Похожие презентации:
Философия Дж. Беркли
1. ФИЛОСОФИЯ ДЖ. БЕРКЛИ
2.
3. Жизнь и труды
• Дж. Беркли (1685-1753) крупнейший английскийфилософ, создатель нового направления в
философии – субъективного идеализма.
• Беркли родился в Ирландии в дворянской семье.
Закончил колледж Святой Троицы в Дублине в 1704
и получает степень бакалавра искусств.
• В 1709 году был рукоположен в сан священника.
Занимается философией. В этом же году выходит
первое философское произведение «Новая теория
зрения», посвященная психологии человеческого
восприятия.
• Основной философский труд Беркли был написан в
1710 году, это был «Трактат о принципах
человеческого знания», где была сформулирована
его новая философская концепция.
4. Борьба с материализмом
• Вся деятельность Беркли как философа, ученого,священника была подчинена одной цели – борьбе с
неверием.
• Так как главной опорой неверия и безбожья был
материализм, - то искоренить его стало главной
задачей философии Беркли.
• В работах «Три диалога между Гиласом и
Филонусом», «Аналитик» и др. Беркли пишет о
необходимости создания новых форм и методов
защиты религиозного мировоззрения.
• Против Беркли выступили как его откровенные
враги –материалисты, так и те философы, чьи
интересы по существу совпадали с его
собственными.
5. Критика абстрактных идей
• Стержень всех философских рассуждений Беркли –критика абстрактных идей.
• «Все, что существует, существует единично». Отсюда
следует, что все соответствующее действительности,
должно быть единичным.
• Абстрактные понятия суть ложные и невозможные
понятия. Это такие понятия как протяжение, движение,
число, пространство, время, счастье, добро и пр.
• Нельзя образовать отчетливое абстрактное
представление о движении или протяжении без
конкретных чувственных качеств, таких как быстрое или
медленное, большое или малое и т.д.
• Общее, согласно Беркли, - не отражение реального
единства вещей, а искусственное творение
человеческого разума.
6. Критика абстрактных понятий
7. Идеи и вещи
• Нет такой вещи, которую мы не в состояниибыли бы представить: возможность
представления (восприятия) определяет
возможность бытия.
• Ощущение отождествляется им с качеством
вещи и получает название «идея».
• «Чувственные объекты, будучи вещами,
непосредственно воспринимаемыми, иначе
называются идеями».
• Идея первична, а вещь вторична, так как
вещь есть сочетание или комплекс идей.
8. Существовать значит быть воспринимаемым
• Вещей видеть нельзя, а можно лишь видетьцвета, фигуры, величины.
• Вещь разлагается без остатки на идеи – значит
формула «качества принадлежат вещам»
приобретает смысл «качества принадлежат
сознанию».
• Таким образом, в идеи происходит слияние
ощущающего и ощущаемого.
• Поэтому основным тезисом Беркли
(субъективного идеализма) является:
«существовать значит быть
воспринимаемым».
9. Материя
• Существование идеи состоит в еевоспринимаемости.
• «Я говорю: стол, на котором я пишу, существует, это значит, что я вижу его, осязаю, обоняю….»
• Существует ли материя? Определение материи
состоит из одних отрицаний: ни то, ни другое, ни
третье (ничего конкретно воспринимаемого).
Остается беспредметное слово, равнозначное
«подпорке», «носителю», но не имеющее
внутреннего конкретного содержания. Остается
пустое беспредметное слово.
• Если же материя не может быть воспринята, то на
каком основании мы можем утверждать, что она
существует?
10. Дух
• Однако, Беркли ограничивается только отрицаниемматериальной субстанции, стремясь сохранить
субстанцию духовную.
• Если Беркли был бы до конца последователен, то
пришел бы к выводу, что духовная субстанция
исчезает вместе с материальной.
• «Я отрицаю, что существует какой-либо не
мыслящий субстрат чувственных объектов и
отрицаю в этом смысле существование какой-либо
материальной субстанции».
• «Не существует телесной или материальной
субстанции, остаётся, стало быть, признать, что
причина идей есть бестелесная, деятельная
субстанция, то есть дух». Это по сути говоря
предательство логики субъективного идеализма и
переход на позиции объективного идеализма.
11. Солипсизм
• Крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм,представляющий окружающий нас мир как игру
человеческого воображения, не устраивает Беркли.
• Чтобы избежать солипсизма (мир есть комплекс моих
ощущений) Беркли полагает, что «Бог должен
существовать независимо от чьего-либо сознания или
идеи».
• Поэтому Беркли вводит 2 рода бытия : бытие Бога,
воспринимающего не только обычные вещи, но и
мыслящие вещи (людей) и бытие людей,
воспринимающих вещи.
• Между этими родами бытия в качестве посредников
расположены ангелы и архангелы.
• «Если действительное существование не мыслящих
вещей состоит в их воспринимаемости, то
существование мыслящей вещи в этом не состоит».
• Беркли признает существование других людей (других
мыслящих Я).
12. Существует ли не существующее
• Существуют ли вещи, если они невоспринимаются как мной, так и другими людьми,
если они не являются идеями ни для меня, ни для
других? К примеру, отдаленные не видимые
звезды, глубоководные еще не обнаруженные
рыбы и т.п.
• Существуют, но только по тому, что, если они
действительно существуют, то воспринимаются
ангелами и в конечном счете Богом.
• Беркли полагает бытие в действительности
(реализованное бытие) и бытие в возможности
(еще не реализованное).
• Быть означает быть воспринимаемым или
возможность быть воспринимаемым.
13. Почему существуют вещи
• Если вещи ни кем не воспринимаются ни вдействительности, ни в возможности, то они
непрерывно творятся и воспринимаются ангелами и
Богом.
• Сами вещи не могли бы существовать, если бы не
поддерживались волей и восприятием Бога.
• А что же, с точки зрения Беркли, представляет
собой сам Бог?
• Согласно берклианской логике, Бог, чтобы
существовать для нас, должен представлять собой
совокупность восприятий. Мы должны были бы его
видеть, слышать, ощущать, как и любую другую
материальную вещь. Но по отношению к Богу никто
из нас такого сказать не может.
14. Почему существует Бог
• Если Бог все-таки существует, то нам придетсяпредположить, что существует некоторая сущность
более высокая, чем Бог и Бог для нее является
результатом восприятия. Но почему существует эта
сущность? Кто ее воспринимает? Нам придется
предположить еще более высокую сущность и т.д.
до бесконечности.
• Таким образом, Беркли попадает в ловушку дурной
бесконечности, из которой можно выбраться только
«разорвав» логику субъективного идеализма и
перейдя на позиции идеализма объективного, то
есть просто бездоказательно постулируя
существование Бога как первоосновы, субстанции.
15. Доказательство бытия Бога
• Беркли не устраивали имеющиеся доказательствабытия Бога, и он предложил свое.
• Поскольку большая часть воспринимаемых нами
идей не произведена человеческими волями и не
зависит от них, должен существовать
некоторый Дух, их производящий.
• Поэтому каждое ощущение возникает извне, то есть
независимо от моей воли, но причиной идей может
быть только духовное начало и ли Бог.
16. Что порождает наши идеи
• Таким образом, то, в чем мы можем быть уверены– это наши идеи (= ощущения). Но что вызывает их к
жизни?
• Для материалиста очевидно, что вещи, материя.
Беркли считал, что этого никто не доказал и
доказать не сможет.
• Идеи духовны (нематериальны), а потому
субстанцией (первоосновой) их порождающей
должен быть дух или Бог, который дает нам
истинное представление, позволяющее нам хорошо
адаптироваться в жизни.
• Если я заявлю, что сижу на стуле (мои ощущения
вызваны материальным предметом вне меня), то
Беркли скажет, что он «сидит на комплексе
ощущений», для которого придумали общее
название «стул».
17. Как возможно познание
• Совместима ли вещь в моем восприятии свосприятием ее другим человеком?
• Согласно Беркли, такой совместимости не
существует.
• Мы не можем одинаково и адекватно познавать
мир. Но почему же мы понимаем друг друга?
• Мы пользуемся одинаковыми знаками, метками,
именами для обозначения более менее схожих
комплексов ощущений. Пример с вишней.
• «Но кто же не видит, что весь этот спор ведется изза слова, а именно, можно ли к тому, что
воспринимается разными лицами, прилагать тем не
менее термин «тоже самое»».
18. Возможна ли наука
• Наши общие представления, которые могут бытьпредставлены образно, есть возможные восприятия.
• Физика, математика могут быть такими возможными
восприятиями, если им в соответствие можно
поставить опыт.
• Наше знание является гипотетическим и мы
вынуждены строить воображаемый образ, а это, в
конечном счете, может привести к заблуждению.
• Чем абстрактнее (недоступнее опыту) факты той или
иной науки, чем дальше они от нашего восприятия, тем
меньше мы можем говорить о познании.
19. Заключение
• Нерешенные проблемы Беркли былиподхвачены и развиты Д.Юмом.
• От Беркли тянутся нити к ряду современных
философских направлений (позитивизм,
прагматизм и др.)
• К.Поппер писал: «Родословная Э.Маха,
Б.Рассела, Ф.Франка, М.Шлика,
В.Гейзенберга и многих других ведет к
Дж.Беркли».