3.69M
Категория: ИсторияИстория

Церковный раскол в XVII веке

1.

ЦЕРКОВНЫЙ
РАСКОЛ В 17 ВЕКЕ

2.

Церковь после
смуты
Смута привела к противоречиям
среди священнослужителей патриарх Игнатий поддержал
Лжедмитрия I, Гермоген В.Шуйского, Филарет Лжедмитрия II.

3.

4.

В 1619 г.Филарет возвратился в
Москву из польского плена и
Церковный Собор избрал его новым
Патриархом всея Руси.
Филарет стал фактически вторым
царем и смог укрепить
государственную власть, но вопросы
касающиеся церкви решить не
смог.

5.

Патриарх Никон
Патриарх Никон с клиром.

6.

Патриарх Никон и
Царь Алексей.
Фрагмент иконы
XVII века
Инициаторами
реформ, приведших
к расколу Русской
Церкви, были царь
Алексей
Михайлович
(1629 - 1676) и его
«собинный друг»
патриарх Никон
(1605 - 1681).

7.

Никон родился в
семье бедного
крестьянинамордвина, но
благодаря своему
уму и
целеустремленности,
сумел сделать
блестящую карьеру
и достигнуть
московского
святительского
престола.
Патриарх Никон. Миниатюра из
«Титулярника» 1672 года

8.

Соловецкий монастырь. Фото нач. XX в.
В 1636 году священник Никита Минов пришел из Москвы в
Соловецкий монастырь. Он поселился на Анзерском острове,
втором по величине острове архипелага, где некий старец
Елеазар основал новый скит.

9.

У Елеазара Никита принял
пострижение и принял в
монашестве имя Никона. В
1639 году по неизвестным
причинам Никон поссорился со
своим наставником и покинул
обитель, отправившись морем
по направлению к устью Онеги.
Второй и последний раз в
своей жизни Никон посетил
Соловки в 1652 году, когда он
отправился туда за
чудотворными мощами
московского митрополита
Филиппа. По возвращении в
Москву Никон был поставлен в
патриархи.
Соловецкий
монастырь

10.

Патриарх Никон был
единственным из русских
иерархов, который имел свой
герб. Стихотворная надпись
сверху герба: «Егда печать
сию вернию сматряем, Велика
Пастыря всем уподобляем».
Внизу приведено толкование
герба: «Десницу, светильник,
ключ, Евангелие, Образ
Спосов, крест, жезл, началие».
По сторонам герба
расположены заглавные
буквы титула Никона: Никон
Милостию Божией Великий
Государь Святейший
Архиепископ Московский и
Всея Великия и Малыя и
Белыя России Патриарх.

11.

Одна из подписей патриарха Никона: «Никон Божиею
милостию архиепископ царствующаго града Москвы и
всея Великия и Малыя и Белыя Росии Патриарх». В
период своего наивысшего могущества Никон
подписывался так: «Никон, Божиею милостию великий
господин и государь, архиепископ царствующаго великого
града Москвы и всеа Великия и Малыя и Белыя России и
всеа Северныя страны и Помориа и многих государств
патриарх».

12.

Митра.
Дар царя Алексея
Михайловича и царицы
Марии Ильиничны
патриарху Никону в
1652-1653 гг.
Будучи страстным
поклонником всего
греческого, Никон
желал как можно
более сблизить
русскую
богослужебную
практику с новыми
обрядами
христианского
Востока.

13.

Для уничтожения
исторически
сложившегося
обрядового различия и
была начата реформа,
приведшая к расколу.
Патриарх мечтал о
том, что после ее
завершения Русская
Церковь будет во всем
подобна Греческой а
он, Никон, станет
вселенским
Патриарх Никон. Гроссе О. патриархом,
православным папой.

14.

Алексей Михайлович
Тишайший

15.

Честолюбивые
замыслы патриарха
соответствовали
политическим
взглядам молодого
царя, который желал
восстановить
великую
Византийскую
империю, объеденив
под своим скипетром
все православные
народы: греков,
славян и грузин.
Царь Алексей Михайлович

16.

Однако
вместо
объединения
единоверцев
царь получил
раскол в
собственном
народе и
государстве.

17.

Церковный раскол
Великим постом 1653 года всероссийский
патриарх Никон разослал по московским
храмам свой указ («память») о введении
крестного знамения тремя перстами и об
отмене земных поклонов при богослужении,
символом культа был объявлен
четырехконечный крест вместо
восьмиконечного и т.п. Значительная часть
низшего русского духовенства, видя в
нововведениях измену святоотеческой
старине, выступила против реформ патриарха.

18.

Образцы перстосложения

19.

Для придания своим
начинаниям
большего авторитета
Никон в 1654 году
созвал в Москве
церковный собор,
который дал
согласие на
введение новых
обрядов и справу
русских
богослужебных книг
по современным
греческим.
Издание Деяния
Московского Собора 1654
года.

20.

Единственным представителем высшего
духовенства, открыто посмевшим
выступить против реформ патриарха, был
коломенский и каширский епископ Павел.
Но он жестоко поплатился за свое
несогласие с первоиерархом: Никон
собственноручно избил непокорного
епископа, бросил в темницу, а затем
сослал на Онежское озеро в бедный
Палеостровский монастырь, откуда
епископ был переведен под более
строгий надзор в нижегородский
Хутынский монастырь, где в 1656 году его
убили по велению патриарха.

21.

Соловецкий монастырь. Спасо-Преображенский
собор
Среди противников нововведений Никона была и
братия прославленной Соловецкой лавры. В
1657 году, когда на Соловки привезли новые
богослужебные книги, иноки, собравшись на собор,
отказались служить по-новому.

22.

Соловецкий монастырь.
Корожная башня
С этого момента
началось
противостояние
монастыря верховной
светской и церковной
власти. В обитель
постоянно приезжали
посланцы царя,
призывая братию
покориться и принять
реформу. Однако иноки
стойко держались
отеческих преданий и
предпочли смерть
измене старине.

23.

Соловецкий монастырь.
Набережная Святого озера
В 1668 году, при
приближении царского
войска, посланного на
разорение обители,
иноки затворились в
монастыре: так
началось знаменитое
«соловецкое сидение».
Стрельцы неоднократно
пытались взять
штурмом обитель, но
все попытки оставались
тщетными, пока в
январе 1676 года монахпредатель Феоктист не
показал осаждавшим
потайной ход

24.

Монастырь. Закат солнца
Этим ходом войска проникли в монастырь в
ночь на 22 января и устроили кровавую резню,
в которой погибло несколько сотен защитников
обители.

25.

Портрет
священника старообрядца

26.

В результате Раскола русский народ
разделился на две конфессиональные группы:
старообрядцев и новообрядцев. Обе группы
создали обширную и своеобразную
апологетическую литературу.
Старообрядческие писатели в многочисленных
трудах доказывали древность церковного
обряда, упраздненного патриархом Никоном, и
находили богословские обоснования своему
сопротивлению новшествам.
Их противники-новообрядцы, напротив,
оправдывали реформы Никона и старались
убедить староверов в еретичности и
погрешительности их воззрений.

27.

Труды
Никон, Патриарх
М.: Изд-во Моск. унта, 2004.
Книга «Трудов» Патриарха
Никона: «возражение, или
Разорение противо вопросов и
ответов…», «Духовные
наставления христианину»,
«Духовное завещание»,
переписка; описания его
благотворных трудов в
церковной, социальной и других
сфер жизни, дел-чудес
врачебных, религиознофилософских взглядов и
системы богословия,
архитектурного и
художественного наследия
Иверского Валдайского, Нового
Иерусалима и Воскресенского
монастырей, судного дела и др.

28.

Никон был склонен к
бескомпромиссности
и прямолинейности.
Он стремился
поднять церковь
над светской властью
и основать в России
главенство церкви.
Неврев Н.
Патриарх Никон.

29.

Одно из первых изображений
восточной части Патриарших палат с
домовой церковью, построенной
Никоном. Миниатюра 1673 года.
Строптивость
Никона
приводила к
странным
выходкам в его
поведении: он
отказался от
патриаршества, а
затем заявил о
своем
возвращении:
«Сшел я с
престола никем
не гоним, теперь
пришел на
престол никем не
званный».

30.

И царю, и клиру
надоели капризы
Никона. В декабре
1666 года церковный
собор, на котором
присутствовали
византийские
патриархи, под
давлением светских
властей лишил
Никона патриаршего
сана.

31.

Лишение на Соборе патриарха Никона патриаршего сана.

32.

Бывший владыка был
сослан в Ферапонтов
монастырь. Несмотря на
свой статус арестанта,
Никон пользовался в
монастыре
относительной свободой.
После смерти Алексея
Михайловича в 1676 году
Никон был переведен
под более строгий
надзор в КириллоБелозерский монастырь.
Ферапонтов монастырь

33.

Кирилло-Белозерский монастырь
Кирилло-Белозерский монастырь стал
последним пристанищем Никона.

34.

Кирилло-Белозерский монастырь

35.

Кирилло-Белозерский
монастырь
Причиной
перевода
ссыльного
владыки из
Ферапонтова
монастыря стал
ложный навет
его врагов о
якобы
имевшихся
связях Никона с
бунтовщиком
Стенькой
Разиным.

36.

В Кирилловом
монастыре Никон
пробыл несколько лет,
пока царь Федор
Алексеевич не
позволил ему
вернуться из ссылки..
Однако по пути в
Москву Никон умер.
Смерть застигла его в
Ярославле 17 августа
1681 года в четыре
часа пополудни.
Кирилло-Белозерский
монастырь

37.

Кирилло - Белозерский монастырь. Художник Гришин
Геннадий Петрович 1983

38.

Тело усопшего было привезено в
Воскресенский монастырь, где 26
августа было предано земле под
сводами Воскресенского собора в
присутствии царя Федора и высшего
духовенства.

39.

Протопоп Аввакум
Одним из
главнейших и
активнейших
противников
нововведений
патриарха Никона
был Аввакум,
соборный
протопоп из
города ЮрьевцаПольского.

40.

Аввакум родился в 1620 году в
Нижегородском краю, в семье
сельского священника и в возрасте 24
лет был поставлен в попы. Молодого
батюшку, отличавшегося строгим
благочестием и суровым характером,
одни искренне любили, другие же люто
ненавидели. Увидев в реформах
Никона измену древнему православию,
Аввакум выступил против
нововведений и стал призывать народ
не покоряться новинам.

41.

Автограф протопопа Аввакума

42.

За эту проповедь его неоднократно
заключали в темницы, ссылали в Сибирь, где
Аввакум вместе с семьею претерпевал
нечеловеческие лишения и муки. Но ничто не
могло сломить «протопопа-богатыря». В
1666 году Аввакум вместе с нексолькими
ближайшими единомышленниками был
сослан в заполярный городишко Пустозерск,
где, сидя в земляной тюрьме (15 лет),
написал свое знаменитое «Житие» выдающийся памятник русской литературы.

43.

Боярыня
Морозова у
Аввакума.
Литография
второй
половины XIX
века.

44.

В 1682 году по царскому указу
Аввакум был казнен (сожжен на
костре).

45.

46.

Новый Иерусалим
Архитектурный ансамбль Воскресенского НовоИерусалимского монастыря был основан в 1656 году
патриархом Никоном. Монастырь должен был стать
центром Святых мест , создаваемых близ Москвы «в
образ и подобие» Святых мест Палестины, связанных
с событиями земной жизни Иисуса Христа. В
соответствии с замыслом некоторые подмонастырские
села, окрестные холмы и долины получили
соответствующие наименования. В частности река
Истра стала именоваться Иорданом. Почти на её
берегу был построен для патриарха Скит (1658-1662) с
церковью Богоявления.

47.

Воскресенский собор.
Центральным сооружением
всего комплекса
«Подмосковной
Палестины» является
Воскресенский собор,
задуманный и построенный
как топографическая копия
храма Гроба Господня в
Иерусалиме. В
грандиозным соборе
воспроизведены основные
христианские святыни:
место казни Христа, место
его погребения и
Воскресения, место
обретения Креста Господня.

48.

Воскресенский собор.
Ротонда.
Воскресенский собор
строился в два этапа. С 1658
по 1666 гг. строительными
работами руководил сам
основатель монастыря. В
1666 году строительные
работы были прекращены в
связи с опалой, постигшей
патриарха Никона.
Достраивался храм с 1679
по 1685 год. В 1681 году в
приделе Усекновения главы
Иоанна Предтечи под
Голгофой был похоронен
патриарх Никон.

49.

Воскресенский собор с
церковью Константина и
Елены. Вид с востока.
Шварц В. Патриарх Никон
в Новом Иерусалиме. 1867

50.

Новый Афон
Иверский монастырь на
Валдае
Всем известен
монастырь Новый
Иерусалим,
основанный
Патриархом Никоном
близ Москвы. Менее
известно, что Патриарх
воздвиг в Русской
земле также и Новый
Афон. Им стал
Иверский монастырь на
Валдае.
English     Русский Правила