Искусство Киевской Руси
6.12M
Категория: ИсторияИстория

Искусство Киевской Руси

1. Искусство Киевской Руси

2.

Устройство крестово-купольного храма

3.

4.

Десятинная
церковь.
Фундамент

5.

Десятинная
церковь.
Фундамент.

6.

1.
2.
3.
4.
5.
Десятинная церковь.
Церковь Успения Богоматери.
Построена в 991-996 гг. греческими мастерами;
Образец – Церковь Большого Императорского дворца в
Константинополе (Фаросская).
Фундамент обнаружен во время раскопок 1908 г.;
Церковь построена из плинфы – плоского квадратного
кирпича. Здесь плинфа была особо тонкой, имела
светло-жёлтый цвет;
До возведения храма Святой Софии являлась самым
значительным храмом;
Церковь разрушена в 1240 г. во время нашествия хана
Батыя.

7.

СпасоПреображенский
собор в
Чернигове.

8.

Реконструкция
первоначального
облика собора.

9.

10.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове.
• Заложен в середине XI в. по приказу князя Мстислава
Владимировича.
• Пятиглавый храм с развитой алтарной частью и
нартексом – притвором, помещением с западной
стороны храма, что делала храм вытянутым,
прямоугольным. Нартекс отделялся от наоса –
центральной части храма стеной с арочными
проёмами, ведущими в нефы.
• Возведён из плинфы и необработанного камня по
константинопольским традициям в кладке «с
утопленным рядом».
• В нижних аркадах использованы византийские колонны.
• Внутреннее пространство обладает плавностью
перетекания форм, крупных, весомых как бы
«круглящихся» объёмов.

11.

Собор Святой
Софии в Киеве.

12.

13.

Собор Святой Софии в Киеве
1. Возведён в к. 30-х – н. 50-х гг. XI в. По указанию Ярослава
Мудрого;
2. Пятинефный собор с хорами- «палатами», центральным
куполом с необычным взлётом;
3. Изначально был тринадцатикупольным, позже, при
перестройке, количество куполов сократилось. Четыре
ближайших к центральному купола-напоминание о
евангелистах: Матфее, Марке, Луке и Иоанне;
4. Внутреннее убранство: помимо фресок стены украшены
золотофонными мозаиками;
5. Для этого собора характерны триумфальность и
праздничность, связанные с утверждением авторитета князя
и могущества молодого государства.

14.

15.

Христос
Пантократор и
Евангелисты.

16.

Христос и
апостолы.

17.

Богоматерь
Оранта.

18.

Собор Михаила Златоверхого в Киеве
Построен на рубеже XI-XII вв. в Киеве, посвящён Архангелу
Михаилу. Уничтожен в 30-е гг. XX в.
Фрески и мозаики перенесены на хоры софийского собора.
Фигуры апостолов величавы, их движения размеренны, плавны.
Цветовая гамма изображения строится на переливах оттенков
голубого до глубокого синего, на зелёных и плотных жёлтых
цветах, оттенённых вишневыми и золотыми контурами.

19.

Евхаристия (Причастие).

20.

21.

Церковь Параскевы
Пятницы в
Чернигове.

22.

Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове
1. Построена на рубеже XII-XIII вв. (зодчий Пётр Милонег);
2. Храм отличает новизна и смелость конструкции центральный барабан резко взлетает вверх, появляется
ступенчатость композиции: прямоугольное основание за счёт
арочных сводов плавно переходит к круглому барабану;
3. Постройка очень нарядна - в центре фасадов находятся тонкие
пучковые колонны, окна и ниши имеют продолговатую форму,
храм опоясывают декоративные вставки и кирпичные
выступы;
4. Часто перестраивался;
5. Практически полностью разрушен в годы ВОВ прямым
попаданием авиабомбы;
6. Послевоенная реконструкция вернула храму облик, близкий к
первоначальному.

23.

Особенности Киевской архитектуры
1. Внутреннее убранство украшено мозаиками
(византийская школа);
2. В XI в. храмы отличаются величавой простотой,
лаконичностью и строгостью форм;
3. В XIII-XV вв. (эпоха политической раздробленности)
искусство меняется: усложняются конструкции,
вводятся новые декоративные элементы, появляется
зрелость архитектурного языка.
English     Русский Правила