Похожие презентации:
Сущность субстанционального значения мира
1. Философия Нового времени
СУЩНОСТЬ СУБСТАНЦИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯМИРА
2.
В философии XVII веке широко обсуждалась, в частности, проблема субстанции(то, что лежит в основе).
По этой проблеме выявились три точки зрения:
• монизм;
• дуализм;
• плюрализм.
3. Монизм (один) – учение, признающее основой всего существующего одно начало: либо материю, либо дух. Дуализм (двойственный) – учение, счита
Монизм (один) – учение, признающее основойвсего существующего одно начало: либо
материю,
либо
дух.
Дуализм (двойственный) – учение, считающее дух
и материю, идеальное и материальное двумя
самостоятельными, независимыми началами.
Плюрализм
(множественный)
–
учение,
утверждающее, что в основе мира лежит
множество
самостоятельных,
независимых
субстанций.
4.
Вся познавательная деятельность связана сбестелесной разумной душой. Душа (духовная
субстанция) обладает свойством мышления и
является, по Р. Декарту, одной из двух субстанций
(наряду с материальной, телесной).
5.
В работе «Первоначала философии» Р. Декарт даетследующее определение субстанции:
«Под субстанцией мы можем разуметь лишь ту вещь,
которая существует, совершенно не нуждаясь для
своего бытия в другой вещи»*. Следовательно,
гармоничное взаимодействие этих двух субстанций в
человеке обеспечено сверхприродоной силой –
Богом
(абсолютной
субстанцией).
Другие
субстанции будут лишь относительными.
6.
Сотворенный мир Р. Декарт делит на два родасубстанций – духовные и материальные. Главное
определение духовной субстанции – ее неделимость,
важнейший признак материальной – делимость до
бесконечности.
Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Р. Декарту,
идеи, которые присущи ей изначально (врожденные). К таким
идеям Р. Декарт относит идею Бога, чисел, фигур, а также
некоторые общие понятия. Материальную субстанцию, главный
атрибут которой – протяжение – Р. Декарт отождествляет с
природой
7.
Таким образом, возникает явление,получившее название дуализма.