Похожие презентации:
Культура России XVII - XIX веков
1.
Лекция 12.Н.Н.Фомина
2. План лекции
• 1. Реформы Петра I и ихпреобразовательная роль в русской
культуре
• 2. Этапы культурного развития России в
Новое время.
• Петербург как культурная столица
России
• 3. Просвещение и образование как
фундамент культуры
3.1.Становление системы
государственного светского
образования
3.2. Наука в России
3.
• 4. Общественная мысль о путяхкультурного развития России.
4.1. Интеллигенция и культура.
• 5. Художественная культура России
5.1.Общая характеристика
художественной культуры России
5.2.Русская литература
5.3 Театр и музыка в России
4. 1. Реформы Петра I и их преобразовательная роль в русской культуре
Новые явления в культуре:• создание светской культуры;
• европеизация русской культуры;
• отказ от русской традиционной
культуры, запреты на ее проявления
(бороды);
5.
• создание светских европеизированныхучреждений культуры и форм культурной жизни
общества: школы (навигационная – 1701),
училища, академии (первая Академия наук 1725, музеи - первый музей – Кунсткамера;
публичных библиотек, газет и журналов (газета
"Ведомости" -конец 1702); введение
гражданского шрифта в деловой, политической,
культурной и частной жизни -1710; юлианского
летоисчисления - с января 1700; ассамблей и
так далее;
• европеизация повседневной культуры:
употребление иностранного языка, одежды,
париков; организация досуга (ассамблеи, балы,
визиты, карты и т.п.); участие женщин в
общественной жизни; европейские нормы
этикета;
• привлечение иностранцев для работы в России;
6. использование деятелями искусства в художественном творчестве западноевропейских художественных стилей: барокко, классицизма,
• использование деятелями искусства вхудожественном творчестве
западноевропейских художественных стилей:
барокко, классицизма, сентиментализма,
романтизма, реализма и т.д.;
• преобразование социальной структуры
общества: введение «Табеля о рангах» - 1722,
дающего перспективу социальных перемещений
и, одновременно, усиление закрепощения
крестьян;
• появление нового общественного слоя творческой интеллигенции;
• секуляризация культуры; синодальная реформа
православной церкви (1721), (упразднении
патриаршества и создании Духовной коллегии
или Синода для управления церковью, во главе
с обер-прокурором.
7. Новые явления в культуре в образах
8. 2. Этапы культурного развития России в Новое время. Петербург как культурная столица
Санкт-Петербург 1703 г.Распространение идей
Просвещения в России
Царствование Елизаветы
Петровны - соединение идеи
европеизации русской
культуры с национальными
особенностями страны.
Деятельность М.В. Ломоносова.
Екатерина II - "просвещенный
абсолютизм«.
XIX в. – период зрелой, самобытной
культуры; "классический" –
"золотой век" культуры.
Рубеж XIX – XX вв. – «Серебряный
век" русской культуры
9. Виды Петербурга. Гравюры
10. Виды Петербурга. Гравюры
11.
Виды Петербурга12. 3. Просвещение и образование как фундамент культуры Становление системы государственного светского образования
Образование и государство: первая пол.XVIII в.
Светские, специальные и
общеобразовательные школы и училища:
Артиллерийская (1701), инженерная (1712);
Медицинская (1707) и др.
«Сухопутный шляхетский кадетский корпус»
в Петербурге – 1732.
13. Вторая половина XVII в.: И.И. Бецкой (1704 - 1795) Закрытые сословные учебные заведения: военные корпуса, пажеский корпус;
Вторая половина XVII в.:И.И. Бецкой (1704 - 1795)
Закрытые сословные учебные
заведения:
военные корпуса, пажеский корпус;
Смольный институт благородных
девиц –
1764г.-для дворян.
Высшее образование:
1725 – Петербургский университет
1755 – Московский университет;
1757 – Академия художеств.
1773 – Горное училище – 1-й
технический вуз
14. XIX век: Общеобразовательная школа: Гимназии, реальные училища, земские и церковно-приходские школы Сословные учебные заведения
– лицеи,институты благородных девиц, училища,
кадетские корпуса и юнкерские училища.
Высшее образование: университеты,
институты; в 1900 г.- ремесленное училище
Цесаревича Николая – СПб ГУ ИМТО.
Неправительственный сектор высшей
школы:
Консерватории – в Москве (Николай
Рубинштейн –1866;в Петербурге – Антон
Рубинштейн – 1862) и др.
Женское высшее образование.
15. 3.2. Наука в России
• географические экспедиции, открытия в областиботаники, зоологии, поиски полезных ископаемых,
благородных металлов, топлива способствовали
развитию промышленности, расширению познаний
о богатствах России.
• Были выработаны основы общенационального
литературного языка. Обширна и многопланова
научная деятельность М.В. ЛОМОНОСОВА (17111765) – первого русского профессора, члена
Академии наук.
• Особенно велики достижения русских ученых в XIX
в. Благодаря их заслугам русская наука вышла на
уровень мирового признания.
• физики и химии - Н.Н. Зинин (1812 – 1880), В.В.
Петров (1761 – 1834), Б.С. Якоби (1801 - 1874), А.М.
Бутлеров (1828 – 1886), Д.И. Менделеев (1934 –
1907);
• изобретатель радио А.С. Попов (1859 – 1905/6);
16. 3.2. Наука в России
• математики - Н.И. Лобачевский (1792 – 1856),С.В. Ковалевская (1850 – 1891), П.Л. Чебышев
(1821 – 1994);
• физиологии и медицины - И.М. Сеченов (1829 –
1905), И.П. Павлов (1849 - 1936);
• самолетостроения - А.Ф. Можайский (1825 –
1890);
• географии и этнологии - Н. М. Пржевальский
(1839 – 1888), Н. Н. Миклухо-Маклай (1846 –
1888); астрономии - В.Я. Струве (1793 – 1864)
• истории Карамзина (1766 – 1826), С.М.
Соловьева (1820-1879), Т.Н. Грановского (18131855), В.О. Ключевского (1841-1911).
• философии – В.С. Соловьева (1853 – 1900) и
целой плеяды философов рубежа XIX – XX вв.,
вошедших в историю как «русский религиозный
ренессанс».
17. 4. Общественно-политическая мысль о путях культурного развития России
Деятели Просвещения, декабристы,охранители, славянофилы, западники,
революционные демократы, народники,
социал-демократы – и культурное
развитие России
18. 4.1.Интеллигенция в России
• В эпоху Нового времени в России появилсяслой образованных людей,
профессионально занимающихся духовной
деятельностью в разных областях. Они
были выразителями общественных идей,
духовными наставниками российского
общества, носителями высоких духовнонравственных ценностей. Этот слой,
сформировавшийся на рубеже XVIII - XIX вв.,
получил название ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ.
• Интеллигенция оформилась как слой
просвещенных, образованных людей,
занимавших активную общественную
позицию.
• По отношению к власти - оппозиционность
существующему режиму.
19.
• По отношению к народу она постоянноиспытывала чувство вины, которое
приводило интеллигенцию на путь
служения, учительства, помощи народу.
• Служение реализовывалось в разных
формах: как государственная служба –
гражданский подвиг служения Отечеству;
• работе в земских учреждениях
образования, культуры и
здравоохранения;
• как активное участие в общественной
жизни; как нравственное просвещение
народа, стремление и готовность
пострадать за него
20. 5. Художественная культура России
5.1. Общая характеристикахудожественной культуры России
• светская;
• европеизированная;
• профессиональная;
• многослойная художественная
культура:
1- выражающая интересы, идеалы и
эстетические ценности образованного
общества, официальная,
государственная и (национальная);
21.
2- народная, опирающаяся на традицию,устное народное творчество, народные
промыслы, прикладное искусство.
Народная художественная культура
является продолжением и развитием
отношения к искусству и творчеству в
традиционном обществе (этническая);
• поддержка искусства государством:
материальные субсидии деятелям
искусства (петровские пенсионеры);
оплата стажировок за границей и т.п.;
создание государственных
художественных учебных заведений;
государственных театров и т.п.;
22. художественные стили как условия существования искусства, основанного на единых идеалах, эстетических принципах и творческих
• художественные стили как условиясуществования искусства, основанного на
единых идеалах, эстетических принципах и
творческих методах. Организация
творческой деятельности по единым
принципам, отвечающим политическим,
государственным, эстетическим,
творческим, религиозным и иным
интересам высших, образованных слоев
населения. Светская художественная
культура, начиная с эпохи Возрождения
создавалась авторами – творцами,
художественные стили базировались на
общих принципах и получали
общеевропейское распространение.
23. Художественная культура
Cовокупность всех видов художественнойдеятельности – словесной, музыкальной,
театральной, изобразительной и т.п., включая
продукт и процесс этой деятельности, а именно
создание, хранение, распространение,
восприятие, оценка, изучение художественных
произведений, а также воспитание художников,
публики, критиков, искусствоведов. Понятие
художественная культура по объему шире, чем
понятие «искусство», которое представляет
собой как бы вершину огромного айсберга.
(Кравченко А.И. Культурология. Словарь.-М.,
Ак.Проект, 2001, с..620-621).
24. Стиль
Стиль - (лат.stylus, от греч. Stilos – грифель дляписания; способ изложения, склад речи),
общность образной системы, средств
художественной выразительности, творческих
приемов, обусловленная единством идейнохудожественного содержания. Говорят о
речевых стилях, о стиле литературного языка, о
стиле художественной литературы, о стиле
отдельных произведений или жанра (напр. о
стиле русского романа сер. 19 в.), об
индивидуальном стиле (о творческой манере), о
стиле личного поведения, а также о стиле
целых эпох или крупных художественных
направлений (романском, готике, Возрождение,
барокко, рококо, классицизм). Особенности
литературного стиля ярко проявляются в
художественной речи. (Кравченко, с. 553-554).
25. 5.2. Русская литература
Герцен А.И.Роль литературы в духовной жизни российского
общества в Новое время трудно переоценить.
Особенно ярко это проявилось в XIX в. «У народа,
лишенного общественной свободы, литература
единственная трибуна, с высоты которой он
заставляет услышать крик своего возмущения и
своей совести. Влияние литературы в подобном
обществе приобретает размеры, давно
утраченные другими странами Европы».
А.И.Герцен
В XIX в. отчетливо проявился литературоцентризм
русской культуры. Выразителями общественнозначимых идей стали писатели.
Некрасов Н.А.
Чернышевский Н.Г.
Тургенев И.С.
26. Русская литература в XVIII в.
Первая четверть XVIII века:Ломоносов М.В.
Жанр «гисторий» – «Гистория о российском
матросе Василии Кариотском» и т.п.
30 - 50 годы XVIII века:
классицизм: В.К.Тредиаковский,
М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков.
60 - 90 гг. XVIII в.:
Д.И.Фонвизин - «Недоросль»;
Г.Р.Державин.
Фонвизин Д.И.
Державин Г.Р.
27. И.М. Карамзин – «Бедная Лиза», А.Н. Радищев – «Путешествие из Петербурга в Москву».
СентиментализмИ.М. Карамзин –
«Бедная Лиза»,
Карамзин И.М.
А.Н. Радищев –
«Путешествие
из Петербурга в Москву».
28. Литература XIX века
Романтизм – В.А.Жуковский («Людмила»,«Светлана»); К.Ф Рылеев, А.С.Пушкин,
М.Ю.Лермонтов.
Реализм – А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь,
И.А.Тургенев, И.А.Гончаров, Н.А.Некрасов,
М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, Ф.М.
В.А.Жуковский Н.В.Гоголь М.Ю.Лермонтов И.А.Крылов Грибоедов А.С.
.
29. Литераторы второй пол. XIX века
Белинский В.Г.Толстой Л.Н.
Добролюбов
СалтыковЩедрин М.Е.
Достоевский Ф.М.
А.П.Чехов
30. Театр в России Вторая половина XVIII в. : 1750 – в Ярославле театр купца Ф.Г. Волкова; 1756 – «Русский императорский театр»,
5.3.Театр и музыка в РоссииТеатр в России
Вторая половина XVIII в. :
1750 – в Ярославле театр купца Ф.Г. Волкова;
1756 – «Русский императорский театр»,
Островский
или Российский театр, директор А.П.Сумароков,
А.Н.
руководитель труппы – Волков; с 1832 г.Александринский.
Частные театры, крепостной театр (театр графа
Шереметьева, крепостная актриса Прасковья
Жемчугова).
1780 г. в Москве Петровский театр, который в 1824 г.
разделился на Малый театр (драматический) и
Большой (оперно-балетный);
Русская актерская школа: Михаил Щепкин,
П.С.Мочалов, семья Садовских;
Мочалов П.С.
актрисы П.А.Стрепетова, В.Ф.Комиссаржевская,
М.Н.Ермолова.
31. Музыка
Глинка М.И.С XVIII в. светское музыкальное искусство.
1772 - «Музыкальный клуб» в Петербурге;
1802 – Филармоническое общество.
С кон. XVIII в. начинает складываться русская
композиторская школа.
Церковная музыка – композитор Д.С.
Бортнянский.
• Русская национальная опера:
• М.И. Глинка - «Руслан и Людмила», «Жизнь
за царя (Иван Сусанин)» - опера-сказка,
опера-былина;
• А.С. Даргомыжский «Русалка» - народнобытовая драма.
• Камерный жанр – романсы: А.А. Алябьева,
М.И. Глинки, А.Е. Варламова, А.Л. Гурилева
32. Композиторы «Могучей кучки» – М.А. Балакирев, А.П.Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский (опера «Борис Годунов», песни и романсы),
М.А.Балакирев А.П.Бородин М.П.Мусоргский Н.А. Римский- Рубинштейн А.Г.Корсаков
Композиторы «Могучей кучки» – М.А. Балакирев, А.П.Бородин,
Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский (опера «Борис Годунов», песни и
романсы),
Н.А. Римский –Корсаков (15 опер: «Сказка о царе Салтане»,
«Снегурочка», «Царская невеста», оркестровые произведения).
А.Г. Рубинштейн (1829-1894) – (опера «Демон»), романсы,
симфонии.
П.И. Чайковский - оперы (Иоланта, Мазепа,
Пиковая дама, Евгений Онегин); балеты – Щелкунчик,
Лебединое озеро, Спящая красавица),
инструментальная музыка.
Рубеж 19-20 веков - А.К. Скрябин, С.В. Рахманинов, И.Ф.
Стравинский.
33.
Интерес к культуре проявился в меценатстве (П.М. Третьяков). Дляпубличного посещения был открыт в 1852 г. Эрмитаж, в 1856 Третьяковская галерея.
В России за два века
сформировалась культурная среда,
которую отличала блестящая
светская культура,
интеллигентность
высокое искусство,
эстетизация культуры п
повседневности,
интерес к знаниям, науке,
общественная активность.
Третьяковская галерея
34. Заключение
• Период XVIII - XIX вв. чрезвычайно важендля русской культуры. Россия смогла
преодолеть застылость и консерватизм
средневековья, обрести социокультурную
динамику, воспользоваться передовыми
идеями Западной Европы и превратить их
в свое достояние.
• Сложилась новая система ценностей, в
которой образование, просвещенность,
общественная активность, научное
мировоззрение сочетались с почитанием
семьи и семейных традиций, уважением к
старшим, религиозностью, приоритетом
духовного над материальным.
35.
• Под влиянием западноевропейской культурыпроизошли значительные изменения в
культурном облике различных социальных
слоев – дворянства, купечества, буржуазии,
интеллигенции. Постепенно происходила
демократизация культуры. Культура высших
социальных слоев становилась достоянием
широких масс населения, в первую очередь
– городского.
• Одновременно в среде интеллигенции,
образованных слоев общества нарастало
недовольство ограничениями, контролем
государства в области творческой
деятельности и личной свободы. Это
проявлялось в выработке радикальных
общественно – политических теорий,
создания оппозиционных объединений,
критических настроениях и недоверия к
власти.