Похожие презентации:
Рембрандт. «Возвращение блудного сына»
1. Рембрандт. Возвращение блудного сына.
2.
РембрандтХарменс ван
Рейн (Rembra
ndt Harmensz
van
Rijn) (16061669 гг.)
величайший
голландский
художник
живописец,
офортист и
рисовальщик.
3.
Родился в семье мельника вЛейдене, где работал
примерно до 1632 г., после
чего переехал в Амстердам. В
1634 г. Рембрандт женился на
девушке из состоятельной
семьи Саскии ван Эйленбюрх,
чей образ был увековечен им
на многих портретах с
необыкновенной нежностью и
любовью.
4.
С 1640-х гг., в творчествеРембрандта, особенно в
картинах на религиозные
темы, значение приобретает
светотень, создающая
напряжённую эмоциональную
атмосферу. Художника
интересует потаённая суть
явлений, сложный
внутренний мир
изображаемых людей.
5.
В 1642 г. судьбананосит тяжёлый
удар Рембрандту умирает Саския. В
этом же году он
пишет свою самую
выдающееся и
известную
картину Ночной
дозор.
Композиционное решение этой картины
не имеет ничего общего с
традиционным групповым портретом.
6.
Его последние работы поражаютотточенностью мастерства. На
последних автопортретах
Рембрандта, ставших вершиной
его не имеющей аналогов
портретной галереи, перед
зрителем предстаёт человек,
стоически переносящий тяжёлые
испытания и горечь утрат (в 1668
г. он потерял свою возлюбленную
Хендрикье Стоффелс, а в 1668 г. сына Титуса).
7.
Рембрандт создал замечательныепроизведения почти во всех
жанрах, пользовался
разнообразной техникой письма
(живопись, рисунок, офорт).
Величайший мастер, он оказал
влияние на многих известных
художников. Ореол славы вокруг
имени Рембрандта не померк и
после его смерти, он получил
истинное признание как один из
выдающихся живописцев всех
времён.
8.
Возвращение блудного сынаРембрандт Харменс ван Рейн. 1669 г.
9.
СюжетНа картине изображён финальный
эпизод притчи, когда блудный сын
возвращается домой, «и когда он был
ещё далеко, увидел его отец его и
сжалился; и, побежав, пал ему на
шею и целовал его», а его старший
праведный брат, остававшийся с
отцом, осердился и не хотел войти.
Сюжет привлекал внимание
знаменитых предшественников
Рембрандта: Дюрера, Босха, Луку
Лейденского, Рубенса.
10.
ОписаниеЭто самое большое полотно Рембрандта на религиозную
тему.
На небольшой площадке перед домом собрались несколько
человек. В левой части картины изображён спиной ко
зрителю коленопреклонённый блудный сын. Его лица не
видно, голова написана в профиль. Отец нежно касается
плеч сына, приобнимая его. Картина — классический пример
композиции, где главное сильно сдвинуто от центральной оси
картины для наиболее точного раскрытия основной идеи
произведения. «Главное в картине Рембрандт выделяет
светом, сосредотачивая на нём наше внимание.
Композиционный центр находится почти у края картины.
Художник уравновешивает композицию фигурой старшего
сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового
центра на одной трети расстояния по высоте соответствует
закону золотого сечения, который с древних времен
использовали художники, чтобы добиться наибольшей
выразительности своих творений».
11.
Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и егопотрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник
хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, причем
трогательная деталь — одна упала, когда сын становился на
колени. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский
дом. Мастер поместил главные фигуры на стыке
живописного и реального пространств (позднее холст был
надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край
проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого
сына). «Глубина пространства передаётся последовательным
ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная
от первого плана. Фактически она строится фигурами
свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно
в полумраке». «Перед нами децентрализованная композиция
с главной группой (узлом события) слева и цезурой,
отделяющей её от группы свидетелей события справа.
Событие заставляет по-разному реагировать участников
сцены. Сюжет строится по композиционной схеме „отклик“»
12.
Второстепенные персонажиПомимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа.
Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном
фоне, но кто они такие — остаётся загадкой. Некоторые
называли их «братьями и сёстрами» главного героя.
Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче
говорится о ревности послушного сына, а гармония картины
ничем не нарушена.
Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно
Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса
Антониссена (1541 год), на котором коленопреклоненный сын с
отцом также изображены в окружении фигур. Но на гравюре
эти фигуры надписаны — Вера, Надежда, Любовь, Покаяние и
Правда. В небесах на гравюре на греческом, иврите и латыни
написано «Бог». Рентген эрмитажного полотна показал
первоначальное сходство картины Рембрандта с деталями
упомянутой гравюры. Тем не менее, прямую аналогию провести
нельзя — на картине есть только отдалённое сходство с одной
из аллегорий Антониссена (самая дальняя и почти исчезающая
в темноте), которая напоминает аллегорию Любви, и, вдобавок,
имеет красный медальон в форме сердца. Возможно, это
изображение матери блудного сына.
13.
Две фигуры на заднем плане, расположенныев центре (судя по всему, женская, возможно
— служанка или ещё одна
персонифицированная аллегория; и
мужская), труднее поддаются отгадке.
Сидящий молодой человек с усами, если
следовать сюжету притчи, может быть
вторым, послушным братом. Существует
предположения, что на самом деле второй
брат — это предыдущая «женская» фигура,
обнимающая колонну. Причём, может быть,
это не просто колонна — по форме она
напоминает столп Иерусалимского храма и
может вполне символизировать собой столп
Закона, и то, что праведный брат за ней
прячется, приобретает символическое
звучание.
14.
Внимание исследователей приковывает фигурапоследнего свидетеля, расположенная в правой части
картины. Она играет важную роль в композиции и
написана почти так же ярко, как основные
действующие лица. Его лицо выражает сочувствие, а
надетый на него дорожный плащ и посох в руках
наводят на мысль, что это, также как и блудный сын,
одинокий странник. Израильская исследовательница
Галина Любан считает, что этот образ связан с
фигурой Вечного Жида. По другим предположениям —
именно он старший сын, что не совпадает с возрастной
характеристикой новозаветного персонажа, хотя он
также бородат и одет, как отец. Впрочем, эта богатая
одежда — также опровержение версии, поскольку
согласно Евангелию, услышав о возвращении брата,
он прибежал прямо с поля, где, вероятней всего, был
в рабочей одежде. Некоторые исследователи
усматривают в этой фигуре автопортрет самого
Рембрандта.
15.
Существует и версия, что две фигуры вправой части картины: юноша в берете и
стоящий мужчина — это те же самые отец и
сын, которые изображены на другой
половине, но только до ухода блудного сына
из дома навстречу кутежам. Таким образом,
полотно как бы совмещает два
хронологических плана. Высказывалось
мнение, что эти две фигуры — изображение
мытаря и фарисея из евангельской притчи.
В профиль в виде барельефа с правой
стороны от стоящего свидетеля изображён
музыкант, который играет на флейте. Его
фигура, возможно, напоминает о музыке,
которая через несколько мгновений заполнит
звуками радости дом отца.
16.
Женщина в левом верхнем углу17.
Второстепенные персонажи вправой части картины
18.
Флейтист19.
Обстоятельства созданияЭто не единственная работа художника на
данный сюжет. В 1635 году он пишет картину
«Блудный сын в таверне (Автопортрет с Саскией
на коленях)», отражавшую эпизод легенды о
блудном сыне, проматывающем отцовское
наследство. В 1636 году Рембрандт
создал офорт, а в 1642 году — рисунок (Музей
Тейлора в Харлеме).
Обстоятельства написания полотна загадочны.
Как считается, оно написано в последние годы
жизни художника. Изменения и исправления
первоначального замысла картины, заметные на
рентгенограмме, свидетельствуют о подлинности
полотна.
Датировка 1666—1669 годами, некоторыми
считается спорной. Историки искусства Г. Герсон
и И. Линник предложили датировать картину
1661 или 1663 годами.