвился: “Жизнь народов не
вмещается в жизнь нескольких людей”. Вполне возможно, что
подобное замечание справедливо по отношению к персонажам
историческим и государственным. Но трогательный и задушевный
маленький капитан Тушин шире, больше и выше своего портрета. В
нем особым образом сошлись фольклорные мотивы и реальность,
былинная, песенная глубина и задушевная простота мудрости.
Несомненно, это один из самых ярких героев книги.
18

19.

Капитан Тушин
19

20.

Герои Шенграбенского сражения.
Тимохин
Второй истинный герой Шенграбенского сражения. Он появляется в ту самую
минуту, когда солдаты поддались панике и побежали. Казалось, все потеряно. Но
в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг побежали назад…и в лесу
показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. И только благодаря
Тимохину русские имели возможность возвратиться и собрать батальоны.
Мужество разнообразно. Есть немало людей безудержно храбрых в бою, но
теряющихся в будничной жизни.
Образами Тушина и Тимохина Л.Н.Толстой учит читателя видеть по-настоящему
храбрых людей, их неброский героизм, их огромную волю, которая помогает
преодолевать страх и выигрывать сражения. Толстой подчеркивает, что действия
Тушина и Тимохина – настоящий героизм, а поступок Долохова- ложный.
20

21.

Капитан Тимохин
21

22.

Аустерлицкое сражение. ( т.I,ч.III, гл.XIX)
Эпизод Аустерлицкого сражения является одним из центральных в
романе «Война и мир». На него ложится огромная смысловая
нагрузка.
Традиционно автор дает небольшое вступление к предстоящей
битве. Он описывает настроения князя Андрея в ночь перед
предполагаемым решающим боем его жизни. Толстой дает
эмоциональный внутренний монолог героя ( это особый прием, о
котором будет сказано позже). Князь Андрей представляет себе один
центральный пункт сражения. Ему видится замешательство всех
военных начальников. Здесь он видел свой Тулон, который так
долго преследовал его в заветных мечтах.
22

23.

Аустерлицкое сражение. ( т.I,ч.III, гл.XIX)
Тулон – это первая победа Наполеона, начало его карьеры. И князь Андрей
мечтает о своем Тулоне. Вот он в одиночку спасает армию, берет в свои руки всю
диспозицию и выигрывает сражение. Ему кажется, что честолюбивые мечты вотвот должны осуществиться: «Я хочу славы, хочу быть известным людям, хочу
быть любимым ими, я не виноват, что хочу этого, что для одного этого я живу. Я
никогда никому не скажу этого, но боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего
не люблю, как только славу, любовь людскую».
Князь Андрей знает, что Наполеон будет непосредственно участвовать в
сражении. Он мечтает встретиться с ним лично. Пока же герой хочет показного
эпического подвига. Но жизнь расставит все на свои места. Князь Андрей
осознает намного больше, чем он знал, ожидая славу.
23

24.

Аустерлицкое сражение. ( т.I,ч.III, гл.XIX)
Само сражение целиком представлено с позиции князя Андрея. Герой
находится при штабе Кутузова. По прогнозам всех командующих битва должна
быть выиграна. Поэтому князь Андрей так занят диспозицией. Он внимательно
наблюдает за ходом сражения, замечает лакейство штабных офицеров. Все
группировки при главнокомандующем хотели только одного – чинов и денег.
Простой народ не понимал значения военных событий. Поэтому войска так легко
обратились в панику, ведь они отстаивали чужие интересы. Многие жаловались
на засилье немецких военных в союзной армии.
Князь Андрей взбешен массовым бегством солдат. Для него это означает
позорную трусость. При этом героя поражают действия штабной верхушки.
Багратион занят не организацией огромного войска, а поддержанием его боевого
духа. Кутузов прекрасно понимает, что руководить такой массой людей, стоящих
на краю жизни и смерти, физически невозможно. Он следит за развитием
настроения войск. Но и Кутузов в растерянности. Государь, которым так
восхищался Николай Ростов, сам обращается в бегство.
24

25.

Аустерлицкое сражение. ( т.I,ч.III, гл.XIX)
Война оказалась непохожей на пышные парады. Бегство апшеронцев, которое
видел князь Андрей, послужило для него сигналом судьбы: «Вот она, наступила
решающая минута! Дошло до меня дело», - подумал князь Андрей и, ударив
лошадь, повернул к Кутузову».
Природа окутана туманом, как и та ночь, когда князь Андрей так страстно
хотел славы. На мгновение окружению Кутузова показалось, что фельдмаршал
ранен. На все уговоры Кутузов отвечает, что раны у него не на мундире, а в
сердце. Штабные офицеры чудом смогли выбраться из общей беспорядочной
массы. Князя Андрея охватывает стремление изменить ситуацию: « - Ребята,
вперед! – крикнул он детски-пронзительно».
В эти минуты князь Андрей не замечал снарядов и пуль, летевших прямо на
него. Он бежал с криками «ура!» и ни минуты не сомневался в том, что весь полк
побежит за ним. Так и получилось. Паникующие еще мгновение назад, солдаты
снова ринулись в бой. Князь Андрей вел их со знаменем в руках. Этот миг был
поистине героическим в жизни Болконского.
25

26.

Аустерлицкое сражение. ( т.I,ч.III, гл.XIX)
26

27.

Аустерлицкое сражение. ( т.I,ч.III, гл.XIX)
Здесь Толстой точно передает психологическое состояние человека перед
лицом смертельной опасности. Князь Андрей совершенно случайно видит
обыденные сцены – драку рыжебородого офицера и французского солдата
из-за банника. Эти рядовые сцены помогают нам заглянуть в глубины
человеческого сознания.
Сразу за эпизодом драки князь Андрей чувствует, что он сильно ранен,
но осознает это далеко не сразу. Здесь автор также выступает как тонкий
знаток человеческой души. У князя Андрея стали подкашиваться ноги.
Падая, он еще видел драку из-за банника. Внезапно перед ним оказалось
высокое, пронзительно - голубое небо, по которому тихо «ползли облака».
Это зрелище заворожило героя. Ясное, спокойное небо было совершенно
не похоже на земные баталии, бегство, суету.
27

28.

Аустерлицкое сражение. ( т.I,ч.III, гл.XIX)
Тональность повествования при описании неба меняется. Само строение предложений
передает неторопливое движение облаков: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не
так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались. Как
же я не видел прежде этого высокого неба». Это момент истины для героя. В одну секунду
он осознал ничтожность мимолетной земной славы. Она несравнима с безбрежностью и
величием неба, всего мира.
С этой минуты князь Андрей смотрит на все события другими глазами. Его уже не
волновал исход сражения. Именно небо Аустерлица откроет для героя новую жизнь, станет
его символом, олицетворением холодного идеала.
Князь Андрей не мог видеть бегство Александра I. Николай Ростов, мечтавший отдать
жизнь за царя, видит его истинное лицо. Лошадь императора не в силах даже перескочить
ров. Александр бросает на произвол судьбы свое войско. Кумир Николая был развенчан.
Сходная ситуация повторится и у князя Андрея. В ночь перед сражением он мечтал
совершить подвиг, повести за собой армию, встретить Наполеона. Все его желания
осуществились. Герой сделал невозможное, у всех на глазах проявил героическое
поведение. Князь Андрей даже встретился со своим кумиром Наполеоном.
28

29.

Аустерлицкое сражение. ( т.I,ч.III, гл.XIX)
Французский император имел обыкновение проезжать поле битвы, смотреть на раненых.
Люди казались ему простыми марионетками. Наполеону нравилось сознавать собственное
величие, видеть полную победу его неуемной гордости. И в этот раз он не мог не
остановиться около лежавшего князя Андрея. Наполеон посчитал его погибшим. При этом
император медленно произнес: «Вот славная смерть».
Князь Андрей сразу понял, что это было сказано про него. Но слова кумира напоминали
«жужжание мухи», герой тотчас забыл их. Теперь Наполеон казался князю Андрею
ничтожным, маленьким человеком. Таким образом, герой Толстого осознал бесплодность
своих замыслов. Они были направлены на мирское, суетное, проходящее. А человек
должен помнить, что есть в этом мире вечные ценности. Думаю, что небо в какой-то
степени олицетворяет мудрые ценности. Князь Андрей понял: жизнь ради славы не
сделает его счастливым, если в душе не будет стремления к чему-то вечному, высокому.
29

30.

Аустерлицкое сражение. ( т.I,ч.III, гл.XIX)
В данном эпизоде князь Андрей совершает подвиг, но важно не это. Самое главное
заключается в том, что герой осознал смысл, значение своего подвига. Огромный мир
оказался неизмеримо шире честолюбивых устремлений Болконского. В этом и сказалось
открытие, прозрение героя.
Князь Андрей противопоставлен в данном эпизоде Бергу, трусливо бегущему с поля боя,
Наполеону, счастливому из-за несчастий других. Э
Эпизод Аустерлицкого сражения – сюжетно-композиционный узел первого тома романа.
Эта битва меняет жизнь всех ее участников, особенно жизнь князя Андрея. Впереди его
ждет настоящий подвиг – участие в Бородинской битве не ради славы, а ради Родины и
жизни.
Говоря о войне и , в частности, о сражениях, нельзя не раскрыть образы Наполеона,
Кутузова и Александра I.
30

31.

Аустерлицкое сражение. ( т.I,ч.III, гл.XIX)
31

32.

Наполеон Бонапарт
Образ Наполеона в “Войне и мире” – одно из гениальных художественных открытий
Л.Н. Толстого. В романе французский император действует в тот период, когда он
превратился из буржуазного революционера в деспота и завоевателя. Дневниковые записи
Толстого в период работы над “Войной и миром” показывают, что он следовал
сознательному намеренью – сорвать с Наполеона ореол ложного величия. Кумир
Наполеона – слава, величие, то есть мнение о нем других людей. Закономерно, что он
стремится словами и внешностью производить на людей определенное впечатление.
Отсюда его страсть к позе и фразе. Они не столько качества личности Наполеона, сколько
обязательные атрибуты его положения “великого ” человека. Актерствуя, он отказывается
от настоящей, подлинной жизни, “с ее существенными интересами, здоровья, болезни,
труда, отдыха…с интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти,
страстей ”. Та роль, которую выполняет в мире Наполеон, не требует высших качеств,
наоборот, она возможна только для того, кто отказывается от человеческого в себе. “Не
только гения и каких-нибудь особенных качеств не нужно хорошему полководцу, но
напротив, ему нужно отсутствие самых высших и лучших человеческих качеств- любви,
поэзии, нежности, философского, пытливого сомнения. Для Толстого Наполеон- не
великий человек, а неполноценный, ущербный человек.
32

33.

Наполеон Бонапарт
Наполеон- “палач народов”. По Толстому, зло несет людям человек несчастный, не
знающий радостей истинной жизни. Писатель хочет внушить своим читателям мысль, что
оправдывать все жестокости и преступления войны может только человек, потерявший
истинное представление о себе и мире. Таким и был Наполеон. Когда он осматривает поле
Бородинской битвы поле сражения, усеянное трупами, то здесь впервые, как пишет
Толстой, “личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем
искусственным призраком жизни, которому он служил так долго. Он на себе переносил те
страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения. Тяжесть головы и груди
напоминала ему о возможности и для него страданий и смерти”. Но это чувство, пишет
Толстой, было кратким, мгновенным. Наполеону приходится скрывать отсутствие живого
человеческого чувства, имитировать его. Получив в подарок от жены портрет сына,
маленького мальчика, “он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он
чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история. И ему казалось, что
лучшее, что он может сделать теперь, - это то, чтоб он с своим величием… чтоб он
выказал, в противоположности этого величия, самую простую отеческую нежность”.
33

34.

Наполеон Бонапарт
Наполеон способен понимать переживания других людей ( а для Толстого это все равно,
что не чувствовать себя человеком). Это делает Наполеона готовым “…исполнять ту
жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая ему была предназначена”.
А между тем, по Толстому, человек и общество живы именно “личным человеческим
чувством”.
34

35.

Александр I
Настоящий образ Александра I особенно ярко показан в сцене приезда в армию после
разгрома оккупантов. Кутузова царь содержит в объятиях, сопровождая их злобным
шипением: «Старый комедиант». Толстой считает, что верхушка нации омертвевшей и
теперь живет «искусственной жизнью». Все приближенные царя ничем не отличаются от
него самого. Страной управляет кучка иностранцев, которым нет никакого дела до России.
Министры, генералы, дипломаты, штабные офицеры и другие приближенные императора
заняты собственным обогащением и карьерой. Здесь царит та же ложь, то же
интриганство, приспособленчество, что и везде. Именно Отечественная война 1812 года
показала настоящую сущность представителей власти. Ложный патриотизм их прикрытый
громкими словами о родине и народе. Но их бездарность и неумение управлять страной
хорошо изображены в романе. В «Войне и мире» представлены все слои московского
дворянского общества. Толстой, характеризуя дворянское общество, стремится показать не
отдельных представителей, а целые семьи. Ведь именно в семье закладываются как основы
добропорядочности и нравственности, так и духовной пустоты и праздности. Одной из
таких семей является семья Курагиных.
35

36.

Александр I
Тема патриотизма занимает в романе все больше и больше места и все более сложное
чувство вызывает у Толстого.
Так, при чтении манифеста-обращения царя к москвичам, у Ростовых, граф, слушая
манифест, прослезился и заявил: «Только скажи государь, мы всем пожертвуем и ничего не
пожалеем». Наташа, откликаясь на патриотическое заявление отца, говорит: «Что за
прелесть, этот папа!».
Облик Александра I в толстовском изображении непригляден. Черты двуличия и
лицемерия, которые были присущи «высшему свету», проявляются и в характере царя.
Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом.
С. П. Бычков писал: «Нет, не Александр I был спасителем отечества», как это старались
изобразить казённые патриоты, и не среди приближённых царя надо было искать истинных
организаторов борьбы с врагом.
Напротив, при дворе, в ближайшем окружении царя , существовала группа
откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым , которая
боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира.
36

37.

Александр I
37

38.

Кутузов
В «Войне и мире» Кутузов показан нам не в штабе, не при дворе, а в суровых условиях войны. Он
производит смотр полка, ласково говорит с офицерами, солдатами. Он узнает среди них участников
прежних походов, как например, простого, скромного Тимохина, всегда готового и способного на
бескорыстный героизм, часто незаметный для менее вдумчивого полководца. Солдаты подметили
внимательность главнокомандующего ( т.I,ч.II, гл.II):
« - Как же, сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу?
- А то нет! Вовсе кривой.
- Не…брат, глазастее тебя. Сапоги и подвёртки – все оглядел…
- Как он, братец ты мой, глянет на ноги мне…ну! Думаю…»
Французы разбили генерала Мака, без выстрела овладели Таборским мостом в Вене и двинулись
наперерез русской армии.
Положение русских было настолько тяжелым, что казалось, кроме капитуляции, не было другого
выхода. Но решительный, смелый до дерзости Кутузов нашел этот выход. У него было три возможных
решения: либо оставаться на месте со своей сорокатысячной армией и быть окруженным
стопятидесятитысячной армией Наполеона, либо вступить в неизведанные края Богемских гор, либо
отступать на Ольмюц для соединения с идущими из России войсками, рискуя быть
предупрежденными французами, и принять сражение на походе с втрое сильнейшим врагом,
окружавшим его с двух сторон.
38

39.

Кутузов
Как древний былинный богатырь, «Кутузов избрал последний выход» , самый
опасный, но зато самый целесообразный. Искусный стратег, он использует все средства
для того, чтобы спасти свою армию: посылает четырехтысячный отряд, во главе с храбрым
Багратионом, запутывает французов в сетях их собственной военной хитрости, приняв
предложение Мюрата о перемирии, энергично продвигает свою армию на соединение с
войсками из России и выходит без ущерба для чести русской армии из безвыходного
положения.
Та же решительность, твердость, в сочетании с большим воинским искусством и
способностью мудрого провидения, являющегося результатом способности группировать
события и делать из них выводы, характеризует Кутузова и во время боя под Аустерлицем.
Учитывая все обстоятельства, Кутузов категорически заявил императору, что сражения
давать нельзя, но его не послушались. Когда же австрийский генерал Вейротер зачитывал
свою надуманную, путаную диспозицию, старый генерал откровенно спал, так как знал,
что ни помешать, ни изменить он ничего не может. Наступило утро, и русский
главнокомандующий отнюдь не был простым созерцателем: выполняя свой долг, он
отдавал целесообразные и ясные приказания.
39

40.

Кутузов
Когда подъехал Александр I, Кутузов, дав команду «смирно» и салютуя, «принял вид
подначального, нерассуждающего человека», в каковое положение он действительно был
поставлен. Император, видимо, понял скрытую насмешку, и эта «аффектация
почтительности» неприятно поразила его. Свое отношение к императорской воле Кутузов
выразил с непостижимой для придворных смелостью.
Александр I, подъехав вместе с австрийским императором к войскам, спросил Кутузова,
почему он не начинает боя:
«- Поджидаю, ваше величество, - повторил Кутузов ( князь Андрей заметил, что у Кутузова
неестественно дрогнула верхняя губа в то время, как он говорил это «поджидаю»). – Не все
колонны еще собрались, ваше величество». Императору этот ответ, видимо, не понравился.
- Ведь мы не на Царицыном Лугу, Михаил Ларионович, где не начинают парада, пока не
придут все полки, - сказал государь…
- Потому и не начинаю, государь, - сказал звучным голосом Кутузов, как бы предупреждая
возможность не быть расслышанным, и в лице его еще раз что-то дрогнуло. – Потому и не
начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном Лугу, - выговорил он ясно и
отчетливо.
40

41.

Кутузов
В свите государя на всех лицах, мгновенно
переглянувшихся друг с другом, выразился
ропот и упрек». (т.I,ч.III, гл.XV)
В этом сражении русские и австрийские
войска потерпели поражение. Кутузов, так
смело возражавший против плана, одобренного
обоими императорами, оказался прав, однако
это сознание не смягчало скорби русского
военачальника. Он получил небольшое ранение,
но на вопрос: « Вы ранены?» - ответил: «Рана не
здесь, а вот где!»( т.I,ч.III, гл.XVI) – и указал на
бегущих солдат.
Кто бы ни был виноват в этом поражении
русской армии, для Кутузова оно было тяжелой
душевной раной.
41

42.

Сопоставительный анализ сражений.
Шенграбенское сражение
Аустерлицкое сражение
Решающее сражение в кампании 1805—
1807 годов. Шенграбен — это судьба
русской армии, а значит, проверка
нравственной силы русских солдат. Путь
Багратиона с четырехтысячной армией через
Богемские горы имел целью задержать
армию Наполеона и дать русской армии
возможность собрать силы, т. е., по сути,
сохранить армию
Аустерлиц — «сражение трех императоров».
Цель его — закрепить достигнутый успех.
Но на самом деле Аустерлицкое сражение
стало страницей «срама и разочарования для
всей России и отдельных людей и торжества
Наполеона-победителя»
Цель сражения благородна и понятна
солдатам.
Цель сражения не понята солдатами.
Героизм, подвиги
Неразбериха среди солдат; бессмысленный
подвиг князя Андрея.
Победа
Поражение
42

43.

Итог таблицы:
героизм и трусость, простота и тщеславие
противоречиво переплелись в помыслах и
поступках участников сражений.
43

44.

Бессмысленный и беспощадный характер войны
В романе «Война и мир» Толстой, с одной стороны, показывает
бессмысленность войны, показывает, сколько горя и несчастий
приносит война людям, рушит жизни тысяч и тысяч людей, с
другой, показывает высокий патриотический дух русского народа,
который участвовал в освободительной войне против французских
захватчиков, и победил.
По мнению Льва Николаевича Толстого, «война – забава
праздных и легкомысленных людей», а сам роман «Война и
мир» - это антивоенное произведение, в котором еще раз
подчеркивается бессмысленность жестокости войны, несущей
смерть и человеческие страдания.
44

45.

Бессмысленный и беспощадный характер войны
При описании сражений Толстой говорит о бессмысленности и
беспощадности войны. Например, в романе приводится такая картина
Аустерлицкого сражения: «На этой узкой плотине теперь между фурами и
пушками, под лошадьми и между колес толпились обезображенные
страхом смерти люди, давя друг друга, умирая, шагая через умирающих и
убивая друг друга для того только, чтобы, пройдя несколько шагов, быть
точно так же быть убитыми». Также Толстой показывает еще одну сцену
Аустерлицкого сражения – рыжий артиллерист и французский солдат
дерутся за банник. « - Что они делают? – думал князь Андрей, глядя на
них». Эта сцена символизирует бессмысленность войны. Таким образом,
Толстой, показывая ужас и бессмысленность войны, говорит, что война и
убийство – противоестественное человечеству состояние.
45

46.

Изменение жизненной философии князя Андрея
Андрей Болконский – образованнейший человек своего времени, свободный
от религиозных и в какой-то мере от дворянских предрассудков. Но что особенно
необычно в условиях жизни дворянства того времени – это его любовь в труду,
стремление к полезной деятельности. Естественно, что Болконский не может
удовлетвориться той блестящей и внешне разнообразной, но праздной и пустой
жизнью, которой вполне довольны люди его класса.
Свое решение принять участие в войне с Наполеоном Болконский так
объясняет Пьеру: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь –
не по мне!» И дальше он с горечью говорит, что для него здесь « все закрыто,
кроме гостиной», где он стоит « на одной доске с придворным лакеем и идиотом».
Так расценивает Болконский окружающее его светское общество. «Гостиные,
сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я
не могу выйти».(т.I,ч.I,гл. VIII)
46

47.

Изменение жизненной философии князя Андрея
Но князь Андрей не только умный и образованный человек, которого тяготит
общество Курагиных, Шерер и им подобных; это также и волевой человек,
который твердой рукой разрывает «заколдованный круг».(контраст Пьеру). Он
отвозит жену к отцу в деревню, а сам отправляется в действующую армию.
Андрея манит военная слава, мечта о «Тулоне» и его героем в данный момент
является знаменитый полководец Наполеон.
Окунувшись в кипучую деятельность штаба главнокомандующего, став
участником этой деятельности, Болконский совершенно меняется: « В выражении
его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства,
усталости, лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о
впечатлении, которое он производит на других, и занятого делом приятным и
интересным». (т.I,ч.I,гл. III) Здесь сразу же выявился его кругозор
государственного человека. «Князь Андрей был один из тех редких офицеров в
штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела».
Одни любили, другие не любили его, но все признавали незаурядным человеком.
47

48.

Изменение жизненной философии князя Андрея
Из-за бездарности союзного австрийского командования русская армия попала в тяжелое
положение, и Болконскому сейчас же «пришло в голову, что это ему-то и предназначено
вывести русскую армию из этого положения…Он соображал уже, как…на военном совете
подаст мнение, которое спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение
плана».
Когда Кутузов послал Багратиона во главе четырёхтысячного отряда задержать французов,
Болконский, понимая опасность положения, просит направить его в этот отряд.
Отряд Багратиона действительно совершил подвиг, но князь Андрей убедился, что
истинный героизм внешне прост и будничен, часто совершенно незаметен и не ценится
другими. Ему стало «грустно и тяжело». «Все это было так странно, так непохоже на то,
чего он так надеялся».
Но, объезжая лагерь перед Аустерлицким сражением, Болконский снова весь во власти
мечты о подвиге, о славе:
«…одного я хочу, для одного этого я живу…что же мне делать, ежели я ничего не люблю,
как только славу, любовь людскую». (т.I,ч.III,гл. XII)
48

49.

Андрей Болконский
49

50.

Изменение жизненной философии князя Андрея
Изображая характеры положительных героев в развитии, в движении, писатель отражает
«диалектику души» и в описании их внешности. Глубокая горечь и раздражение звучали в
словах Андрея, когда он говорил о русской армии и крестьянах.
Но Андрей Болконский – живой, сильный человек, и временный упадок его сил сменяется
возрождением веры в жизнь, в свои силы, стремлением к широкой деятельности. Он даже
теперь не понимал, как мог он когда-нибудь сомневаться в необходимости принять
деятельное участие в жизни.
Но вскоре Андрей пришел к выводу о бесплодности своей работы в условиях
существующего режима. Поэтому вскоре князь Андрей снова попросился в армию и стал
командовать полком. Теперь его уже не манила личная слава.
Путь Андрея Болконского – это путь к народу, путь к бескорыстному служению родине.
Болконский принадлежал к той передовой части дворянства, из среды которой вышли
декабристы.
Образ князя Андрея раскрывается через портретную характеристику, поведение и
высказывания его самого и других действующих лиц, автора, а также через
непосредственное описание его внутреннего мира и речевую характеристику. Очень часто
автор использует прием внутреннего монолога.
50

51.

Изменение жизненной философии князя Андрея
Итог: Мечты о «Тулоне» окончательно развеялись у
Болконского на Аустерлице. Небо Аустерлица становится для
князя Андрея символом нового, высокого понимания жизни.
Этот символ проходит через всю его жизнь.
51

52.

Вывод
Итак, мы приходим к мысли о том, что на войне деятельность
людских масс, связанных единством чувств и стремлений,
определяет ход событий. Такой путь от частного к общему в
рассуждениях Толстого – лучший пример пристального внимания
писателя в человеку. Отсутствие нравственного стимула для ведения
войны, непонятность и чуждость ее целей солдатам. Недоверие
между союзниками, неразбериха в войсках – все это было причиной
поражения русских. По Толстому, именно в Аустерлице подлинный
конец войны 105-1807 годов, так как Аустерлиц выражает суть
кампании. Эпоха «наших неудач и нашего срама» - так определил
эту войну сам Толстой.
52

53.

Проверочный тест
1. Во время какого из сражений Андрей Болконский осознал ничтожность
мимолетной земной славы?
А) Шенграбенское сражение
Б) Аустерлицкое сражение
В) Бородинское сражение
2. Кто был кумиром Андрея Болконского в самом начале романа, до боевых
действий?
А) Николай Ростов
Б) Наполеон Бонапарт
В) Курагин
3. Кто принял решение отступать под Ольмюц для соединения с идущими из
России войсками, рискуя встретить французов?
А) Вейротер
Б) Андрей Болконский
В) Кутузов
53

54.

Проверочный тест
4. Что является символом нового высокого понимания жизни для Андрея
Болконского?
А) небо
Б) дуб
В) солнце
5. Когда мечты о «Тулоне» у князя Андрея окончательно развеялись?
А) на Шенграбене
Б) на Аустерлице
В) в Бородинском сражении
6. С каким из истинных героев мы встречаемся в Шенграбенском сражении?
А) Николай Болконский
Б) Тушин
В) Пьер Безухов
54

55.

Проверочный тест
7. Чем окончилось Шенграбенское сражение?
А) победой русских
Б) победой французов
8. От чьего лица ведется описание Аустерлицкого сражения?
А) Кутузова
Б) Багратиона
В) Андрея Болконского
9. Монолог Андрея Болконского в туманную ночь перед Аустерлицким сражением – это
прием…
А) внутреннего монолога
Б) антитезы
В) гиперболы
10. Что отражает автор, изображая характеры положительных героев в развитии,
движении?
А) портреты героев
Б) «диалектику души»
В) действия героев
55

56.

Спасибо за внимание!
56
English     Русский Правила