Похожие презентации:
Медицина в древней Греции
1. Медицина в древней Греции
МЕДИЦИНА ВДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Работу выполнили: Антонова Дарья и Фомкина Анастасия, ученицы 1 курса лечебного факультета
14 и 15 группы
2. План
◦ Общаяхарактеристика
культуры Древней Греции и
ее история.
◦ Периодизация
врачевания.
истории
и
◦ Врачебная этика в Древней
Греции.
3. Общая характеристика культуры Древней Греции.
◦ Большое влияние на последующее историческое развитиечеловечества оказали страны Средиземноморского бассейна и в
первую очередь страны так называемого античного мира, или
античности,— Древняя Греция (Эллада) и Древний Рим.
◦ Классики марксизма высоко оценили роль древней Греции в развитии
культуры. Своеобразие географических и экономических условий
древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл крупную
роль в ее развитии.
◦ Высочайший внутренний расцвет античной Греции, подъем
древнегреческого искусства, науки, философии и культуры был в V
веке до н. э. Этот подъем был вызван прежде всего острыми
социальными противоречиями и борьбой внутри страны.
4. Общая характеристика культуры Древней Греции.
◦ Победа над внешним врагом, поражениерабовладельческой
аристократии
и
успехи рабовладельческой демократии
вызвали расцвет искусства, науки,
философии.
◦ Знания у древних греков не были еще
расчленены на отдельные науки и
объединялись
общим
понятием
философии.
5. Периодизация истории и врачевания.
История древней Греции представляет собой историюразложения родовых и формирования рабовладельческих
отношений. Она делится на пять периодов:
◦ крито-микенский, или эгейский (III—II тысячелетия
до н. э.),
◦ предполисный (XI—IX вв. до н. э.),
◦ полисный (VIII—VI вв. до н. э.),
◦ классический (V—IV вв. до н. э.),
◦ эллинистический (вторая половина IV в. до н. э.—
середина I в. н. э.).
В каждый из этих периодов развитие врачевания и
медицинских знаний имело свои отличительные черты.
6. ВРАЧЕВАНИЕ КРИТО-МИКЕНСКОГО ПЕРИОДА (III—II тысячелетия до н. э.)
ВРАЧЕВАНИЕ КРИТОМИКЕНСКОГО ПЕРИОДА (III—IIтысячелетия до н. э.)
◦ Начала греческой медицины теряются в глубокой
древности и, несомненно, связаны с медициной древних
культур Востока: египетской, вавилонской, индийской и
других.
◦ Центром древнейшей греческой цивилизации был о. Крит
◦ На территории Кносского дворца на о. Крит в
результате археологических раскопок были обнаружены
санитарно-технические сооружения: система труб из
обожженной глины для стока загрязненных вод,
водоотводные каналы, сточные ямы, великолепные
банные помещения, вентиляция.
◦ Эпизоды Троянской войны, предпринятой с целью
подчинения богатой и процветавшей Трои, впоследствии
легли в основу сюжета эпической поэмы «Илиада»,
которая
является
практически
единственным
источником о врачевании этого периода.
7. ВРАЧЕВАНИЕ ПРЕДПОЛИСНОГО ПЕРИОДА (XI—IX вв. до н. э.)
◦ Предполисныйпериод
долгое
время
назывался
«гомеровским», так как вплоть до XIX в. (основные
сведения о нем давали эпические поэмы «Илиада» и
«Одиссея», приписываемые Гомеру.
◦ В поэмах Гомера описано 141 повреждение
конечностей .
туловища
и
◦ Несмотря на то что вскрытия умерших в древней Греции
не производились, медицинская номенклатура «Илиады» и
«Одиссеи» составила основу терминологии греческих
врачевателей и входит в состав современного
анатомического языка.
8.
◦ Богив
древней
Греции
мыслились
антропоморфными: их представляли в
образе
людей
и
наделяли
всеми
человеческими качествами и страстями, как
хорошими, так и плохими.
◦ Культ Асклепия как бога-целителя сложился
в Элладе к VII в. до н. э. По всей
вероятности,
прообразом
этого
мифологического
героя
был
реально
существовавший легендарный врачеватель
времен Троянской войны (XII в. до н. э.)
9.
◦ Греческаямифология
глубоко
отразилась в греческом искусстве
и литературе — без знания
мифологии
трудно
понимать
многие классические произведения,
сюжеты картин и скульптурных
групп, медицинские термины и
истоки традиционных приемов
врачевания.
◦В
античном
искусстве
неотъемлемым
атрибутом
Асклепия и его дочери была змея,
которая почиталась в древнем
мире как символ мудрости,
обновления и могущества сил
природы.
10. ВРАЧЕВАНИЕ ПОЛИСНОГО ПЕРИОДА (VIII—VI вв. до н. э.)
В VIII—VI вв. до н. э. на территории Греции повсеместноформировались города-государства — полисы.
Полисный период истории древней Греции отмечен двумя важными
для истории медицины явлениями:
◦ 1) формирование материалистической древнегреческой философии,
которая сложилась в VII в. до н. э., главным образом в Ионии, и
окончательно оформилась к IV в. до н. э.
◦ 2) становление храмового врачевания, которое связано с
укреплением рабовладельческого строя в древней Греции, усилением
позиций религии и, как следствие, становлением храмов.
Одного лишь не дозволялось в святилище: там нельзя было умереть
11. ВРАЧЕВАНИЕ ПОЛИСНОГО ПЕРИОДА (VIII—VI вв. до н. э.)
◦ Святилища Асклепия в древней Греции не былибольницами в нашем понимании. По меткому
замечанию профессора В. П. Карпова они носили
«лечебно-санаторный» характер.
◦ В Эпидавре никогда не было врачебной школы, как
это имело место на Косе, в Пергаме или Александрии.
◦ В древней Греции не было резкой границы между
светской медициной и врачеванием в храмах.
◦ Храмовое
врачевание
унаследовало
многие
положительные приемы и гигиенические традиции
эмпирического
врачевания,
которое
возникло
несравненно раньше религий.
12. МЕДИЦИНА КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (V—IV вв. до н. э.)
◦ Эпоха Перикла стала временем блистательного расцветагреческой философии и естественно-научного знания.
◦ О медицинских знаниях классического периода истории
Греции
свидетельствует
относительно
обширная
литература: фрагменты сочинений поэтов и историков
(Эсхил, Еврипид, Геродот, Софокл, Кратес, Аристофан и
другие); труды философов, среди которых особое место
занимают произведения Демокрита; «Гиппократов
сборник»
—
древнейший
памятник
медицинской
литературы древней Греции.
13. Философские основы древнегреческой медицины
◦ В древней Греции врачевание долгое времяразвивалось в русле единого философского знания
— натурфилософии.
◦ Все великие врачеватели были философами и,
наоборот, многие великие философы были весьма
сведущи в медицине.
◦ Демокрит оставил после себя множество
философских и естественно-научных сочинений, из
которых до нас дошли лишь фрагменты.
◦ Демокрит считал, что все жизненные процессы,
даже мышление, можно объяснить движением и
связями атомов.
◦ Философия Демокрита была направлена против
национальной религии.
◦ Философские воззрения Демокрита представляют
собой
вершину
естественно-научного
(материалистического) учения античности.
14. Философские основы древнегреческой медицины
◦ Философские воззрения Демокрита представляют собой вершинуестественно-научного
(материалистического)
учения
античности.
◦ Впервые намеренное противопоставление материи сознанию в
античной философии сделал Платон из Афин ,один из выдающихся
греческих мыслителей, основоположник объективного идеализма в
его первоначальном смысле.
◦ Создал философию объективного идеализма
◦ Основными составляющими учения Платона являются: учение о
государстве, теория идей, этика и гносеология (учение о
познании).
◦ Главное философское ядро учения Платона — теория идей,
согласно которой существующий реальный мир есть отражение,
тень идеального мира идей
◦ Платон основал в Афинах собственную Академию, члены которой
занимались главным образом математикой' и построенной на ней
своеобразной диалектикой.
15. МЕДИЦИНА КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (V—IV вв. до н. э.)
Таким образом, в классический период истории древней Грециисформировались две основные классические системы античной
философии:
◦ естественно-научное
(материалистическое) атомистическое
учение, сформулированное в трудах Демокрита
◦ объективный идеализм, созданный Платоном.
Обе они оказали влияние на формирование медицины, которая в
древнем мире была неотделима от философии. Ионийская
натурфилософия открыла пути к изучению основных причин
заболеваний и самого процесса болезни.
Характерная для античных философских систем тенденция к
систематизации знаний способствовала развитию систематизации
в медицине, вела к созданию теорий болезни и зарождению
самостоятельных направлений (анатомия и хирургия периода
эллинизма).
16. Врачебные школы
◦ Врачевание в древней Греции долгое время оставалосьсемейной традицией.
◦ К началу классического периода рамки семейных школ
расширились: в них стали принимать учеников — не
членов данного рода. Так :ложились передовые врачебные
школы, которые в классический период располагались,
главным образом, за "ределами Балканского полуострова,
вне собственно Греции, в ее заморских поселениях.
◦ Из ранних школ наиболее известны родосская (о. Родос в
восточной части Эгейского моря) и киренская (г. Кирена
в Северной Африке). Обе они рано исчезли, и сведения о
них почти не сохранились.
◦ Появившиеся позднее кротонская, книдская, силицийская
и косская школы составили славу древнегреческой
медицины.
17. МЕДИЦИНА КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (V—IV вв. до н. э.)
◦ Таким образом, анализ дошедших до нассведений о врачевании в древней Греции
классического периода показывает, что
достижения его не сводятся только к
имени Гиппократа (как это часто
делается)
—
формирование
многочисленных,
различных
по
направлениям
врачебных
школ,
равновеликих по своим достижениям,
естественно-научное
понимание
единства человека и окружающего мира
и связанный с ними естественный взгляд
на причины болезней, становление учения
о телесных соках и темпераментах,
развитие
методов
диагностики,
прогностики и лечения у постели
больного — все это было результатом
деятельности
многих
поколений
врачевателей различных полисов древней
Греции.
18. МЕДИЦИНА ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (IV В. ДО Н. Э.— I В. Н. 3.)
◦ Эллинистическийпериод
является
заключительным, внешним этапом развития
древней Греции — ее «высочайшим внешним
расцветом»
◦ Большое
значение
для
развития
естественнонаучного знания того времени имело
учение крупнейшего древнегреческого философа
и мыслителя Аристотеля из Стагира (384—322
гг. до н.э.).
◦ В эпоху эллинизма потребности более глубокого
и точного знания привели к специализации
ученых и выделению из философии отдельных
отраслей науки. Одной из первых срединих была
медицина.
19. Врачебная этика в древней Греции
◦ «Гиппократов сборник» содержит пять сочинений,посвященных врачебной этике и правилам врачебного
быта в древней Греции. Это «Клятва», «Закон», «О
враче»,
«О
благоприличном
поведении»
и
«Наставления». Вместе с другими работами
Сборника они дают цельное представление об
обучении и моральном воспитании врачевателей и
тех требованиях, которые предъявлялись к ним в
обществе.
20. Врачебная этика в древней Греции
◦ Врачеватель должен научиться держать в памятилекарства, способы их составления и правильного
применения, не теряться у постели больного, часто
посещать его и тщательно наблюдать обманчивые
признаки перемен
◦ Беспокоясь о здоровье больного, врачеватель не должен
начинать с заботы о своем гонораре
◦ Наряду с высокими профессиональными требованиями
большое значение придавалось внешнему виду врачевателя
и его поведению в обществе
◦ Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву»,
которой нерушимо следовал в течение всей жизни, ибо
«кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот
более вреден, нежели полезен».
◦
21. ИСТОЧНИКИ
◦ Т. Сорокина «История медицины» - Врачевание в Древней Греции◦ http://www.letopis.info/themes/medicine/medicina_drevney_grecii.html -Медицина Древней Греции
◦ http://www.historymed.ru/training_aids/textbook/medicine_in_ancient_greece_rome_alexandria/Медицина в древней Греции
◦ https://studopedia.ru/5_132697_meditsina-ellinisticheskogo-perioda-IV-v-do-ne--I-v-do-ne.html Медицина эллинистического периода (IV в. до н.э. — I в. до н.э.)