литература франции XVII века
4.54M
Категория: ЛитератураЛитература

Литература Франции XVIII века

1. литература франции XVII века

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ
XVII века

2.

Социально-культурный контекст
развития французской литературы XVII в.
Правление короля Генриха IV.
Генрих (Анри) Великий (1553 -убит 14
мая 1610) – основатель французской
королевской династии Бурбонов;
лидер гугенотов.
Мир с Испанией и прекращение войн.
Торжество абсолютной монархии.
Деятельность кардинала Ришелье (15851642) – первый министр короля, «Красный
кардинал» с 1624 г. до своей смерти.
? Генрих IV.
Ф.Клуэ. Портрет Маргариты Валуа (королева Марго)
Филипп Шампань. Кардинал Ришелье.

3.

Формирование художественного метода классицизма.
Зарождение художественных тенденций барокко и
реализма.
Франсуа МАЛЕРБ (1555-1628)
Крупнейший поэт этого времени, мастер
торжественной оды.
Характерные черты:
-основной жанр – апофеозная ода;
-основная цель – прославление господствующей
государственной власти;
-культ правил – стилистических, метрических,
грамматических.;
-тенденция к крайнему сужению словаря – пуризм
(от лат. чистый);
-язык должен быть понятным для всех слоев
населения;
-специфика поэтического творчества – не во
вдохновении, не в особой душевной организации
поэта, а в овладении секретами мастерства и
поэтической техники.

4.

60-70-е гг. XVII в.
Абсолютистская Франция достигает
вершины своего развития.
Людовик XIV – «король-солнце»:
«Государство – это я».
Строительство в Версале:
-дворец (Л. Лево, Ж. Мансар);
-садово-парковый ансамбль (А. Ленотр)
Л.Бернини.
Бюст Людовика XIV.
Королевский дворец в
Версале.

5.

1634 г. – создание Французской Академии по распоряжению Ришелье.
Цель - французская литература, изображая в возвышенном тоне героические
чувства и деяния, облагораживающе воздействуя на нравы, своими достижениями
приумножала славу государства.
Основные задачи:
-работа над составлением словаря и грамматики французского языка;
-обсуждение произведений, написанных членами Академии (состав их утверждался
лично Ришелье);
-создание безупречных образцов торжественной прозы;
-требование соблюдать правило «приличия»: нельзя изображать то, что своей
«низменностью» могло бы задеть утонченных светских читателей и зрителей;
-основной показатель художественного качества - способность писателей нравиться
избранной светской элите.

6.

Неизвестный
художник.
Мадам Де Рамбуйе
Аристократические салоны
Салон де Рамбуйе Самый знаменитый салон, создан около 1610 г.
Екатериной де Вивонн – маркизой де Рамбуйе:
-место встречи представителей знати;
-образец изощренной светскости и галантности;
-школа изысканной речевой культуры;
-строгий пуризм (ориентация на законы разума и
светских приличий; суровое осуждение вульгаризмов,
разговорных оборотов, упоминания обыденных
предметов как чего-то «непристойного»).

7.

Франс Халс.
Портрет Рене Декарта.
Расцвет рационалистической философии
Рене ДЕКАРТ (1596-1650)
Метод Декарта учил строгой умственной дисциплине.
Он побуждал опираться в поисках истины
-на умение четко разграничивать явления;
-членить их путем анализа на составные части;
-логически последовательно идти в рассуждениях и
обобщениях от простого к сложному.
Этический идеал Декарта:
-в непреклонном владении человека страстями;
-во внутренней уравновешенности;
-в ощущении высокого нравственного удовлетворения.
Декарт преклонялся перед силой человеческого духа и
способностью духа властвовать над обстоятельствами.
Декарт не осуждает страсти – они могут вдохновлять
личность на подвиги.
Однако страсти должны контролироваться разумом,
соответствовать представлениям об истине и
добродетели.
Этическое учение Декарта о великодушии,
самообладании, подчинении страстей разумному началу
родственно нравственным устремлениям, которые
воплощены в образах героев трагедий Корнеля.

8.

Никола Пусен. Пейзаж с
Полифемом (Полифем – в
греческой мифологии великанциклоп ).
Жак Калло. Два Панталоне.
Эстетика классицизма:
-четкое деление жанров на «высокие» и «низкие»;
-«единства тона» , т.е. запрещение смешивать в одном
произведении трагическое и комическое;
-правила трех единств (времени, места и действия).
Трагедия - «высокий» жанр:
-изображение мощных страстей представителей
государственной власти – царей, полководцев и др.;
-решение общенародных этических и государственных
проблем;
-сюжеты из античной литературы, из древней истории;
-минимум внешних действий (нельзя убивать, драться на
дуэли, давать пощечину и т. д.);
-психологическая доминанта трагедии (душевная борьба
героя с самим собой).
Комедия – «низкий» жанр:
-высмеивание недостатков и пороков обыкновенных
людей.
Характерные особенности классицистического спектакля:
-незначительность зрелищной стороны;
-об основных событиях рассказывали, а не показывали их;
-эстетическая доминанта - декламация, изощренность
речевых интонаций и тончайшая мимическая игра;
-три единства (события - не более 24 часов, в одном месте,
вокруг одного центрального конфликта).

9.

Шарль Лебрен.
Портрет Пьера Корнеля
Пьер КОРНЕЛЬ (1606-1684) (по Д.Д.Обломиевскому)
Один из крупнейших французских драматургов.
Славу ему приносят трагедии «Сид», «Гораций»,
«Андромеда».
Своеобразие корнелевской трагедии – в ее герое:
-герой не является жертвой богов и судьбы;
-его отличает «величие смелости»;
-он обладает стойкостью, способной вызвать
удивление и восхищение;
-он «шествует с открытым лицом», с презрением
взирает на несчастье, от него не услышишь ни
одной жалобы;
-сострадание к герою «не исторгает слез», это не
чувство жалости;
-герои готовы на самопожертвование, их
вдохновляет жажда подвига;
-они способны преодолевать со стоической
твердостью духа любые испытания во имя
возвышенных принципов и общественного блага;
-герои были убедительны своей жизненной
истиной и исторической достоверностью.

10.

Трагедия «Сид» (1637)
Главные герои – испанцы Родриго и его возлюбленная Химена.
Сюжет – влюбленный в Химену Родриго вынужден отомстить за
обиду, которую отец Химены нанес его отцу.
Основной конфликт – столкновение долга и чувства.
Родриго выбирает долг и на поединке убивает отца Химены.
Химена тоже выбирает долг и требует казни возлюбленного.
Но ночью происходит нападение сарацин («восточные люди»), и
Родриго героически спасает всех, в частности короля.
Король заменяет казнь поединком, и победившему Родриго
разрешено жениться на Химене.
Корнель называет пьесу трагикомедией, подчеркивая счастливый
финал.
Спор о «Сиде»
По распоряжению Ришелье, против пьесы была предпринята целая
кампания, длившаяся два года, и сформировано специальное
«Мнение Французской Академии о „Сиде“»:
-не соблюдены требования трех единств;
-совершается фактическое и этическое оправдание Родриго и
Химены;
- образ Химены показан привлекательным, несмотря на то, что она
выходит замуж за убийцу своего отца.
«Сид» – первая великая трагедия в классицистическом стиле, в
которой показаны страдания героев, вынужденных выбирать
между честью, долгом и любовью.

11.

Филипп де Шампень.
Портрет Блеза Паскаля
Цитаты:
Это письмо получилось таким длинным
потому, что у меня не было времени
написать его короче.
Зло - невидимое нами по близорукости
благо.
Допустимо ли искоренять злодейство,
убивая злодеев? Но ведь это значит
умножать их число.
Добродетель человека измеряется ни
необыкновенными подвигами, а его
ежедневным усилием.
Человек — это приговорённый к смерти,
казнь которого откладывается.
Блез ПАСКАЛЬ (1623-1662)
Выдающийся физик, математик, один из
основателей математического анализа, теории
вероятностей и проективной геометрии,
создатель первых образцов счётной техники,
автор основного закона гидростатики, философ,
литератор.
«Мысли»
Крупнейшее литературное произведение Паскаля.
Наброски и фрагменты незаконченного труда.
Собраны и изданы собратьями по секте в 1670 г.
Свой труд Паскаль замышлял как апологию
христианской религии.
«Мысли» - ни дневник, ни «исповедь».
Образ мышления Паскаля, характер его чувств:
-чеканность формулировок;
-воображение и эмоциональная напряженность;
-жгучая боль за человека, отчаяние;
-поиски истины.
-человек «не что иное, как слабейший в природе
тростник... Порыва ветра, капли воды достаточно для
того, чтобы причинить ему смерть…человек только
тростник, слабейшее творение природы; но это
мыслящий тростник. Все наше достоинство заключено в
мысли. Не пространство и не время, которых мы не
можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша
мысль. Будем же учиться хорошо мыслить: вот основной
принцип морали».

12.

Портрет Жана Расина с
гравюры Ж. Эделинка
XVII в.
Жан-Батист РАСИН (1639-1699) (по Ю.Б.Випперу)
Один из крупнейших писателей Франции, представитель
нового этапа классицистической трагедии, был признан
первым драматургом Франции.
«Андромаха», «Британик», «Ифигения», «Федра».
«Их содержанием было не простое подчинение личного общему,
страсти долгу (что вполне удовлетворяло бы официальным
требованиям), т. е. не нравоучительная проповедь, но
непримиримый антагонизм этих начал, их непоправимый
разлад» (С.Г.Бочаров)
Характерные черты трагедий Расина:
-на первый план выдвигаются образы людей, развращаемых
властью, охваченных пламенем необузданных страстей, людей
колеблющихся, мечущихся;
-доминирует не столько политический, сколько нравственный
критерий;
-анализ опустошительных страстей, бушующих в сердцах
венценосных героев, озарен светом всепроникающего разума и
возвышенного гуманистического идеала;
-страсть вступает в непреодолимое противоречие с
требованиями гуманистической этики и государственного
долга;
- доминирование психологического анализа, динамика
внутренней жизни человека;
-придворная среда - мир душный, мрачный, преисполненный
жестокой борьбы, в котором царят ложь, клевета, донос,
лицемерие;

13.

-женские образы как выражение положительного, в женских
персонажах сочетается мягкость и хрупкость с несгибаемой
внутренней силой и гордым чувством собственного
достоинства;
-Расин еще последовательнее, чем Корнель, уменьшает роль
внешнего действия, совершенно отказываясь от каких-либо
сценических эффектов;
-нет запутанной интриги, построение трагедий Расина
прозрачно и четко;
-лиризм, непосредственное выражение переживаний героев;
-ярко выраженная элегическая окраска и музыкальность
стиха;
женские образы как выражение положительного, в женских
персонажах сочетается мягкость и хрупкость с несгибаемой
внутренней силой и гордым чувством собственного
достоинства;
-Расин еще последовательнее, чем Корнель, уменьшает роль
внешнего действия, совершенно отказываясь от каких-либо
сценических эффектов;
-нет запутанной интриги, построение трагедий Расина
прозрачно и четко;
-лиризм, непосредственное выражение переживаний героев;
-ярко выраженная элегическая окраска и музыкальность
стиха;

14.

Жан Батист МОЛЬЕР (1622-1673,)
Настоящая фамилия Поклен.
Один из крупнейших писателей-классицистов XVII в.
Создатель классицистической комедии.
«Тартюф, «Скупой» , «Мещанин во дворянстве», «Проделки
Скапена», «Мнимый больной» , «Дон Жуан», «Школа мужей».
Характерные черты:
-оппозиция молодежи старикам – родителям, опекунам, встающим на
пути к достижению счастья;
-персонажи инициативные, энергичные, которые действуют вопреки
всему освященному традицией;
-изображение характеров одной страсти;
--изменение характера путем его обогащения новыми чертами;
-новый образ человека, размышляющего о жизни – интеллектуальный
герой;
-чрезвычайно могущественный умный враг;
-классицистическая манера переплетается с элементами реализма;
-объект насмешки – замкнутость человека, его погруженность в себя;
-этому противостоит сплоченность персонажей против «носителей»
зла;
-перенос внимания с внутреннего мира личности на обстоятельства,
определяющие ее судьбу;
-социальная психология характеров;
-слуга – субъект действия, лицо, руководящее развитием сюжета,
человек с чувством собственного достоинства;
-атмосфера веселья и радости.

15.

Жан де ЛАФОНТЕН (1621-1695)
Крупнейший французский поэт XVII в., баснописец, его
называли «французский Гомер».
Основное дело жизни – «Басни»:
-интерес к низшим жанрам;
-использование античных образцов (Эзоп)и традиций животного
эпоса.
Новаторство басен:
-усилил образное, художественное начало; «Басня не аллегория и
не должна быть ею, если она хорошая, поэтическая басня; но она
должна быть маленькою повестью, драмой с лицами, с
характерами, поэтически очеркнутыми» (В.Г.Белинский);
-лаконичность композиции;
-яркость деталей;
-богатство общенародного языка;
-традиционный моральный урок у́же идейного содержания всего
стихотворения;
-обаятельный образ рассказчика, сочетающий простодушие с
лукавством, острый ум с чуткостью;
-непринужденность повествования, впечатление живого, устного
рассказа, непосредственной беседы автора с читателем.
Лафонтен писал о своих «Баснях», что это «пространная
стоактная комедия, разыгрываемая на мировой сцене».
Аллегория – вид тропа (употребление слова в переносном смысле), при
котором отвлеченное понятие (трусость, например) заменяется
конкретным образом (заяц) на основе известной и постоянной связи
между ними.

16.

…Законам языка покорствуйте, смиренны,
И твердо помните: для вас они священны.
Гармония стиха меня не привлечет,
Когда для уха чужд и странен оборот.
Иноязычных слов бегите, как заразы,
И стройте ясные и правильные фразы…
…Учите мудрости в стихе живом и внятном,
Умея сочетать полезное с приятным.
Пустячных выдумок читатели бегут
И пищи для ума от развлеченья ждут...
…Уныния и слез смешное вечный враг.
С ним тон трагический несовместим никак,
Но унизительно Комедии серьезной
Толпу увеселять остротою скабрезной.
В Комедии нельзя разнузданно шутить,
Нельзя запутывать живой интриги нить,
Нельзя от замысла неловко отвлекаться
И мыслью в пустоте все время растекаться.
Порой пусть будет прост, порой — высок
язык,
Пусть шутками стихи сверкают каждый миг,
Пусть будут связаны между собой все части,
И пусть сплетаются в клубок искусный
страсти!
Природе вы должны быть верными во всем,
Не оскорбляя нас нелепым шутовством...
Никола БУАЛО (1636-1711)
Выдающийся поэт-сатирик, критик и
теоретик классицизма.
Стихотворный трактат «Поэтическое
искусство»:
-впервые теоретические принципы
классицизма систематизированы,
обобщены и изложены в доступной
форме;
-основная проблема: цель искусства не
правда, а правдоподобие;
-отточенная форма: чеканный язык,
блестящие афоризмы, крылатые
словечки.
Россия - Кантемир, Сумароков,
Тредиаковский (первый русский
переводчик «Поэтического искусства»).
И.Риго.
Портрет Н.Буало

17.

Классицистическая проза
Возрастание интереса
-к проблемам психологии, морали;
-к изучению страстей и определению характеров;
- к выяснению мотивов поведения человека и
идеальных норм этого поведения.
Распространение философско-дидактических
жанров:
-мемуары;
-переписка;
-«максимы» (от лат. принцип) – разновидность
афоризма, краткое изречение морализирующего характера;
-сентенции (от лат. суждение);
«характеры»;
«портреты»;
«мысли».
Стиль произведений - логическая стройность и
точность изложения мыслей в сочетании с
предельным лаконизмом и простотой.
Основные представители - Ларошфуко,
Лафайет.

18.

Неизвестный мастер
XVII в.
Портрет Ларошфуко
Версаль.
Франсуа де ЛАРОШФУКО (1613-1680)
«Размышления, или Моральные изречения и максимы» (1665):
-главный объект наблюдения – жизнь его собственного социального
круга – аристократии;
-осмысление богатого жизненного опыта;
-утонченное мастерство психологического анализа;
-характеристика эгоистического отношения к жизни;
-мотивы человеческого поведения - в сфере личных практических
жизненных интересов:«Все добродетели теряются в расчете, как
реки в море»;
-дружба – взаимный договор, где себялюбие предполагает что-то
приобрести;
-щедрость – тщеславное удовольствие дарить, ибо «мы любим
больше тот факт, что мы дарим, чем тех, кому мы дарим, и то, что
мы дарим»;
-«пороки входят в состав добродетелей, как яды входят в состав
лекарств»;
-«лицемерие есть знак уважения, которое порок приносит
добродетели»;
-«важность – это покров тайны, набрасываемый телом на
недостатки духа»;
-«для того чтобы завоевать положение в свете, мы делаем вид, что
уже завоевали в нем это положение»;
-королевская власть - единственная сила, способную держать
общество в повиновении и охранить его от полнейшей разрухи;
-настроение пессимизма и мизантропии.
Л.Н.Толстой переводил «Максимы».

19.

Мари де ЛАФАЙЕТ (1634-1693)
Хозяйка влиятельного светского салона, играла видную роль
в интеллектуальной жизни аристократической среды своего
времени.
Роман «Принцесса Клевская»:
-драматический конфликт – столкновение чувства и долга, но
победа супружеского долга над чувством любви предстает как
необходимый исход напряженной душевной борьбы;
-героиня – человек высокой нравственной ответственности и
возвышенных представлений о личном достоинстве и чести:
измена мужу унизила бы ее в собственных глазах;
-новый тип романа, в котором глубокие жизненные
обобщения достигаются средствами психологического
анализа, предтеча психологического романа XIX в.
(Б.Констан, Стендаль и др.)

20.

Никола де Ларжильер
(?)
Портрет Лабрюйера
Жан ЛАБРЮЙЕР (1645-1696)
Известный французский моралист, писатель.
«Характеры, или Нравы этого века» (1688)
Одно из крупнейших произведений французского классицизма XVII в.–
книга очерков, афоризмов, фрагментов, размышлений.
Книга продолжает традиции Монтеня и Ларошфуко и представляет
собой размышления о духовном складе человека, о «настрое» его ума и
сердца.
Основные положения книги:
-основные темы - богатства и бедности, имущественных контрастов,
сословной иерархии и юридического неравенства (нищие и
обездоленные - «цветущие и пышущие здоровьем»);
-характер не строится на какой-либо одной психологической черте
(например, скупости или самовлюбленности);
-характер складывается из воздействия социальной среды в целом;
-человек, от природы веселый и щедрый, под влиянием обстоятельств
становится угрюмым, скупым, угодливым, черствым;
-все способы обогащения – «некрасивые», они связаны с
казнокрадством, мошенничеством, разорением других (люди,
поглощенные корыстью и наживой, «пожалуй, даже не люди»);
-при дворе не нужны ум и способности, так как их заменяют учтивость,
умение поддерживать разговор и т. п.;
-мудрец - не только тот, кто умен, но и тот, кто трудится, труд сближает
мудреца с «человеком из народа», с крестьянином.

21.

Спор о «древних» и «новых» («современных»)
«Древние» – Расин, Буало, Лафонтен, Лабрюйер.
Выступали за превосходство античной литературы над
современной.
«Новые» – Шарль Перро, Бернар де Фонтенель (1657-1757).
Выступали за сближение литературного творчества с научным
познанием.
Перро пересматривал установленную классицистической
поэтикой иерархию жанров и выдвигал на первый план жанры
публицистические и роман .
Шарль ПЕРРО (1628-1703)
Выдающийся литератор, государственный деятель.
Сборник «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки
былых времен с поучениями» (1697 ):
1.Золушка
2.Кот в сапогах
3.Красная Шапочка
4.Мальчик-с-пальчик
5.Подарки феи
6.Рике-Хохолок
7.Спящая красавица
8.Синяя борода
Перро ориентировался на фольклорные традиции и стремился
противопоставить излюбленной классицистами античной
мифологии в качестве поэтического источника народное
творчество.
English     Русский Правила