Похожие презентации:
Роман Лермонтова «Герой нашего времени»
1.
2. История создания романа
• Замысел написания романа относится к 1836 г.- героем романа должен стать молодой
гвардейский офицер на фоне столичной жизни.
• В 1837 г., после первой ссылки на Кавказ,
замысел романа меняется - в основу должны
лечь впечатления Лермонтова от поездки в
Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, на
Терек, пребывание в местах боевых действий,
посещение Тамани, встреча с ссыльными
декабристами.
• Роман Лермонтов писал в период 1837-1840 гг.
Апрель 1840 г. - опубликовано «Сочинение М. Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени».
3. Сюжет и композиция
Роман состоит из пяти самостоятельныхповестей, которые объединены общими
героями и общим названием.
Каждая из пяти повестей имеет свой жанр.
Например:
«Тамань» - остросюжетная и в то же время
лирическая повесть;
«Княжна Мери» - дневник;
«Фаталист» - записки, сделанные героем по
прошествии некоторого времени после
описываемых событий.
4. Сравним:
Как повести располагаются вромане
Хронологическая
последовательность
«Бэла»
«Журнал Печорина»:
«Тамань», «Княжна Мери»;
«Бэла»
«Максим Максимыч»
«Фаталист»
«Журнал Печорина»:
«Тамань», «Княжна
Мери»; «Фаталист»
«Максим Максимыч»
5.
Автор отказывается от хронологическойпоследовательности, он выбирает наиболее значимые эпизоды,
уделяет больше внимания психологическим размышлениям,
нежели описанию событий.
Нарушение хронологии вызвано необходимостью соотнесения
героя с другими персонажами, которые должны появляться в
романе в определенной последовательности: «дикая
черкешенка», «добрый штабс-капитан», «честные
контрабандисты», «водяное общество», «друзья - Вернер, Вера,
княжна Мери», а затем сама «госпожа судьба».
Порядок следования глав обусловлен и тем, от чьего лица
ведется повествование. Выбор рассказчика в каждой части
романа неслучаен и служит общему замыслу романа.
Композиция романа подчинена одной цели: всесторонне и
глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить
историю его жизни.
6. Жанр
«Герой нашего времени» - это первыйрусский реалистический
психологический роман в прозе.
Автор ставит перед собой задачу раскрыть
«историю души человеческой», о чем и
пишет в предисловии к «журналу
Печорина». Его внимание особенно
обращено на раскрытие сложного и
противоречивого характера главного героя.
7. Система рассказчиков в романе Смена рассказчиков позволяет читателю увидеть героя как бы с трех точек зрения.
Максим Максимович(рассказывает о
Печорине в повести
«Бэла»)
Путешествующий офицер
(автор романа)
Печорин
Этот человеческий
тип характерен для
России первой
половины XIX века:
это человек чести,
воинского долга,
дисциплины.
Он простодушен,
добр, искренен.
Образованный офицер. Свои
наблюдения и выводы строит с
учетом того, что ему известно о
странностях и противоречиях
характера героя. По уровню
офицер и Печорин гораздо
ближе, поэтому некоторые
вещи, непонятные Максиму
Максимычу, он может
объяснить.
Человек, размышляющий
о смысле жизни, о
собственном
назначении,
пытающийся
понять
противоречивость
своего характера,
Печорин сам себя
судит и казнит.
8. Каким представлен герой
Из рассказа МаксимаМаксимыча Печорин
предстает
перед читателем как
таинственный,
загадочный
человек, которого
нельзя понять и
поступки которого
нельзя объяснить.
«Ведь есть, право,
эдакие люди, у
которых на роду
написано, что с ними
должны случаться
разные
необыкновенные
вещи».
Впервые на страницах
романа дан
психологический портрет
героя. Печорину придаются
живые черты, автор
пытается дать объяснение
некоторым поступкам
Печорина. Загадочность и
отвлеченность образа
уступают место
конкретности и
реалистичности.
«...Все эти замечания
пришли мне на ум, может
быть, только потому,
что я знал некоторые
подробности его жизни, и,
может быть, на другого вид
его произвел бы
совершенно различное
Трагическая
исповедь
героя.
«История души
человеческой
...полезнее истории
целого народа,
особенно когда она
- следствие
наблюдения ума
зрелого над самим
собой и когда она
написана без
тщеславного
желания возбудить
участие или
удивление».
9. Такое распределение ролей между рассказчиками неслучайно:
все начинается с внешнего, осуждающего и не оченьпроницательного взгляда Максима Максимыча
затем максимально объективная оценка
странствующего офицера
И, наконец, последнее слово за самим Печориным его искренняя и трагическая исповедь
10. Герои романа. Повесть «Бэла»
Печорин приносит несчастье и страданиеМаксиму Максимовичу, Бэле. Он ими не
понят.
• Пытается искренне любить, уважать, дружить,
но не находит в своей душе сил для долгого,
постоянного чувства.
• На смену любви приходят разочарование и
охлаждение.
• На смену дружескому расположению раздражение и усталость от постоянной опеки.
11. Как складываются взаимоотношения героев:
БэлаПечорин
«И точно, она была хороша:
высокая, тоненькая, глаза черные,
как у горной серны». Бэла страдает
от противоречия, которое живет в
ней с того самого момента, когда
она оказывается пленницей
Печорина. С одной стороны,
Печорин ей нравится («он часто ей
грезился во сне... и ни один
мужчина никогда не производил на
нее такого впечатления»), а с
другой - она не может его
полюбить, так как он иноверец.
Что толкает Печорина на
похищение Бэлы?
Эгоизм или желание
испытать чувство любви,
которое им уже забыто?
Печорин «наряжал ее, как
куколку, холил, лелеял».
Бэле было приятно такое
внимание, она похорошела,
чувствовала себя
счастливой.
12.
Четыре месяца продолжались нежные отношения междугероями, а затем отношение Печорина к Бэле меняется. Он
стал уходить надолго из дома, задумывался, грустил.
«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви
знатной барыни, невежество и простосердечие одной
также надоедают, как и кокетство другой».
Печорина привлекает цельность, сила и естественность
чувств горной «дикарки», черкешенки.
Любовь к Бэле - это не каприз и не прихоть со стороны
Печорина, а попытка вернуться в мир искренних чувств.
Попытка приблизиться к человеку другой веры, другого
образа жизни, узнать Бэлу поближе, найти некое
гармоническое равновесие в отношениях с ней
заканчивается трагически. Печорин - человек, который
живет «из любопытства», он говорит: «целая моя жизнь
была только цепь грустных и неудачных противоречий
сердцу или рассудку».
13.
14.
15. Повесть «Максим Максимыч» Отношение к прошлому, которое связывало героев
ПечоринаМаксима Максимовича
Все прошедшее мучительно.
Все прошедшее мило.
Не может и не хочет вспоминать
спокойно с Максимом
Максимычем прошлого,
особенно историю с Бэлой.
Общие воспоминания становятся
основой для беседы, которую с
таким нетерпением
ожидает штабс-капитан.
Прошлое и напоминание о нем
вызывает боль в душе Печорина,
так как не может себе простить
историю, закончившуюся
гибелью Бэлы.
Воспоминание о прошлом
придают Максиму Максимычу
некоторую значительность: он
был участником тех же событий,
что и Печорин.
16. Почему не находят понимания добрый штабс-капитан и Печорин? Различия между героями
ПечоринМаксим Максимович
Пытается во всем дойти до
самой сути, разобраться в
сложностях человеческой
натуры, и прежде всего, своего
характера.
Лишен понимания общего
смысла вещей, добр и
простодушен.
Всегда старается преодолевать
обстоятельства.
Покорен обстоятельствам.
17. Чем заканчивается последняя встреча героев
Неожиданная встреча с«прошлым» не разбудила в душе
героя никаких чувств, он как был
равнодушен и безразличен к
себе, таким и остается. Может
быть, поэтому на вопрос
Максима Максимыча: «У меня
остались ваши бумаги... я их
таскаю с собой... Что мне с ними
делать?», Печорин отвечает: «Что
хотите...». Отказ от продолжения
«Добрый Максим Максимыч
сделался упрямым, сварливым
штабс-капитаном!», он с
презрением бросает на землю
тетрадки Печорина: «Вот они
все... поздравляю вас с
находкою... Хоть в газетах
печатайте. Какое мне
дело!..».Непонимание и обида
на Печорина, разочарование:
«Что ему во мне? Я не богат, не
встречи и разговора: «Право, мне нечего чиновен, да и по летам совсем ему не
пара... Вишь каким он франтом
рассказывать, дорогой Максим
сделался, как побывал опять в
Максимыч...Однако прощайте, мне
Петербурге...»
пора... я спешу...благодарю, что не
18.
19. Повесть «Тамань»
Сюжет повести построен надействительных событиях, участником
которых был сам Лермонтов во время
своего пребывания в Тамани в 1837г.
«Тамань» открывает «Журнал
Печорина». Теперь от него самого
узнаём, что он делал, думал,
чувствовал. Он искренен, «беспощадно
выставляет наружу собственные
слабости и пороки». На первый план
здесь выступают не противоречия
Печорина, а другие стороны его
личности. Печорин молод, неопытен,
чувства его пылки и стремительны,
впечатлителен и романтичен, ищет
приключений, готов рисковать.
Дневник –
литературное
произведение
в форме
ежедневных
записей
(чаще всего с
указанием
даты), современных
описываемым
событиям.
Изначально
предполагает
полную
откровенность,
искренность
мыслей,
чувств пишущего.
20. «Я решил твердо достать ключ к этой загадке»…
• Пейзаж подбором деталей (лунаодевается тучами, туман, валуны,
грозящие потопить корабль) создаёт
ожидание опасности, угрожающей
Печорину, вызывает тревогу.
• Морская стихия, лунный свет, хата на
берегу моря – всё это предвещает
необычные события. Потом появляется
мальчик, глядя на которого, Печорин
думает, что «этот слепой не так слеп».
• Белая фигура девушки на берегу,
таинственный пловец, в бурную ночь
переплывающий пролив на утлой
лодчонке; странное свидание ночью на
берегу моря – во всём этом скрыта
какая-то тайна. Печорин заинтересован
происходящим: «Я решил твердо
достать ключ к этой загадке»….
События определяются характером
героя, он сам идёт навстречу
опасности.
21. Печорин и «честные» контрабандисты
Печорин видит в нихсмелость, отвагу и ловкость,
он ценит эти качества, они
сродни его характеру.
Образы контрабандистов
помогают Лермонтову лучше
выявить качества Печорина и
передать мечту о сильных,
гордых, свободных людях,
способных к борьбе.
Каким показал себя Печорин в
столкновении с этими людьми?
Его вмешательство в чужую
жизнь определяет конфликт и
финал повести. Стремление стать
участником таинственных
событий свидетельствует об
активности героя. Никакой цели
он не преследует, но не
действовать он не может, такова
его натура. Здесь он не кажется
скучающим и безразличным. Он
любит жизнь, природу, с
наслаждением смотрит на
«голубое небо, усеянное
разорванными облачками».
Он активен, но чем
оборачивается его активность
для других людей?
22.
Отношение Печорина к персонажам повестиВ начале повести
Слепой «Долго я глядел на него с невольным
мальчик сожалением, как вдруг едва
В конце повести
«Слепой мальчик
точно плакал,
приметная
и долго, долго...
улыбка пробежала по тонким губам Мне стало грустно».
его, и, не знаю отчего, она произвела Судьба мальчика
на меня самое неприятное
вызывает
впечатление». Поведение мальчика сочувствие,
вызывает удивление и пробуждает
несмотря на то, что
любопытство - как слепой мальчик
он обокрал
всюду ходит один, и при этом
Печорина.
ловок и осторожен.
23.
Ундина«Странное существо... На
лице ее не было никаких
признаков безумия,
напротив, глаза ее с
бойкою
проницательностью
останавливались на мне,
и эти глаза, казалось,
были одарены какой-то
магнетической властью...
Она была далеко не
красавица... В ней было
много породы... Хотя в ее
косвенных взглядах я
читал что-то дикое и
подозрительное...»
«Лодка закачалась, но я справился,
и между нами началась отчаянная
борьба; бешенство придавало мне
силы, но я скоро заметил, что
уступаю моему противнику в
ловкости... Сверхъестественным
усилием повалила меня на борт...»
Предчувствие Печорина
оправдалось: ундина
оказалась не совсем простой
девушкой.
Она наделена не только
необычной внешностью, но и
имеет сильный,
решительный, почти мужской,
характер в сочетании с такими
качествами, как коварство и
притворство.
24.
Поступки Печорина в повести«Тамань» можно объяснить его
желанием проникнуть во все тайны
мира. Как только он чувствует
приближение какой-либо тайны,
сразу же забывает об осторожности
и стремительно движется навстречу
открытиям. Но ощущение мира как
тайны, интерес к жизни
сменяются равнодушием и
разочарованием.
Никакие ценные качества и
стороны характера, например сила
воли, мужество, находчивость,
решительность, не приносят не
приносят человеку радости, если у
него нет цели, ради достижения
которой они нужны. Только
большая цель, объединяющая
человека с другими людьми,
придаёт человеческим качествам
смысл и ценность, делает человека
счастливым.
25.
В первых трёх повестях ( «Бэла», «Максим Максимыч»,«Тамань») представлены поступки Печорина. Здесь видим
примеры его равнодушия, жестокости к людям.
Бэла – жертва его страстей, бедные контрабандисты –
жертвы холодного расчёта. Здесь проявляется его
эгоистический индивидуализм.
Что же сделало героя таким?
Ответ находим в повести «Княжна Мери». Здесь звучит
трезвый отчёт героя перед своей совестью.
Самоанализ Печорина в оценке своих поступок глубок и
беспощаден. Он осознаёт причины своих поступков: « Я
взвешиваю и разбираю свои страсти и поступки со
строгим любопытством, но без участия. Во мне два
человека: один живёт в полном смысле этого слова,
другой мыслит и судит его».
Из этого раздвоения души героя можно сделать вывод о
главном противоречии его характера: это «противоречие
между глубокостью натуры и мелкостью действия»
(Белинский).
26. Почему неизбежен конфликт между Печориным и «водяным» обществом?
• Если в предшествующих повестях Печоринвыступает в окружении простых и
«естественных» людей, то в «Княжне Мери»
он показан в типичной для него дворянской
среде. Их роднит происхождение и классовая
принадлежность. В этой среде ярко
проявляется индивидуальность Печорина, его
незаурядность и обречённость жить среди
пошлых людей.
• Конфликт между ними неизбежен и
продиктован непримиримостью Печорина ко
всем устоявшимся традициям «света».
27. Почему Печорин обречен на одиночество в кругу людей , понимающих его и любящих? Почему Печорин и Вернер стали друзьями? Что их
ВернерСходство
Печорин
Близки духовно и интеллектуально. Их сближает критическая
направленность ума, склонность к анализу.
Скрывают способность любить и сострадать.
Учатся равнодушию и эгоизму.
Боятся проявления нормальных человеческих чувств.
Подавляют в себе все человеческое.
Различия
Свидетель жизни, скорее
Пытается понять
наблюдатель за всем происходящим смысл и цель своей
со стороны. Не подчиняет себе людей. жизни.
28. «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы… Я давно уже
Печорин прекрасно понимает пошлость и узость интересов этихлюдей и воспринимает их жизнь как фальшивую «игру», поэтому
в его дневнике часто встречаются такие слова о них:
«действующие лица», «сцена», «завязка», «развязка».
В этой среде всё искреннее гибнет: «Я говорил правду – мне не
верили».
В этом обществе смеются над лучшими человеческими
чувствами: «… лучшие мои чувства, боясь насмешек, я
хоронил в глубине моего сердца».
Покой и бесцельность, неспособность к размышлению о
жизни – отличительные черты светского общества. В
Печорине же, наоборот, постоянно совершается
напряжённая работа мысли, рождаются идеи. Тоска по
действию не находит выхода, бросает его от одного пустого
действия к другому.
29. «Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с
В этой повести он не просто вторгается в жизнь людей,как раньше, а распоряжается ими. Вступая в «игру», он
уверен, что его роль – главная.
Сознательная игра Печорина разбивает сердце Мери,
приводит к гибели Грушницкого, причиняет страдания
Вере.
Попробуем понять поступки героя, объяснить
причины, их породившие.
Какие эпизоды повести помогут нам в этом?
Те, где происходит столкновение Печорина с жертвами
его «игры»: дуэль с Грушницким, погоня за Верой,
прощание с Мери.
30. «Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях... Я его тоже не люблю: я чувствую, что
• Мы видим Грушницкого глазами Печорина: В ПятигорскГрушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа».
• «...Он не знает людей и их слабых струн, потому что
занимался целую жизнь одним собою».
• Он носит модную маску разочарованных людей, говорит
«пышными фразами», «важно драпируется в
необыкновенные чувства, возвышенные страсти и
исключительные страдания. Производить эффект - его
наслаждение».
• В его душе нет «ни на грош поэзии».
• Способен на подлость и обман (дуэль с Печориным).
• Грушницкий все время пытается кому-то подражать.
• Даже на границе жизни и смерти самолюбие Грушницкого
оказывается сильнее честности.
31.
ГрушницкийПечорин
Люди одного круга, вместе служили.
Позер, любит пышные фразы.
Мечтает стать героем романа.
Провинциальный романтик.
Мелок в своих амбициях и желаниях.
Умен.
Тонко чувствует других людей,
умеет понимать их состояние и
угадывать их поступки.
Чтобы завоевать авторитет в кругу людей,
Наблюдателен, умеет
которые для него значимы, идет на
анализировать и делать выводы.
предательство и подлость. Его
разочарованность – поза, способ привлечь
Обладает тонкой интуицией.
внимание к себе. У Грушницкого все
отрицательные качества Печорина, но нет
Разочарованность в жизни –
ни одного его положительного. Если вначале
он может казаться двойником Печорина, то трагедия.
потом — своеобразной его карикатурой (то,
что в Печорине трагично, в нём — смешно).
32. Цель дуэли: « Нам на земле вдвоем нет места!»
ПечоринЗащитить честь княжны
Мери;
воздействовать на совесть
Грушницкого;
проверить, какую роль в
жизни человека играют
случай и судьба, способен
ли человек одержать верх
над ними.
Грушницкий
Устроить из
дуэли фарс;
Отомстить
Печорину за
унижение;
Восстановить
репутацию в
обществе.
«Стреляйте, отвечал он, - я себя
презираю, а вас
ненавижу. Если вы
меня не убьете, я
вас зарежу ночью
из-за угла. Нам на
земле вдвоем нет
места!»
33. Дуэль
Грушницкий• Запланировал убийство
Печорина, оставив
незаряженным его
пистолет.
• Но ему не хватает
душевных сил ни для
того, чтобы признаться в
собственной клевете, ни
для того, чтобы достойно
доиграть роль, которую
он выбрал. «Вдруг он
опустил дуло пистолета
и, побледнев как
полотно, повернулся к
своему секунданту. «Не
могу», – сказал он
глухим голосом. «Трус!»
– отвечал капитан».
Печорин
Знает о заговоре и принимает решение
переиграть противника. Предлагает выбрать
место для поединка на площадке на вершине
горы, чтобы в случае даже легкого ранения
исход был смертелен: «Тот, кто будет ранен,
полетит непременно вниз и разобьется
вдребезги…».
До последнего момента Печорин даёт
Грушницкому шанс, готов был простить
мстительность, распускаемые в городе слухи и
свой умышленно не заряженный
противниками пистолет, наглое ожидание
Грушницким холостого выстрела. «Ему было
стыдно убить человека безоружного…» Но в
этот момент Грушницкий выстрелил! «Досада
оскорбленного самолюбия, и презрение, и
злоба, рождавшаяся при мысли, что этот
человек…хотел убить его, как собаку, не могли
не взбунтоваться в душе Печорина.
Грушницкий не испытывал раскаяния, хотя
если бы рана была хоть немного серьезнее, он
свалился бы с утеса», - пишет Лермонтов.
34. Итоги
Печорин полон интереса и к людям, ик природе, и к себе самому. Он ищет
новых впечатлений и приключений,
следуя зову свободной воли,
испытывая свой ум, проницательность
и находчивость. Познавая себя, он
ищет смысла жизни. Но, дитя
испорченного века, он заражен
индивидуализмом и, пытаясь
отделить себя от «водяного
общества», все же остается его
порождением, убеждаясь в
бессмысленности бытия (все его
поступки лишь разрушают, а не
созидают) и невозможности найти
жизненную цель.
35. Мери. Этапы развития отношений между княжной и Печориным
Раздражение, которое вызвано отсутствием вниманияПечорина к княжне.
• Ненависть, вызванная несколькими «дерзкими»
поступками Печорина (Печорин переманил всех
кавалеров княжны, перекупил ковер, накрыл ковром свою
лошадь).
• Интерес, рожденный желанием узнать, кто же он такой,
этот Печорин.
• Знакомство с Печориным меняет не только отношение
княжны к герою, но и саму княжну: она становится
искреннее, естественнее.
• Исповедь Печорина рождает в княжне сочувствие,
сопереживание.
• В княжне происходят перемены, о которых
Печорин замечает: «Куда девалась ее живость,
ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина,
презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..»
• Разбуженные любовью к Печорину чувства
превращают княжну Мери в добрую, нежную,
любящую женщину, которая оказывается
способной простить Печорина.
36. Прощание с Мери
Он говорит Мери безжалостные слова,объясняется «откровенно и грубо».Не
оставляет ей сомнений в том, что не
любит её. Жестокая правда, считает
Печорин, способна скорее излечить её:
«Вы видите, я играю а ваших глазах
самую жалкую и гадкую роль, и даже в
этом признаюсь». При этом он
чувствует, что «… ещё бы минута, и я
бы упал к ногам её».
Человечность, душевная тонкость и
благородство Печорина проглядывают
здесь, где он, на первый взгляд,
кажется действительно бессердечным.
Так раскрывается противоречивость
его характера. Эгоизм и человечность,
хладнокровное обдумывание
поступков и искренние сердечные
порывы, жестокость и способность к
жалости, сочувствию.
37. Вера - единственная женщина, которую любит Печорин
«За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это однаженщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими
слабостями, дурными страстями... Неужели зло так привлекательно?»
• Печорин приносит Вере много страданий.
• Вера для Печорина - ангел-хранитель.
• Она ему все прощает, умеет чувствовать глубоко и сильно.
• Даже после долгой разлуки Печорин испытывает к Вере прежние
чувства, в чем признается самому себе.
• «Она единственная женщина в мире , которую я не в силах был бы
обмануть». Вера - единственный человек, который понимает, насколько
одинок и несчастлив Печорин.
Вера о Печорине: «... в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному
свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, чтобы ты
ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно
хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно;
ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше
пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так
истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается
уверить себя в противном».
38. Анализ сцены погони за Верой
Любовь к Вере –большое и
искреннее чувство.
Сознание, что он
теряет её навсегда,
вызывает у
Печорина
непреодолимое
желание удержать
«погибшее
счастье».
Искренний порыв
Печорина, его
волнение,
заставляющее
героя бешено
гнать коня,
определяют
характер
повествования в
этой сцене. Здесь
всё – движение
Отбор слов и
характер
предложений
выражает это
стремление.
Повествование
максимально
насыщено глаголами
(на 5 предложений
здесь 13 глаголов) !
Печорин торопится,
волнуется, ему не до
проносящихся перед
его взором картин,
он не пишет о них,
потому что не
замечает
окружающей
природы. Она
мысль владеет им –
догнать Веру.
39.
Несложные инемногословные
предложения часто
обрываются многоточием,
как будто Печорин, спеша,
не успевает додумать,
докончить мысль.
Взволнованность его
передаётся
эмоциональностью
интонаций, многие
предложения оканчиваются
восклицательным знаком.
Встречаются повторы,
подчёркивающие силу его
переживаний: «… одну
минуту, ещё одну минуту
видеть её», «Вера стала для
меня дороже всего на
свете, дороже жизни,
чести, счастья». Лексика
тоже выражает чувства и
переживания: невтерпёж,
беспокойство, отчаяние,
счастье;
глаголы: проклинал, плакал,
смеялся, плакал,
задыхаясь.
Печорин здесь не холодный
эгоист, не равнодушный к
себе и другим скептик, а
живой, глубоко
чувствующий человек,
бесконечно страдающий от
одиночества и
невозможности удержать
счастье.
И всё же герой не способен
сделать счастливыми даже
тех, кого любит, потому что
и в любви остаётся
эгоистом, по его же словам,
он «ничем не жертвовал
для тех, кого любил», а
«любил для себя, для
собственного
удовольствия».
40.
Задание 1.1.1.
Как вы понимаете слова Печорина: «Мне, однако, приятно, что я могу плакать!»? Как они
соотносятся с содержанием романа?
От события к событию на протяжении романа создается впечатление, будто Печорину
настолько безразличны окружающие, что он готов на любой «эксперимент», чтобы развлечь
себя. Но можно заметить и еще один странный момент в истории Печорина: при объяснении с
Мери он жаждет найти в себе хоть «искру чувства» к этой девушке, но безуспешно. Его сердце
пытается противостоять разуму, но терпит неудачу. При одной из встреч с Мери он сам
говорит о парадоксах своего характера: «Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не
ласкал, все оскорбляли; я стал злопамятен... Я был готов любить весь мир, меня никто не
понял; и я выучился ненавидеть... Я сделался нравственным калекой...». Определяющей
чертой Печорина становится его эгоизм. Играя с чувствами других, он восполняет отсутствие
собственных... Еще одной жертвой героя становится Грушницкий. Печорин не боится смерти, и,
стоя на скале, он не испытывает ничего, кроме эмоционального возбуждения. Он до конца с
интересом наблюдает чувства Грушницкого, он ждет, что тот сознается в заговоре, но
безуспешно. Испытав целую гамму чувств, уже через некоторое время после дуэли он вновь
холоден и спокоен. Когда герой читает письмо от Веры, читателю кажется, что в Печорине
просыпается сердце. Он вскакивает на «своего Черкеса» и пытается догнать уходящее счастье,
но загоняет коня. И – плачет! Но спустя немного времени рассудок уже не оставляет сердцу
шанса. С особым цинизмом Печорин произносит: «Мне, однако, приятно, что я могу плакать!».
А дальше звучит совсем уж невыносимый вывод, что в слезах его повинен «пустой желудок»!
«Плакать здорово»! Благодаря слезам, скачке и ночной прогулке он будет в эту ночь хорошо
спать! И действительно, заснул «сном Наполеона после Ватерлоо».
41. «Фаталист» «Зачем я жил? Для какой цели родился?»
«Фаталист» «Зачем я жил? Для какой целиродился?»
Предопределение - заранее определить,
обусловить; рок, судьба; в религии: воля
божества, определяющая собой поведение
человека и все происходящее в мире.
Предписание- распоряжение, приказ.
Рок - несчастная судьба.
Фатализм- вера в неотвратимость судьбы, в
то, что все в мире заранее предопределено
таинственной силой, роком.
Фаталист- человек, склонный к фатализму.
42.
43.
Новелла начинается сфилософского спора
Печорина с Вуличем о
предопределении
человеческой жизни.
Вулич – игрок,
сторонник фатализма.
Печорин выступает как
его оппонент. В этом
споре Печорин сразу
ставит коренной вопрос:
«Если точно есть
предопределение, то
зачем нам дана воля,
рассудок?»
44.
Таким образом, не отвергая и не утверждая наличияпредопределения, Лермонтов ставит эту сложнейшую
философскую проблему и делает вывод: если предопределение
человеческой жизни и существует, то понимание этого не
мешает человеку быть активным и храбрым. По Лермонтову,
фатализм не исключает активности, риска и подвига, но
приглашает к ним, то есть, пока есть силы, нужно бороться за
свои идеалы до конца. Не отрицая саму идею фатализма,
Лермонтов зовёт не к примирению с жизнью, а к
«решительности характера», к действию и борьбе.
Печорин в этой повести впервые совершает поступок, который
приносит пользу людям. Печорин, стремясь вырваться из
порочного круга своего общества, раздумывает о смерти, идет на
риск, не дорожит собой. Но его «высокое предназначение»,
«необъятные силы» помогают ему, веря в судьбу, все же бросить
ей вызов и победить. Его фатализм — в стремлении идти
наперекор судьбе, «искать бури», действовать, самостоятельно
распоряжаться своей жизнью.
45. Этот спор проверяется тремя примерами, показывающими три смертельных схватки с судьбой
Первый – попытка Вулича убить себявыстрелом в висок, окончившаяся неудачей.
Второй – случайное убийство Вулича на
улице пьяным казаком.
Третий – отважный бросок Печорина на
пьяного казака-убийцу.
46.
Печорин предстает в «Журнале...» человеком,глубоко чувствующим и страдающим.
Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь —
расплата за собственные поступки.
Понимая, что от судьбы не уйти, он все же не хочет
покориться, противопоставляя себя и веку, и
обществу, и даже смерти.
Но разомкнуть круг жизни он все -таки не может.
Поэтому роман заключен в композиционное
«кольцо»: действие и начинается, и заканчивается в
крепости.
Мастерство автора в создании психологического
портрета Печорина проявляется в изображении его
внутренней жизни, его самоанализе, сюжетнокомпозиционных особенностях романа.
47. Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в
Живет, совершаетпоступки, ошибается
Анализирует и судит
Огромная жажда
Скептик,
жизни,
Отношение к жизни разочарованный
деятельности,
человек, живет «из
желание понять
любопытства»
свое назначение.
48.
Живет, совершает поступки, ошибаетсяБорьба
сердца и
ума
Не может не чувствовать
красоту природы, переживания
других людей: «Какая бы
горесть ни лежала на сердце,
какое бы беспокойство ни
томило мысль, все в минуту
рассеется, на душе станет
легко».
Анализирует и судит
«Я давно уж живу не
сердцем, а головою. Я
взвешиваю, разбираю
свои собственные
страсти и поступки с
строгим любопытством,
но без участия».
49.
Живет, совершает поступки,ошибается
Отношение к
женщинам
«Женщины! Женщины! кто
их поймет? Их улыбки
противоречат их взорам,
их слова обещают и манят,
а звук их голоса
отталкивает ... то они в
минуту постигают и
угадывают самую
потаенную нашу мысль, то
не понимают самых ясных
намеков...»
Анализирует и судит
«Женщины должны бы
желать, чтоб все мужчины
их так же хорошо знали,
как я, потому что я люблю
их во сто раз больше с тех
пор, как их не боюсь и
постиг их мелкие
слабости».
50.
Живет, совершает поступки,ошибается
Мелкие недостойные
поступки. Приносит людям
Главное
лишь зло и страдания.
противоречие
Полная безнадежность,
героя
сознание своей
обреченности.
Анализирует и судит
Необъятные силы души.
Стремится «любить весь
мир». Жажда полноты
жизни.
51.
Живет, совершает поступки,ошибается
«Одни почитают меня хуже,
другие лучше, чем я есть на
самом деле... Одни скажут:
он был добрый малый,
другие - мерзавец. И то и
Сам о себе другое будет ложно. После
этого стоит ли труда жить? А
все живешь - из
любопытства: ожидаешь
чего-то нового... Смешно и
досадно».
Анализирует и судит
«С тех пор как я живу и
действую, судьба как-то
всегда приводила меня к
развязке чужих драм, как
будто без меня никто не
мог бы ни умереть, ни
прийти в отчаяние!»
52.
Расценивает себя как «нравственного калеку», укоторого «высохла, испарилась, умерла» лучшая
половина души.
Кто же виноват в том, что Печорин превратился в
«умную ненужность?»
Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: «Моя
бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и
светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я
хоронил в глубине сердца, они там и умерли»,
«Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я
так же очень достоин сожаления».
53. Онегин и Печорин
• Затем попытканайти
применение
своим душевным
силам в какихлибо занятиях:
чтение книг,
хозяйство, но
разочарование и
в этом тоже.
• Белинский сказал о
Печорине: «Это
Онегин нашего
времени, герой
нашего времени.
Несходство их между
собой гораздо меньше
расстояния между
Онегою и Печорою».
• Герцен назвал Печорина
«младшим братом
Онегина».
Сходство героев.
• Представители
светского общества.
• Общее в истории жизни
героев: вначале
погоня за светскими
удовольствиями, затем
разочарование в них и
таком образе жизни.
• Героями
овладевает скука.
• Критически
относятся не
только к
окружающим их
людям, но и
беспощадно
судят себя и свои
поступки.
54. Чем Печорин отличается от Онегина «Печорин выше Онегина по идее… В нём неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его,
Сходство героев не только не исключает, но ипредполагает их различия. Прежде всего, это связано с
принадлежностью героев к разным поколениям, между
которыми – восстание 14 декабря на Сенатской площади.
Следовательно, Онегин принадлежал к тому поколению,
Которое выйдет на Сенатскую площадь, а Печорин – к
тому, о ком Лермонтов сказал в «Думе»: «в бездействии
состарится оно».
Различны герои и в характерах, образе жизни. Онегин
более пассивен: не ищет намеренных столкновений с
окружающими, не стремится ежеминутно подвергать
опасности свою жизнь ради самоутверждения.
Печорин активен, ищет острых ощущений, готов
подвергать опасности свою жизнь, даже если цель
ничтожна. Ему, как и Онегину «наскучил света шум». Но
если Онегин, спасаясь от этого шума, едет скучать в
деревню, то Печорин – на Кавказ, в действующую армию.
55.
Онегин, спасаясь от скуки,пробует писать, «но труд
упорный ему был тошен».
Печорин пишет журнал, где
анализирует свои мысли,
поступки, размышляет о
жизни, о вере и безверии.
Характерная особенность
Печорина – постоянная
рефлексия, раздвоенность
образа. Следовательно, от
своего предшественника
Онегина он отличается не
только индивидуальными
особенностями, но и
степенью самосознания. Это
не только черта самого
Печорина, но и особенность,
характеризующая героя его
времени. Белинский об этом
писал: «Наш век есть век
осознания … рефлексии».
56.
Примеры сочинений.С.В чём схожи и чем различаются Печорин и Вернер?
Герои абсолютно разные и в то же время в чем-то схожие. Из всего окружения на водах доктор Вернер по духу ближе к Печорину.
Им нравится вести разговоры на философско-метафизические темы, «об отвлеченных предметах».
Герои резко отличаются внешне, но есть в портретном описании каждого из них то, что выделяет их из общей массы людей.
Отношение в обществе к героям неоднозначно: «завистливые водяные медики... распустили слух», будто доктор Вернер рисует
карикатуры на своих больных, вследствие чего он остался без практики.
Печорин тоже конфликтует с представителями «водяного общества», но скорее от скуки. Он более удачлив в любви, богат, красив — все
это и послужило поводом для конфликта с Грушницким и его единомышленниками.
И Печорин, и Вернер злы на язык. «Под вывескою... эпиграммы» доктора «не один добряк прослыл пошлым дураком...».
Печорин же не дает спуску Грушницкому, высмеивая его страсть «декламировать». Печорин служит, но достаточно богат, чтобы гнаться
за чинами. Вернер «беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу...». Печорину он говорил, что «скорее
сделает одолжение врагу, чем другу, потому что это значило бы продавать свою благотворительность, тогда как ненависть только
усилится соразмерно великодушию противника».
Доктору Вернеру неинтересно лечить от мнимых болезней купцов, их жен, всех представителей «водяного общества» (достаточно
вспомнить о лечении, которое он назначил обеим Лиговским). «Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими
больными», но Печорин однажды видел у как «он плакал над умирающим солдатом».
Суждения героев о женщинах сходны: Печорин считает, что «нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин трудно убедить в чемнибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои
предубеждения, очень оригинален; чтоб выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики».
Вернер, в свою очередь, сравнивает женщин с заколдованным лесом: «Только приступи... на тебя полетят со всех сторон такие
страхи, что боже упаси: долг, гордость, приличие, общее мнение, насмешка, презрение... Надо только не смотреть, а идти прямо,—
мало-помалу чудовища исчезают, и открывается пред тобой тихая и светлая поляна, среди которой цветет зеленый мирт. Зато
беда, если на первых шагах сердце дрогнет и обернешься назад!».
Вернер принимает участие в судьбе Печорина. Он соглашается стать его секундантом на дуэли с Грушницким. Во время дуэли доктор
настаивает на разоблачении заговорщиков, беспокоясь о судьбе Печорина. Но, услышав от Печорина, что тот, возможно, ищет
смерти, отступает, предоставляя ему право самому распоряжаться своей судьбой.
Доктор был более привязан к Печорину, нежели тот к нему. «Мы... сделались приятелями...»,— так определяет завязавшиеся
отношения Печорин.
Именно приятелями, потому что, как пишет в дневнике сам Печорин, он к дружбе «не способен. Из двух друзей всегда один раб
другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд
утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...»
57.
В каких произведениях отечественной классики изображены герои, связанные приятельскими
отношениями, и в чём эти герои могут быть сопоставлены с Печориным и Вернером?
Скука – одно из самых обидных проявление человеческих слабостей. Еще обиднее, когда скучающий
герой – человек в самом расцвете сил, здоровый, умный, имеющий в жизни все, что нужно для счастья
и радости, и который в силах давать положительные эмоции окружающим. Почему у таких людей
появляется скучающий взгляд, утомление от жизни, ничто не приносит восторга и удивления? Почему
бытие вдруг теряет краски и превращается в череду серых будней? Попробуем разобраться в этой
проблеме на примере героев литературы 19 века.
Евгений Онегин – главный герой одноименного романа А. С. Пушкина. В самом начале мы видим его в
Петербурге. Здесь он столичный франт, который уже вполне постиг «науку страсти нежной».
Обстоятельства, а точнее сказать, скука, приводят его в деревню. Онегин, разочаровавшись в жизни и
интересах светского общества, покидает его и пытается заняться чем-то полезным. Но писать книги у
него не получается, чтение не приносит удовольствия. Быть хозяином поместья, доставшимся в
наследство от дяди, и постоянно заниматься хозяйственными делами тоже быстро надоело. Его
преследует «душевная пустота» и одиночество, которые не могут развеять ни любовь, ни дружба.
Причина скуки этого героя – непонимание его обществом и собственное нежелание идти навстречу
людям, совершать смелые поступки. Он мечется из стороны в сторону, бежит от Татьяны, от своей
настоящей любви, бежит от людей, все глубже уходя в себя. А когда, много позже, пытается вернуть
былое, Татьяна уже замужем, несвободна… Скука мешает жить Онегину, и даже сильная любовь не
способна вернуть ему радость жизни, потому что сам Онегин этого не хочет. Очень точно
охарактеризовала его Татьяна:
Чудак печальный и опасный, Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес, Что ж он?..
Ответ на этот вопрос, к сожалению, не знает даже сам Онегин.
Печорин – главный персонаж произведения М. Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Печорину
выпало видеть духовный упадок в обществе. Воспитанный в духе дворянской интеллигенции, он
воспринимал окружающую действительность без оптимизма. Герой не только не имеет ничего общего,
но и глубоко враждебен обывательскому, обыденному отношению к действительности, которое
господствует в дворянском обществе. Но эта враждебность не выражается в действиях. Печорин умеет
произвести впечатление, может строить в воображении идеалистические картины, но не делает ничего
реального и полезного для других. Он уходит в себя, бесцельно растрачивает силы, хотя осознает
бессмысленность своего существования.
58.
• Задание 1.1.2.
• Какова роль детали в поведении доктора Вернера: «Он против
обыкновения не протянул мне руки»?
• Утром после дуэли к Печорину пришел Вернер: «лоб у него был
нахмурен, и он против обыкновения не протянул... руки». Печорин
отлично понимает причины такого поведения доктора: «начальство
догадывается» – сейчас небезопасно оказаться замешанным в эту
историю даже в качестве секунданта. Но главное, Вернер теперь
ясно видит все последствия пребывания Печорина на водах: Мери
больна, Грушницкий убит – доктор осуждает Печорина.
• Глядя на Вернера, Печорин делает грустный вывод: «Вот люди! все
они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают,
советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства,
– а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того,
кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все
они таковы, даже самые добрые, самые умные!..». Опять герой ищет
причину не в себе, а в окружающих, не задумываясь о своей
собственной ответственности.
59.
2.3. Почему, в нарушение хронологии, события, начинающие и заканчивающие роман «Герой
нашего времени», происходят в крепости?
М.Ю. Лермонтов писал, что в романе «Герой нашего времени» он хотел исследовать «историю
души человеческой», которая «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
Автор представляет нам не роман-биографию, а роман-портрет. Этой цели подчинена вся
сюжетно-композиционная структура произведения. «Герой нашего времени» включает в себя
пять повестей, каждая из которых рассказывает о какой-либо необыкновенной истории в жизни
Печорина. Причем в расположении повестей («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна
Мери», «Фаталист») Лермонтов нарушает жизненную хронологию эпизодов романа. В
действительности же события происходили в ином порядке. По пути из Петербурга на Кавказ
Печорин останавливается в Тамани. Герой здесь рискует жизнью, происходит его схватка с
контрабандистами. После участия в военной экспедиции, которая в романе не изображена, он
едет в Пятигорск, где убивает на дуэли Грушницкого. За это Печорина высылают в крепость, где
он служит под началом Максима Максимыча. В это же время происходит история с Бэлой. Из
крепости он отлучается на две недели в казачью станицу, где происходит схватка с Вуличем.
Потом он вновь возвращается в крепость N. Далее Печорин выходит в отставку и в
течение пяти лет живет в Петербурге. Потом он отправляется в Персию и во
Владикавказе встречается с Максимом Максимычем и издателем. Наконец,
возвращаясь из Персии, Печорин умирает. Таким образом, реальная хронология
событий требовала следующего расположения повестей: «Тамань», «Княжна Мери»,
«Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина». Но
зачем понадобилась Лермонтову такая перестановка событий? Писатель завершает
роман не смертью Печорина, а тем эпизодом, где он, подвергаясь смертельной
опасности, все же избежал смерти. Более того, в повести «Фаталист» герой ставит под
сомнение существование предопределения, судьбы, отдавая приоритет собственным
силам и интеллекту. Таким образом, автор не снимает с него ответственности за все
совершенные им поступки, включая и те, которые он совершил после пребывания в
казачьей станице. Характер Печорина статичен, Лермонтов лишь варьирует
жизненные ситуации и проводит по ним героя, исследуя все новые и новые грани его
внутреннего мира.
60.
Благодаря специфической композиции Лермонтов изображает героя в «тройном
восприятии»: сначала глазами Максима Максимыча, потом «издателя», затем Печорин
сам рассказывает о себе в своем дневнике. Смысл подобной композиции состоит в
постепенном раскрытии характера героя (от внешнего к внутреннему), когда автор
вначале заинтриговывает читателя необычностью ситуаций, поступков героя, а затем
открывает мотивы его поведения. «Кавказская история» Печорина дается в
восприятии Максима Максимыча, который давно знаком с Печориным, любит его,
однако совершенно не понимает его поведения. Штабс-капитан простодушен,
духовные запросы его невелики – внутренний мир Печорина для него непостижим.
Отсюда – странность, загадочность Печорина, невероятность его поступков. Последняя
повесть, завершающая роман, носит название «Фаталист». Это часть дневника героя. В
раскрытии образа Печорина она играет роль эпилога. Лермонтов поднимает здесь
философскую проблему судьбы, рока, фатума. Вулич погибает в повести, как и
предсказал Печорин, и это наводит на мысль о том, что предопределение существует.
Но вот Печорин сам решил испытать судьбу и остался жив, мысли героя уже более
оптимистичны: «…как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах
рассудка!..». Завершение «Героя нашего времени» философской повестью
многозначительно. Печорин часто творит зло, прекрасно сознавая истинный смысл
своих поступков. Однако «идеология» героя разрешает ему подобное поведение. Сам
Печорин склонен объяснять свои пороки злым роком или судьбой, жизненными
обстоятельствами и т. д. Лермонтов же не снимает с Печорина ответственности за его
поступки, признавая возможность выбора между добром и злом. Интересно, что и в
первой, и в последней повести романа автор показывает поступки главного героя в
восприятии и оценке Максима Максимыча. Это Печорин проводит эксперименты,
проверяя свои философские суждения, а штабс-капитан просто замечает по поводу
случая с Вуличем: «Это штука довольно мудрёная!» (т.е., не человеческого ума
вопрос), а потом промолвил: «Да, жаль беднягу…» (а вот пожалеть – дело
человеческое). Таким образом, роман проникнут единством мысли. Кольцевая
композиция у Лермонтова символична: она обнажает бесплодность исканий героя, его
неспособность вырваться из рамок собственных представлений о жизни.